Файл: В юридической деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 1169

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Понятие информационных технологий. Терминология и объект информатики.

2. Количественная мера информации.

3. Понятие энтропии.

4. Современные информационные технологии в деятельности МВД России.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Информационные процессы и их особенности.

2. Кодирование информации.

Преимущества цифровой передачи видеоданныхКроме очевидных преимуществ формата, сам способ формирования цифрового изображения также несет в себе существенные преимущества. Цифровой сигнал не ослабляется при передаче на расстояние, как аналоговый сигнал. Поэтому если он принимается вообще, то принимается без искажений. Цифровой сигнал не подвержен помехам, характерным для работы нецифрового оборудования, таким как тени, «туман» или «снег». Передается же цифровой сигнал в компрессированном виде, что намного сужает требуемую полосу пропускания канала. В цифровом телевидении применяется схема компрессии MPEG-2 – та же, что и на DVD.Любая компрессия – это компромисс. Самое высокое качество у некомпрессированного цифрового видео, но для этого необходимо передавать невероятное количество данных. Такую пропускную способность можно обеспечить только в локальной сети. Чтобы передавать цифровой сигнал по существующим каналам, изображение с разрешением примерно вчетверо выше по сравнению с обычным нецифровым компрессируется в соотношении 77:1. «Чудо компрессии» позволяет не только передавать в эфир превосходное изображение. Благодаря запасу полосы пропускания, появляется возможность передавать цифровое аудио 7.1, то есть настоящий окутывающий звук (surround sound).Важнейшим компонентом HDTV служит совсем крошечная деталь – скромный пиксель. В аналоговом телевидении элементы изображения, из которых состоит красная, зеленая и синяя компоненты, представляют собой вертикальные прямоугольники. В HDTV они квадратные, как на компьютерных мониторах, и более, чем в четверо меньше пикселов аналогового ТВ, так что мелкие детали получаются намного четче, что позволяет разглядеть каждую пору на коже кинозвезды. 2. Информационные кросс - технологииК данному классу отнесены технологии пользователя, ориентированные на следующие (или аналогичные) виды преобразования информации:• распознавания символов;• звук-текст;• текст-звук;• автоматический перевод. Оптическое распознавание символов (OCR)Когда страница текста отсканирована в ПК, она представлена в виде состоящего из пикселей растрового изображения. Такой формат не воспринимается компьютером как текст, а как изображение текста и текстовые редакторы не способны к обработке подобных изображений. Чтобы превра­тить группы пикселей в доступные для редактирования символы и слова, изображение должно пройти сложный процесс, известный как оптическое распознавание символов (optical character recognition – OCR).В то время как переход от символьной информации к графической (растровой) достаточно элементарен и без труда осуществляется, например при выводе текста на экран или печать, обратный переход (от печатного текста к текстовому файлу в машинном коде) весьма затруднителен. Именно в связи с этим для ввода информации в ЭВМ исстари использовались перфоленты, перфокарты и др. промежуточные носители, а не исходные «бумажные» документы, что было бы гораздо удобнее. «В защиту» перфокарт скажем здесь, что наиболее «продвинутые» устройства перфорации делали надпечатку на карте для проверки ее содержания.Первые шаги в области оптического распознавания символов были предприняты в конце 50-х гг. XX в. Принципы распознавания, заложенные в то время, используются в большинстве систем OCR: сравнить изображение с имеющимися эталонами и выбрать наиболее подходящий.В середине 70-х гг. была предложена технология для ввода информации в ЭВМ, заключающаяся в следующем: исходный документ печатается на бланке с помощью пишущей машинки, оборудованной стилизованнымшрифтом (каждый символ комбинируется из ограниченного числа вертикальных, горизонтальных, наклонных черточек, подобно тому, как это делаем мы и сейчас, нанося на почтовый конверт цифры индекса); полученный «машинный документ» считывается оптоэлектрическим устройством (собственно OCR), которое кодирует каждый символ и определяет его позицию на листе; информация переносится в память ЭВМ, образуя электронный образ документа или документ во внутреннем представлении. Очевидно, что по сравнению с перфолентами (перфокартами) OCR-документ лучше хотя бы тем, что он без особого труда может быть прочитан и проверен человеком и, вообще, представляет собой «твердую копию» соответствующего введенного документа. Было разработано несколько модификаций подобных шрифтов, разной степени «удобочитаемости» (OCR A (рис 1), OCR В (рис 2) и пр.). Рис. 1. OCR – A Рис. 2. OCR – BОчевидно также, что считывающее устройство представляет собой сканер, хотя и специализированный(считывание стилизованных символов), но интеллектуальный(распознавание их).OCR – технология в данном виде просуществовала недолго и в настоящее время приобрела следующий вид: считывание исходного документа осуществляется универсальным сканером, осуществляющим создание растрового образа и запись его в оперативную память и/или в файл; функции распознавания полностью возлагаются на программные продукты, которые, естественно, получили название OCR-software. Исследования в этом направлении начались в конце 1950–х гг., и с тех пор технологии непрерывно совершенствовались. В 1970-х гг. и в начале 1980-х гг. программное обеспечение оптического распознавания символов все еще обладало очень ограниченными возможностями и могло работать только с некоторыми типами и размерами шрифтов. В настоящее время программное обеспечение оптического распознавания символов намного более интеллектуально и может распознать фактически все шрифты, даже при невысоком качестве изображения документа.Основные методы оптического распознаванияОдин из самых ранних методов оптического распознавания символов базировался на сопоставлении матриц или сравнении с образцом букв. Большинство шрифтов имеют формат Times, Courier или Helvetica и размер от 10 до 14 пунктов (точек). Программы оптического распознавания символов, которые используют метод сопоставления с образцом, имеют точечные рисунки для каждого символа каждого размера и шрифта.Сравнивая базу данных точечных рисунков с рисунками отсканированных символов, программа пытается их распознавать. Эта ранняя система успешно работала только с непропорциональными шрифтами (подобно Courier), где символы в тексте хорошо отделены друг от друга. Сложные документы с различными шрифтами оказываются уже вне возможностей таких программ. Рис. 3. Разные подходы к распознаваниюВыделение признаков было следующим шагом в развитии оптического распознавания символов. При этом распознавание символов основывается на идентификации их универсальных особенностей, чтобы сделать распознавание символов независимым от шрифтов. Если бы все символы могли быть идентифицированы, используя правила, по которым элементы букв (например, окружности и линии) присоединяются друг к другу, то индивидуальные символы могли быть описаны незави­симо от их шрифта. Например: символ «а» может быть представлен как состоящий из окружности в центре снизу, прямой линии справа и дуги окружности сверху в центре (рис. 3).Если отсканированный символ имеет эти особенности, он может быть правильно идентифицирован как символ «а» программой оптического распознавания.Выделение признаков было шагом вперед сравнительно с соответствием матриц, но практические результаты оказались весьма чувствительными к качеству печати. Дополнительные пометки на странице или пятна на бумаге существенно снижали точность обработки. Устранение такого «шума» само по себе стало целой областью исследований, пытающейся определить, какие биты печати не являются частью индивидуальных символов. Если шум идентифицирован, достоверные символьные фрагменты могут тогда быть объединены в наиболее вероятные формы символа.Некоторые программы сначала используют сопоставление с образцом и/или метод выделения признаков для того, чтобы распознать столько символов, сколько возможно, а затем уточняют результат, используя грамматическую проверку правильности написания для восстановления нераспознанных символов. Например, если программа оптического распознавания символов неспособна распознать символ «е» в слове «th



Кроме того, на уровне региональных ИВС предполагается единый интерфейс с ИВС других отраслей народного хозяйства.

Основными составными частями программного обеспечения ИВС (для каждого уровня ИВС со своими особенностями) являются:

- система управления базами данных интегрированного банка данных;

- прикладное программное обеспечение интегрированного банка данных;

- программное обеспечение, реализующее технологию "клиент-сервер";

- сетевое общесистемное и проблемно-ориентированное математическое обеспечение для ПЭВМ;

- программное обеспечение электронной почты;

- дактилоскопические системы;

- обучающие системы;

- программное обеспечение ведомственных СТРАС;

- административно-управленческие системы;

- комплексы АСУ;

- пакеты прикладных программ;

- математическое обеспечение локальных АБД для ПЭВМ.

Первые семь наименований программного обеспечения составляют основу ИВС и реализуются в первую очередь. На каждую из приведенных составляющих программного обеспечения оформляется отдельное частное техническое задание.

Отраслевая информационно-вычислительная сеть (ИВС) МВД Российской Федерации создается в целях существенного улучшения качества информационного обеспечения всех сфер деятельности органов внутренних дел и повышения эффективности борьбы с преступностью, раскрытия и предотвращения преступлений.

Основными задачами создания ИВС являются:

- интеграция баз данных и вычислительных ресурсов, формирование и сопровождение проблемно-ориентированных банков данных служебного пользования по всем направлениям деятельности органов внутренних дел;

- обеспечение оперативного доступа пользователей к базам данных различного назначения независимо от удаленности их рабочего места относительно места концентрации данных;

- широкое внедрение математических методов и моделей для комплексного анализа информации, выявления закономерностей и прогнозирования развития событий, количественного обоснования управленческих решений;

- выдача с ЭВМ на места рекомендаций надзорно-профилактического, оперативно-розыскного, директивного и сигнального характера;

- внедрение безбумажной информационной технологии на всех уровнях функционирования органов внутренних дел;

- обеспечение информационного взаимодействия с базами данных суверенных государств и международных полицейских организаций, а также с отраслевыми информационными системами государственного управления России.


4.2. Выбор состава технических средств ИВС ОВД России

При определении состава технических средств ИВС ОВД РФ учитывались следующие факторы:

- объективные тенденции развития информационной службы органов внутренних дел России;

- выбранное решение основывается на максимальном использовании новейшей технологии даже в тех случаях, когда западный опыт в 15 тыс. готовых программных продуктов, и их число постоянно возрастает.

Характер предлагаемого решения делает его в достаточной степени гибким для обеспечения соответствия существующей инфраструктуре и наращивания функциональных возможностей по мере развития последней. Предусматривая возможность использования сетей пакетной коммутации, высокоскоростных цифровых каналов и т.д., предлагаемая система в то же время способна на начальном этапе обходиться коммутируемыми телефонными линиями и скоростями передачи данных в 1200 бод и ниже.

4.3. Обеспечение надежности ИВС ОВД России

Основные принципы поддержания надежности определяют возможности поддержки доступа к информации при отказе тех или иных центральных вычислительных комплексов (ЦВК) в информационно-вычислительной сети:

- дублирование информации о криминальных фактах на вышестоящий уровень;

- доступ к интегрированной БД через электронную почту при локальном отказе специализированной сети (ИВС).

При разработке ИВС ОВД РФ прорабатывались два основных аспекта надежности: корректность и доступность. Система гарантирует непротиворечивость базы данных. Отказы могут на время приводить к несогласованности данных, но тогда алгоритмы восстановления возвращают БД в корректное состояние. Результаты корректировки базы данных должны «выживать», иными словами, отказы не должны приводить к «потере» данных. Отказы приводят к недоступности некоторых частей БД, однако, дублируя данные в независимых узлах вычислительной сети, можно минимизировать (или даже совсем исключить) влияние отказов отдельных узлов. Цель здесь состоит в построении системы, которая обеспечивает быстрое и правильное выполнение работы в условиях отказа сразу нескольких узлов.

При проектировании системы предусматривалась минимизация стоимости средств поддержания надежности, которые составили не более 5% от вычислительной мощности системы.

При разработке системы исследованы и реализованы средства защиты информации, используемые для предотвращения несанкционированного раскрытия, модификации или уничтожения данных для всех уровней ИВС.



4.4. Этапы разработки ИВС ОВД России

Развертывание работ по созданию информационно-вычислительной сети органов внутренних дел РФ планируется проводить в три этапа. Первый этап: в девятнадцати базовых центрах развертываются работы по созданию региональных ИВС, а в г. Санкт-Петербурге и г. Новосибирске - зонального банка данных, включающего базы данных областного характера для этого центра, а также создается база данных самого социально-экономического района (сначала только на данных области, в которой находится ИВС). Одновременно в остальных региональных центрах на имеющейся технике продолжаются или развертываются работы по созданию интегрированного банка данных и наращивается число удаленных пользователей. При этом основной объем работ по актуализации и пополнению данных интегрированного БД ложится не на персонал ВЦ, а на пользователей БД. При поставке новой техники БД будет конвертирован на новую технику. В связи с этим, региональным центрам, еще не имеющим интегрированного БД, рекомендуется использовать один из уже созданных (в рамках ОВД России) интегрированных БД с целью минимизации затрат на создание самого интегрированного БД и программ конвертирования информации при переходе на новую технику.

Предусматривается использование складывающейся при работе с интегрированным БД инфраструктуры ИЦ, которая в сжатые сроки обеспечивает эффективное использование новой техники и технологий.

Второй этап: создание региональных и межрегиональных ИВС в опорных зональных центрах.

Третий этап: создание ИВС ОВД РФ всех уровней на территории Российской Федерации.


Тема 10 Интернет - технологии

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. История создания сети Internet.

2. Основные понятия.

3. Адресация в Интернет.

4. Основные службы Internet.

1. История создания сети Internet

Родиной сети Internet являются США. Прародительницей выступила сеть ARPAnet (Advanced Research Project Agency net — сеть Управления перспективных исследований), разработанная и развернутая еще в 1969 г. по заказу Министерства обороны США. Будучи экспериментальной, ARPAnet создавалась для поддержки научных исследований в военно-промышленной сфере. В частности, изучались методы построения сетей, которые были бы устойчивы к частичным повреждениям, например, при бомбардировке авиацией и сохраняли бы способность нормально функционировать в столь экстремальных условиях.

Модель ARPAnet предусматривала постоянную связь между компьютером-источником и компьютером-приемником, такая сеть была очень ненадежной, всякая часть ее могла исчезнуть в любой момент. Не только на сеть в целом, но и на связывающиеся компьютеры возлагалась ответственность обеспечивать налаживание и поддержание связи. Основной принцип состоял в том, что любой компьютер мог связаться как равный с равным с любым другим компьютером, подключенным к сети.

По мере роста ARPAnet развивались и другие сети, для связи между которыми задействовали так называемые шлюзы, которые позволяли информации беспрепятственно попадать из одной сети в другую.

Стандарт, согласно которому могла развиваться сеть Internet, установили в 1983 г. И с этого момента стало возможно добавлять шлюзы и подсоединять к ней новые сети, в то время как первоначальное ядро оставалось неизменным. Большинство аналитиков считают, что именно 1983 г. - настоящая дата возникновения Internet, когда изначальная ARPAnet была разделена на сеть MILNET предназначавшуюся для использования в военных целях, и собственно ARPAnet, ориентированную на продолжение исследований в сетевой области. Сама ARPAnet прекратила свое существование в июне 1990 г., а ее функции постепенно перешли к более разветвленной структуре Internet. Может быть, именно тогда удалось впервые продемонстрировать надежность Internet как средства коммуникации, поскольку закрытие и соответственно выключение ARPAnet никак не сказалось на работе сети в целом. В 1985 г. количество подключенных к
Internet сетей приблизилось к сотне, к 1987 г. их число удвоилось, а в 1989-м - достигло пятисот. На сегодняшний день Internet состоит из более чем 13 тыс. объединенных между собой сетей.

2. Основные понятия

Internet поддерживает единый протокол TCP/IP (Transmission Control Protocol/Internet Protocol).

Протоколом называют набор соглашений о правилах формирования и форматах сообщений Internet, о способах обмена информацией между абонентами сети.

Различают два типа протоколов Internet:

    • базовые протоколы, отвечающие за физическую пересылку электронных сообщений любого типа между компьютерами Internet;

    • прикладные протоколы более высокого уровня, отвечающие за функционирование специализированных служб Internet.

Каждый компьютер, подключенный к Internet, имеет уникальный физический адрес (IP – адрес), составленный из четырех десятичных чисел, разделенных точками, например, 192.168.42.2. Однако запомнить эти физические адреса очень сложно, поэтому стали применять осмысленные буквенные обозначение, разделенные точками, например www.armavir.ru (буквенная запись физического IP-адреса).

3. Адресация в Интернет

3.1. Универсальный адрес сетевого ресурса

Широкое использование компьютерных сетей неспециалистами на сегодня стало возможно благодаря разработке простых в применении средств доступа к многообразным ресурсам Интернет. В первую очередь это относится к появлению специальных программ-клиентов WWW, называемых браузерами, обладающих “дружественным” графическим интерфейсом (т.е. способом взаимодействия пользователя с программой).

Схема адресации в иерархически организованной файловой системе, характерной для таких популярных операционных систем, как DOS и Unix, позволяет однозначно идентифицировать заданный файл путем указания его времени и уникального адресного пути к нему.

Пример:

В DOS C:\DOS\PROGR\FILE1.TXT

(Запись с именем file1.txt расположена в корне на диске C, в директории DOS, поддиректории PROGR)

В Unix

/users/data/Letters.html

(Запись с именем Letters.html расположена в корне, в директории users, поддиректории data)

Важная для избежания ошибок при организации доступа к файлам разница в этих схемах состоит в использовании разных слэшей - прямого (/) в Unix и обратного (\) в DOS, а также чувствительность к верхнему и нижнему регистру, свойственная только Unix. За основу схемы адресации ресурсов в Сети принята нотация Unix, которая претерпела естественные расширения за счет приписывания к существующей схеме слева имени протокола доступа к заданному ресурсу, где расположен ресурс; а справа после служебных символов (#, ?) имени метки внутри файла или элементов поискового ресурса. В примерах