Файл: Курс лекций Тюмень 2012 оглавление введение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 111

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

6. ВИДЫ МАРШРУТОВ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВМаршрутом движения называют путь следования транспортно­го средства при перевозке груза. Различают три вида маршрутов: маятниковые, радиальные и кольцевые (рис. 6.1).Маятниковым называют такой маршрут, при котором транспортные средства движутся по одной и той же трассе, как в прямом, так и в обратном направлении. Обратное движение возможно как с грузом, так и без него. Чаще в условиях сель­скохозяйственного производства обратное движение происхо­дит без груза.Радиальным называют маршрут, при котором груз пере­возят из одного пункта в другие в разных направлениях и наобо­рот. Первый вариант радиального маршрута используют при до­ставке удобрений из мест хранения на различные поля, второй — при доставке урожая с разных участков к месту хранения или обработки.Кольцевым называют маршрут, при котором движение транспортных средств между несколькими пунктами происходит по замкнутому контуру. Рис. 6.1. Виды маршрутов:а и б – маятниковые с обратным груженым и холостым пробегами; 1-движение с грузом: 2-движение без груза: в и г - радиальный собирательный и распределительный; д и е – кольцевые обычный и комбинированныйТакие маршруты характерны при обслуживании нескольких агрегатов одним заправщиком топлива, семян и так далее. Коль­цевой комбинированный включает также элемент маятникового маршрута с обратным холостым ходом.7. ПЛАН ПЕРЕВОЗОК И ГРАФИКИ РАБОТЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВПоказатели использования транспортных средств, в значитель­ной степени зависят от качества планирования перевозок и опера­тивной организации работы подвижного состава.При этом различают перспективное (на несколько лет вперед), текущее (на год) и оперативное (на сезон и на каждую смену) пла­нирование транспортных работ.При перспективном планировании учитывают планы развития всего хозяйства и отдельных его отраслей, а также объемы перево­зок основных видов грузов (семян, удобрений урожая и др.) с уче­том расстояний их доставки, а также развития дорожной сети. Оп­ределяют и перспективную потребность в транспортных и погрузочно-разгрузочных средствах соответствующих видов.План работы транспортных средств на 200...год

Расчет фонда оплаты труда

Расчет стоимости материалов



6. ВИДЫ МАРШРУТОВ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Маршрутом движения называют путь следования транспортно­го средства при перевозке груза. Различают три вида маршрутов: маятниковые, радиальные и кольцевые (рис. 6.1).

Маятниковым называют такой маршрут, при котором транспортные средства движутся по одной и той же трассе, как в прямом, так и в обратном направлении. Обратное движение возможно как с грузом, так и без него. Чаще в условиях сель­скохозяйственного производства обратное движение происхо­дит без груза.

Радиальным называют маршрут, при котором груз пере­возят из одного пункта в другие в разных направлениях и наобо­рот. Первый вариант радиального маршрута используют при до­ставке удобрений из мест хранения на различные поля, второй — при доставке урожая с разных участков к месту хранения или обработки.

Кольцевым называют маршрут, при котором движение транспортных средств между несколькими пунктами происходит по замкнутому контуру.



Рис. 6.1. Виды маршрутов:

а и б – маятниковые с обратным груженым и холостым пробегами;

1-движение с грузом: 2-движение без груза:

в и г - радиальный собирательный и распределительный;

д и е – кольцевые обычный и комбинированный

Такие маршруты характерны при обслуживании нескольких агрегатов одним заправщиком топлива, семян и так далее. Коль­цевой комбинированный включает также элемент маятникового маршрута с обратным холостым ходом.

7. ПЛАН ПЕРЕВОЗОК И ГРАФИКИ РАБОТЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Показатели использования транспортных средств, в значитель­ной степени зависят от качества планирования перевозок и опера­тивной организации работы подвижного состава.

При этом различают перспективное (на несколько лет вперед), текущее (на год) и оперативное (на сезон и на каждую смену) пла­нирование транспортных работ.

При перспективном планировании учитывают планы развития всего хозяйства и отдельных его отраслей, а также объемы перево­зок основных видов грузов (семян, удобрений урожая и др.) с уче­том расстояний их доставки, а также развития дорожной сети. Оп­ределяют и перспективную потребность в транспортных и погрузочно-разгрузочных средствах соответствующих видов.
План работы транспортных средств на 200...год


Вид перевозки

Кол-во груза, (т)

Средн. расстояние, (км)

Объем трансп. работы

(Т.км)

Распр. работы по видам т/с

Примечание

Авто марки____

Тракт. приц_____

(Т.км)

Число Маш.смен

(Т.км)

Число Маш. смен



Далее перспективные планы уточняют при текущем планиро­вании транспортных работ на предстоящий год, учитывая следую­щие конкретные исходные данные: структуру и количество грузов; расстояние перевозки каждого вида груза; состояние дорог; ка­лендарные сроки перевозок; количество и техническое состояние транспортных и погрузочно-разгрузочных средств и т. д.

На основе указанных данных разрабатывают годовой план рабо­ты транспортных средств по прилагаемой примерной форме.

План-график работы грузовых автомобилей на_________месяц 200. года

Оперативные планы-графики работы каждого грузового автомо­биля разрабатывают примерно на месяц по прилагаемой форме.

Оперативную разработку описанных планов с непрерывным их уточнением можно осуществлять на базе современных персональ­ных компьютеров.






Оперативный план каждого транс­портного средства на конкретном мар­шруте составляют и в виде графика движения (рис. 7.1.).

По оси абсцисс в соответствующем масштабе откладывают время {, а по оси ординат — расстояние /г от пунк­та погрузки до пункта назначения. Время /п соответствует продолжитель­ности погрузки, (гпродолжительно­сти ездки с грузом. Далее следуют вре­мя разгрузки — /р^, время оформления документов – tоф и время движения в обратном направлении – tоб..

Затем цикл повторяется снова.

Таким образом, в любой 1-й момент времени по оси абсцисс можно определить состояние транспортного средства. Проведя из /-и точки вертикальную линию до пересечения с графиком движе­ния, затем горизонтальную до пересечения с осью ординат, опреде­ляют местонахождение транспортного средства, как показано стрел­ками. Тангенсы углов наклона 1§ а = /г//г = уг, 1§ (3 = /г/?0б = ух с уче­том расстояния до пункта разгрузки /г соответствуют скоростям движения транспортного средства соответственно в прямом уг и об­ратном ух направлениях.

Такие графики или маршрутные карты можно строить опера­тивно с помощью персональных компьютеров с последующим их вручением водителям перед началом работы.

Планирование работы транспортных средств является элемен­том научной организации труда и, широко применяя их на прак­тике, можно существенно повысить показатели использования транспорта в каждом хозяйстве.



8. ПОКАЗАТЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Эффективность использования транспортных средств в сельском хозяйстве оценивают следующими основными показателями: ис­пользования грузоподъемности; использования пробега; использо­вания времени; использования всего парка транспортных средств; использования скорости движения.

Использование грузоподъемности. Полноту или степень исполь­зования грузоподъемности транспортных средств оценивают ста­тическим и динамическим коэффициентами использования гру­зоподъемности.
Статический коэффициентиспользования грузоподъемности



(8.1)
где масса груза, перевозимая при каждом i-м рейсе, т; — номинальная

грузоподъемность транспортного средства; nр — число рейсов.
Класс груза определяют по значению КГ(табл. 7.3).



Динамический коэффициент использования грузоподъемности дополнительно учитывает также расстояние перевозки
(8.2)
где — расстояние перевозки при iрейсе, км.
Использование пробега. Пробеговые показатели транспортных средств оценивают средними значениями расстояния груженой ездки Iг и коэффициента использования пробега фг, которые рас­считывают по формулам:
(8.3)
(8.4)
где общий пробег транспортного средства соответственно с грузами и без него за рассматриваемый период.
Значение рг в зависимости от решаемой задачи можно опреде­лить как для отдельного транспортного агрегата, так и для всего парка транспортных средств.

По физическому смыслу ф аналогичен коэффициенту рабочих ходов технологических агрегатов в формуле (4.11) и является одним из важнейших показателей использования транспортных средств. Однако в условиях сельского хозяйства попутные грузы обычно отсутствуют, особенно при перевозке урожая, поэтому значение ф, не превышает 0,5, которое и принимают при практических расчетах.

Использование времени. При оценке использования времени транспортными средствами в зависимости от решаемых задач применяют несколько показателей. Один из основных показателей - коэффициент использования времени смены для движения отдельным агрегатом
(8.5)
где ТД - время движения за смену.
Другой важнейший показатель — коэффициент использования времени смены для полезной работы
(8.6)
где ТГ - время движения с грузом за смену.
По физическому смыслу тг аналогичен коэффициенту исполь­зования времени смены т для технологических агрегатов [см. фор­мулу (5.5)].

Эффективность работы всего парка транспортных средств оце­нивают коэффициентом выпуска подвижного состава на линию:
(8.7)
где ДЭ — общее число машино-дней выпуска транспортных средств на линию за определенный период; nт.побщее число транспортных средств в парке; ДКчис­ло календарных дней за тот же период.
Уровень технической готовности парка. Оценивают его общим коэффициентом технической готовности
(8.8)
где ДИчисло машино-дней пребывания транспортных средств а исправном со­стоянии за рассматриваемый период.
При оперативной оценке технического состояния машин исполь­зуют также коэффициент технической готовности парка транс­портных средств на данный момент
(8.9)
где nт.п - число исправных транспортных средств в момент проверки.

Использование скорости транспортных средств. Оценивают ее средней технической Vт и эксплуатационной Vэ скоростями, кото­рые вычисляют по формулам:
(8.10)
(8.11)
где , , - общее время движения с грузом, без груза и время простоев (погрузка, разгрузка, устранение отказов и др.).
Степень использования технической скорости транспортного можно оценить отношением:

(8.12)

9. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ
Сменная WГСМ (т • км) и часовая WГ (т • км/ч) производительности транспортных средств рассчитывают по аналогии с формулами (5.6) и (5.7):
(9.1)
(9.2)
где VГ - скорость движения с грузом, км/ч.
Соответствующие производительности в тоннах перевезенного груза можно получить путем деления на среднее расстояние пере­возки lг:
,

При упрощенных оперативных расчетах значение WГ.Т сучетом

формулы (7.11) можно вычислить по формуле
(9.3)
где tг, tx, tn -среднее время соответственно движения с грузом, без груза, а также вре­мя погрузочно-разгрузочных операций, устранение отказов и др. за один рейс, ч.
Равенство (7.15) для удобства практических расчетов с учетом /г = 4 и формул (7.4), (7.10) можно выразить также в функции и Vт в виде
(9.4)
Производительность в тонно-километрах за один час получим умножением равенства (7.16) на расстояние перевозки lГ.

Пользуясь упрощенным равенством (7.16), можно оперативно выбрать наиболее эффективный вариант транспортного средства, обладающего более высокой производительностью в заданных условиях. Можно также определить радиус эффективного использования каждого транспортного средства lгэ. Для этого необходимо приравнять их производительности по формуле (7.16) и найти соответствующие значения lгэ. Далее приведен численный пример такого решения.

Пути повышения производительности транспортных средств. Основные пути повышения производительности транспортных средств наглядно выражены формулами (7.13), (7.14) и (7.16).

1. Увеличение коэффициента использования грузоподъемности КГпри перевозке легковесных грузов за счет наращивания бортов, упаковки и уплотнения груза.

2. Увеличение коэффициента использования времени смены " счет лучшей организации работы водителей и агрегатов, а также всего обслуживающего персонала.

3. Увеличение средней технической скорости Vт за счет улучшения состояния дорог и использования автопоездов.

4. Уменьшение времени простоев tП, особенно при погрузке и разгрузке, за счет использования соответствующих высокопроиз­водительных средств.

5. Увеличение коэффициента использования пробега сущест­венно ограничено из-за отсутствия попутных грузов, особенно при внутрихозяйственных перевозках.

В каждом конкретном случае выбирают те пути повышения производительности транспортных средств, которые требуют мень­ших затрат средств и сроков.

Поскольку в формуле (7.14) и tп в формуле (7.16) уменьшают­ся с увеличением грузоподъемности , то из указанных равенств не следует делать кажущийся вывод о пропорциональности произ­водительности транспортных средств от . При более глубоком анализе составляющих баланса времени смены транспортного аг­регата производительность в функции принимает вид, анало­гичный формуле (5.14). Однако такой анализ не предусмотрен программой дисциплины.
9.1. Определение потребности в транспортных средствах
Требуемое число транспортных средств данного вида для перевозки груза с общей массой на расстояние lГ с учетом формулы (7.16)
(9.5)
где масса груза, подлежащего перевозке, т;

Дк— календарные сроки выполния работы, сут;

— коэффициент использования календарного времени;

ТД — продолжительность рабочего дня, ч.
Коэффициент показывает, какая часть отведенных календарных дней может быть использована для работы транспорта с учетом выходных, праздничных дней, погодных условий и т.д. при этом = Дкаксоответствует числу рабочих дней.

При отсутствии более точных данных усреднено можно при-. = 0,90. Массу технологического груза для соответствующих полевых работ (внесение удобрений, посев и посадка сельскохозяйственных культур, уборка урожая и др.) определяют по
, (9.6)
где площадь соответствующего поля, га;

U доза внесения удобрений, или норма высева, или урожайность, т/га.
При технологическом обслуживании посевных, уборочных и других агрегатов требуемое число транспортных средств упрощенно можно вычислить из равенства (5.20), разделив общую произво­дительность всех обслуживаемых агрегатов (т/ч) на соответствую­щую производительность транспортного агрегата (т/ч). Желатель­но при этом, чтобы вместимость кузова транспортного средства была равной или кратной вместимости бункера соответствующего технологического агрегата.

Общую потребность хозяйства в транспортных средствах опре­деляют методами расчета состава машинно-тракторного парка, рас­сматриваемыми далее в части III.

10. МЕХАНИЗАЦИЯ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ
Классификация погрузочно-разгрузочных средств. Показатели ис­пользования транспортных средств в значительной степени зави­сят от уровня механизации погрузочно-разгрузочных работ.

Погрузочно-разгрузочные средства классифицируют по мобиль­ности (подвижности) и по принципу действия.

По мобильности погрузочно-разгрузочные средства подразделя­ют на стационарные, полустационарные и мобильные.

Стационарные погрузочно-разгрузочные средства закреплены на фундаменте или каким-то другим способом и в процессе работы их рамы не могут перемещаться.

Полустационарные средства типа ленточных транспортеров на зернотоках могут периодически перемещаться, для чего они снабжены неприводными ходовыми колесами.

Мобильные погрузочно-разгрузочные средства типа автокраном, экскаваторов и т. д. имеют ходовую часть с приводом от двигателя и перемешаются самостоятельно на требуемое расстояние.

По принципу действия различают погрузочно-разгрузочные средства циклического и непрерывного действия. При циклическом принципе работы (экскаваторы, автокраны и др.) грузят и разгружают груз отдельными порциями или штуками (твердый, крупногабаритный грузы).

Погрузочно-разгрузочные средства непрерывного действия имеют непрерывно движущиеся гибкие рабочие органы типы ленточных транспортеров, перемещающие груз непрерывным потоком.

Рассмотренные типы погрузочно-разгрузочных средств мши быть как универсальными (для нескольких видов грузов), так и специальными (для отдельного вида груза)— зернопогрузчик, свеклопогрузчик и т. д.

Производительность погрузочно-разгрузочных средств. Техническая производительность всех погрузочно-разгрузочных средств циклического действия, т/ч:

(10.1)
где Qг.ц – масса груза, погружаемого (разгружаемого) за один цикл, кг;

- продолжительность одного цикла, с.
Усредненное значение Qг.ц можно рассчитать по формуле
(10.2)
где - вместимость рабочего органа, например ковша, м3;

, - коэффициент наполнения (использования вместимости);

- плотность (насыпная) груза, кг/м.
Техническая производительность, т/ч, любых погрузочно-раз­грузочных средств непрерывного действия
(10.3)
где - масса груза на дайне 1 м рабочего органа (транспортера), кг/м;

— ли­нейная скорость рабочего органа (транспортера), м/с.
Численные значения и приводятся в технической характе­ристике каждой машины или их можно определить непосред­ственно в условиях работы.

Взаимосвязанное число погрузочно-разгрузочных nп-р и обслу­живаемых транспортных средств щ определяют аналогично с фор­мулами из условия их поточной работы:
(10.4)
При nп-р = 1 получим требуемое число транспортных средств для бесперебойного обслуживания одного погрузчика (разгрузчика) или поста
(10.5)
Пропускная способность одного поста по числу обслуживаемых за 1 ч транспортных средств
(10.6)
где tп-р продолжительность одной погрузки или разгрузки, ч.

При этом транспортные средства должны прибывать на пост с интервалами
(10.7)
Если на пункте погрузки (разгрузки) имеется nп постов, то пропускная способность всего пункта nт.п и интервалы прибытия транспортных средств на пунктtин.п
(10.8)
(10.9)
Полученные зависимости позволяют обеспечить эффективную Взаимосвязанную работу транспортных и погрузочно-разгрузочных средств. При уточненных расчетах следует учитывать также слу­чайные (вероятностные) изменения действующих факторов (дорож­ные условия, условия разгрузки и погрузки, изменчивость скорос­ти и т.д.). Однако такой более сложный подход не предусмотрен программой дисциплины.


11. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАНСПОРТА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Эффективность использования транспорта оценивают как тех­ническими, так и экономическими показателями.

Ранее в качестве технических показателей были рассмотрены коэффициенты выпуска подвижного состава на линию, техничес­кой готовности парка и другие.

Экономические показатели эффективности использования транс­порта оценивают по производительности и удельному расходу со­ответствующих ресурсов в расчете на тонно-километр или на 1 т пе­ревезенного груза, определяемыми по аналогии с технологически­ми агрегатами.

Более эффективны те транспортные средства, которые в задан­ных условиях работают с более высокой производительностью и *.: меньшим удельным расходом ресурсов.

Оперативно выбрать более производительное транспортное средство можно на основании формулы (см. выше).

Для определения радиуса эффективного использования lгэ разнотипных транспортных средств, например тракторных и автомобильных или автомобилей разной грузоподъемности, их производительности приравнивают по формуле (7.16) и определяют соответствующее значение lтэ.

Пример. Определить радиус эффективного использования lга трактора МТЗ-80 с прицепом 2ПТС-6-8526 (грузоподъемность Qг.н1 = 6т) при средней технической скорости vт1 = 20 км/ч и автомобиля-самосвала ГАЗ-САЗ-3507 при на перевозке груза первого класса ( = 1). Для в формуле (7.16) принимаем соответственно tп]=0,30ч, tп2 = 0,256 ч коэффициент использования пробега в общем случае одинаковый = =0,5

Подставив исходные данные в формулу, получим:
, Т/Ч

При условии wГТ1 = wГТ2 значение радиуса эффективного использования транспортных средств lг.э = 5,17 км/ч. Таким образом, при расстояниях перевозки lгэ<=5,17км/ч более эффек­тивным в заданных условиях является тракторный транспорт­ный агрегат, так как его производительность более высокая. При /г> 5,17 км/ч эффективен автомобиль-самосвал. Требованиям ре­сурсосбережения и высокой производительности при перевозке ос­новных грузов первого и второго классов тракторным транспортом соответствуют следующие примерные сочетания расстояния пере­возки /г и грузоподъемности Qгн:lг = 2,5км; Qгн = 4,5т; lг = 5км; Qгн = 5,5т; lг =10км; Qгн = 6,5т; lг =15км; Qгн = 7,5т; lг = 20км; Qгн = 8,5 т; lг = 25 км; Qгн = 9,5т; lг = 30 км; Qгн = 10 т.

Согласно литературным данным рекомендуются следующие наибольшие предельные радиусы эффективного использования основных типов грузовых автомобилей на перевозке грузов пер­вого класса по дорогам второй и третьей категорий: ГАЗ-53А lг .э = 63км; ГАЗ-3307 (самосвал) – lг .э = 12 км; ЗИЛ-4333 lг .э = 72 км. Применяя приведенные рекомендации на практике, можно повысить эффективность использования транспортных средств.


12. ПОКАЗАТЕЛИ ОСНАЩЕННОСТИ ХОЗЯЙСТВ ТЕХНИКОЙ
Энергонасыщенность полеводства (земледелия)— обобщений показатель уровня механизации в условиях любого хозяйства, крупного, так и меньших размеров (например, фермерское),
(12.1)
где - энергонасыщенность земледелия, кВт/га;

-суммарная эффективная мощность всех энергетических средств, применяемых в полеводстве, кВт;

- общая пахотная площадь в хозяйстве, га.
Чем больше , тем выше уровень механизации работ и культуры земледелия при одновременном снижении доли ручного труда.

Другой важный показатель данной группы — энерговооружен­ность труда:

(12.2)
где — энерговооруженность труда, кВт/чел;

— общее число работников хо­зяйства, занятых в полеводстве, чел.
Данный показатель также характеризует снижение доли ручно­го труда при более высокой культуре полеводства.

Использование техники в течение всего года характеризуется нагрузкой на одну машину
(12.3)
где - число машин данного типа (тракторов, комбайнов и т. д.).

Для специализированных машин типа зерноуборочных ком­байнов под /'п.о подразумевают общую площадь, обрабатываемую машинами данного типа.

13. ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕХАНИЗАЦИИ ПОЛЕВОДСТВА
Данная группа показателей характеризует количественные соот­ношения между объемами механизированного и ручного труда.

Один из таких показателей — степень механизации отдельных видов работ

(13.1)
где рнс\— объем работы, выполняемый механизированным способом, га, т, м3 и т. д.; ?0 — общий объем работы данного вида, га, т, м3 и т. д.
Комплексный показатель уровня механизации полеводства — плотность механизированных работ
(13.2)
ш„ — плотность механизированных работ, усл.эт. га/га;

Пга —обший объем вы­полненных тракторных работ на всей площади пашни, усл. эт. га.
Численное значение Ога зависит от технологии возделывания сельскохозяйственных культур и почвенно-климатических усло­вий и соответственно изменяется в широком диапазоне.

При возделывании некоторых наиболее распространенных ви­дов сельскохозяйственных культур используют следующие усред­ненные для Российской Федерации значения плотности механизи­рованных работ, усл. эт. га/га: озимые зерновые — 4,36; яровые зер­новые — 5,03; кукуруза на зерно — 7,79; картофель — 17,32; капус­та- 37,41; подсолнечник —4,22; кукуруза на силос—11,47; кормовые корнеплоды —21,41; сахарная свекла—8,51; однолетние травы —4.5: многолетние травы на сено —3,05 и на сенаж —2,7; 37,56; закладка виноградников — 60,09; травы —4,5; многолетние травы сад семечковый.

14. КАЧЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПОКАЗАТЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МТП
Качественная характеристика МТП. К основным показателям, характеризующим качественный состав МТП, относят: среднюю мощность в расчете на один физический трактор Nср, кВт; сред­нюю энергонасыщенность тракторов Эср, кВт/т; удельную сто­имость единицы мощности СN, р/кВт; отношение стоимости ма­шин к стоимости тракторов емт, р/р.

Численные значения Nср, Эср, СN, емт рассчитывают по формулам:
(14.1)
(14.2)
(14.3)
(14.4)
где 1.М суммарная мощность тракторов, кВт; ?л, — число тракторов в хозяйстве; Ът — суммарная масса тракторов, т; Е#г, !#м — суммарные балансовые иены со­ответственно тракторов и сельскохозяйственных машин.
В зависимости от природно-производственных условий хо ый-ства рекомендуются емт 2,2...3,0. При этих значениях емт исполь­зование как тракторов, так и сельскохозяйственных машин эф­фективно.

Основные показатели использования МТП. Степень использования МТП оценивают по следующим основным показателям:

- себестоимость тракторных работ — отношение общей стоимости работ к их объему в усл. эт. га, р/усл. эт. га; коэффициент го­товности парка
(14.5)
где т„_п.и, т„_ДгК — соответственно число машино-дней в исправном состояний И общее число календарных машино-дней за рассматриваемый период;
коэффициент использования технически исправного парка
(14.6)
где тн-д.р — число отработанных (рабочих) машино-дней;

коэффициент эксплуатации парка



Кроме того, в качестве частных показателей использования МТП могут быть применены коэффициент сменности; выработка в усл. эт. га в расчете на один условный эталонный трактор; затраты труда в расчете на усл. эт. га (чел.-ч/усл. эт. га); удельный расход топлива в расчете на усл. эт. га (кг/уел, эт. га или л/усл. эт. га) и т. д.

Основные показатели эффективности технического обслуживания МТП.

К таким показателям относятся:

- удельные затраты на техническое обслуживание — частное от деления общих затрат на ТО на общую балансовую стои­мость МТП;

- удельные затраты на ТО в расчете на единицу стоимости вало­вой продукции — частное от деления общих затрат на ТО на об­щую стоимость валовой продукции хозяйства.

Эффективность ТО характеризуется коэффициентом готовнос­ти парка.

15. ОБЩИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Основными из экономических показателей, излагаемых в дис­циплинах экономического профиля, являются: фондоотдача, ко­эффициент рентабельности, годовой экономический эффект, за­траты труда на единицу продукции и др. Сравнением указанных показателей хозяйства с нормативными, а также с показателями передовых хозяйств можно наметить конкретные мероприятия по устранению имеющихся недостатков.

Важное значение имеет также анализ этих показателей в хозяйстве за последние 4...5 лет после соответствующей статистической обработки. При этом выявляют основные тенденции изменения показателей использования МТП и всей хозяйственной деятельности. На основании таких данных можно делать определенные прогнозы на будущее. Проведение такого анализа и сбор необходимой статистической информации существенно упрощаются путем широкой компьютеризации работ инженерно-технических работников, бухгалтерии и экономико-статистических работников хозяйств.
15.1.Расчет капитальных вложений
Дополнительными капитальными вложениями являются затраты на изготовление пресформ для производства резино-технических изделий.

Наибольшим спросом пользуются следующие РТИ:

– сальник хвостовика;

– сальник ступицы;

– сальник первичного вала КПП, раздаточной коробки;

– манжет воротничковый;

– сальник гидромуфты;

– уплотнительные кольца (разные);

– манжет тормозной камеры.

Для каждого вида РТИ изготавливается соответствующая пресформа.

Ниже приведен расчет себестоимости изготовления пресформы для сальника.

Заработная плата рабочим на изготовление пресформы.

Отчисления на соцстрах в размере 35,6%– 2209,17 руб.

Материалы, используемые для изготовления пресформы, приведены в (табл.15.2).

Таблица 15.1.

Расчет фонда оплаты труда





Перечень работ

Т Трудоем-

кость

Р Разряд

Р работ

Ч Кассовая

Та тарифная

ставка

За Заработная плата

1

2

3

4

5

1 1.Предварительная обработка сырья

3,32

3

27,93

92,73

2.Разметка изделия по размеру

3,56

3

27,93

99,43

3.Термообработка изделия

6,48

5

35,91

232,7

4. 4.Чистовое изготовление пресформы

10,32

5

35,91

3 70,59

5.Фрезерные работы

3,46

5

35,91

1 24,25

6. Слесарные работы

2,15

5

35,91

77,21

7. Проверка размеров изделия

2,71

3

27,93

75,69

8.Итого:

32

-

-

1 072,6

9. Премия

-

-

-

4 82,67

10.Дополнительная заработная плата (14%)

-

-

-

1 50,16

11.Районный коэффициент и северная надбавка

-

-

-

4 432,52

Всего

-

-

-

6 205,53

Таблица 15.2.

Расчет стоимости материалов





Наименование

Единица

изм.

Цена за ед., руб

Расход

материалов

С Стоимость,

руб.

1

2

3

4

5

1. Сталь



62237,25

0,05

3111,86

2. Сырая резина В-14

1 кг

135,00

0,14

18,90

3. Клей лейконол

140 гр

123,00

15,00

13,53

4. Спирт



68,76

0,02

1,38

Итого:

-

-

-

3130,76