Файл: Курсовая работа по дисциплине Народное музыкальное творчество Направление подготовки Искусство народного пения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 101

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Особую группу образуют работы, в которых изучаются отдельные жанры сибирской старожильческой свадебной традиции. В статье Н. М. Владыкиной-Бачинской предпринята попытка сравнительно-стилевого анализа свадебных песен Приангарья и Архангельской области; в статье JI. A. Мухомедшиной исследуется традиция протяжных песен на Ангаре; статья H. A. Урсеговой посвящена изучению свадебной традиции русских старожилов Зауралья [28].

Как отмечает Н.А. Урсегова: «обобщающую направленность имеет очерк Н. В. Леоновой, в котором характеризуется современное состояние фольклорных традиций русских переселенцев, в том числе русских старожилов, а также производится жанровая и музыкально-стилевая классификация фольклора русского населения Сибири» [25].

Среди современных собирателей свадебных традиционных обрядов и песен различных групп русского населения Алтайского края можно отметить: О.С. Щербакову, О.А. Абрамову, Н.И. Бондареву, М.Н. Сигарёву, Т.А. Ларину других.

Можно сделать вывод, что исследовательская деятельность по изучению свадебных обрядов началась в первой половине XIX века. Собирание, а так же глубокое научное изучение, расшифровка народных свадебных песен и фиксация традиционных свадебных обрядов русских сибиряков позволила сохранить уникальный пласт русской обрядовой культуры. Таким образом, исследователи сибирского фольклора внесли неоценимый вклад в сохранение традиционной обрядовой культуры.


    1. Этапы традиционного свадебного обряда


Обряд российской свадьбы, родившийся в глубокой древности, был принесен из других регионов России с переселенцами в Сибирь, но сохранил главные сюжетные и структурные компоненты, однако претерпел определенные изменения. Можно не сомневаться, что уходя в Сибирь, наши предки несли с собой бытовые традиции, обычаи, устои и обряды тех местностей, откуда они переселились в Сибирь. По сравнению с другими регионами молодежь в Сибири, более свободная по духу и нравам, имела возможность свободного выбора спутника жизни. Важнейшим условием создания семьи являлась хозяйственная целесообразность. При сватовстве у «поляков», проживающих в Алтайском крае более, чем у других групп русского населения Сибири, учитывали взаимную склонность моло­дежи. Парни и девушки договаривались между собой о свадьбе во время праздничных гуляний.

Подобно свадебной обрядности крестьян Европейской части страны, сибирская сельская свадьба XVIII — первой половины XIX века делилась на три основных периода: обряды, предшествующие свадьбе, сама свадьба и послесвадебный цикл. Каждый из них в свою очередь состоял из отдельных закон­ченных частей. Число, последовательность, а иногда и содержание этих частей различались в зависимости от конкретных обстоятельств: территории, времени и формы («добром» или «убегом») заключения брака. Во всех случаях свадебный обряд начинался со сватовства. Если брак совершался «добром», то есть с обоюдного согласия не только жениха и невесты, но и их родителей, последние играли во время сватовства активную роль. Родители жениха приглашали сваху (реже свата) и поручали ей предварительные переговоры с родителями невесты.


С середины XIX века ситуация изменилась: сватать стали пре­имущественно родственники (иногда родители) жениха или невесты, да и сам обряд сватовства упростился [24]. По утверждению наблюдателей, с середины XIX века «добром» заключались лишь немногие браки, остальные — «убегом» [26]. А при браке «убегом» (без воли родителей невесты) естественным было желание жениха привлекать к «заговору» — в частности на роль сва­тов — наиболее близких людей, прежде всего родственников.

В Енисейской губернии в ряде мест был распространен обычай формального похищения невесты. В. И. Гаврина, описывая этот обычай, замечает, что, договорившись по согласию, жених «похищал» невесту. Мать невесты вопрошала при этом: «Как в глаза людям смотреть? В чужой дом, поди, дочь отдаю. Своими руками отдать, что ли? У нас ей хуже живется? После «похищения» невеста возвращалась (обряд соблюден), а затем начинался ритуал сватовства [5].

Сватунья от имени жениха шла сватать невесту. Пройдя в избу, сватунья садилась под матицу, на скамью. «Под матицу не сядешь — в новой семье связи не будет», — говорили в Сибири. Матица дом вяжет, и скамья при этом должна быть продольная, а не поперечная матице, иначе жизнь поперек пойдет! Сватунья сначала заводила разговор «ни о чем», а потом сообщала: «Я к вам пришла не пировать, не столовать, а с добрым делом, со сватаньем!
У вас невеста, а у меня — жених. Станемте-ка родство заводить!» Отец отправлял мать за загородку, в куть к невесте. Невеста в Сибири была вольна выбирать, могла и отказать. Н. А. Миненко утверждает, случалось и такое, что «…родители невесты сначала обычно отказывали свахе, отговариваясь тем, что и невеста не доросла до замужества, и приданое не готово. Иногда сваты несколько раз посещали семью невесты, прежде чем доби­вались успеха. Сопротивление отца и матери девушки в начале сва­товства объяснялось разными причинами, в том числе и традиционным мотивом борьбы за невесту. Случалось, что родители действительно не были согласны на брак (не желали лишиться работницы, стремились избежать расходов на свадьбу и пр.) и лишь под давлением различных, обстоятельств позднее примирялись» [17, с. 94].

В с. Купино Новосибирской области исследователи записали следующий обычай на сватовство: «…Впервые в жизни невеста собственноручно разливала водку всем гостям, что доселе ей делать возбранялось. По окончании застолья молодая могла перевязать рушником руку свату с одного плеча на другое, чем показывала своё согласие» [23].



При успешном сватовстве назначался день рукобитья — сговора. Обычай этот — общий для всей России. Н. А. Миненко «Рукобитье происходило в доме невесты: на него обычно приглашали только ближайших родственников с обеих сторон и сватов» [17, c. 95]. В Алтайском крае в селах Секисовке, Шеманаихе, Бутакове, по свидетельству М. Швецовой, обряд заключения договора между родителями жениха и невесты называли «рукобитьем», а в Екатериненской, Лопатинке, Саввушке — «заливанием». В этот день отец, мать жениха и сватунья шли в дом невесты удостовериться, что невеста именно та, что нужна их сыну, и скрепляли рукобитием важное событие. Н. А. Миненко упоминает в своих трудах, что у ишимских крестьян в это время самые бедные крестьяне требовали с семьи жениха 9 руб. серебром и ведро вина, «средственные» — 20 руб. и два ведра вина, зажиточные — 30 руб. серебром и три-четыре ведра вина. Деньги, о которых шла речь на рукобитье, назывались «калы­мом» [17, c. 95].

Рукобитие — это был старинный обычай народной «скрепы» серьезного дела. Отцы били по рукам. «Господи, благослови, в добрый час». Молились. Отец благословлял невесту. Затем пили по рюмочке «разъездной», а невеста с подругами проводила ночь «в рыданиях и причитаниях» — пели песни «с упреками и слезами», за то что «отдают в чужой дом».

При браке «убегом» после рукобитья вскоре следовало венчание. Когда же свадьба совершалась «добром», вслед за рукобитьем следо­вало «смотренье». В. А. Липинская отмечает, что у «поляков» Алтайского края существовал обычай выводить на заре невесту в дни между рукобитием и браньем. Подруги каждое утро на рассвете выходили с засватанной девушкой на улицу, и она голосила. Наголосившись, невеста уходила обратно в дом и благодарила подруг: «Спаси-то вас Господи, милые подруженьки, что сводили меня на белую зарю» [13, с.182].

После рукобитья начинался период подготовки к свадьбе. В Сибири этот этап назывался «сборная неделя». Он мог длиться от одной до трех недель или до месяца. В это время девушки помогают невесте шить приданое, подарки для жениха и дружки, такой период называют «шитник». Во время сборной недели соблюдался ряд обычаев, сопровождавшихся специальными песнями и причитаниями. Расплетение косы обычно совмещалось с обрядовой баней невесты, которая, как и многие другие обряды, не имела единого времени проведения. Она могла устраиваться утром в день девичника или вечером накануне свадебного дня.

При подготовке бани соблюдали определенные правила. Так, старались не колотить кочергой по головешкам, чтобы молодожены жили дружно и муж не бил жену. Затем девушки растрепывали банный веник и прутиками из него «торили» дорогу в баню. Каждый прутик украшали ленточкой. Украшенный невестин веник ставили на баню. Идти в баню невеста благослов­лялась у отца и матери. Она просила отца, мать, братьев и сестер рас­плести ей косу. Каждый из них под причитание девушек-подруг распле­тал часть косы, до конца расплетали сами девушки. Затем невеста с подругами отправлялась в баню.


У «поляков» в Сибири обряд мытья невесты в бане проходил с особым обыгрыванием банных принадлежностей. В некоторых селениях жених навещал невесту, а девушки с песнями выпрашивали у него мыло, гребень. С веником, украшенным ленточками и цветными лоскутками, ездили по всему селу. В Саввушке и Екатериненской Алтайского края подруги невесты сами ходили к жениху. Вот как описывает обряд бани В. А. Липинская: «Они несли с собой банный разукрашенный веник и «снаряд жениха»: рубашку, пояс, портянки и пр. При этом девушки держали в руках косу-литовку, по-видимому, для защиты от нечистых сил. Накатавшись с веником по селению, девушки вели невесту в баню» [13, с. 181]. Н. А. Урсегова утверждает, что в староверческих селах Алтайского края «…сохранился обычай катания девок с наряженным веником («искать дорогу») перед обрядом бани. На Алтае жених для бани привозит четверть пива - поддавать пару…» [25, с.6].

В Сибири хождение не­весты в баню и обратно, мытьё в бане сопровождалось причитаниями невесты, матери, специальными причетами подружек. Обряд очищения в бане символизировал переход девушки к новой жизни. После мытья невеста надевала белье, в котором ей предстояло венчаться, и девушки торжественно вели ее к дому. Девичник проходил гораздо содержательней, красивей, нежели дружинник. Невеста встречала подружек со слезами, за накрытым богато столом, на котором обязательно стоял пирог и ветка калины (символ девичества). Звучали жалобные песни, велись разговоры о нелёгкой женской доле.

Вторую группу обрядов до венчального цикла образуют «сборы невесты к венцу», «ожидание поезда жениха», «прощальный стол» с курниками, «приезд свадебного поезда», «бранье», «выкуп косы», столование, благословление и «отъезд к венцу». Когда намечена дата свадьбы, каждый вечер был посвящён приготовлению к торжеству: в дом к невесте каждый вечер приходили родственники, крёстные родители. Готовился фарш, лепились пельмени, варился холодец, пеклись сочни, варили пиво, запасали «разные кушанья», мыли избы. И всё это сопровождалось песнями. Накануне свадьбы шили «косу» — символ девичьей красы, которую на выкупе продавал брат невесты. Параллельно «сбору невесты» в доме жениха происходит «сбор поезда» (распределение свадебных чинов, баня, одевание жениха, столование, благословление жениха, молебен, отъезд поезда за невестой) [24].

В день свадьбы утром подружки сходились в дом невесты, наряжали её, а мать с крёстной матерью или со свахой со стороны невесты собирали «глухой возок» (так называлось приданое невесты, завязанное в узлы). Наступал день бранья, или народной свадьбы. У невесты собирались подруги и родня. В Екатериненской и Саввушках они приносили с собой пироги в подарок (гостинец) [14, c. 165].


Девушки садились на лавки, пили чай, пели обрядовые песни. Невеста просила у родителей благословения: сначала умыться, потом одеться. Приготовленную, наряженную невесту сажали вместе с подругами за стол в кути. Рядом с невестой за столом сидел ее брат с плеткой, скалкой или полотенцем. Брату надлежало требовать выкуп жениха за косу невесты. В доме жениха в это время наряжали парня. Мать расчесывала ему волосы. Собирались поезжане, составляли и отправляли к дому невесты свадебный поезд. С собой везли пиво, необходимое при выкупе.

Завидев поезд жениха, дверь в дом крепко закрывали. Начинался торг. Откупившись пивом, вином, подарками жених, поезжане, родня и гости входили в избу. Их спрашивали: «Кто пришел?» Снова начинался торг за невесту, за косу, за место. Дружка становился между родней невесты и поездом жениха со словами: «Сваха приезжала за товаром нашим». Дружка ставил на поднос вино, обносил родню невесты и сидящих за столом. Потом говорил: «Что, сватушки, мы уже потчивали вас, покажите товар». Девушки выводили невесту. Родня хвалила свой товар, требовала еще пива, вина. После того как выкупили невесту, начинался выкуп ее косы. Выкуп косы — обряд, символизировавший переход невесты из власти родителей во власть рода жениха. В обряде принимали участие представители двух родовых групп. Сторону невесты представлял ее брат, а сторону жениха — дружка. Последний предлагал выкуп в виде денег, которые клались на тарелку с лентой из косы невесты. После жестокого торга брат уступал, он трижды обводил невесту вокруг стола и передавал жениху. Под ноги им подстилали потник (войлок) или шубу (чтобы были богатые). За обрядом выкупа следовало расплетание косы, право, на которое принадлежало стороне жениха, и обычно это делала его сваха. В некоторых местностях она демонстративно трепала косу невесты, разрывала ленту. После этого невесту накрывали платком, в котором она отправлялась на венчание. Сани по такому случаю застилали коврами, лошадей запрягали праздничной упряжью, к дуге подвешивали колокольчики [3].

Непосредственно свадьба включала такие обряды, как венчание, встреча молодых в доме жениха, демонстрация приданого невесты, свадебный пир (большой, красный, княжий стол, одаривание подарками новых родственников невестой), постельный обряд, бужение молодых на следующее утро, символическое испытание молодых в трудовых умениях, очистительные обряды (баня для молодых, баня для свекрови, умывание всех участников свадьбы), одаривание молодых родственниками, посещение родителей молодой на второй или третий день свадьбы.