Файл: Внедрение на предприятии концепции Vision Zero как источник повышения безопасности, гигиены труда, благополучия работников на всех уровнях производства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
22
4 Разработка регламентированной процедуры по охране труда
«Проведение специальной оценки условий труда»
Специальная оценка условий труда - это комплекс мер по выявлению вредных или опасных факторов производственной среды и рабочего процесса [10].
После принятия решения о проведении специальной оценки условий труда руководитель организации должен выдать соответствующее распоряжение, определив состав комиссии, в том числе руководителя и порядок ее деятельности для проведения таких специальных оценок.
При этом количество членов комиссии должно быть нечетным, и в ее состав обязательно должен входить специалист по охране труда (статья 1-2
Закона 426-ФЗ). Главой Комиссии, как правило, назначается Гендиректор
(ч.4 ст.9 УК РФ) [19].
Вводными документами являются:
- приказ о проведении СОУТ и утверждении руководителем организации графика ее проведения;
- наименование рабочих мест, подлежащих СОУТ;
- наличие аналогичных;
- общая численность сотрудников, занятых на местах;
- наличие вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесс.
Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных конвенций Российской Федерации при толковании их как противоречащих Конституции Российской Федерации, не могут применяться в Российской Федерации. Такое противоречие может быть определено Федеральным конституционным законом № 426-ФЗ от
28.12.2013
«Об особой оценке условий труда»
[19].
23
Таблица 1 - Регламент процесса «Проведение специальной оценки условий труда»
Действие (процесс)
Ответс твенны
Испол нитель
Документы на входе
Документы на выходе
Примечание
1.
«Принятие решения о проведении СОУТ» [19].
2. «Заключение договора с организацией, проводящей
СОУТ» [19].
3.
«Издание приказа о проведении
СОУТ в организации» [19].
4.
«Утверждение перечня рабочих мест,на которых будет проводится СОУТ» [19].
5. «Идентификация ОВПФ»
[19].
6. «Исследование и измерение
ОВПФ» [19].
7. «Отнесение условий труда на рабочих местах по степени вредности и опасности к классу условий труда» [19].
8. «Утверждение отчета о проведении СОУТ» [19].
9. «Ознакомление работников с результатами СОУТ» [19].
10. «Размещение на оф.сайте сводных данных о результате проведения СОУТ» [19].
1.Работ одател ь
2.Спец иалист
ОТ
Специа лист сторон ней компан ии и комисс ия создан ная работо дателе м
-приказ о проведении
СОУТ и утверждении руководителем организации графика ее проведения;
-Наименование рабочих мест, подлежащих
СОУТ;
-Общая численность сотрудников, занятых на местах;
-Наличие вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесс.
-Сведения об организаци и;
-Номер в реестре организаци и проводяще й СОУТ;
-Сведения об испытатель ной лаборатори и, экспертах и средствах измерений;
-
Заключени е эксперта в СОУТ.
1. «В случае невозможности проведения оценки на рабочем месте составлен протокол, свидетельствующий о неприменимости соответствующих условий труда комиссией» [19].
2. «Он индивидуально разработан для каждой профессии и предназначен для сотрудников, оборудования, используемого на рабочем месте, оценки по измеряемым факторам, гарантий и компенсаций за вредные условия, рекомендаций по улучшению условий труда» [19].
3.
«Протоколы факторных измерений, характеристики приборов и соответствие их условиям эксплуатации» [19].
4.
«Протоколы оценки эффективности использования средств индивидуальной защиты» [19].
5. «Краткое изложение необходимых и выявленных результатов» [19].
6. «Перечень мероприятий, рекомендации специалистов по улучшению условий труда, расписание мероприятий и информация о лицах и структурных подразделениях, ответственных за выполнение заданий специалиста» [19].
24
Входные данные
Описание процесса
Выходные данные
Комментарий
25
Рисунок 1 - Регламентированная процедура проведения СОУТ
26
В то же время с определением перечня работ, при которых должна проводиться специальная оценка условий труда, комиссия готовит программу специальной оценки.
Он должен быть одобрен соответствующим приказом руководителя организации.
Исключение составляют рабочие места:
- работники, чья профессия и должность имеют право на досрочное назначение им страховой пенсии по старости;
- работники, имеющие право на гарантию и компенсацию за работу во вредных и/или опасных условиях труда;
- по результатам предварительной аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и/или опасные условия труда (ст. 10 Закона 426-ФЗ).
Специальная оценка этих работ должна была проводиться в приоритетном порядке, не переходя на этапы (письмо Министерства труда
России от 8 декабря 2014 года от 15-1/Б-1829).
За невыполнение данного обязательства работодателю будет возложена административная ответственность, в том числе штраф до 10 тысяч рублей – для должностных лиц и ИП, до 80 тысяч рублей – для юридических лиц (ч. 2 ст. 5.27.1 УК РФ).
Если работодатель должен до 31 декабря 2013 года документировать условия работы в соответствии с условиями труда, то специальная оценка этих работ не может быть проведена в течение пяти лет со дня завершения аттестации (ст. 4-ФЗ № 27).
Для проведения специальной оценки условий труда работодатель должен подписать договор с выбранной специализированной организацией
(2. Статья 8 Закона № 19-21 426-ФЗ.).
Как только договор со специализированной организацией будет заключен, работодатель обязан предоставить ей сведения, документы и
27 информацию, характеризующие условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий и др.).
При проведении специальной оценки условий труда экспертная организация сначала выявляет потенциально вредные и опасные факторы производства.
Результаты данного определения, по его завершении, будут утверждены комиссией, созданной работодателем (ст. 10 Закона 426-ФЗ).
После специальной оценки организация готовит доклад, который будет подписан всеми членами созданной работодателем комиссии и должен быть утвержден ее председателем (ст. 15 Закона 426-ФЗ).
Член комиссии, не согласный с результатами специальной оценки условий труда, может написать свое обоснованное мнение в письменной форме и добавить его в отчет.
В течение трех рабочих дней после утверждения отчета о конкретной оценке условий труда работодатель должен сообщить об этом в специализированную организацию, а также направить ему копию утвержденного отчета (статья 5.1 Закона №15 426-ФЗ).
Не позднее чем через 30 календарных дней после утверждения отчета о специальной оценке работодатель должен официально уведомить сотрудников о результатах специальной оценки (статья 5 Закона 426-ФЗ).
В течение 30 календарных дней после утверждения отчета о специальной оценке условий труда работодатель, если таковые имеются, должен представить на своем официальном сайте сводные данные по результатам специальной оценки (ст. 6 Закона 426–ФЗ).
При представлении отчетов об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на работе и профессиональных заболеваний работодатель также должен сообщить в ФСС результаты специальной оценки условий труда. 17-й Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ "об
28 обязательном социальном страховании от несчастных случаев на работе и профессиональных заболеваний").
Вывод: поэтому результаты проведенной специальной оценки влияют на установление гарантий и компенсаций работникам.
Также СОУТ
позволяет обеспечить охрану здоровья сотрудников, минимизировать факторы вредного воздействия на организм работника и улучшить состояние здоровья сотрудника, занимающего сопряженную с риском должность.
Работники, чьи условия труда на рабочих местах признаны вредными, имеют право на компенсацию в размере 4% или дополнительных отпусков.
Кроме того, статья об условиях труда на рабочем месте должна быть включена в трудовой договор с новыми работниками.
И в договоры с уже работающими сотрудниками должны быть внесены изменения, заключив с ними дополнительное соглашение.
29
5 Регламентированная процедура «Аудит системы экологического
менеджмента»
Экологический аудит предприятия – это комплекс процедур, направленных на защиту окружающего мира с целью проверки и соблюдения всех нормативных актов по действующим экологическим стандартам [11].
На сегодняшний день современный мир заботится об условиях окружающей среды и стремится повысить безопасность. Наибольшую угрозу представляет промышленная деятельность предприятий и предприятий, что определяет конкретные требования и необходимость контроля за текущей деятельностью.
Экологический надзор организован с целью контроля за соблюдением всеми установленными нормами экологической безопасности предприятий в случае выброса вредных и токсичных веществ в второстепенные слои атмосферы [14].
Основным нормативным актом регулирования является: “Федеральный закон об охране окружающей среды”.
Экологический надзор за предприятием является независимой оценкой и в основном осуществляется частной компанией, курирующей целевое предприятие или предприятие. В этом комплексе все рабочие зоны объекта контролируются в той мере, в какой они соответствуют экологическим стандартам.
Перед началом исследования клиент должен принять перечень объектов исследования и представить их проектную документацию. После этого необходимо выбрать крайний срок для проверки. В ходе исследования специалисты изучают существующую систему экологического контроля, оценивают действия ответственных сотрудников, изучают планы и мероприятия по охране окружающей среды, регистрируют их результаты.
Другие инспекционные объекты включают производственные мощности и
30 другие объекты, а также операционную зону. Деконструкция включает в себя производственные мощности и другие объекты. В ходе проверки также изучаются все документы, касающиеся охраны окружающей среды.
Эксперты изучают это на предмет соответствия действующему законодательству.
По результатам исследования составлено заключение об экологическом надзоре. Форма и содержание данного документа содержатся в распоряжении: “Государственного экологического научного центра
Российской Федерации от 30 марта 1998 года”. № 181.
Таблица 2 - «Аудит системы экологического менеджмента»
Действие
(процесс)
Ответственн ый за процесс
Исполнитель процесса
Документы на входе
Документ ы на выходе
Примечание
1.Принятие решения о проведении аудита
2.Заключен ие договора с организацие й, проводящей аудит
3.Аудит систем экологическ ого менеджмент а
4.Подготовк а и сдача отчета
Работодатель или уполномочен ное им лицо
(руководител ь службы охраны труда)
Экоаудиторск ие фирмы- внешний аудит;
Уполномочен ное лицо работодателя- внутренний аудит
-Проектная документаци я;
-Записи результатов внутреннего аудита;
-
Экологическа я политика;
-Копия экологическо го паспорта;
-Реестр экологически х аспектов
Акт, который содержит в себе результат проверки деятельнос ти организац ии;
Свидетель ство аудита
1. Перечень необходимых документов, включая записи, представляемых проверяемой организацией в орган по сертификации, должен быть уточнен в каждом конкретном случае и определен органом по сертификации.
2.
Орган по сертификации вправе потребовать от проверяемой организации дополнительные документы
31
Рисунок 2 - Регламентированная процедура «Аудит систем экологического менеджмента»
Входные данные
Описание процесса
Выходные данные
Примечание
“Федеральны й закон об охране окружающей среды”.
1.Принятие решения о проведение аудита
1.Работодатель
2.Специалист ОТ начало
До начала работ определить основные цели исседования
Проектная документация
Проектная документация
2.Заключение договора с организацией проводящей аудит
1. Работодатель
3.Специалист ОТ
Орган по сертификаци и вправе потребовать от проверяемой организации дополнитель ные дументы включая
Договор с организацией
Договор с организацией
3.Аудит систем экологического менеджмента
1. Работодатель
2.Специалист ОТ
3.Экоаудиторские фирмы
Экоаудиторс кая фирма имеет право потребовать дополнитель ные документы
Акт о проведении аудита
Акт о проведение аудита
4.Подготовка и сдача отчета
1. Работодатель
2.Специалист ОТ
3.Экоаудиторские фирмы
Данные результатов проверки;
Определение экологических рисков
Свидетельст во о прохождени и аудита конец