Файл: Курсовая работа по дисциплине Народное музыкальное творчество Направление подготовки Искусство народного пения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 99

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для свадеб Новосибирской, Томской областей и некоторых сёл Алтайского края характерен обряд «елки». Верхушка или пушистая ветка елки или другого дерева, называемая красотой (девьей красотой, красной красотой), украшенная лентами, бусами, зажженными свечами и проч. Иногда с прикрепленной к ней куклой, стояла на столе перед невестой. Деревце символизировало молодость и красоту невесты, с которыми она прощалась навсегда. Древний, давно забытый смысл состоял в том, что дереву (зеленой, кудрявой березе) переадресовывалось жертвенная повинность инициируемых девушек: вместо одной из них погибало деревце, первоначально принятое в их родственный круг (заместительная жертва). Следы такого обычая видны в троицко-семицком обряде с березкой. И в свадебном обряде красота отождествлялась с самой невестой.

Свадебное деревце известно у большинства славянских народов как обязательный атрибут, предмет-символ, несущий в себе общую этническую характеристику славян. Вместе с тем у русских сибиряков отмечено большое разнообразие предметов, называющихся красотой. Это не только растения (ель, сосна, береза, яблоня, вишня, калина, мята), но также девичья коса и девичий головной убор. Головной убор девушки-невесты назывался венец, венок, налобень, коруна. Его изготавливали в виде плотного обода с позументом, над которым выступал ажурный венок, украшенный цветами, бисером и т.п. Изготовление венчальных венков из живых цветов представляло собой богатый, развитой ритуал. Инициация включала в себя обряды с волосами, изменение прически: расплетание косы, продажа косы, окручивание. Эти ритуалы характерны практически для всех регионов России, в том числе и Сибири. Этот древний обычай был связан с верой в магическую силу волос.

Русская девушка носила одну косу. Её расплетали на девишнике и обычно уже не заплетали до венца. Невеста дарила подругам свои косники — ленты для косы. Ритуал продажи косы был реминисценцией купли самой невесты. «Возьми косу вместе с головой», — говорила её мать жениху. Продавал косу младший холостой брат невесты или другой родственник — мальчик, называвшийся подкосник [17].

В день свадьбы или на следующий день устраивались игры «в покойника». С такими обрядами исследователи сталкивались в отдельных сёлах Алтайского края, Поволжья, Курской, Орловской, Рязанской, Воронежской, Тамбовской областях. Пародийные похороны заканчивались тем, что «покойник» вскакивал и пускался в пляс. Игра завершалась общей пляской. Ритуальное веселье, пляска, смех должны были утвердить новую жизнь, символизировали возрождение невесты в новом статусе, что было последним звеном инициации, её целью.


Свадебный обряд сохранил признаки древнего экзогамного брака, порожденного запретом на кровосмешение. Брачная пара должна была состоять из представителей разных родов. Поэтому в свадьбе были ритуалы, означавшие переход невесты из своего рода в род мужа. С этим связано поклонение печи — священному месту жилища.

Многие обряды с печью совершались на протяжении всей свадьбы, как в доме родителей невесты, так и в доме жениха. Все важные дела (например, вынос красоты) начинали в буквальном смысле от печки. Чтобы сватовство было удачным, сваха старалась дотронуться до печки. Благословляли молодых у печного столба. В доме мужа молодая трижды кланялась печи и только потом уже иконам. С приобщением невесты к новому очагу был связан обычай марания: утром после бужения молодых всем чернили лица сажей из печи.

Растительный мир русской свадьбы связан с древними анимистическими представлениями. Живыми или искусственными цветами украшались все участники свадьбы. Цветы и ягоды были вышиты на свадебной одежде и на полотенцах. Особо почитались ягоды калины (символ девичества). Калинкой назывались обряды, связанные с установлением добрачной невинности молодой, а также её свадебная рубаха. Животный мир свадебного ритуала восходит к древнеславянским тотемам. Во многих элементах обряда русских сибиряков можно увидеть культ медведя (ряжение в медведя, меховая одежда и меховые подарки, использование вывернутого тулупа, символизировавшего шкуру зверя). Медведь должен был обеспечить богатство и плодородие. В некоторых местах атрибутом свадебного пира была жареная свиная голова, имевшая магическое значение (с ней разыгрывались сценки иронического чествования). На свадьбе, Святках и масленице рядились быком, при этом устраивали игры с эротическим смыслом.

С невестой были связаны образы птиц. Плодородящую силу имела, прежде всего, курица. Она фигурировала и как ритуальная птица, и как живая птица (курица-приданка).У всех славян куриное мясо было непременным блюдом за свадебным столом, а так же на постели молодых. Свадебный пирог курник представлял собой круглый хлеб с каймой и изображением петушиной головы. Известны старинные церковные запреты на жертвоприношения кур берегиням (ради них кур топили в реках и колодцах).

Свадебный ритуал восточных славян имел ярко выраженный аграрный, земледельческий характер. С идеей плодородия был связан культ воды. Он проявился в банном обряде

, который проходил до или после девишника. Производились магические действия с водой и банными атрибутами (печью-каменкой, веником). В отличие от северной, для среднерусской свадьбы характерно послесвадебное обливание – своеобразное игрище, величание молодой женщины, возможно, уже несущей во чреве новую жизнь. При обливании женщина-мать отождествлялась сматерью сырой землей: ведь увлажненная дождями земля также могла проявить свою плодородящую сущность. Известно, что древнерусский брак совершался у реки. Поэтому ситуация «брак у воды» часто встречался во многих календарных обрядах, в балладах, былинах, сказках [17].

В добрачных, брачных и послебрачных обрядах молодых осыпали хмелем, овсом, семенами подсолнуха или любым другим злаком. Известны действия не только с зерном, но и с колосьями, с квашней. Культ хлеба проявился как чествование каравая, которое в южных зонах было развито в каравайный обряд: он начинался в предсвадебном цикле, а заканчивался на княжем пиру раздачей каравая.

Каравай - это ритуальный, особо изготовлявшийся хлеб, которым встречали молодых от венца. Каравай украшали платками, красными лентами, калиной. Одаривание молодых на пиру называлось «положить на каравай». В числе ритуальной пищи свадебного обряда, помимо уже отмечавшейся (каравай, курица, свиная голова), следует назвать обрядовый пирог (с кашей, рыбой, курицей), а также кашу, лапшу. Пирог характерен для северорусской свадьбы, где он заменял каравай.

С аграрной магией связан древнеславянский культ солнца. По представлениям древних, любовные отношения между людьми порождались сверхъестественным участием небесных светил. Верховным покровителем вступающих в брак и всех остальных участников свадьбы было солнце. Рядом с ним возникали месяц, звезды, заря. Люди сами уподоблялись светилам. Как отмечает И. В. Зырянов: «Солнечность, обожествление, золотая окраска видны не только на образах невесты и жениха, но и на образах их родителей, а также сватов и свадебных дружек. Невеста в поэзии рисуется через «девичью красоту», которая краше солнца, чище «злата-серебра», лучше «дорогих самоцветов», … Свойства светил, перенесенные на человеческий брак, сделали последний таинством» [17].

Образ солнца нес в себе свадебный венок невесты. В песне сообщалось, будто бы он упал с неба и был так ярок, что мог осветить дорогу. Особенно значительной была концентрация небесного сияния в наиболее драматичный кульминационный момент свадьбы, а именно когда невеста, сидя за столом и ожидая приезда жениха, как бы расставалась со своей душой девушки. Невеста должна была плакать («Не плачет за столом, наплачется со столбом») При этом она катала свой венок по столу. Круглая форма венка, его «сияние» и обычай его катания по тесовенькому столику изображали солнце как верховного покровителя обрядового таинства.


В хороводных и свадебных песнях много внимания уделялось необычным, солнцеподобным волосам невесты и жениха. Из песни мы узнаем о том, что небесными светилами расшиты обрядовая рубашка невесты и свадебный наряд жениха. Небесным светом фольклор украшал поэтический образ свадебного терема: у него золотые выходы, переходы серебряные, в воротах столбы золотые, а сам он стоит, как жар горит. Подобный чудесный образ известен и в былине «Про Соловья Будимировича», глубоко поэтизирующей любовь. Свадебная поэзия взаимодействовала с обрядовыми действиями и была по отношению к ним вторичной. Необходимо подчеркнуть её богатство и разнообразие. Н. А. Миненко приводит высказывание К.В. Чистова: «Только свадебных песен, многие из которых можно считать художественными шедеврами, известно несколько тысяч» [17]. На русской свадьбе исполняли песни (ритуальные, заклинательные, величальные, корильные, лирические), причитания, приговоры, драматические сценки, игры (сопровождавшиеся ряжением). Пели внеобрядовые песни, тематически и эмоционально связанные со свадьбой (веселого характера, любовного содержания).

Вывод. Древние культы присутствовали на свадьбе в своем материальном (предметном) выражении и в виде поэтических образов фольклора. В древности основная функция свадебных ритуалов была утилитарно-магической. Но постепенно они начинали играть иную роль: церемониальную и эстетическую.
2.2. Жанровые особенности свадебных песен
Старинная русская свадьба, по сути, представляла собой огромный цикл традиционных драматических обрядовых и ритуальных действий, непременно сопровождаемых песнями, противоположными по своему смыслу и мелодическому характеру. Входившие в свадебный обряд песни были разнообразны в жанровом отношении. Среди них можно выделить плачи и причитания, лирические песни-жалобы, лирико-эпические и величальные песни, связанные с поэтической характеристикой молодоженов и гостей застолья. Исполнялись также торжественные поздравительные величанья, эпические сказы. Не обходилось на свадьбе без сатиры и юмора, большое внимание уделялось шуточным и плясовым песням. Все они служили одной цели — магическому заклинанию счастливой судьбы молодоженов. Так, для того чтобы исключить горестные события после свадьбы с помощью обрядовых плачей, невеста и окружавшие ее подруги и родственницы должны были создать утрированно тяжелую картину расставания с родным домом, любящими родителями, то есть важнейшим жанром свадебного действа были свадебные причитания, которые исполнялись чаще самими участницами свадебного действа, реже – приглашенной «вопленицей».


Причитания (причеть, причет, плач) — древний жанр фольклора, генетически связанный с похоронным обрядом. Эмоциональную выраженность определяло особенности поэтики: обилие восклицательно- вопросительных конструкций, восклицательных частиц, синонимических повторов, нанизывание сходных синтаксических структур, единоначатия, экспрессивные словообразования. В Сибири причеть звучит с просватанъя до окручивания, но большая ее часть концентрируется на девичнике и утром свадебного дня. Мелодия в причитаниях выражена слабо, зато большую роль играли всхлипывания, оханье, поклоны. Причитания создавались от имени того, кому посвящен обряд (невесты, рекрута), или от имени его родственников (см. приложение 1). По форме они представляли собой монолог или лирическое обращение.

Центральной темой подобных песнопений было бесправное положение будущей жены в новой семье, тяжесть расставания с любящими родителями, безутешные сетования на тяжелую женскую долю на чужой стороне. Вот почему невеста обращалась поочередно в причитаниях к отцу, матери, другим родным с просьбой заступиться за нее, не отдавать ее в чужую семью. В причитаниях разрабатывается мотив попранной девичьей воли. Невеста изображается через символы расклеванной ягодки,выловленной рыбицы, подстреленной куны, вытоптанной травушки, сломаннойветочки виноградной, растоптанной зеленой мяты, заломленной березоньки. Причитания могли исполнять на сговоре, на девишнике и утром свадебного дня.

В песнях девишника появлялись монологические формы от лица невесты. Она прощалась свольной волюшкой и отчим домом, укоряла родителей за то, что отдают её замуж. Размышляя о своей будущей жизни, невеста представляла себя белой лебедью, попавшей в стадосерых гусей, которые её щиплют. Мать или замужняя сестра учили невесту, как вести себя в новой семье:

Ты носи платье, не изнашивай,

Ты терпи горе, не сказывай.

Если невеста была сиротой, то исполнялось причитание: дочь приглашала родителей посмотреть на её свадьбу сиротскую. В песнях часто встречается сюжет перехода или перевоза невесты через водную преграду, связанный с древним осмыслением свадьбы как инициации. Жених вылавливает либо саму утопающую невесту, либозлаты ключи от её воли («Вы подруженьки, голубушки мои…»). Образ девушек - подруг рисовался как стайка малых пташечек,слетевшихся кканареечке, заключенной в клеточку. Подруги то сочувствовали невесте, то укоряли её за нарушенное обещание не выходить замуж.