Файл: Литература по дисциплине Методы мотивации трудовой деятельности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 358

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


6. Отсутствие признания достижений и результатов сотрудника со стороны руководства и коллег. На эту тему существует притча:
Перед сражением, обозревая войска неприятеля, князь спросил своего полководца, за кем будет победа.


- Несомненно, за нами, - ответил военачальник. – Наш противник – человек храбрый, но жадный. Как приходит пора награждать, у него то ключ от ларца сломается, то печать куда-то запропастится. Его воины недовольны, они не будут за него умирать!

Если в компании не принято замечать своих достижений или выделять отдельных сотрудников из общей массы, то реакция сотрудников часто будет негативной.

Рекомендации довольно просты: следует поощрять сотрудников за хорошо выполненную работы, возможно, не всегда финансово, но зато всегда — словесным одобрением и поддержкой.

7. Отсутствие изменений в статусе сотрудника. Структурные ограничения - наиболее распространенная причина замедления и остановки карьерного роста, точнее, изменения статуса сотрудника в организации. Ситуация типична для крупных компаний с иерархичной структурой. К примеру, когда на место супервайзера претендует до 15 торговых представителей, в такой ситуации, как правило, даже выдающийся сотрудник может просидеть на своей должности не один год. Многие многонациональные компании, производящие потребительские товары, предлагают очень достойный компенсационный пакет и множество других возможностей при отсутствии возможностей повышения своего статуса, но, тем не менее, не могут гарантировать высокий уровень мотивации и лояльности их сотрудников. В результате сотрудники уходят в другие компании на более высокие позиции. Не последним по значимости демотиватором является субъективизм руководства при принятии решений о перемещении сотрудников.
Рекомендации: в этом случае целесообразно использовать различные приемы изменения статуса без изменения должности, например, руководство временным проектом.

Таким образом, вернуть сотрудника на позицию «полного соответствия» (рис. 10) возможно с помощью своевременного определения факторов демотивации и их «профилактики» или, по возможности, полной ликвидации. Это позволит не только повысить (или не снижаться) эффективность труда, и, в конечном счете, удержать ценных специалистов в организации.


2. Составляющие системы дополнительного вознаграждения персонала

Понятие системы дополнительного вознаграждения

Помимо основной заработной платы важную роль в системе мотивации персонала компании играет система дополнительного вознаграждения – материального и нематериального – стимулирование.

Дополнительное вознаграждение позволяет обеспечивать наибольшую индивидуализацию оплаты труда с учетом огромного числа факторов, в том числе зависящих непосредственно от компетентности и деятельности самого сотрудника.
На построение системы дополнительного вознаграждения влияют следующие факторы:
-общеэкономическая рыночная ситуация в стране;
- особенности стратегии компании и ее компенсационной политики, отношением к инвестициям в персонал и его развитием;

-спецификой вида деятельности компании;

- особенности системы базового вознаграждения, на которые накладывается, как правило, система дополнительного вознаграждения.

Система дополнительного вознаграждения включает: программу повышения заработной платы, стимулирующие доплаты и надбавки; премиальную систему; социальный пакет.

Доплаты носят временный характер и чаще всего стимулируют: занятость (сверхурочные работы, работа в выходные дни, в ночное время, выполнение обязанностей временно отсутствующего работника); сложность (совмещение профессий, профессиональное мастерство, выполнение работ различной квалификации); ответственность.

Надбавки носят более постоянный характер, как правило год, и составляют от 10 до 50 % месячного должного оклада. Они стимулируют: занятость (за выполнение обязанностей вакантной должности, выслугу лет), сложность (условия труда, характер работы и т.п.), ответственность (увеличение численности работников, материальная ответственность).

Компенсации – денежные выплаты, установленные с целью возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных, предусмотренных федеральным законом обязанностей. Статься 165 Трудового Кодекса Российской Федерации устанавливает следующие обязательные компенсации:


-за использование личного автомобиля работника в служебных целях;

-за использование личного имущества работника;

-при переезде на работу в другую местность;
-работникам-донорам.


В литературе выделяются способы вознаграждения разных групп персонала (табл. 8).

Таблица 8.

Способы вознаграждения различных групп персонала

Персонал

Вознаграждения

Торговая группа

Индивидуальные комиссионные с объема продаж;
Индивидуальная премия за вклад в общую прибыль;
Групповые комиссионные с увеличения объема продаж за прошлый год;
Групповая система долевого участия в прибыли;
Продвижение на более высокие должности с более высокой зарплатой.

Производственные рабочие

Групповая сдельная система платы труда;
Премии за долгосрочное завершение работы, за сверхурочную работу, освоение новой техники, технологии;
Общая схема долевого участия в прибыли;
Отсроченные платежи;
Участие в акционерном капитале
Субсидии, кредиты, страхование.

Секретарь

Вознаграждение за сверхурочную работу;
Общая схема долевого участия в прибыли;
Повышение до управляющего офисом;
Традиционные подарки фирмы.

Управляющий производством

Вознаграждение за сверхурочную работу;
Общая схема долевого участия в прибыли;
Предложение о долевом участии в прибыли;
Опционы на акции;
Специальные премии по результатам работ.

Художник

Индивидуальная премия за удачный дизайн;
Индивидуальные комиссионные с объема продаж;
Общая схема долевого участия в прибыли;
Бесплатная организация выставки работ, оплата участия в различных конкурсах и проектах;
Повышение в должности до дизайнера-менеджера;
Оплата личной мастерской.

Диспетчер

Премии за своевременную поставку товара
Вознаграждение за сверхурочную работу;
Повышение в должности до управляющего складом;
Общая схема долевого участия в прибыли.




Премиальная система компании

Премиальная система компании стимулирует вклад сотрудника в коллективные результаты и достижения, в выполнение миссии компании и ее целей. Основные требования к показателям системы премирования: все критерии премирования должны быть, во-первых, просты и понятны работникам и, во-вторых, экономически обоснованы.

Элементы системы премирования: категории премирования, показатели премирования (табл. 9), условия (табл. 10) и источники премирования.
Категории премирования – группы персонала, которые предполагается премировать с различным диапазоном стимуляции (классификация по убыванию диапазона премирования): руководители ключевых подразделений, от которых зависит основной бизнес-результат; сотрудники-профессионалы, создающие основной бизнес-результат; сотрудники, помогающие создавать основной бизнес-результат; сотрудники, не влияющие на бизнес-процессы компании (или влияющие оперативно): курьеры, водители, уборщицы и т.п..
Кроме того, в практике выделяются группы сотрудников, имеющих одинаковые схемы выплат премий:

1) менеджеры: топ-менеджеры и линейные менеджеры;
2) группа sales-сотрудников, которые ищут клиентов и взаимодействуют с уже имеющимися;

3) группа сотрудников front-line, которые общаются с клиентами непосредственно: курьеры, оформители заказов по телефону, агенты компании, таможенные деклараторы и пр.

4) группа сотрудников back-line или support либо работники офиса: бухгалтеры, сотрудники отдела персонала, секретари, администраторы, водители.

Таблица 9

Показатели премирования

Объект премирования

Показатели премирования

Увеличение объема выпускаемой продукции, увеличение объема предоставляемых услуг

1. Выполнение (перевыполнение) плана по объему выпуска
2. Выполнение плана по роту производительности труда
3. Выполнение (перевыполнение) промежуточных показателей работ, связанных с конечными показателями
4. Рост товарооборота

Экономия сырья, материалов и др. ресурсов по сравнению с нормативами

1. Снижение себестоимости продукта за счет экономии ресурса
2. Сокращение расходов на единицу конечной продукции
3. Выполнение плана по снижению издержек производства
4. Сокращение рабочего времени на операцию, вид работ

Рост финансовой успешности, прибыльности компании

1. Прибыльность
2. Рентабельность
3. Окупаемость при инвестициях
4. Удержание на определенном уровне зарплат
5. Снижение зарплатоемкости конечной продукции

Повышение качества продукции, качества услуг

1. Рост доли продукции высшего качества
2. Рост удовлетворенности клиентов
3. Увеличение показателя сервиса обслуживания клиентов
4. Сокращение сроков обслуживания
5. Внедрение в производство новой продукции, предоставление новых услуг

Снижение брака продукции и рекламация услуг

1. Рост объема доброкачественной продукции
2. Отсутствие штрафных санкций
3. Отсутствие рекламаций на продукцию, услуги
4. Выполнение требований системы бездефектного труда




Таблица 10

Условия премирования

Показатель

Условия

Количество изготовленной продукции

Отсутствие случаев несвоевременной доставки продукции

Качество продукции

Отсутствие возврата из-за несоблюдения требований к качеству продукции (услуг)

Сокращение срока ремонта

Отсутствие замечаний по качеству и срокам ремонта

Выработка на одного работника в месяц

Обеспечение неснижаемого запаса товаров по количеству и ассортименту

В зависимости от данных условий разрабатывается шкала премирования, которая устанавливает, кому, при каких условиях и в каком размере начисляются премиальные выплаты, для этого составляются таблицы премирования.
Чем ближе сотрудник к основному продукту деятельности компании, тем больше должен быть диапазон премирования: например, у секретаря диапазон премирования может быть от 90 до 110%, у руководителя от 50 до 150%.
У системы премирования существует свой порог чувствительности. На Западе хорошей премией считается 5% от оклада, в России – 20-30% . Премия ниже этого показателя часто сотрудникам воспринимается как обидная «подачка».

Источниками премирования являются фонд оплаты труда, получение дополнительной чистой прибыли, экономия оборотных средств, сырья, материалов, топлива.

Социальная мотивация персонала.

Говоря о социальной мотивации персонала, мы подразумеваем социальный пакет, бенефиционную систему, нематериальную мотивацию.

Социальный пакет компании включает как мотиваторы, требующие инвестиций компании (бенефиты), так и не требующие таковых. Социальная поддержка в компаниях производится как адресно, так и безадресно, независимо от вклада и должности.
Бенефиционная система – система, которая требует инвестиций компании – включает мотиваторы группы А (независимо о трудового вклада) и группы Б (зависящие от трудового вклада или грейда должности).
Группа А:

1) организация питания сотрудников за счет средств компании;
2) медицинская страховка и медицинское обслуживание, стоматологические оплаты;