Файл: Теории происхождения Древнерусского государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 104

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В системе преступлений на первом месте стояли преступления и проступки против религии, государства, порядка управления, должностные преступления.
«Уложения» предусматривало обширную и сложную систему наказаний. Они подразделялись по разрядам, родам и степеням. Все наказания за преступления и проступки делились на уголовные и исправительные. К
уголовным относилось лишение всех прав состояния, соединенное со смертной казнью, каторгой или ссылкой. Исправительными наказаниями считались потеря всех особенных личных и сословных прав и преимуществ, соединенная со ссылкой в Сибирь или другие места, заключение в крепости, в смирительном доме, тюрьме, кратковременный арест и некоторые другие. Сохранялся сословный принцип применения наказаний: все преступники делились на тех, к кому могли применяться телесные наказания, и на тех, к кому они не применялись, предусматривалась такая мера наказания, как лишения сословных прав и привилегий.
43.Отмена крепостного права в России.
Необходимость отмены крепостного права была связана с общим кризисом крепостнической системы, назреванием революционного взрыва, поражением царизма в Крымской войне (1853 – 1856гг.). Понимание этого впервые выразил царь Александр II в 1856 г. в речи, обращенной к московским дворянам. Он заявил, что лучше освободить крестьян "сверху", нежели ждать, когда они начнут сами освобождать себя "снизу".
19 февраля 1861 г. царь подписал законодательные акты ("Положения") о "крестьянах, вышедших из крепостной зависимости", и одновременно "Манифест" об отмене крепостного права. Спустя две недели реформа была объявлена во всех губерниях России. Она касалась трех основных проблем:
личного освобождения крестьян, наделения их землей, порядка осуществления выкупной сделки.
Крестьяне объявлялись лично свободными. Это означало, что бывшие крепостные получили право самостоятельно pacпоряжаться своей личностью, а также ряд гражданских прав. Например, переходить в другие сословия –
мещан, купцов без разрешения помещика, заниматься промыслами, торговлей,
владеть движимым и
недвижимым имуществом,
заключать сделки,
предъявлять иски, поступать на службу и в учебные заведения. Помещики больше не могли продавать крестьян, наказывать, вмешиваться в их семейные дела.
Личное освобождение крестьян составляло буржуазную сторону реформы. Тем не менее сохранялась сословная неполноправность крестьян, прикрепление их к месту жительства, к общине. Они оставались низшим, податным сословием.


Были единственным классом, который платил подушную подать, нес рекрутскую повинность и по решению суда подвергался телесным наказаниям.
Сохранялась крестьянская община и общинное землевладение. Помещик следил за общественным порядком в деревне. За ним признавалось право собственности на всю землю имения, в том числе на крестьянскую, надельную.
Крестьяне объявлялись лишь пользователями надельной земли, обязанными нести за это установленные "Положением" повинности – барщину, оброк.
После выкупа у помещика своей надельной земли крестьянин мог стать ее собственником. Однако наделение крестьян необходимым количеством земли ставило бы их в независимое положение от помещиков, что последним было невыгодно. В то же время полное обезземеливание крестьян было экономически невыгодно и социально опасно, так как создавало в России многомиллионную армию безземельных, грозило социальной революцией.
Поэтому задача заключалась в том, чтобы наделить крестьян землей в таком мизерном количестве, чтобы, с одной стороны, он был бы привязан к этому своему наделу, а с другой стороны к помещичьему хозяйству.
Для этого Россия была разделена на три полосы: черноземную, нечерноземную и степную. Каждая из них предполагала "высший" или "низший" размер душевого крестьянского надела ("Высший" размер крестьянского надела земли
– это такой размер, больше которого крестьянин не мог требовать у помещика,
а "низший" – меньше которого помещик не должен предлагать крестьянину).
Если размер крестьянского надела до реформы превышал "высшую" норму земли в данной полосе России, то этот излишек отходил в пользу помещика.
Таким образом, образовались отрезки земли, отобранные у крестьян и переданные помещикам по реформе 1861г.
К тому же крестьяне потеряли часть земли еще и потому, что помещики по реформе получили право оставить в своем пользовании до одной трети земель в нечерноземной и черноземной полосах.
Всего по стране в результате реформы крестьяне потеряли 20% всей надельной дореформенной земли, в том числе от 26% до 40% в черноземной полосе страны и до 10% земли – в нечерноземной.
В результате реформы среднестатистическая крестьянская семья получила только около 7десятин земли, что было крайне недостаточно для ведения рентабельного товарного хозяйства.
Таким образом, реформа 1861г. обрекла деревню на разорение, обнищание.
За свои пореформенные урезанные наделы земли крестьяне должны были по–прежнему платить помещику оброк или отбывать барщину. Сельская

община, связанная круговой порукой, отвечала за исправное отбывание повинностей каждым ее членом.
Следовательно, пореформенные повинности крестьян мало чем отличались от дореформенных повинностей, по–прежнему имели феодальный характер.
От повинностей крестьянина освобождала выкупная сделка с помещиком,
которая заключалась только с согласия последнего. До ее заключения крестьяне должны были выполнять старые повинности и назывались поэтому временнообязанными. Лишь в 1881г. был принят закон, в соответствии с которым все временнообязаные крестьяне к 1января 1883 г. переходили на обязательный выкуп у помещика. Это означало, что с переходом на выкуп временнобязанные отношения крестьян с помещиками прекращались и крестьяне становились собственниками.
При этом выкупная сумма приравнивалась капиталу, помещенному в банк и дающему 6% дохода в год, равных прежнему оброку крепостных крестьян.
Следовательно крестьяне фактически должны были заплатить 867млн.руб., что в 1,5раза было больше рыночной стоимости земли.
Но так как крестьяне не имели наличных капиталов, правительство предоставило им ссуду для выкупа в пределах 75–80% от стоимости надела земли. Остальные 20–25% крестьяне платили помещику самостоятельно. В
течение 49лет крестьяне должны были возвратить ссуду государству с процентами путем ежегодных выкупных платежей в размере 6% от выкупной ссуды.
Только с января 1907г. эти платежи были отменены. Такой уступки от правительства крестьяне добились длительной и упорной борьбой. К этому времени они успели выплатить государству и помещикам за землю сумму почти в 4 раза больше ее рыночной стоимости до реформы. Вот почему "пресловутое "Освобождение" было бессовестным грабежом крестьян, было рядом насилий и сплошных надругательств над ними" (Ленин В.И. Полн. собр. соч. - Т.20. -
С.173).
После публикации Манифеста и "Положений" в стране поднялась волна крестьянских выступлений. Восставшие считали, что помещики скрыли от них настоящую волю. В год реформы в стране было свыше 1000, в 1862г. – 400, а в
1863г. – 386 крестьянских восстаний, которые были подавлены царской армией.
Таким образом, отмена крепостного права в России была вынужденной мерой самодержавия. Манифест объявил крестьянина юридически свободным, но реформа была проведена с учетом интересов помещиков, за которыми сохранялось право собственности на землю и все имущество. Они наделяли
крестьян землей за большой денежный выкуп, фактически процесс наделения землей и выкупа ее превратился в грабеж крестьян.
Отмена крепостного права ускорила переход страны от феодализма к капитализму. Личное освобождение крестьян составляло наиболее буржуазную сторону реформы. Личная свобода 23 млн. помещичьих крестьян стала непременным условием на пути всеобщего гражданского раскрепощения страны. Превращение бывших крепостных крестьян в "свободных сельских обывателей" уничтожало прежнюю систему экономического производства и создавало условия для свободных договорных отношений и развития в России капиталистического способа производства. Обезземелив крестьян, реформа в то же время сохранила многочисленные остатки крепостничества крупное феодальное землевладение, полуфеодальные методы эксплуатации, царскую монархию, сословное неполноправие крестьян.
В этом смысле непоследовательность крестьянской peформы 1861г. породила революционные выступления 1905г
43.
Внутреннее развитие России проходило в сложной и противоре чивой международной обстановке, в которой успехи Российской им перии сменялись неудачами. Тем не менее, общим итогом внешнепо литических усилий России явилось заметное расширение ее террито рии не только по размерам, но и по характеру присоединенных рай онов. В общем территория Российской империи увеличилась примерно на 20%, а население достигло 70 млн. человек. В
первой половине XIX в. изменились западная, южная и юго-восточная границы
России.
Начатая в 1808 г. война с давним соперником России Швецией завершилась в
1809 г. подписанием мира в Фридрихсгаме, по которо му к России отошла
Финляндия. Это существенно укрепило позиции России на Балтийском море,
прикрыло ее столицу, на протяжении столетия стоявшую по существу на границе империи.
Война с другим давним противником России, Турцией, закончи лась в мае
1812г., как раз накануне нападения на Россию Наполеона, Бухарестским договором,
1   2   3   4   5   6   7

по которому к
России отходили
Бессара бия и
участок
Черноморского побережья Кавказа с городом Сухуми. Присоединение
Бессарабии к Российской империи не означало вос соединение в ее пределах всего молдавского народа: часть его оста лась за Прутом.
По решению Венского конгресса, завершившего победу над На полеоном,
большая часть Герцогства Варшавского, созданного им ператором французов из отобранных у Пруссии польских земель, была передана России. Еще раньше,
по Тильзитскому договору Александ ра I с Наполеоном, к России отошла от
Пруссии польская Белостокская область.
Расширились пределы Российской империи и на Кавказе. Еще в 1783 г. по
Георгиевскому трактату Восточная Грузия перешла под покровительство
России. Однако Россия не смогла уберечь ее от пер сидского завоевания в 1795
г. В самом начале XIX в. карталино-кахетинский царь Георгий XII, подобно его отцу Ираклию II, добивается вновь включения Восточной Грузии в состав
России. Вслед за тем к Российской империи была присоединена и Западная
Грузия: в 1804 г. — Мегрелия и Имеретия, а в 1810 г. — Гурия.
В начале XIX в. к России по Гюлистанскому договору был присо единен также
Северный Азербайджан. В 1828 г. были присоединены Эриванское и
Нахичеванское ханства, из которых затем была обра зована Армянская область.
В первой половине XIX в. в состав Российской империи вошел весь Казахстан.
Сложившаяся ранее тенденция к инкорпорации присоединенных земель продолжала развиваться. Тем не менее, существовали районы, имевшие особый правовой статус, причем достаточно вольный. Осо бый правовой статус этих районов складывался, разумеется, в фео дальных формах.
Широкое самоуправление имела в составе Российской империи Финляндия.
Став частью России, она не только ничего не потеряла, но и впервые в своей истории приобрела государственность,
хотя и
с определенными ограничениями. Эти льготы были обусловлены ис торической обстановкой, в которой произошло присоединение и даль нейшее ее развитие. Финляндия вошла в состав России не без поддер жки определенных кругов финского общества,
компенсацией за что и
стало самоуправление.
Царское правительство не хотело иметь под боком у столицы очаг недовольства.
Наоборот, оно было заинтере совано в том, чтобы подходы к Петербургу с запада и северо-запада охранялись в спокойных условиях. Кроме того,
самоуправление Фин ляндии не было источником особого беспокойства для царизма, этот край не причинял царскому правительству столько хлопот, как,
ска жем, Польша или Кавказ. Существовало и определенное давление на царя западноевропейских кругов.
Правовой статус Финляндии в составе Российской империи был предметом споров между дореволюционными государствоведами. Так или иначе, но
Финляндия в составе империи обладала атрибута ми государственности. Она официально именовалась Великим кня жеством, имела органы власти, в том числе и сейм, правда, не соби равшийся с 1809 по 1863 г. В Финляндии была независимая от России судебная и правовая системы. В 1813 г. был выработан даже проект Конституции Финляндии, однако силу закона он не получил.
Конеч но, титул великого князя финляндского перешел к императору Рос сии, а в


Финляндии его особу представлял генерал-губернатор. Боль ше всего взаимоотношения Финляндии с Российской империей походили на классически феодальную систему персональной унии. Финляндия получила даже особый таможенный статус. Она смогла с выгодой для себя торговать как с Западом,
так и с Россией. Между Финляндией и Россией в 1811 г была восстановлена таможенная гра ница, создавшая льготный режим для финской буржуазии. Эти,
как и другие, обстоятельства привели к тому, что экономика Финляндии,
особенно ее отсталых восточных районов, в составе Российской им перии резко пошла в гору.
Другим национальным районом,
обладавшим первоначально широким государственно-правовым статусом,
была
Польша,
полу чившая после присоединения к России Герцогства Варшавского на звание Царства Польского.
По мнению современных польских иссле дователей, статус Польши в составе
Российской империи после 1815г. можно определить как личную унию.
Царство Польское получило конституцию, которой Александр I даже присягнул,
что создало своеобразное положение, когда само державный в империи монарх стал ограниченным в ее части. Консти туция Царства Польского была более либеральной, чем конституция Герцогства Варшавского, дарованная ему
Наполеоном. Она вообще была наиболее либеральной из конституций тогдашней Европы. В Центральной Европе Польша была единственным государством, обла давшим парламентом, избираемым прямыми выборами всеми общест венными классами, хотя и с незначительным участием крестьян.
В Царстве Польском была сохранена своя армия, в качестве официаль ного государственного языка выступал польский, органы власти фор мировались, как правило, из поляков. Существовал герб Царства Польского, католическая религия была объявлена пользующейся
«особым покровительством правительства». Сохранилось гражданс кое законодательство, введенное в
Герцогстве Варшавском в 1808 г., по образцу кодекса Наполеона.
Правда, на практике отнюдь не все положения польской консти туции соблюдались, что явилось одной из причин восстания 1830 — 1831 гг. Однако восстание привело к потере и существовавших воль ностей. Уния сменилась инкорпорацией. Был упразднен сейм. Пра вовое положение края стало определяться Органическим статутом, изданным Николаем I в 1832 г. Из государства
Царство Польское пре вратилось в провинцию, даже ее административное деление было в конце концов изменено: вместо воеводств были учреждены губернии (1857г.).
Прибалтика была инкорпорирована еще в предыдущем веке. В данный период она делилась на три губернии — Эстляндскую, Лифляндскую и Курляндскую,
объединенные одним генерал-губернатор ством. Управление Остзейским краем строилось на общеимперских началах, однако, здесь были и свои особенности,
преимущественно в организации сословного управления и суда. Для