Файл: Внедрение на предприятии концепции Vision Zero как источник повышения безопасности, гигиены труда, благополучия работников на всех уровнях производства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 86
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
12
«Работодатель обязан обеспечить систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку, пересмотр и актуализация не реже 1 раза в год в соответствии с требованиями Приказа Минтруда России от 29.10.2021 № 776н Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда»
[12].
Вывод: Проведя анализ оценки профессиональных рисков, мы поняли, что, на данный момент не существует единой методики оценки профессиональных рисков.
Нет регламентирующего документа, утверждающего порядок этой процедуры.
Поэтому для оценки профессиональных рисков работодатель вправе использовать любую методику, приведённую в национальных или международных стандартах, а также авторскую.
13
3 Разработка мероприятий по внедрении концепции Vision Zero на
предприятии
Программой предусмотрена реализация скоординированных действий по следующим основным направлениям:
- обеспечение соответствия оборудования и процессов производства законодательным нормативным требованиям по охране труда, промышленной и пожарной безопасности;
- обеспечение безопасности работника на рабочем месте;
- использование механизма частичного финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников за счёт средств страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- проведение специальной оценки условий труда;
- развитие санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников в соответствии с требованиями охраны труда.
- приобретение и выдача сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами, работникам, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
- проведение дня охраны труда, совещаний, семинаров и иных мероприятий по вопросам охраны труда;
- обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
14
- организация контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
- проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;
- информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья, о полагающихся работникам компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, средствах индивидуальной защиты;
- разработка и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников;
- проведение проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, рассмотрение их результатов, выработка предложений по приведению условий и охраны труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
- приобретение и выдача в установленном порядке работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, молока и других равноценных пищевых продуктов, лечебно-профилактического питания;
- внедрение более совершенных технологий в медицинских учреждениях, нового оборудования, средств автоматизации и механизации производственных процессов с целью создания безопасных условий труда;
- привлечение к сотрудничеству в вопросах улучшения условий труда и контроля за охраной труда членов трудовых коллективов – через обеспечение работы совместных комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессионального союза [4].
15
Список мероприятий, связанных с реализацией программы "Vision
Zero":
- организация отдела охраны труда;
- введение должности специалиста по охране труда или подписание гражданского права с организацией или специалистом, оказывающим услуги в области охраны труда);
- анализ состояния условий в организации и информации о гигиене труда;
- систематизация информации о состоянии условий в организации и гигиене труда;
- обеспечение наличия ряда нормативных правовых актов, в соответствии с особенностями работы, содержащими требования безопасности труда;
- составление списка доступных услуг по охране труда;
- оценка пригодности существующих НПФ к безопасности труда;
- оценка и приобретение потребностей НПА в области охраны труда и безопасности;
- анализ и обновление существующих местных правил гигиены труда;
- согласование проектных, технологических и иных документов, разрабатываемых в организации, с учетом требований безопасности труда;
- организация совещаний по безопасности труда;
- осуществление контроля за соблюдением сотрудниками требований безопасности труда;
- положения о подразделениях с целью пересмотра и обновления описаний должностных обязанностей
(правил ведения бизнеса), распределения функций и задач, связанных с безопасностью труда;
- разработка и корректировка инструкций о защите труда сотрудников в зависимости от профессии или вида выполняемого труда;
16
- назначение ответственных лиц для обеспечения безопасности работы;
- создание и обеспечение Комитета по охране труда (комиссии) с целью обеспечения требований безопасности труда работодателя и сотрудников, организации совместных действий по предотвращению травм и профессиональных заболеваний;
- проведение проверок условий труда и безопасности труда на рабочих местах;
- оценка деятельности Комитета по безопасности труда (комиссии) и поощрение активных сотрудников;
- оборудование тематическим пособием кабинет отдела по охране труда (угол);
- обсуждение вопросов, об условиях труда и безопасности труда на селекторах, организованных руководителем предприятия с руководителями структурных подразделений;
- использовать средства Фонда социального страхования РФ для осуществления мероприятий, направленных на сокращение профессиональной травмы и профессионального заболевания;
- составление и отправка заявления в Государственное учреждение о финансовом обеспечении профилактических мероприятий – Региональное управление Фонда социального страхования Российской Федерации;
- учет средств на финансовое обеспечение мер при уплате страховых взносов и ежеквартальное предоставление отчета в ФСС об их использовании;
- направление в
ФСС документов, подтверждающих произведенные расходы;
- обучение по охране труда;
- проведение вводного инструктажа;
- проведение первичного инструктажа на рабочем месте;
17
- проведение стажировки;
- проведение повторного инструктажа;
- проведение внепланового инструктажа;
- проведение целевого инструктажа;
- организация обучения работников пострадавших на производстве получают первую медицинскую помощь;
- организация обучения по периодической подготовке работников, осуществляющих работу во вредных и опасных условиях;
- организация обучения руководителей организаций, руководителей структурных подразделений, специалистов по охране труда, лиц, ответственных за организацию работы по обеспечению безопасности труда, на рабочих должностях в аккредитованных образовательных организациях;
- подготовка лиц, ответственных за эксплуатацию опасных производственных объектов;
- обеспечение работника специальной одеждой, специальной обувью и другим снаряжением для индивидуальной защиты;
- оценка потребностей сотрудников в СИЗ с учетом пола, роста, размера и характера, и условий их работы;
- приобретение СИЗ, имеющих сертификат или декларацию соответствия, подтверждающих соответствие выдаваемых СИЗ требованиям безопасности;
- организация выдачи СИЗ сотрудникам и ведение личных карт для выдачи СИЗ;
- проведение инструктажа работников о правилах применения
СИЗ, применение которых требует от работников практических навыков
(респираторы, противогазы, самоспасатели, предохранительные пояса, накомарники, каски и др.) простейших способах проверки их работоспособности и исправности, а также тренировок по их применению;
18
- проведение испытаний и проверок исправности СИЗ;
- замена деталей СИЗ при уменьшении защитных свойств;
- поддержание и хранение СИЗ (своевременная химчистка, стирка, дегазация, обеззараживание, дезинфекция, нейтрализация, удаление пыли, сушка, ремонт и замена СИЗ);
- контроль за обязательным использованием сотрудников СИЗ;
- медицинские осмотры сотрудников;
- подписание договора с медицинским учреждением о проведении медицинских осмотров;
- выдача лицам, поступающим на работу, направления на предварительный медицинский осмотр, под роспись и учёт выданных направлений;
- определение частоты периодических осмотров на основе вредных или опасных факторов производства, влияющих на работника, или видов выполняемых работ;
- составление списков имен работников, подвергшихся периодической и / или предварительной проверке;
- отправка работодателем в медицинскую организацию списков имен сотрудников на периодическое медицинское обследование;
- составление календарного плана для проведения периодических медицинских осмотров сотрудников;
- знакомство работников, проходящих периодическое медицинское обследование, с календарным планом проведения периодических медицинских осмотров;
- выдача работникам, направляемым на периодический осмотр, направления на периодический медицинский осмотр;
- получение от медицинской организации заключительного акта осмотра работника и обеспечение его хранения;
19
- проведение конкурса на проведение мероприятий по обеспечению безопасности труда среди структурных подразделений за лучшую организацию работ по обеспечению безопасности труда, декады охраны труда;
- провести специальную оценку условий труда;
- осуществление мероприятий, разработанных по результатам специальной оценки условий труда;
- применение систем автоматического и дистанционного управления и регулирования (устройств) производственного оборудования, технологических процессов, подъемно-транспортных устройств;
- приобретение и установка средств сигнализации, которые предотвратят возникновение опасных ситуаций при нарушении нормального функционирования производственного оборудования, средств аварийной остановки, а также при полном или частичном отключении и последующем восстановлении энергоснабжения;
- устройство, защищающее элементы производственного оборудования от воздействия движущихся частей, а также от излучаемых предметов, включая наличие замков, замков, уплотнительных элементов и других элементов;
- внедрение автоматизированных систем контроля уровня опасных и вредных факторов производства на рабочих местах;
- внедрение и/или модернизация технических устройств, обеспечивающих защиту работников от поражения электрическим током;
- установка охранных и сигнальных устройств (приборов) для обеспечения безопасной эксплуатации и аварийной защиты пара, воды, газа, кислот, щелочей, расплавов и других промышленных коммуникаций, оборудования и объектов;
- механизация и автоматизация процессов, связанных с хранением, транспортировкой, наполнением и разгрузкой мобильных и стационарных
20 резервуаров (судов) с токсичными, агрессивными, легковоспламеняющимися жидкостями, используемыми в производстве;
- механизация работ по хранению и транспортировке сырья, оптовой продукции и производственных отходов;
- оборудование для снижения до допустимых уровней вредных веществ в воздухе рабочей зоны до допустимых уровней механических вибраций
(шум, вибрация, ультразвук, инфразвук) и радиаций
(ионизирующие, электромагнитные, лазерные, ультрафиолетовые), а также модернизация (замена) технологических процессов на рабочих местах;
- устройство новых и реконструированных существующих систем отопления и вентиляции в промышленных и бытовых помещениях, тепловых и воздушных штор, установка кондиционеров, с целью обеспечения нормального режима климата в условиях эксплуатации рабочих помещений;
- введение естественного и искусственного уровня освещенности на рабочих местах, в помещении, в пунктах пропуска сотрудников в соответствии с действующими правилами;
- организация новых и/или реконструкция существующих организованных мест отдыха и комнат, психологической разрядки, мест обогрева работников, а также зон, защищенных от солнечных лучей и дождя при работе на открытом воздухе;
- покупка и установка автоматов для обеспечения работников питьевой водой;
- оборудование помещения для оказания медицинской помощи и
(или) создание санитарных постов с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи;
- перепланировка размещения производственного оборудования, организация работ по обеспечению безопасности работников;
21
- проектирование и организация учебных площадок для повышения практических навыков сотрудников в области создания безопасной работы;
- обеспечение технического обслуживания зданий, помещений в соответствии с требованиями безопасности труда (предотвращение скользких участков, выбоин на лестницах, разорванных участков линолеума в помещениях, некачественное покрытие плитки, светильников, мебели и т.д);
- организация по контролю за соблюдением стандартов безопасности труда [21].
Вывод: таким образом, мероприятия по внедрению концепции нулевого травматизма должны включать:
- определение и анализ первопричин любого несоблюдения правил по охране труда и мероприятий СУОТ;
- предотвращение травм на рабочем месте.