Файл: Курс лекций Тюмень 2012 оглавление введение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 113

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

6. ВИДЫ МАРШРУТОВ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВМаршрутом движения называют путь следования транспортно­го средства при перевозке груза. Различают три вида маршрутов: маятниковые, радиальные и кольцевые (рис. 6.1).Маятниковым называют такой маршрут, при котором транспортные средства движутся по одной и той же трассе, как в прямом, так и в обратном направлении. Обратное движение возможно как с грузом, так и без него. Чаще в условиях сель­скохозяйственного производства обратное движение происхо­дит без груза.Радиальным называют маршрут, при котором груз пере­возят из одного пункта в другие в разных направлениях и наобо­рот. Первый вариант радиального маршрута используют при до­ставке удобрений из мест хранения на различные поля, второй — при доставке урожая с разных участков к месту хранения или обработки.Кольцевым называют маршрут, при котором движение транспортных средств между несколькими пунктами происходит по замкнутому контуру. Рис. 6.1. Виды маршрутов:а и б – маятниковые с обратным груженым и холостым пробегами; 1-движение с грузом: 2-движение без груза: в и г - радиальный собирательный и распределительный; д и е – кольцевые обычный и комбинированныйТакие маршруты характерны при обслуживании нескольких агрегатов одним заправщиком топлива, семян и так далее. Коль­цевой комбинированный включает также элемент маятникового маршрута с обратным холостым ходом.7. ПЛАН ПЕРЕВОЗОК И ГРАФИКИ РАБОТЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВПоказатели использования транспортных средств, в значитель­ной степени зависят от качества планирования перевозок и опера­тивной организации работы подвижного состава.При этом различают перспективное (на несколько лет вперед), текущее (на год) и оперативное (на сезон и на каждую смену) пла­нирование транспортных работ.При перспективном планировании учитывают планы развития всего хозяйства и отдельных его отраслей, а также объемы перево­зок основных видов грузов (семян, удобрений урожая и др.) с уче­том расстояний их доставки, а также развития дорожной сети. Оп­ределяют и перспективную потребность в транспортных и погрузочно-разгрузочных средствах соответствующих видов.План работы транспортных средств на 200...год

Расчет фонда оплаты труда

Расчет стоимости материалов



Легковые автомобили, автобусы и грузовые автомобили, кроме того, делятся на классы. При этом основными классификационными признаками являются:

а) для грузовых автомобилей - полная масса;

б) для автобусов - габаритная длина;

в) для легковых автомобилей - рабочий объем двигателя (т.е. "литраж") и "сухая" масса.

Грузовые автомобили по величине полной массы делятся на семь классов; к восьмому классу отнесены все прицепы, независимо от их полной массы, а к 9-му - полуприцепы (табл.1.1).

Под полной массой грузового автомобиля понимается масса снаряженного автомобиля с номинальной полезной нагрузкой, дополнительным снаряжением, с водителем и пассажирами в кабине.

Таблица 1.1

Классы автомобилей

Тип

Авто

Показа­тели



Классы автомобилей

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Грузо­вые

Полная масса

(Т)

До 1.2

1.2-2

2-8

8-14

14-20

20--40

Свы­ше 40

При­цепы

Полу при­цепы

Легко­вые

Литраж (л)

До 1.1

1,1-1.8

1.8-3.5

3,5 и более

-

-

-

_

-

Авто­бусы

Габарит­ная дли­на (м)

-

До 5

6-7,5

8.5-10

11

-12

16,5 и бо лее

-

-

-



Ма= Мо+ Мгрн + МД +Мэ (1.1)
где М0 = Мс + М3 + Мс - собственная масса автомобиля;

Мс - "сухая" (конструктивная) масса автомобиля:

МЭ- масса заправки (топлива, охлаждающей жидкости, мотор­ного и трансмиссионного масла);

Мс - масса снаряжения (комплект ключей, запасных частей и принадлежностей);

Мгрн - номинальная масса груза;

МД - масса дополнительного снаряжения (шанцевый инструмент, цепи противоскольжения, огнетушитель);

Мэ, - масса экипажа.
Мэ = (m4+m6к, (1.2)

где m4 - расчетная масса одного человека;

m6 - расчетная масса багажа;

Пк - вместимость кабины (включая место водителя).
Полная масса пассажирского АТС определяется по формуле
Ма= Мо + Мгрн +(m4+m6Н + МД (1.3)
где ПН - номинальная вместимость автомобиля (общее число мест для пассажиров, обслуживающего персонала и водителя),
Расчетная масса водителя грузового автомобиля и единицы обслуживающего персонала автобуса составляет 75 кг. а масса во­дителя и пассажиров легкового автомобиля и автобуса - 68 кг. Расчетная масса багажа принимается равной:

23 кг - для междугородных и туристских автобусов;

13 кг - для автобусов местных линий;

3 кг - для автобусов пригородных линий;

0 кг - для грузовых и легковых автомобилей и городских автобусов.

Номинальная вместимость представляет собой сумму мест для пассажиров, обслуживающего персонала (экскурсоводы, кондукторы, медицинские работники и т.п.) и водителя, т.е.
ПН = Пn+ По +1=( Псил + Пст )= По +1. (1.4)

где Пn - число мест для пассажиров;

Псил, Пст - соответственно число мест для сидящих и стоящих пассажиров;

По - число мест для обслуживающего персонала.
В отечественной и зарубежной автомобильной промышленности

, в части установления требований к конструкциям и методам испыта­ний, широко используется международная классификация АТС, приня­тая в Правилах ЕЭК ООН. Она учитывает назначение и массу АТС. Согласно этой классификации все АТС в зависимости от назначении делятся на 3 категории: M - пассажирские автомобили; N - грузовые автомобили; 0 - прицепы и полуприцепы.

Каждая из трех указанных категорий в зависимости от коли­чества мест для пассажиров и полной массы имеет свои градации.

Пассажирские АТС:

M1 - имеющие, помимо мест водителя, не более 8 мест для сидения

M2- имеющие, помимо мест водителя, не более 8 мест для сидения и полную массу до 5 т;

M3- то же. но полную массу свыше 5 т.

Грузовые автомобили:

N1- полной массой до 3.5 т;

N2 - полной массой свыше 3,5 т. но не более 12 т;

N3 - полной массой свыше 12 т;

Прицепы и полуприцепы:

О1 - одноосные прицепы полной массой менее 0.75 т;

О2 - прицепы и полуприцепы полной массой от 0.75 до 3.5 т;

03 - то же, но полной массой свыше 3.5. но не более 10 т;

О4 - то же. но полной массой свыше 10.0 т.

В последние десятилетия стало правилом создавать семейства автомобилей для удовлетворения потребностей народного хозяйства страны в автомобилях разного типа и назначения.

Семейства - это совокупность (ряд) различных по своему наз­начению и параметрам моделей и модификаций автомобилей, которые производятся на основе унифицированных основных узлов и агрега­тов (ведущих мостов, коробок передач, двигателей, кабин и др.)

Условное наименование семейства и индексации, входящих в не­го моделей и модификаций автомобилей производят на основе так называемой "базовой" модели.

Базовая модель - это основная модель семейства, преобладаю­щая часть узлов и агрегатов которой используется для создания других автомобилей семейства.

Производная модель - это модель автомобиля, в котором ис­пользуются основные агрегаты и узлы базовой модели автомобиля, и эксплуатационные свойства или назначение которого отличаются от базовой модели. Пример: бортовой автомобиль общего назначения НДЗ-5336 - базовая модель, седельный тягач МАЗ-5432 - производ­ная модель. Отметим, что производные модели при их индексации получают другой номер, отличный от базовой модели.

От производной модели следует отличать модификацию.

Модификация
модели - это изделие, отличающееся от базовой модели некоторым эксплуатационными параметрами, областью приме­нения или конструктивным исполнением отдельных частей.

Модификация модели отмечается 5-ой цифрой (от 1 до 9) в ин­дексации. Пример: МАЗ-6422 - седельный тягач: МАЗ-64221 - моди­фикация седельного тягача МАЗ-6422. отличающаяся повышенной мощ­ностью двигателя.

Модель или модификация могут быть выполнены в различной комплектаций, т.е. с разной номенклатурой второстепенных составных частей, которые не влияет существенно на параметры автомоби­ля и область его применения.

Для изменения тех или иных эксплуатационных свойств и повышения конкурентоспособности автомобиль может быть изготовлен в нескольких вариантах.

Северный вариант предусматривает повышенную мощность систе­мы отопления кузова и салона, наличие предпускового подогревате­ля двигателя и другие конструктивные меры, направленные на повы­шение приспособленности автомобиля к работе в условиях севера.

Тропический вариант также имеет целью приспособить автомо­биль к работе в специфических климатических условиях тропиков и субтропиков (усиленное антикоррозионное покрытие, герметизация салона или кабины от попадания влаги и пыли и т.п.).

Экспортный вариант отличается от обычного автомобиля повы­шенным качеством изготовления кабины (салона), кресел (сидений), приборной панели и т.п. а также наличием некоторых дополнитель­ных устройств и приспособлений, обеспечивающих в основном повы­шение комфортабельности, улучшение внешнего вида, топливной эко­номичности и безопасности.

Тракторный транспорт. Этот вид транспорта занимает в сельско­хозяйственном производстве второе место по значимости, на его долю приходится 20...27 % перевозимых грузов.

Тракторный транспорт используют преимущественно на внутри-усадебных и внутрихозяйственных перевозках в сложных дорож­ных условиях.

На транспортных работах применяют в основном колесные тракторы и самоходные шасси типа Т-16М, Т-25А, Т-40М(АМ), МТЗ-160 и другие модификации, а также Т-150К, К-744, кото­рые заняты на этих работах более 50 % времени в году.

Гусеничные тракторы используют на транспортных работах толь­ко в условиях бездорожья и на короткие расстояния.

Тракторные прицепы в зависимости от назначения разделяют на универсальные и специальные, а по числу осей — на одно-,
двух- и трехосные.

Наибольшее распространение получили одноосные тракторные прицепы типа 1-ПТС-2 и 1-ПТС-4 грузоподъемностью соот­ветственно 2000 и 4000 кг, а также двухосные прицепы типа 2-ПТС-4-887Б (грузоподъемностью 4000кг) и 2-ПТС-6-8526 — с грузоподъемностью 6000 кг. Прицепы грузоподъемностью 4000 и 6000 кг агрегатируют в основном с тракторами типа МТЗ-80.

Полунавесной двухосный прицеп ММЗ-771Б грузоподъемнос­тью 9000кг агрегатируют с тракторами типа Т-150К и К-744, а трехосные прицепы 3-ПТС-12Б грузоподъемностью 12000кг — с трактором типа К-744. Все тракторные прицепы оборудованы гид­роподъемниками для разгрузки.
2. АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА И УСЛОВИЯ ИХ ЭКСПЛУАТАЦИИ
2.1. Эксплуатационные свойства автомобилей
Стремление к конструктивному усовершенствованию и эффектив­ному использованию автомобилей обусловливает потребность в оцен­ке качества их конструкции.

Под качество автомобиля, как и любого другого сложного из­делия, понимается совокупность свойств, определяющих его пригод­ность удовлетворять определенные потребности в соответствии с его назначением. При этом сравнение различных автомобилей должно базироваться на определенном перечне свойств, которые отражают их способность выполнять заданные функции и подлежат измерению с помощью соответствующей систему количественных показателей и ха­рактеристик. Совокупность таких показателей и характеристик должна обеспечивать всестороннее и объективное измерение всех основных эксплуатационных свойств АТС.

Под эксплуатационными свойствами автомобиля понимаются объ­ективные особенности его конструкции, которые проявляются в про­цессе эксплуатации и обусловливают способность автомобиля выпол­нять заданные функции. Выявление эксплуатационных свойств авто­мобиля и их количественная оценка позволяют судить о тон, на­сколько конструкция автомобиля соответствует условиям эксплуата­ции и режимам его использования.

Метод оценки качества конструкции автомобилей по значениям показателей его эксплуатационных свойств, предложен еще в 1928 году Е.А. Чудаковым. В докладе "Основные измерители для опреде­ления качеств автомобиля" он впервые сформулировал основные экс­плуатационные свойства автомобиля и определил некоторые количественные показатели их измерения. Важный вклад в развитие ме­тода оценки эксплуатационных свойств автомобиля внес также Д.П. Великанов, который дал теоретическое обоснование более широ­кого комплекса эксплуатационных свойств автомобилей, подлежащих измерению, а также соответствующего "набора эксплуатационных по­казателей. Им, в частности, было предложено учитывать и измерять такие эксплуатационные свойства, как "долговечность", "прочность и надежность", "легкость управления", "удобство использования", и некоторые другие.