Файл: Курсовая работа по дисциплине Народное музыкальное творчество Направление подготовки Искусство народного пения.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 103
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Венчание — церковный обряд заключения брака. Невесту вели в церковь крестные родители или тысяцкий. При входе в церковь невеста про себя называла по имени жениха, свекра и всех членов их семьи, чтобы потом без затруднений обращаться к ним. В церкви жених и невеста становились на новый кусок холста, полотенце или украшенную вышивкой салфетку — «подножное» или «точу» (от слова «ткать»). Присутствующие следили: кто первым встанет на подножное, тот будет верховодить в семье. После венчания подножное отдавали священнику. Стоя под венцами, которые держали подруга невесты и дружка жениха, брачащиеся старались креститься одновременно (чтобы дружно жить). В этот момент невесте не следовало также улыбаться, так как в противном случае, по поверьям, ей придется потом плакать всю жизнь.
В Сибири, пока молодые находятся в церкви, в дом жениха едет «глухой возок». Его везут крёстная или сваха со стороны невесты, обязательно на коне. Встречают родственники жениха, проверяют, много ли приданого привезла повозка.
Окручивание — один из кульминационных элементов обряда, происходивший сразу после венчания (в церковной сторожке, трапезной или, по приезде, в доме мужа). Невесте делали женскую прическу (две косы, обвитые вокруг головы) и подбирали волосы под женский головной убор (кокошник, кичку с сорокой, повойник, сборник). В отличие от девушки, женщина всегда должна была ходить с покрытой головой. В с. Купино Новосибирской области «…Сваха с узлами нарочно «не может пройти» в двери; тогда встречающие должны рюмкой водки «смазать проход» [23].
Свадебный поезд из церкви встречали все жители селения с криками: «Едут, едут!» В некоторых местностях стреляли из ружей, зажигали солому. По деревне поезд ехал медленно и заворачивал во двор молодого, подъезжая к самому крыльцу. Дружка выводил из саней молодую, почти полностью покрытую платком. Она же держала за руку своего мужа. Родители молодого в зависимости от местной традиции встречали новобрачных во дворе или на крыльце, на повети или в сенях. Свекровь, а иногда и свекор, выходили из избы в шубах, вывернутых мехом наружу. Под ноги молодым тоже бросали шубу, по которой они проходили от саней к крыльцу. На шубе же могло происходить благословение новобрачных. Их осыпали овсом, житом, хмелем, чтобы жизнь у них была богатой.
Молодых благословляли: отец иконой, мать хлебом. Новобрачные, поцеловав икону и хлеб, кланялись родителям в ноги. Здесь же они отщипывали от хлеба по кусочку. Бытовало мнение: кто отломит больший кусок — будет верховодить в семье. Молодоженов провожали за стол, где в красном углу усаживали на шубу, перевернутую мехом наружу. После этого рассаживались гости и начинался свадебный пир.
Свадебный пир, большой стол, красный стол, княжой стол — главная праздничная трапеза, без которой даже санкционированный церковью во время венчания брак, по народным представлениям, не считался действительным. Свадебный пир являлся важным элементом, закрепляющим брак и устанавливающим свойственные отношения между двумя родами. К свадебному пиру в дом молодого приезжали родители молодой. Их встречали на улице, и молодая всех по очереди подзывала к рюмке. Каждый из подошедших высказывал пожелание и одаривал деньгами. Затем все проходили в избу и рассаживались за столы. Молодые располагались в переднем углу. Над головами у них на полавочник ставили иконы и венчальные свечи. Рядом с женихом садился тысяцкий, а рядом с невестой — сваха. Далее гости рассаживались по родству: чем ближе родня, тем ближе к молодым.
Набор блюд был в общем сходный, но порядок подачи блюд несколько отличался, различались иногда и блюда. Так, житель казачьего поселка Верх-Алейского Алтайского края вспоминает: «У нас на свадьбе курники подают, пироги, стружки, а у «поляков» на свадьбу подают суп, лапшу, мясо» [13, с. 189].
Как во всяком драматическом произведении, в свадьбе имеется свой постоянный состав действующих лиц - «чинов», исполнявших определенные традиционные роли. Те же, кому не хватало ролей, были зрителями. В числе свадебных чинов были: князь и княгиня, сваты, дружка, поезжане, тысяцкий, бояре и так далее. Поведение каждого свадебного чина четко регламентировалось, но не исключало импровизации. Основные, центральные фигуры свадебного обряда — жених и невеста — пассивные герои, во круг которых разворачивалось действие. Дружка — представитель жениха, главный распорядитель на свадьбе, который следил за соблюдением обычая, был главным распорядителем на свадьбе. Он должен уметь балагурить, веселить участников свадьбы. Постоянная импровизация требовала от дружки ума и находчивости.
После застолья дружка со свахой отводили молодых на кладовочку (в отдельную комнату). Повитуха-постельница торжественно отмыкала помещение, первым входил «заобразник» с иконой, следом свахи, молодые. Молодых оставляли, — дружка уходил последним, унося свечи. Свашка и дружка всю ночь стерегли молодых, а утром их поднимали [17].
Буженье молодых — обряд, совершавшийся утром на второй день свадьбы. Будить новобрачных отправлялись свекровь, сваха, дружка, крестная и тетки молодой и некоторые гости. Приближаясь к помещению, где находилась брачная постель, участники процессии по обычаю бросали в дверь, стену или об порог горшки так, чтобы они обязательно разбились. Это, по народным представлениям, было символом разрушения прежней жизни молодых и начала новой жизни. Затем все стучали в дверь, поздравляли молодых, справлялись у них: «Все ли здоровы?» После буженья молодых следовали их трудовые испытания и посещение бани.
О честности невесты в начале XX века родных и гостей оповещали, украшая цветными ленточками или бумажками две бутылки. Иногда молодой муж к тому же разбивал тарелку. В Екатериненской Алтайского края с бутылками ехали к родителям девушки на блины. Отец и мать спрашивали: «Есть, за что принять?» Родители жениха отвечали: «Есть, за что принять. Спасибо, что вспоили, вскормили. Радостные «батюшка» и «матушка» принимали по бутылке, разливали вино, подавали блины, которые уже были расставлены на столах. Молодой обращался; «Батюшка, матушка, благословите блины разрезать?» Все садились, молодой клал на стол рубля три - выкуп за блины, и разрезал их на четыре части. Это, по-видимому, символизировало объединение родни с той и другой стороны. Отсидевши «на блинах» в доме тестя, трижды кланялись и просили: «Милые сватушки, просим на завтра к нам». На утро запрягали лошадей и в нарядных кошевках молодые, дружка, повозник ездили по домам, звали родню на дары [24].
Одаривание проходило с застольем. Дружка подавал стаканчик
вина и говорил: «Чару вина выпивать, наших молодых наделять, чем
господь Бог послал, то ли кобылкой, то ли коровушкой, то ли свинкой,
золотой еще щетинкой, или золотой казной» [22, с.102].
После даров начиналось ряжение. Гости выворачивали шубы мехом наружу, обвертывались тряпьем, изображая цыган. Жители с. Купино Новосибирской области вспоминают: «Сюда приходили ряженые из числа родственников - «цыгане», «моряки», «солдаты» [23]. Так продолжалось веселье в доме молодых, а затем переходило к родне. Гости успевали в один день побывать даже в трех домах, так как родни было в деревнях немало.
Во время веселья места молодых могли занять гости и потребовать за это выкуп друга у друга. Кто-либо из гостей приносил в дом солому и молодых заставляли «мести мусор». В «мусор» бросали деньги - на богатое житьё. Родителей жениха и невесты катали на санях, если это была зима, и на телеге или в корыте в другое время года.
Хлебины, хлибины, отводины, отгостки, отозвы — посещение новобрачными дома родителей молодой на второй или третий день свадьбы. Посещение знаменовалось праздничной трапезой, на которой присутствовали и родственники новобрачного. В некоторых местных традициях первым или последним блюдом, подаваемом на трапезе, была яичница. На стол ее ставила мать молодухи и говорила: «Зять любезный, прошу не прогневаться». Молодой ел яичницу и хвалил ее, затем клал на дно рюмки серебряную или золотую монету, наливал водку и подавал теще. Когда деньги были уплачены, гости начинали есть яичницу. Для этой трапезы во многих местностях обязательно готовили блины [5]. Молодой должен был разрезать довольно высокую стопку блинов на несколько частей.
В то же время в XVIII веке обряд, несмотря на всю парадность, начинает постепенно угасать. Петровские реформы изменили уклад жизни, но традиционные моменты, характерные для крестьянской свадьбы, по своей сути остались прежними. Новое время в России свадебный обряд дворянства становится ярким, пышным, «европеизированным». Свадебный обряд XX века в период революционных преобразований в России носил название «красной свадьбы». В обряде присутствовал дух того времени, лозунги, портреты руководителей страны, революционные песни, слова-напутствия товарищей. Среди молодежи пользовались популярностью «комсомольские свадьбы», свадебный картеж, свадебное веселье без алкогольных напитков, посадка молодого деревца новобрачными.
В 80-х годах XX века возродились обряды поднесения хлеба-соли, прибытие поезда за невестой, выкуп невесты, веселье ряженых, пение величальных песен.
Свадьба - театрализованное действо, включающее в себя обряды и ритуалы, которые беспрекословно выполнялись всеми членами общества. В свадебном обряде каждого отдельного периода были свои особенности, имевшие для невесты и жениха, для всего общества огромное значение и глубокий смысл. Сохранение и некоторое оживление элементов старинных обрядов и старинных песен в современной свадьбе говорит о том, что в конце XX века совершенно новые семейные, в частности, свадебные традиции так и не сложились, практически не было и свадебных песен, которые отражали бы принципиально иной, с точки зрения власти, характер семейных отношений. Попытки создания нового свадебного церемониала сводились, как правило, к модернизации общеизвестных и наиболее важных с точки зрения нравственности ритуалов и обычаев.
Благодаря экспедиционной деятельности исследователей советского периода и наших современников по изучению фольклора Сибири сохранились лучшие образцы свадебного обряда и музыкально-поэтического свадебного фольклора русских сибиряков.
Глава II. Специфика свадебного обряда русских сибиряков
2.1. Значение магии и символики в свадебном обряде
Свадебный обряд представляет собой комплекс ритуалов, каждый элемент которых имеет определённое символическое значение и четко регламентированное место в обряде. Главный смысл свадебного обряда состоял в продолжении рода, для чего требовалось пробудить у человека и у природы плодородящие силы. Эта идея связывала воедино все свадебные элементы, отождествляла живое по признаку жизни. Например, устройство постели для молодых было наполнено магией, обеспечивающей воспроизводство жизни во всех её видах. Постель стлали на снопах, в местах обработки и хранения зерна (в амбаре, на гумне, в овине) или в помещениях для содержания скота (в хлеве, в подклети).
Обряд был пронизан насквозь магией. Использовались все её виды. Цель продуцирующей магии состояла в том, чтобы обеспечить благополучие жениху и невесте, прочность и многодетность их будущей семье, а также, чтобы получить богатый урожай, хороший приплод скота. Апотропейная магия (от греч.apotropaios — «отвращающий беду») [26] проявилась в многочисленных оберегах, направленных на предохранение молодых от всего плохого. Этому служили иносказательная речь, звон колокольцев, острый запах и вкус, переодевание молодых, покрытие (или прятание) невесты, а также самые разнообразные предметы-обереги.
Универсальным оберегом был пояс — часть одежды, принимающая форму круга. Считалось, что подпоясанного «бес боится», поэтому в Сибири венчаться шли в поясе. Магические свойства пояса скрепляли союз молодых: им обвязывали жениха и невесту, узел с приданным, свадебный пирог и др. Вместе с тем с помощью скрученного пояса ведьма могла превратить весь свадебный поезд в волков.
Разнообразные магические функции были связаны с полотенцем: им связывали молодых, опоясывали невесту, перевязывали поезжан, покрывали каравай, стелили как «подножник» при венчании и проч. Полотенца изготовляли из холста и вышивали традиционным узором, который сохранял мифологическую символику и, в соответствии с этим, был представлен характерным цветовым сочетанием: белый — красный — черный.
Многие магические действия восходили к древнему обряду инициации. Поскольку продолжение рода зависело, прежде всего, от женщины, свадебный обряд отражал женскую инициацию, его центром была невеста. В предсвадебный период невеста носила белую одежду (древний цвет траура), а в день свадьбы — обязательно красную (красный цвет символизировал жизнь). Указания на ритуальную «смерть» содержала поэзия предсвадебного периода. В своем причитании невеста сообщала о страшном сне: будто бы на её улице стоит пустой раскрытый гроб, ожидающий жертву. Она выражала желание уйти в лес к реке и утопиться и прочь [24].