ВУЗ: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России
Категория: Лекция
Дисциплина: Финансовый менеджмент
Добавлен: 10.02.2019
Просмотров: 1055
Скачиваний: 3
Конспект лекций (файл 4)
Тема 4. Бюджет государства.
-
Социально-экономическая сущность и роль бюджета.
-
Бюджетное устройство и бюджетная система. Консолидированный и чрезвычайный бюджеты РФ.
-
Федеральный бюджет. Доходы и расходы федерального бюджета РФ.
-
Бюджетный дефицит: сущность, причины, последствия, методы погашения.
-
Социально-экономическая сущность и роль бюджета.
Важную роль в процессе перераспределения и дальнейшего использования произведенного в обществе ВВП и НД играет бюджет.
Бюджет как экономическая категория - «форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций государственной власти».
Именно таким образом, бюджет как экономическая категория был определен в законе РФ «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР».
Бюджет как правовая категория – основной финансовый план государства, где определены его доходы и расходы.
Бюджет в материальном смысле – общегосударственный фонд денежных средств, которые по мере поступления используются в соответствии с расходными статьями.
Бюджету принадлежит ведущая роль в финансовой системе страны. Он выражает часть распределительных отношений между государством, с одной стороны, предприятиями и населением - с другой, которые связаны с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов.
Основными функциями бюджета являются:
-
Перераспределение НД и ВВП.
-
Государственное регулирование и стимулирование экономики.
-
Финансовое обеспечение социальной сферы и осуществление социальной политики государства.
-
Контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.
-
Обеспечение государственного федерализма.
Перераспределение НД через бюджет имеет две взаимосвязанные, протекающие одновременно и непрерывно стадии:
1 – образование доходов бюджета;
2 – использование бюджетных средств (расходы бюджета).
Доходы бюджета – это экономические отношения между государством и хозяйствующими субъектами и гражданами.
В процессе образования доходов бюджета происходит изъятие в пользу государства части национального дохода. На этой основе и возникают финансовые взаимоотношения государства с предприятиями и населением.
От того насколько совершенны формы изъятия в бюджет части прибыли зависит заинтересованность предприятий в лучшем использовании производственных ресурсов, повышении уровня рентабельности и увеличения прибыли (кривая Филлипса).
Расходы бюджета – это экономические отношения, возникающие между государством и организациями, учреждениями и гражданами, в ходе использования централизованных денежных средств.
Путем централизации в бюджете части финансовых ресурсов государство получает:
1. Возможность обеспечивать денежными средствами общегосударственные потребности:
-
ускоренное развитие прогрессивных отраслей народного хозяйства;
-
воспроизводство квалифицированной рабочей силы;
-
развитие науки и техники;
-
обеспечение обороноспособности страны.
2. Посредством бюджета происходит территориальное и межотраслевое перераспределение ВВП и НД, т.е. перераспределение осуществляется:
-
территориально (с одной территории на другую);
-
из производственной в непроизводственную сферу;
-
между отраслями производственной сферы;
Таким образом, бюджет позволяет координировать экономическую жизнь государства, рационально размещать денежные и материальные ресурсы во всем народном хозяйстве.
Во всех этих процессах большую роль играет бюджет. С помощью бюджета государственные и территориальные власти получают финансовые ресурсы для содержания аппарата управления, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. возложенных на них функций.
В тоже время, государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и в качестве важнейшего инструмента проведения экономической и социальной политики.
Специфические признаки бюджета, которые выделяют его из общей системы экономических отношений, включают:
-
денежную форму отношений (опосредует движение финансовых ресурсов);
-
ограниченную сферу действия рамками бюджетного процесса, который регламентируется соответствующим законодательством (Бюджетным кодексом, Налоговым кодексом и др.);
-
участниками отношений, с одной стороны, всегда являются государство, субъекты Федерации и местные органы самоуправления, а с другой стороны – предприятия, учреждения и население;
-
безвозмездность движения стоимости в виде взимания налогов и сборов, а также бюджетного финансирования (за исключением представления бюджетных ссуд);
-
исторический характер возникновения совместно с государством и объективную форму функционирования совместно с развитием товарно-денежных отношений.
Бюджет как экономическая категория характеризуется определенной системой организации экономических отношений, поэтому, характеризуя бюджетные отношения, употребляют термины бюджетного устройства и бюджетной системы.
-
Бюджетное устройство и бюджетная система.
Бюджетное устройство – организация бюджетной системы и принципы ее построения.
Бюджетное устройство определяет правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.
Бюджетная система – совокупность бюджетов государства и административно-территориальных образований. Бюджетная система является главным звеном финансовой системы страны.
Бюджетное устройство и бюджетная система во многом определяется формой государственного устройства.
Унитарное (единое) государство – форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действует единая конституция, общая для всех систем права, и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве.
Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев:
-
государственного бюджета;
-
местных бюджетов.
Конфедеративное (союзное) государство – это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств – членов конфедерации – действуют свои бюджетные и налоговые системы.
Федеративное (объединенное, союзное) государство - это форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенций.
Бюджетная система федеративных государств трехзвенная и состоит из:
-
федеративного бюджета;
-
бюджетов членов федерации;
-
местных бюджетов.
Под бюджетным федерализмом понимают форму автономного функционирования бюджетов различного уровня государственной власти, основанную на четко сформулированных законодательных нормах и положениях.
Однако, в федеральных государствах бюджетные системы устроены по-разному. Выделяют следующие основные типы организации бюджетных систем: - централизованные, децентрализованные и комбинированные.
Типы организации бюджетных систем федеративных государств |
||
централизованные |
децентрализованные |
комбинированные |
1. Самостоятельность функционирования нижестоящих звеньев бюджетной системы сведена к минимуму. Нижестоящие уровни не наделены достаточными собственными источниками доходов и финансирование идет из централизованных средств федерального бюджета. |
1. Высокая степень самостоятельности региональных и местных бюджетов. 2. Проведение единой финансовой и экономической политики в рамках государства весьма затруднено. |
|
Вертикальное выравнивание – компенсация дисбаланса доходов и расходов нижестоящих бюджетных уровней за счет трансфертов из вышестоящих бюджетов.
Горизонтальное выравнивание – пропорциональное распределение налогового бремени между субъектами федерации с учетом дифференциации населения по уровню среднедушевого бюджетного дохода, прожиточного минимума. Доходов и расходов населения региона.
Выделяют пять моделей бюджетного федерализма: советская, китайская, американская, канадская и германская.
Тип модели бюджетного федерализма |
Отличительные признаки |
1. Советская |
Единый бюджет (вышестоящие органы утверждали нижестоящие бюджеты). Расходы расписаны сверху донизу, изменить что-либо на местах нельзя. Каждому бюджеты приписаны доходы, покрывающие утвержденные потребности. Недостатки:
|
2. Китайская |
Это разновидность советской. Налоги собираются региональными властями, центр определяет кому и сколько оставить (по договоренности) Задания по перечислению налоговых платежей в центральный бюджет. В дела властей, справляющихся с заданием, никто не вмешивается. Недостатки: аналогичные, плюс коррупция, кумовство, сращивание государственного аппарата с бизнесом, торг вокруг бюджетных расходов. |
3. Американская |
Относительно большая самостоятельность отдельных штатов. Система горизонтального долевого распределения доходов. Федерация, штаты, муниципалитеты имеют собственные «непересекающиеся» налоговые доходы. Недостатки: не направлена на выравнивание социально-экономических условий жизнедеятельности регионов. Содействует развитию богатых штатов. |
4. Канадская |
Социально-ориентированный вариант американской. Присутствуют процессы повсеместного выравнивания социально-экономических условий жизнедеятельности населения. При разделении налоговых поступлений используют метод «достраивания» ставок: провинции и муниципалитеты имеют право добавлять ставки к базовой федеральной ставке |
5. Германская |
Единообразное распределение ресурсов между землями. Общие налоги, поступления от них распределяются между всеми уровнями бюджетной системой. Для выравнивания условий используется механизм дифференциации нормативов отчислений от общих налогов. Недостатки: - сильные звенья не очень заинтересованы в укреплении своей налоговой базы, не преследуют лиц уклоняющихся от уплаты налогов, т.к. значительные суммы собственных их доходов через федеральное правительство перечисляются в финансово слабые земли. |
Бюджетное устройство и бюджетная система России прошли исторический путь развития от княжеской казны и системы унитарного государства до системы, основанной на федеративном государственном устройстве.
Основы бюджетного устройства РФ определяются Конституцией страны (ст. 71 и 132) и ее государственными устройством как федеративной республики, субъектами Федерации, которой являются республики в составе РФ, края, области, автономные округа.
Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:
1 – Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
2 – бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
3 – местные бюджеты.
В состав федерального и территориальных бюджетов (бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов) входят целевые бюджетные фонды.
Целевые бюджетные фонды – формируются за счет целевых источников и имеют целевое расходование средств. В их число входят:
-
дорожный;
-
экологический;
-
воспроизводства минерально-сырьевой базы;
-
восстановления и охраны водных ресурсов и др.
Бюджетная система всегда определяется государственным и административно-территориальным делением.
Принципы бюджетного устройства РФ.
-
Единство бюджетной системы. В основе единства бюджетной системы лежит единая правовая база. Кроме того, данный принцип обеспечивается использованием:
-
единых бюджетных классификаций;
-
единством бюджетной документации;
-
единством денежной системы;
-
единством налоговой политики
-
и взаимодействием бюджетов всех уровней.
-
Полнота и реальность бюджетов. Данный принцип сводится к тому, что в каждом бюджете, в каждой статье адекватно учитываются все затраты и поступления.
-
Самостоятельность бюджетов. Самостоятельность бюджетов разных уровней обеспечивается тем, что их принимают соответствующие представительные органы власти, а исполнение осуществляется соответствующими органами исполнительной власти.
В основе самостоятельности лежит наличие собственных источников доходов.
-
Гласность бюджетов. Этот принцип сводится к тому, что рассмотрение и утверждение бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов всех уровней осуществляется гласно. Все решения, касающиеся формирования бюджета и внебюджетных фондов, должны быть опубликованы в официальных СМИ или доведены до сведения населения иным способом.
-
Сбалансированности бюджета. Этот принцип означает, что каждый бюджет должен быть сбалансирован, т.е. объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов и поступлений из источников финансирования его дефицита.
Структура бюджета.
Бюджет состоит из двух частей - доходной и расходной. Доходы непосредственно поступают в распоряжение государства.
Существуют внешние и внутренние доходы.