Файл: Курсовая работа по дисциплине Психология студента очной формы обучения по направлению 44. 03. 05. Педагогическое образование.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 176
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Эмоциональная сфера ребенка меняется с приходом в школу. Характерное для дошкольного возраста бурное реагирование на определенные ситуации, задевающие их, еще сохраняется у младших школьников, в особенности у первоклассников. Они чувствительны и эмоционально отзывчивы к окружающему миру. Поступление в школу требует от ребенка усвоения новых правил, которые вызывают новые эмоциональные переживания. Напряжение усиливается, а новая социальная ситуация выступает для младшего школьника как стрессогенная. В школе происходит стандартизация условий жизни, и некоторые индивидуальные особенности, такие как повышенная чувствительность, плохой самоконтроль, сверхвозбудимость, непонимание норм и правил, которые учитывались взрослыми в дошкольном возрасте, становятся особенно заметными. Больше всего беспокойства по поводу школьной жизни испытывают первоклассники, так как тревожность является неотъемлемым элементом адаптационного процесса, и посещение школы представляет для них принципиально новую форму организации жизни.
Младший школьник зависит не только от мнения родителей и учителей, но и от мнения сверстников, в связи с чем он начинает испытывать страх что его сочтут трусом, смешным, обманщиком, слабовольным. У младших школьников, как угроза благополучию в контексте их отношений с окружающими, превалируют социальные страхи, отмечает А. И. Захаров.
Существенные трудности для ребенка представляет смена социальных отношений. В большей степени, на эмоциональную напряженность и тревожное состояние влияет смена окружающей обстановки, привычных условий и ритма жизни, отсутствие близких людей.
Данное состояние тревоги определяют, как генерализованное ощущение неопределенной угрозы. Ожидание опасности сочетается с чувством неизвестности, в связи с чем ребенок не в состоянии объяснить, чего именно он опасается.
Различают 2 формы тревожности: личностная - индивидуальная характеристика индивида, который воспринимает различные ситуации как угрожающие, и отвечает на них определенной реакцией, и ситуативная – состояние, возникающее как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию, характеризующееся субъективно переживаемыми эмоциями.
Еще наиболее разнообразны психологические реакции тревоги, которая влечет за собой нарушение координации движений, затруднение принятия решений. Наименее выраженные проявления тревоги, как чувство беспокойства, неуверенности в правильности своего поведения. Дети в 18 недостаточной степени подготовлены к преодолению тревожных ситуаций, в связи с чем часто становятся застенчивыми, невнимательными, рассеянными, прибегают к фантазиям и лжи.
Причиной нарушения поведения служит не только тревожность. В развитии личности ребенка имеются и другие механизмы отклонения . Однако, тревожность не только препятствует нормальному ходу обучения и воспитания, но и начинает разрушать личностные структуры.
Неуверенность влечет за собой появление тревожности и нерешительности, которые в свою очередь формируют соответствующий характер.
Тревожный, неуверенный в себе, склонный к сомнениям, робкий ребенок не доверяет окружающим, нерешительный, несамостоятельный, имеет склонность к внушению. Опасается окружающих и ожидает от них насмешки, нападения, обиды.
Еще реакция психологической защиты проявляется в отказе от общения и избегание лиц, от которых, как считает ребенок, исходит угроза. В таком случае он замкнут, одинок и малоактивен .
Есть еще вариант психологической защиты, когда ребенок уходит в мир фантазий, где он решает свои неразрешимые конфликты.
Известно, что повышенная чувствительность может стать причиной возникновения тревожности, однако не все дети с высоким уровнем сензитивности, становятся тревожными. Многое зависит от воздействия внешних и внутренних факторов, в связи с которыми ребенок начинает испытывать чувство тревоги, а оно, в свою очередь, способно закрепиться и перерасти в стабильное личностное образование – тревожность.
По мнению А. М. Прихожан, причинами тревожности могут являться, внешние источники тревожности: семейное воспитание, школьная успешность, взаимоотношения с учителем, и внутриличностные источник: внутренний конфликт, эмоциональный опыт.
Когда в основе воспитания заложены завышенные требования к ребенку, которые непосильны для ребенка, или они вызывают у него трудности во время их выполнения, тревожность может быть вызвана чувством опасения что он не справится или сделает не так, как нужно. Также тревожность может порождаться чувством страха отступления от норм и правил, за которыми следует наказание и порицание, установленных взрослыми.
Для тревожных школьников свойственна также инфантильная позиция в отношении учителей. Они рассматривают оценку в первую очередь как выражение отношения педагога, и данная позиция закрепляется у них на достаточно длинный промежуток времени. Все это указывает на значимость успеваемости как фактора, который косвенно влияет на поддержание и усиление тревоги.
Прослеживается тесная связь успеваемости и взаимоотношений школьника с педагогами. В качестве одной из основных причин тревожности рассматривают неблагоприятные отношения учителей по отношению к детям, конфликты, нетактичное поведение и грубость. Бестактность педагога, оказывает влияние на тревожных детей или детей, которые находятся в состоянии «тревожной готовности», то есть чувствуют себя беспомощными, не имеющими защиты, возможности сопротивления . Но основную роль играет обстановка в семье
Тревожность может возникать и при объективно благополучном положении, как следствие определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки. У детей с хорошей успеваемостью, которых отличает добросовестность, требовательность к себе в сочетании с ориентацией на отметки, можно также наблюдать выраженные проявления тревоги. Школьники, которые учатся хорошо, и даже отлично, испытывают тревожность, связанную с самооценкой. Видимое благополучие достигается ими довольно непросто, и может привести к срывам, в особенности, когда деятельность усложняется.
У таких школьников прослеживаются психосоматические и неврозоподобные нарушения, выраженные вегетативные реакции. Конфликтность самооценки, в таких случаях, содержит в себе противоречия между достаточно сильной неуверенностью в себе и высоким уровнем притязаний. Добиваясь успеха, ученик не может оценить его, в следствие чего возникает чувство неудовлетворенности, напряженности, что способно вызвать снижение работоспособности, нарушение внимания, повышение утомляемости . Связь между тревожностью и особенностями отношения к себе в 1, 2 классах (6 – 7 лет) не прослеживается, а в 3-м классе обнаруживается только у девочек. Устойчивая связь тревожности и конфликтности самооценки, выявляется начиная с 4-го класса, при этом девочки и мальчики в этом отношении между собой не различаются. В возрасте 9-16 лет, возникновении и закреплении тревожности, определенную роль, но уже менее существенную, чем на ранних этапах развития, продолжают играть внутренние конфликты, связанные с отношениями со взрослыми.
Устойчивая тревожность дает нам информацию о наличии неблагоприятного эмоционального опыта у ребенка.
Таким образом, тревожность младших школьников могут вызвать внешние конфликты, исходящие от родителей, а также внутренние – от самого ребенка. Тревожных детей не покидает чувство беспокойства
, они живут в постоянном напряжении, чувствуя, что в любой момент могут столкнуться с неудачами, при этом даже в тех ситуациях, которые не несут для них никакой угрозы. Чаще всего они отказываются от деятельности, в которой могут возникнуть определенные трудности. В младшем школьном возрасте возникновение тревожности происходит вследствие фрустрации потребности в надежности, ощущении защиты со стороны окружения и выражается неудовлетворенностью именно той потребности, которую можно рассматривать в данном возрасте как ведущую. В этот период тревожность представляет собой функцию неблагоприятных взаимоотношений с близкими взрослыми, и не является личностным образованием.
-
Методы профилактики тревожности младших школьников
Состояние тревоги крайне трудно переносится: в связи с неясностью, неопределенностью источника угрозы возникают сложности при поиске выхода из положения. Испытывая состояние тревоги нет возможности защищаться или бороться, так как источник возникновения тревоги неизвестен.
Над проблемой тревожности у детей работали как зарубежные, так и отечественные психологи. Многие из них разработали методы и приемы, позволяющие снижать уровень тревожности.
Мэри Аворд был представлен комплекс упражнений для мышечной релаксации. Данная техника включает в себя как мышечное напряжение, так и визуализации.
С обучающимися, которые испытывают открытую тревогу, Е. И. Рогов предложил проводить коррекционную работу, в которой предложен ряд приемов, таких как «Улыбка», целью которого является расслабление мышц лица, или «Приятное воспоминание», при выполнении которого школьник представляет, как можно ярче ситуацию, в которой он испытывал расслабление, полный покой.
Направления профилактики тревожности у младших школьников, можно разделить на 2 вида. Первое предполагает выработку конструктивных способов поведения, при столкновении с трудностями, а также овладение приемами, которые позволят справиться с излишним волнением и тревогой. Второе направлен на развитие самооценки, укрепление уверенности в себе. В младшем школьном возрасте для преодоления школьной тревожности рекомендуется снизить силу потребностей, связанных с внутренней позицией школьника.
Это необходимо не только с позиции переживания удовлетворенности-неудовлетворенности, но и потому что гипертрофированные потребности, порождают бурные эмоциональные реакции, и таким образом препятствуют формированию продуктивных навыков деятельности, общения. Также должна проходить работа по снятию лишнего напряжения в школьных ситуациях. Профилактика тревожности у младших школьников включает в себя методы, которые необходимо использовать во время работы. Для эффективной работы необходимо создать атмосферу эмоционального благополучия и ситуации успеха, использовать индивидуальный подход к каждому обучающемуся, не сравнивать ребенка с другими обучающимися, развивать навыки коллективизма, эмпатии, взаимопомощи и поддержки, при помощи индивидуальных и групповых форм работы, предоставлять достаточное количество времени для выполнения упражнений, предъявлять четкие и понятные инструкции.
Метод последовательной десенсибилизации, суть которого заключается в том, что ребенка помещают в ситуации, при которых он испытывает тревогу и страх, начиная с тех, в которых он испытывает небольшое волнение, и постепенно меняют эти ситуации на те, в которых ребенок испытает сильную тревогу, и возможно, даже испуг. Для снятия напряжения ребенку предлагают сосать конфету.
Метод «отреагирования» страха, тревоги, напряжения, осуществление которого в начале происходит посредством игры-драматизации «в очень страшную, страшилищную школу», с использованием кукол-петрушек, а после этого уже без них, когда дети в формате театральных этюдов сами проигрывают пугающие ситуации школьной жизни, при этом должно соблюдаться условие – все «пугающие моменты должны быть доведены до крайней степени («так, чтобы зрителям было очень страшно»). Также, можно применять такие приемы, как «рассказы о страхах», рисование страхов», причем акцентироваться должны школьная тематика. При выполнении данных заданий поощряются попытки карикатурного, юмористического изображения ситуаций.
При работе с тревожными детьми необходимо учитывать их особое, специфическое отношение к успеху, неуспеху. Такие дети очень чувствительны к оценке окружающих и к результату их собственной деятельности. Они ждут оценки своей деятельности от взрослого, так как им сложно оценить результат своей деятельности, в связи с тем, что они не могут сами решить правильно или неправильно сделали что-либо.
Такое отношение к успеху и неуспеху повышает травматическую вероятность неудач, которые дети с высоким уровнем школьной тревожности объясняют собственной неполноценностью, отсутствием способностей. Также ребенок становится зависимым от взрослого, и это отражается на мотивации учения. В ее основе лежит стремление ориентироваться на слова учителя, и делать все так как он говорит, ради его похвалы.
Прием «Школа клоунов» применятся для снятия повышенной значимости требований школы, которая приводит к дезорганизации деятельности детей, их поведения и сильной напряженности. Дети рассказывают о каких-нибудь правилах школы, из прочитанных отрывков одноименной книги Э. Успенского, придумывают уроки, отметки, при этом обязательно что-нибудь рассказывая или показывая. Предварительно, класс договаривается об определенном правиле, которое включается в ход «учебных» и игровых занятий. Помимо всего прочего, это способствует и развитию произвольности. С одной стороны, задача такой работы игры состоит в том, чтобы показать условность рамок «хорошо-плохо», снять восприятие правил как конкретных требований, а с другой стороны оказать помощь детям в осознании для чего эти правила нужны. Иными словами, применяется прием «отстранения. У детей происходит осознание того, что правила относительны и вместе с тем необходимы.