Файл: Теории происхождения Древнерусского государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 103

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
собственности на имущество, права на приобретение, использование и наследование любого вида имущества, право владения промышленными предприятиями и промыслами, право на ведение торговли и т. д.
Горожане имели свой сословный суд.
40.
На рубеже XVIII–XIX вв. в большинстве стран Запада произошли буржуазные революции, возвестившие о крушении феодализма и победе капитализма,
переходе к промышленной цивилизации и установлении рыночной экономики. На смену абсолютизму и сословным привилегиям пришло гражданское общество,
утвердившее формальное равенство граждан и учредившее правовое государство в форме республики или конституционной монархии, главная обязанность которого состояла в гарантиях прав свободной личности.
Русское самодержавие было напугано этими процессами, опасаясь их переноса в страну. Поэтому свое высшее назначение оно видело в том, чтобы отстоять во что бы то пи стало всевластие трона. Крепостничество достигло своего расцвета – для русского дворянства это был "золотой век".
Однако процессы учреждения конституционного правления и политической демократии с верховенством гражданских прав личности по мере расширения их географии коснулись и России. В стране интенсивно шел необратимый процесс становления новых капиталистических отношений. Бурными темпами развивалась тяжелая промышленность.
Абсолютизм пытался приспособить развитие капиталистических отношений к нуждам и запросам правящего класса.
В конце XVIII в. в России действовали 167 горных заводов (около 80 тыс. рабочих)
и 2094 предприятия обрабатывающей промышленности (82 тыс. рабочих). Все активнее применялся вольнонаемный труд крестьян-отходников. Таких рабочих в
1799 г. насчитывалось 33,6 тыс. человек.
Россия заняла первое место в мире по выплавке чугуна и экспорта железа. Мелкое товарное производство послужило хорошей основой становления мануфактур.
Этот процесс особенно интенсивно проходил в полотняной, суконной, шелковой,
хлопчатобумажной,
а также в фарфоро-фаянсовой и сахаро-рафинадной промышленности.
Вопреки сословным законам, Табели о рангах, жалованным грамотам и косности давно устаревшего аппарата в России началась эпоха небывалой активности.
Однако самодержавие послушно выполняло волю крепостников, которые и не думали ни о каких конституционных преобразованиях. Купечество и мещанство еще не сформировались в новый класс – буржуазию.
Внутренние дела в империи пришли в упадок, процветала коррупция и взяточничество чиновников, фаворитизм.


41.
В
историческом плане особый интерес представляют российские конституционные проекты начала XIX века. Первая попытка была предпринята декабристами, выступавшими против монархии и крепостного права. Они ставили целью принятие конституции, которая закрепила бы в стране республиканскую форму правления. Проект оказался нереализованным.
Вторая попытка была осуществлена в эпоху властвования Александра II,
учредившего распорядительную комиссию в 1880 году, которая разработала предложения о подготовке и принятии конституции. Но в 1881 году Александр II
был убит и конституционные реформы прекратились. Третья попытка связана с изданием
Николаем
II
Манифеста от
17
октября
1905
г.
«Об усовершенствовании государственного порядка» и принятием Основных государственных законов от 23 апреля 1906 г. В них закреплялись права и обязанности российских поданных, и ограничивалась власть императора двухпалатным парламентом (Государственная Дума и Государственный Совет).
В рамках первого вопроса на семинаре предлагается обсудить причины,
сдерживавшие принятие конституции в Российской импе рии. Существенную помощь при подготовке вопроса может оказать монография С.А. Авакьяна
«Конституция России: Природа, эволюция, современность»[83].
1   2   3   4   5   6   7

Общие идеи
· Идеальный правитель должен проявлять заботу и уважение к человеку,
соответствовать представлениям о справедливом и мудром государе.
· Форма государственного правления, наиболее подходящая для России,
как считали авторы проектов конституции, была монархия, способная защитить подданных государства от произвола.
· Требование законности в государстве. (чтобы законность была превыше власти, и сам царь действовал бы сообразно принятым им законам - это бы защитило страну от возможного возврата к деспотизму)
Следовательно, авторы проектов поставили вопрос о возможном законодательном ограничении власти императора.
Основные проекты
В 1809 году Сперанский получил задание от Александра I подготовить общий проект государственных преобразований в России. Разработанный проект получил название «План государственного преобразования» или
«Введение к
уложению государственных законов».
В
проекте рассматривались вопросы о
необходимости государственного переустройства, о форме правления, наиболее подходящей для России, о сущности идеи разделения властей и полномочиях новых, предложенных
Сперанским, органов власти, и о правах и свободах граждан империи.

Необходимость реформ в государстве Сперанский объяснял самим ходом исторического развития. Сперанский был сторонником монархии,
но ограниченной принципом законности. Для поддержания законности в государственной политике, по мнению Сперанского, необходимо было придерживаться принципа разделения властей. При соблюдении идеи разделения властей каждый орган власти выполняет только те полномочия, которые определены ему законом. По идее Сперанского,
законодательную власть следовало сконцентрировать в новом органе -
Государственной думе, исполнительную власть передать министерствам,
а судебную поручить Сенату. Закон четко определял полномочия самого императора. По правовому проекту Сперанского в государственную жизнь вводились гражданские и политические права, выборное начало и
ограничение самодержавной власти.
До отечественной войны 1812 г. в русском обществе было подготовлено множество конституционных проектов. Из них частично был реализован лишь проект Сперанского (создание Государственного Совета, несколько ранее вместо приказов стали создаваться министерства).
Проект Новосильцева
По инициативе императора в канцелярии Н.Н. Новосильцева был подготовлен проект конституции для России, получивший название
«Государственная уставная грамота Российской империи». В основу проекта были взяты некоторые положения Польской конституции,
введенной в 1815 г.
Проект конституции предусматривал реформу государственной власти,
сообразно идее разделения властей. Так, по «Уставной грамоте»
законодательная власть в России должна была осуществляться двухпалатным парламентом, принципиально новым для России органом власти. Народное представительство, согласно «Уставной грамоте»,
должно было «состоять в государственном сейме (государственной думе),
составленном из государя и двух палат». Первая, высшая палата называлась Сенатом, вторая - посольской палатой. Посольскую палату образовывали земские послы и
депутаты окружных городских обществ».Исполнительная власть в государстве, по проекту «Уставной грамоты»,
передавалась в
полномочия императора.
Также исполнительную власть осуществляли
Государственный совет и
министерства. «Уставная грамота» вводила новую организацию местного управления в России. Страна должна была быть разделена на ряд наместничеств. Органы власти в наместничестве в целом совпадали в общеимперскими.
Таким образом,
проект
Н.Н.
Новосильцева предусматривал федеративное территориальное государственное устройство.Относительно
судебной
власти
«Уставная грамота»

предусматривала введение принципа независимости суда от администрации, введение новых судебных уставов.
«Уставная грамота» провозглашала введение свободы слова, свободы вероисповедания, равенство всех перед законом, неприкосновенность личности, свобода печати. Много внимания в документе уделялось защите неприкосновенности частной собственности.
Таким образом, «Государственная уставная грамота Российской империи»
предусматривала ограничение императорской власти, установление
принципа законности в государстве, провозглашение прав и свобод
граждан. Но данный проект, который готовился в строжайшей тайне, так и не был претворен в
жизнь.
Однако идеи о
необходимости реформирования государственной системы нашли немало сторонников в русском обществе. Представители русского дворянства в тайных обществах подготовили собственные проекты переустройства государственной системы. Эти проекты стали идеологической основой для движения декабристов.
Проекты декабристов
Самыми известными, важными и значительными среди проектов были
«Русская правда» П.И. Пестеля и «Конституция» Н.М. Муравьева.
Главным отличием конституционных проектов оппозиции было то, что они выступали за безусловную отмену крепостнического права в России.
Правительственные проекты вообще не затрагивали данный вопрос.
Конституционные проекты оппозиции предлагали разные варианты
будущей формы правления в России. «Конституция» Муравьева выступала за введение ограниченной монархии. «Русская правда»
Пестеля была более радикальным проектом, так как предлагала введение в России республиканской формы правления.
· Проекты декабристов по-разному видели будущее территориальное
устройство
государства.
Так, Н.М. Муравьев в «Конституции»
предлагал федеративное государственное устройство. А П.И. Пестель считал, что для России подходит только унитарное государственное устройство, так как федерация способствует развитию сепаратизма, что приведет к ослаблению государства.
· Конституционные проекты декабристов выступали за провозглашение прав и свобод граждан империи. В этом вопросе «Русская правда»
Пестеля была опять-таки более радикальным документом, так как в нем гражданские права получали все мужчины, достигшие 20-летнего возраста. В «Конституции» Муравьева, помимо возрастного ценза, для пользования правами вводились имущественный ценз и ценз оседлости.
Анализируя конституционные проекты,
предложенные властью и
оппозицией, можно отметить, что идеи конституционализма приобретали

все большую популярность в обществе, в высказанные в проектах предложения получили дальнейшее развитие в
последующих государственных реформах.
42.
19 января 1833 г. состоялось заседание Государственного совета, обсудившего представленный «Свод законов». Было принято решение пользоваться текстами существующих законов до 1 января 1835 г., а затем должен был вступить в силу в полном объеме в качестве общего «Свода законов
Российской империи». В целом, данную попытку кодификации российского права можно считать успешной, во многом это заслуга величайшего российского реформатора М.М. Сперанского.
Разработка «Уложения о наказаниях» началась сразу после создания «Свода законов» и велась первоначально в Министерстве юстиции, а затем во II
отделении
Императорской канцелярии.
При разработке проекта был использован том XV «Свода законов». Но авторы «Уложения» не ограничились российским опытом. Они изучили многочисленные западноевропейские уголовные кодексы, даже проекты некоторых кодексов.
Проект Уложения и объяснительная записка к нему были готовы к 1844 г. Их размножили для предварительного обсуждения. После рассмотрения проекта в
Государственном совете «Уложение» было утверждено императором в августе
1845 г. и введено в действие с 1 мая 1846 г.
«Уложение о наказаниях» было громадным законом. Оно содержало более
2000 статей, разбитых на 12 разделов, имеющих сложную структуру.
Такая громоздкость закона объяснялась тем, что его авторам не удалось преодолеть казуальность, свойственную прежним феодальным уголовным сборникам. Законодатель стремился предусмотреть все возможные виды преступлений, не полагаясь на обобщающие формулировки. Отчасти это объяснялось низким профессиональным уровнем российских судей, которые не могли бы разобраться в юридических абстракциях и, которым нужно было показать состав преступления как можно проще и нагляднее.
Впервые в российском законодательстве «Уложение» содержало Общую часть,
функции которой выполнял первый раздел закона. Уложение делило правонарушения на преступления и проступки, граница между которыми была проведена не слишком четко. В первом разделе говорилось о вине как основании ответственности, о стадиях развития преступной деятельности, о соучастии, обстоятельствах, смягчающих и устраняющих ответственность.
Военнослужащие не подпадали под действие Уложения о наказаниях. Для них существовал изданный в 1839 г. Военно-уголовный устав, заменивший собой
Артикул воинский.