ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 113
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Легковые автомобили, автобусы и грузовые автомобили, кроме того, делятся на классы. При этом основными классификационными признаками являются:
а) для грузовых автомобилей - полная масса;
б) для автобусов - габаритная длина;
в) для легковых автомобилей - рабочий объем двигателя (т.е. "литраж") и "сухая" масса.
Грузовые автомобили по величине полной массы делятся на семь классов; к восьмому классу отнесены все прицепы, независимо от их полной массы, а к 9-му - полуприцепы (табл.1.1).
Под полной массой грузового автомобиля понимается масса снаряженного автомобиля с номинальной полезной нагрузкой, дополнительным снаряжением, с водителем и пассажирами в кабине.
Таблица 1.1
Классы автомобилей
Тип Авто | Показатели | Классы автомобилей | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||
Грузовые | Полная масса (Т) | До 1.2 | 1.2-2 | 2-8 | 8-14 | 14-20 | 20--40 | Свыше 40 | Прицепы | Полу прицепы |
Легковые | Литраж (л) | До 1.1 | 1,1-1.8 | 1.8-3.5 | 3,5 и более | - | - | - | _ | - |
Автобусы | Габаритная длина (м) | - | До 5 | 6-7,5 | 8.5-10 | 11 -12 | 16,5 и бо лее | - | - | - |
Ма= Мо+ Мгрн + МД +Мэ (1.1)
где М0 = Мс + М3 + Мс - собственная масса автомобиля;
Мс - "сухая" (конструктивная) масса автомобиля:
МЭ- масса заправки (топлива, охлаждающей жидкости, моторного и трансмиссионного масла);
Мс - масса снаряжения (комплект ключей, запасных частей и принадлежностей);
Мгрн - номинальная масса груза;
МД - масса дополнительного снаряжения (шанцевый инструмент, цепи противоскольжения, огнетушитель);
Мэ, - масса экипажа.
Мэ = (m4+m6)Пк, (1.2)
где m4 - расчетная масса одного человека;
m6 - расчетная масса багажа;
Пк - вместимость кабины (включая место водителя).
Полная масса пассажирского АТС определяется по формуле
Ма= Мо + Мгрн +(m4+m6)ПН + МД (1.3)
где ПН - номинальная вместимость автомобиля (общее число мест для пассажиров, обслуживающего персонала и водителя),
Расчетная масса водителя грузового автомобиля и единицы обслуживающего персонала автобуса составляет 75 кг. а масса водителя и пассажиров легкового автомобиля и автобуса - 68 кг. Расчетная масса багажа принимается равной:
23 кг - для междугородных и туристских автобусов;
13 кг - для автобусов местных линий;
3 кг - для автобусов пригородных линий;
0 кг - для грузовых и легковых автомобилей и городских автобусов.
Номинальная вместимость представляет собой сумму мест для пассажиров, обслуживающего персонала (экскурсоводы, кондукторы, медицинские работники и т.п.) и водителя, т.е.
ПН = Пn+ По +1=( Псил + Пст )= По +1. (1.4)
где Пn - число мест для пассажиров;
Псил, Пст - соответственно число мест для сидящих и стоящих пассажиров;
По - число мест для обслуживающего персонала.
В отечественной и зарубежной автомобильной промышленности
, в части установления требований к конструкциям и методам испытаний, широко используется международная классификация АТС, принятая в Правилах ЕЭК ООН. Она учитывает назначение и массу АТС. Согласно этой классификации все АТС в зависимости от назначении делятся на 3 категории: M - пассажирские автомобили; N - грузовые автомобили; 0 - прицепы и полуприцепы.
Каждая из трех указанных категорий в зависимости от количества мест для пассажиров и полной массы имеет свои градации.
Пассажирские АТС:
M1 - имеющие, помимо мест водителя, не более 8 мест для сидения
M2- имеющие, помимо мест водителя, не более 8 мест для сидения и полную массу до 5 т;
M3- то же. но полную массу свыше 5 т.
Грузовые автомобили:
N1- полной массой до 3.5 т;
N2 - полной массой свыше 3,5 т. но не более 12 т;
N3 - полной массой свыше 12 т;
Прицепы и полуприцепы:
О1 - одноосные прицепы полной массой менее 0.75 т;
О2 - прицепы и полуприцепы полной массой от 0.75 до 3.5 т;
03 - то же, но полной массой свыше 3.5. но не более 10 т;
О4 - то же. но полной массой свыше 10.0 т.
В последние десятилетия стало правилом создавать семейства автомобилей для удовлетворения потребностей народного хозяйства страны в автомобилях разного типа и назначения.
Семейства - это совокупность (ряд) различных по своему назначению и параметрам моделей и модификаций автомобилей, которые производятся на основе унифицированных основных узлов и агрегатов (ведущих мостов, коробок передач, двигателей, кабин и др.)
Условное наименование семейства и индексации, входящих в него моделей и модификаций автомобилей производят на основе так называемой "базовой" модели.
Базовая модель - это основная модель семейства, преобладающая часть узлов и агрегатов которой используется для создания других автомобилей семейства.
Производная модель - это модель автомобиля, в котором используются основные агрегаты и узлы базовой модели автомобиля, и эксплуатационные свойства или назначение которого отличаются от базовой модели. Пример: бортовой автомобиль общего назначения НДЗ-5336 - базовая модель, седельный тягач МАЗ-5432 - производная модель. Отметим, что производные модели при их индексации получают другой номер, отличный от базовой модели.
От производной модели следует отличать модификацию.
Модификация
модели - это изделие, отличающееся от базовой модели некоторым эксплуатационными параметрами, областью применения или конструктивным исполнением отдельных частей.
Модификация модели отмечается 5-ой цифрой (от 1 до 9) в индексации. Пример: МАЗ-6422 - седельный тягач: МАЗ-64221 - модификация седельного тягача МАЗ-6422. отличающаяся повышенной мощностью двигателя.
Модель или модификация могут быть выполнены в различной комплектаций, т.е. с разной номенклатурой второстепенных составных частей, которые не влияет существенно на параметры автомобиля и область его применения.
Для изменения тех или иных эксплуатационных свойств и повышения конкурентоспособности автомобиль может быть изготовлен в нескольких вариантах.
Северный вариант предусматривает повышенную мощность системы отопления кузова и салона, наличие предпускового подогревателя двигателя и другие конструктивные меры, направленные на повышение приспособленности автомобиля к работе в условиях севера.
Тропический вариант также имеет целью приспособить автомобиль к работе в специфических климатических условиях тропиков и субтропиков (усиленное антикоррозионное покрытие, герметизация салона или кабины от попадания влаги и пыли и т.п.).
Экспортный вариант отличается от обычного автомобиля повышенным качеством изготовления кабины (салона), кресел (сидений), приборной панели и т.п. а также наличием некоторых дополнительных устройств и приспособлений, обеспечивающих в основном повышение комфортабельности, улучшение внешнего вида, топливной экономичности и безопасности.
Тракторный транспорт. Этот вид транспорта занимает в сельскохозяйственном производстве второе место по значимости, на его долю приходится 20...27 % перевозимых грузов.
Тракторный транспорт используют преимущественно на внутри-усадебных и внутрихозяйственных перевозках в сложных дорожных условиях.
На транспортных работах применяют в основном колесные тракторы и самоходные шасси типа Т-16М, Т-25А, Т-40М(АМ), МТЗ-160 и другие модификации, а также Т-150К, К-744, которые заняты на этих работах более 50 % времени в году.
Гусеничные тракторы используют на транспортных работах только в условиях бездорожья и на короткие расстояния.
Тракторные прицепы в зависимости от назначения разделяют на универсальные и специальные, а по числу осей — на одно-,
двух- и трехосные.
Наибольшее распространение получили одноосные тракторные прицепы типа 1-ПТС-2 и 1-ПТС-4 грузоподъемностью соответственно 2000 и 4000 кг, а также двухосные прицепы типа 2-ПТС-4-887Б (грузоподъемностью 4000кг) и 2-ПТС-6-8526 — с грузоподъемностью 6000 кг. Прицепы грузоподъемностью 4000 и 6000 кг агрегатируют в основном с тракторами типа МТЗ-80.
Полунавесной двухосный прицеп ММЗ-771Б грузоподъемностью 9000кг агрегатируют с тракторами типа Т-150К и К-744, а трехосные прицепы 3-ПТС-12Б грузоподъемностью 12000кг — с трактором типа К-744. Все тракторные прицепы оборудованы гидроподъемниками для разгрузки.
2. АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА И УСЛОВИЯ ИХ ЭКСПЛУАТАЦИИ
2.1. Эксплуатационные свойства автомобилей
Стремление к конструктивному усовершенствованию и эффективному использованию автомобилей обусловливает потребность в оценке качества их конструкции.
Под качество автомобиля, как и любого другого сложного изделия, понимается совокупность свойств, определяющих его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с его назначением. При этом сравнение различных автомобилей должно базироваться на определенном перечне свойств, которые отражают их способность выполнять заданные функции и подлежат измерению с помощью соответствующей систему количественных показателей и характеристик. Совокупность таких показателей и характеристик должна обеспечивать всестороннее и объективное измерение всех основных эксплуатационных свойств АТС.
Под эксплуатационными свойствами автомобиля понимаются объективные особенности его конструкции, которые проявляются в процессе эксплуатации и обусловливают способность автомобиля выполнять заданные функции. Выявление эксплуатационных свойств автомобиля и их количественная оценка позволяют судить о тон, насколько конструкция автомобиля соответствует условиям эксплуатации и режимам его использования.
Метод оценки качества конструкции автомобилей по значениям показателей его эксплуатационных свойств, предложен еще в 1928 году Е.А. Чудаковым. В докладе "Основные измерители для определения качеств автомобиля" он впервые сформулировал основные эксплуатационные свойства автомобиля и определил некоторые количественные показатели их измерения. Важный вклад в развитие метода оценки эксплуатационных свойств автомобиля внес также Д.П. Великанов, который дал теоретическое обоснование более широкого комплекса эксплуатационных свойств автомобилей, подлежащих измерению, а также соответствующего "набора эксплуатационных показателей. Им, в частности, было предложено учитывать и измерять такие эксплуатационные свойства, как "долговечность", "прочность и надежность", "легкость управления", "удобство использования", и некоторые другие.