Добавлен: 10.02.2019

Просмотров: 903

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

16

www.etu1621.narod.ru “Финансы и кредит” Преподаватель: Чигирь М.В.

Конспект лекций (файл 4)

Тема 4. Бюджет государства.

  1. Социально-экономическая сущность и роль бюджета.

  2. Бюджетное устройство и бюджетная система. Консолидированный и чрезвычайный бюджеты РФ.

  3. Федеральный бюджет. Доходы и расходы федерального бюджета РФ.

  4. Бюджетный дефицит: сущность, причины, последствия, методы погашения.


  1. Социально-экономическая сущность и роль бюджета.

Важную роль в процессе перераспределения и дальнейшего использования произведенного в обществе ВВП и НД играет бюджет.

Бюджет как экономическая категория - «форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций государственной власти».

Именно таким образом, бюджет как экономическая категория был определен в законе РФ «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР».

Бюджет как правовая категория – основной финансовый план государства, где определены его доходы и расходы.

Бюджет в материальном смысле – общегосударственный фонд денежных средств, которые по мере поступления используются в соответствии с расходными статьями.

Бюджету принадлежит ведущая роль в финансовой системе страны. Он выражает часть распределительных отношений между государством, с одной стороны, предприятиями и населением - с другой, которые связаны с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов.

Основными функциями бюджета являются:

  1. Перераспределение НД и ВВП.

  2. Государственное регулирование и стимулирование экономики.

  3. Финансовое обеспечение социальной сферы и осуществление социальной политики государства.

  4. Контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

  5. Обеспечение государственного федерализма.


Перераспределение НД через бюджет имеет две взаимосвязанные, протекающие одновременно и непрерывно стадии:

1 – образование доходов бюджета;

2 – использование бюджетных средств (расходы бюджета).

Доходы бюджета – это экономические отношения между государством и хозяйствующими субъектами и гражданами.

В процессе образования доходов бюджета происходит изъятие в пользу государства части национального дохода. На этой основе и возникают финансовые взаимоотношения государства с предприятиями и населением.

От того насколько совершенны формы изъятия в бюджет части прибыли зависит заинтересованность предприятий в лучшем использовании производственных ресурсов, повышении уровня рентабельности и увеличения прибыли (кривая Филлипса).

Расходы бюджета – это экономические отношения, возникающие между государством и организациями, учреждениями и гражданами, в ходе использования централизованных денежных средств.

Путем централизации в бюджете части финансовых ресурсов государство получает:


1. Возможность обеспечивать денежными средствами общегосударственные потребности:

  • ускоренное развитие прогрессивных отраслей народного хозяйства;

  • воспроизводство квалифицированной рабочей силы;

  • развитие науки и техники;

  • обеспечение обороноспособности страны.

2. Посредством бюджета происходит территориальное и межотраслевое перераспределение ВВП и НД, т.е. перераспределение осуществляется:

  • территориально (с одной территории на другую);

  • из производственной в непроизводственную сферу;

  • между отраслями производственной сферы;

Таким образом, бюджет позволяет координировать экономическую жизнь государства, рационально размещать денежные и материальные ресурсы во всем народном хозяйстве.

Во всех этих процессах большую роль играет бюджет. С помощью бюджета государственные и территориальные власти получают финансовые ресурсы для содержания аппарата управления, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. возложенных на них функций.

В тоже время, государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и в качестве важнейшего инструмента проведения экономической и социальной политики.

Специфические признаки бюджета, которые выделяют его из общей системы экономических отношений, включают:

  • денежную форму отношений (опосредует движение финансовых ресурсов);

  • ограниченную сферу действия рамками бюджетного процесса, который регламентируется соответствующим законодательством (Бюджетным кодексом, Налоговым кодексом и др.);

  • участниками отношений, с одной стороны, всегда являются государство, субъекты Федерации и местные органы самоуправления, а с другой стороны – предприятия, учреждения и население;

  • безвозмездность движения стоимости в виде взимания налогов и сборов, а также бюджетного финансирования (за исключением представления бюджетных ссуд);

  • исторический характер возникновения совместно с государством и объективную форму функционирования совместно с развитием товарно-денежных отношений.


Бюджет как экономическая категория характеризуется определенной системой организации экономических отношений, поэтому, характеризуя бюджетные отношения, употребляют термины бюджетного устройства и бюджетной системы.


  1. Бюджетное устройство и бюджетная система.


Бюджетное устройство – организация бюджетной системы и принципы ее построения.

Бюджетное устройство определяет правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.

Бюджетная система – совокупность бюджетов государства и административно-территориальных образований. Бюджетная система является главным звеном финансовой системы страны.


Бюджетное устройство и бюджетная система во многом определяется формой государственного устройства.

Унитарное (единое) государство – форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действует единая конституция, общая для всех систем права, и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве.

Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев:

  • государственного бюджета;

  • местных бюджетов.

Конфедеративное (союзное) государство – это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств – членов конфедерации – действуют свои бюджетные и налоговые системы.

Федеративное (объединенное, союзное) государство - это форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенций.

Бюджетная система федеративных государств трехзвенная и состоит из:

  • федеративного бюджета;

  • бюджетов членов федерации;

  • местных бюджетов.

Под бюджетным федерализмом понимают форму автономного функционирования бюджетов различного уровня государственной власти, основанную на четко сформулированных законодательных нормах и положениях.

Однако, в федеральных государствах бюджетные системы устроены по-разному. Выделяют следующие основные типы организации бюджетных систем: - централизованные, децентрализованные и комбинированные.


Типы организации бюджетных систем федеративных государств

централизованные

децентрализованные

комбинированные

1. Самостоятельность функционирования нижестоящих звеньев бюджетной системы сведена к минимуму.

Нижестоящие уровни не наделены достаточными собственными источниками доходов и финансирование идет из централизованных средств федерального бюджета.

1. Высокая степень самостоятельности региональных и местных бюджетов.

2. Проведение единой финансовой и экономической политики в рамках государства весьма затруднено.

  1. Повышенная ответственность федерального центра при ограничении самостоятельности региональных властей.

  2. 2. Значительная роль трансфертов из вышестоящих нижестоящим бюджетам для регулирования и бюджетного выравнивания регионов.

  3. Использование механизмов горизонтального и вертикального выравнивания.


Вертикальное выравнивание – компенсация дисбаланса доходов и расходов нижестоящих бюджетных уровней за счет трансфертов из вышестоящих бюджетов.

Горизонтальное выравнивание – пропорциональное распределение налогового бремени между субъектами федерации с учетом дифференциации населения по уровню среднедушевого бюджетного дохода, прожиточного минимума. Доходов и расходов населения региона.

Выделяют пять моделей бюджетного федерализма: советская, китайская, американская, канадская и германская.


Тип модели бюджетного федерализма


Отличительные признаки

1. Советская

Единый бюджет (вышестоящие органы утверждали нижестоящие бюджеты). Расходы расписаны сверху донизу, изменить что-либо на местах нельзя. Каждому бюджеты приписаны доходы, покрывающие утвержденные потребности.

Недостатки:

  • нет стимулов к увеличению доходов и рационализации расходов;

  • постоянно нарастающая нагрузка на бюджет самого высокого уровня, в итоге он рушится.

2. Китайская

Это разновидность советской. Налоги собираются региональными властями, центр определяет кому и сколько оставить (по договоренности) Задания по перечислению налоговых платежей в центральный бюджет. В дела властей, справляющихся с заданием, никто не вмешивается.

Недостатки: аналогичные, плюс коррупция, кумовство, сращивание государственного аппарата с бизнесом, торг вокруг бюджетных расходов.

3. Американская

Относительно большая самостоятельность отдельных штатов. Система горизонтального долевого распределения доходов. Федерация, штаты, муниципалитеты имеют собственные «непересекающиеся» налоговые доходы.

Недостатки: не направлена на выравнивание социально-экономических условий жизнедеятельности регионов. Содействует развитию богатых штатов.

4. Канадская

Социально-ориентированный вариант американской. Присутствуют процессы повсеместного выравнивания социально-экономических условий жизнедеятельности населения. При разделении налоговых поступлений используют метод «достраивания» ставок: провинции и муниципалитеты имеют право добавлять ставки к базовой федеральной ставке

5. Германская

Единообразное распределение ресурсов между землями. Общие налоги, поступления от них распределяются между всеми уровнями бюджетной системой. Для выравнивания условий используется механизм дифференциации нормативов отчислений от общих налогов.

Недостатки: - сильные звенья не очень заинтересованы в укреплении своей налоговой базы, не преследуют лиц уклоняющихся от уплаты налогов, т.к. значительные суммы собственных их доходов через федеральное правительство перечисляются в финансово слабые земли.




Бюджетное устройство и бюджетная система России прошли исторический путь развития от княжеской казны и системы унитарного государства до системы, основанной на федеративном государственном устройстве.

Основы бюджетного устройства РФ определяются Конституцией страны (ст. 71 и 132) и ее государственными устройством как федеративной республики, субъектами Федерации, которой являются республики в составе РФ, края, области, автономные округа.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

1 – Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2 – бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3 – местные бюджеты.

В состав федерального и территориальных бюджетов (бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов) входят целевые бюджетные фонды.

Целевые бюджетные фонды – формируются за счет целевых источников и имеют целевое расходование средств. В их число входят:

  • дорожный;

  • экологический;

  • воспроизводства минерально-сырьевой базы;

  • восстановления и охраны водных ресурсов и др.

Бюджетная система всегда определяется государственным и административно-территориальным делением.


Принципы бюджетного устройства РФ.

  1. Единство бюджетной системы. В основе единства бюджетной системы лежит единая правовая база. Кроме того, данный принцип обеспечивается использованием:

  • единых бюджетных классификаций;

  • единством бюджетной документации;

  • единством денежной системы;

  • единством налоговой политики

  • и взаимодействием бюджетов всех уровней.

  1. Полнота и реальность бюджетов. Данный принцип сводится к тому, что в каждом бюджете, в каждой статье адекватно учитываются все затраты и поступления.

  2. Самостоятельность бюджетов. Самостоятельность бюджетов разных уровней обеспечивается тем, что их принимают соответствующие представительные органы власти, а исполнение осуществляется соответствующими органами исполнительной власти.

В основе самостоятельности лежит наличие собственных источников доходов.

  1. Гласность бюджетов. Этот принцип сводится к тому, что рассмотрение и утверждение бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов всех уровней осуществляется гласно. Все решения, касающиеся формирования бюджета и внебюджетных фондов, должны быть опубликованы в официальных СМИ или доведены до сведения населения иным способом.

  2. Сбалансированности бюджета. Этот принцип означает, что каждый бюджет должен быть сбалансирован, т.е. объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов и поступлений из источников финансирования его дефицита.


Структура бюджета.

Бюджет состоит из двух частей - доходной и расходной. Доходы непосредственно поступают в распоряжение государства.

Существуют внешние и внутренние доходы.