Файл: Курсовая работа по дисциплине Психология студента очной формы обучения по направлению 44. 03. 05. Педагогическое образование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 174

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное АВТОНОМНОЕ образовательное УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО образования

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДAРСТВЕННЫЙ НAЦИОНAЛЬНЫЙ

ИССЛЕДОВAТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(НИУ «БелГУ»)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

Особенности психологической профилактики страхов у детей младшего школьного возраста

Курсовая работа

по дисциплине «Психология»

студента очной формы обучения

по направлению 44.03.05. Педагогическое образование

2 курса группы 02022262

Кенжоева Сабира Ахмаджонова






Научный руководитель:

канд. психол. наук, доцент

Гребнева В.В.








БЕЛГОРОД 2023

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАХОВ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

1.1. Анализ понятия тревожность

1.2. Причины появления и особенности проявления тревожности у

детей младшего школьного возраста

1.3. Методы профилактики тревожности младших школьников

Глава 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ

ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Организация и методы исследования

2.2. Программа профилактики тревожности детей младшего

школьного возраста

2.3. Анализ результатов научного исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение

На сегодняшний день отмечается тенденция к увеличению количества детей со страхами. Причина этого заключается не только в индивидуальных особенностях детей, но и в наличии личностной неопределенности и беспокойства значительной части населения, большого количества стрессов, явной невротизации общества, в отсутствии безопасности. Актуальность изучения проблем развития личности и поведенческих нарушений у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития связаны с обучением детей в школе, когда трудности обучения и поведения начинают проявляться и нарастать постепенно, с увеличением сложности учебного материала, повышением темпа работы, возрастанием интеллектуальных нагрузок. У детей с задержкой психического развития могут отмечаться сниженная работоспособность, психомоторная расторможенность, возбудимость, гиперактивность, импульсивность, а также страхи, тревоги и агрессия. Страх, как и другие неприятные переживания, не является однозначно "вредным" для ребенка. Любая эмоция выполняет определенную функцию и позволяет ориентироваться в окружающей его предметной и социальной среде. Так, страх защищает человека от излишнего риска, регулирует деятельность, поведение, уводит от опасностей, возможности получения травмы. В этом проявляется охранительная функция страхов. Детские страхи - это обычное явление для детского развития.


Страх, как любое переживание является полезным, когда выполняет свои функции, а потом исчезает, но когда страх не исчезает долгое время, или у ребенка содержится большое количество страхов, то здесь можно говорить о предневротическом состоянии ребенка, что в свою очередь может перейти в невроз страха, что является патологическим состоянием, при этом у ребёнка возникает состояние психического напряжения, скованности, поведение становится более пассивным, вместо непосредственности и открытости развивается отгороженность, замкнутость.
Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов. Для того что бы ребенок развивался гармонично, возникает вопрос о создании благоприятных условий для обучения, с целью профилактики тревожности младших школьников.

Теоретико-методологическая основа исследования:

Изучением тревожности занимались как отечественные психологи: Н.Д. Левитов, А. М. Прихожан, В. П. Астапов, так и зарубежные: З. Фрейд., А. Адлер, В. П. Астапов и другие. А. Л. Вегнер, О. А. Слепичева, А. К. Дусавицкий, Е. Н. Новикова выделили ряд причин, по которым возникает 4 школьная тревожность, вызванная обстановкой дома или в школе, а также социальным окружением. Причины появления тревожности, а также способы ее предупреждения и коррекции можно отметить в трудах Е. Ю. Брель и А. М. Прихожан. О росте числа тревожных детей, для которых характерны неуверенность в себе, эмоциональная неустойчивость, повышенное беспокойство отмечает в своих трудах И. В. Дубровина.

Объект исследования: феномен тревожности.

Предмет: программа профилактики тревожности младших школьников. Цель: теоретически обосновать, составить и апробировать программу профилактики тревожности у детей младшего школьного возраста.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме.

2. На основе теоретического анализа, выявить психологическое содержание понятия тревожность и особенности ее проявления в младшем школьном возрасте.

3. Изучить методы профилактики тревожности младших школьников.



4. Подобрать психодиагностический инструментарий для исследования тревожности детей младшего школьного возраста.

5. Составить программу профилактики тревожности у детей младшего школьного возраста.

6. Проанализировать результаты, полученные в ходе исследования.

Гипотеза исследования: разработанная программа позволит предупредить тревожность детей младшего школьного возраста.

Методы исследования: теоретические: анализ психологопедагогической литературы; методики исследования: «Тест школьной 5 тревожности Филипса»; «Диагностика тревожных состояний у детей (CMAS)»; методы математико-статистического анализа: Т-критерий Вилкоксона.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАХОВ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

    1. Анализ понятия тревожность

Одним из наиболее распространенных и интригующих феноменов психического развития человека является тревожность. В психологической литературе встречается большое количество определений понятию «тревожность».

Тревожность различают как эмоциональное состояние, и как устойчивое свойство, черту личности. Но в большинстве исследований это понятие рассматривается дифференцированно – как ситуативное явление с учетом переходного состояния и его динамику.

Р. С. Немов дает такое определение, «тревожность - свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях»

По мере развития психики человека и усложнения форм его жизни страх приобрел социально опосредованный характер и стал выражать целую гамму чувств и переживаний. В своей основе страх является совершенно нормальной эмоцией, он также неотделим от жизни, как радость, любовь, печаль и гнев. Однако страх имеет гораздо большее значение, чем другие переживания человека: он защищает нас, людей, от того, чтобы мы не попадали в ситуации, за которые мы должны были бы при определенных обстоятельствах расплачиваться своей жизнью. Он учит нас, как поступать в случаях возникновения опасности, учит выбирать правильную тактику поведения. Без этого важнейшего чувства человечество не смогло бы выжить. В сущности, при возникновении опасности человек имеет две возможности: напасть, т.е. действовать активно, либо пуститься в бегство. Какую из них он выберет, зависит от многих факторов, в том числе и от размеров угрозы, располагаемого опыта борьбы с ней, от своей физической и духовной конституции и своего воспитания. Для формирования концептуальных представлений о сущности феномена страха и выбора соответствующих методологических подходов к его коррекции представляется необходимым знакомство с теоретическими аспектами данной проблемы.

Выделяют три основных признака, характерных для тревожности – это чувство неприятного, осознание переживания и соматические реакции, соответствующие данному состоянию, в первую очередь это усиление сердцебиения. Изначально З. Фрейд предполагал, что существует бессознательная тревожность, но в дальнейшем он стал ее рассматривать в исследованиях посвященных психологической защите. В итоге, Фрейд пришел к заключению что она является состоянием, которое переживается сознательно, и сопровождается умением справляться с опасностью. Тревожность помещается им в Эго.

Карен Хорни пишет о возникновении при тревожности очевидной иррациональности тревоги и ощущения беспомощности. Особый акцент в своих работах К. Хорни делает на роли неудовлетворения потребности в межличностной надежности. Хорни оценивает тревогу как основное противодействие к стремлению самореализации, рассматривая ее как главную цель развития человека.

Основным источником тревожности, в первую очередь для детей, в своих работах К. Хорни выделяет неудовлетворение потребности в межличностной безопасности, надежности.

Переживание отчужденности, в связи с представлением человека о себе как об отдельной личности, испытывающей свою беспомощность перед силами природы и общества Э. Фромм отмечал как основной источник тревожности, внутреннего беспокойства. Э. Фромм выделял основной путь для преодоления этой ситуации всевозможные формы любви между людьми.

Согласно идеям, А. И. Божович тревожность бывает адекватная и неадекватная. Критерием подлинной тревожности является неадекватность реальному положению человека в какой-либо области, неадекватность реальной успешности. В таком случае она может быть рассмотрена как проявление общеличностной тревожности.

По мнению В. В. Давыдова тревожностью является индивидуальная психологическая особенность, в связи с которой человек может испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, которые включают в себя и общественные характеристики, не располагающие к этому.

Существует два основных вида тревожности. Первым является ситуативная тревожность, возникающая при конкретной ситуации, вызывающей беспокойство. Перед возникновением новых неприятностей или жизненных трудностей каждый человек может испытывать состояние тревожности. В данном случае оно является вполне нормальным, и даже играет положительную роль. При возникновении ситуаций, в которых могут содержаться возможные трудности и препятствия для достижения цели, тревожность выступает как сигнал об опасности и привлекает к ним внимание, позволяет мобилизовать силы, для достижения наилучшего результата. Из этого следует что нормальный уровень тревожности является необходимым для адаптации к действительности и позволяет человеку подойти к решению возникающих проблем осознанно и ответственно, выполняя роль мобилизующего механизма. А вот снижение ситуативной тревожности не является нормой, мешает адаптации к окружающему миру, и в свою очередь может свидетельствовать о недостаточной сформированности сознания, инфантильной жизненной позиции. При возникновении серьезных жизненных обстоятельств, человек демонстрирует безответственность. Слишком высокий уровень тревожности говорит о дезадаптивной реакции, которая проявляется в общей дезорганизации поведения и деятельности.


Вторым видом является личностная тревожность. Она выражается в склонности в самых различных жизненных ситуациях переживать чувство тревоги, которые объективно к этому не располагают, и рассматривается как личностная черта. Любое событие может рассматриваться личностью как опасное и неблагоприятное. Индивид испытывает неопределенное ощущение угрозы. Личностная тревожность характеризуется состоянием безотчетного страха. Окружающий мир воспринимается ребенком, подверженным такому состоянию как враждебный, пугающий. Он постоянно находится в настороженном подавленном настроении, ему сложно найти контакт с окружающим миром. Устойчивая тревожность, препятствует нормальному развитию и продуктивной деятельности. Все это может привести к формированию заниженной самооценки закрепляясь в процессе становления характера. В первую очередь необходимо обращать внимание на роль личностных и социальных факторов, таких как особенности общения в возникновении и закреплении тревожности как устойчивой личностной характеристики.

Состояние тревожности крайне изменчиво в большинстве случаев, способствует осознанию индивидом своего положения в окружающем мире. В настоящее время тревожность рассматривается как расслабляющая, которая тормозит личность в ответственные моменты, и мобилизующая, которая придает действиям человека дополнительный импульс, таким образом позволяющая сделать ему то, что казалось на первый взгляд непосильным.

Таким образом, в условиях острого и хронического стресса, тревожность может выступать как форма адаптации организма. С другой стороны, при длительной интенсивной и неадекватной ситуации тревоги она может выступать не столько как форма психологической адаптации, сколько сигнал о ее нарушении. Как индивидуальная психологическая особенность, тревожность заключается в предрасположенности индивидом испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, не предполагающих этого. Тревога, в целом, выступает как фактор психологической защиты. Профилактика тревожности необходима для ее преодоления в ситуациях, при которых могут возникать трудности, а также при овладении новой деятельностью.
1.2. Причины появления и особенности проявления тревожности у

детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст охватывает период от 6-7 до 9-11 лет . На данном этапе меняется образ жизни ребенка: ведущей деятельностью младшего школьника становится учебная, появляются новые требования, новая социальная роль ученика.