Добавлен: 10.02.2019

Просмотров: 1058

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Внешние доходы – заемные средства иностранных государств и международных организаций, выплаты репараций и контрибуций.

Внутренние доходы – имеют приоритетное значение, они связаны с национальным материальным производством, доходы от использования государственной и муниципальной собственности, в том числе от продажи ее и сдачи в аренду.

В соответствии с порядком и условием зачисления доходы бюджетов подразделяются на несколько видов.

  1. Закрепленные доходы. Такие доходы полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе поступают в соответствующий бюджет. Правовой основой включения в бюджеты этих доходов является налоговое и бюджетное законодательство.

  2. Регулирующие доходы. Поступают в соответствующий нижестоящий бюджет в виде процентных отчислений от налогов и других платежей на основании правового акта о бюджете вышестоящего уровня. Регулирующие доходы распределяются ежегодно.

  3. Дотации. Представляют собой денежные отчисления из вышестоящего бюджета в нижестоящий в качестве помощи. Выделяются в тех случаях, когда закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для формирования минимального бюджета нижестоящего уровня. Выделяются на безвозмездной и безвозвратной основе. Не имеют целевого назначения.

  4. Субвенции. Выделяются на определенный срок из бюджетов вышестоящих уровней на конкретные цели. Подлежат возврату в случае не целевого использования или использования не в установленные сроки.

  5. Субсидии. Денежные суммы, выделяемые из вышестоящих бюджетов на финансирование определенных мероприятий и предполагающее долевое участие нижестоящих бюджетов в этом финансировании.

  6. Бюджетная ссуда. Денежная помощь вышестоящих бюджетов нижестоящим. Имеет возвратный характер и может быть возмездна, т.е. ее пользование может быть сопряжено с уплатой процентов. В отличии от дотации, субвенции и субсидии бюджетные ссуды могут выделяться в порядке бюджетного регулирования в течении финансового года.

Бюджетная ссуда – бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года

К собственным источникам доходов относится п.п. - 1,2. Кроме того в бюджетах каждого уровня могут фигурировать и заемные средства, которые привлекаются на условиях возвратности и , в случаях предусмотренных законом, возмездности (платности).


Расходы бюджетов подразделяются на две категории:

  • текущие расходы;

  • и бюджет развития.

Бюджет текущих расходов – это расходы на содержание, т.е. обеспечение деятельности органов государственной власти и управления бюджетных организаций, учреждений, предприятий и расходы на капитальный ремонт заданий и сооружений.


Бюджет развития – расходы на расширение производства, на ассигнование инвестиций, которые должны способствовать развитию каких-либо экономических структур в будущем.

В случае бюджетного дефицита приоритетному первоочередному финансированию подлежат текущие расходы.


Организация бюджетов в РФ имеет ряд особенностей:

  • составление консолидированных бюджетов;

  • возможность введения чрезвычайного бюджета.


Консолидированный бюджет РФ.

Консолидированный бюджет – сводный бюджет, включающий в себя бюджет национально-государственного или административно-территориального образования и бюджеты нижестоящих территориальных уровней.

Консолидированный бюджет РФ – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Его назначение – осуществление анализа финансовой ситуации. Консолидированный бюджет – инструмент осуществления анализа положения государственных финансов и перспективы их развития.

Консолидированный бюджет образуют самостоятельные бюджеты. Консолидированные бюджеты образуются на уровне районов, городов с районным делением, субъектов РФ.

Консолидированный бюджет РФ - федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ.

Консолидированные бюджеты субъекта РФ – бюджет субъекта РФ и консолидированные бюджеты муниципальных образований.

Консолидированный бюджет муниципального образования – бюджет муниципального образования и бюджеты муниципальных образований, находящиеся на его территории.

Консолидированные бюджеты РФ не рассматриваются и не утверждаются законодательными (представительными) органами всех уровней. Эти бюджеты являются в первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующие агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования по территории РФ в целом и отдельных субъектов РФ.

Показатели консолидированных бюджетов используются:

  • в бюджетном планировании (при определении нормативов отчислений в бюджет и размеров дотаций из бюджета);

  • при анализе формирования и использования централизованного финансового фонда страны;

  • при сводном финансовом планировании (многие показатели сводного финансового баланса государства и территориальных сводных финансовых балансов берутся из консолидированных бюджетов);

  • в перспективном планировании при разработке прогнозов экономического и социального развития государства;

  • при определении различных видов обеспеченности жителей страны, территорий ( бюджетные расходы на медицинское обслуживание, образование приходящиеся на одного жителя страны, территории).

В консолидированный бюджет РФ мобилизуется примерно 40% всех финансовых ресурсов государства.

1/3 всех расходов консолидированного бюджета РФ связанна с развитием отраслей народного хозяйства, в том числе:


  • 6% - промышленность, энергетика, строительство;

  • 4% - сельское хозяйство и рыболовство;

  • 3% транспорт, дорожное хозяйство и связь;

  • 13% - жилищно-коммунальное хозяйство.

2/3 расходов консолидированного бюджета РФнепроизводительные расходы, в том числе:

  • 10% - управление и правоохранительная деятельность;

  • 10% - оборона страны;

  • 3% - обслуживание государственного долга;

  • 30% - социально-культурные расходы.


Чрезвычайный бюджет РФ.

Чрезвычайный бюджет – бюджет, разрабатываемый и вводимый в условиях чрезвычайного положения в стране или на отдельных ее территориях. В основе чрезвычайного бюджета лежит режим чрезвычайного расходования бюджетных средств.

Основанием введения чрезвычайного бюджета является введение чрезвычайного положения, которое вводится Президентом. Решение о принятии чрезвычайного бюджета принимает Федеральное Собрание.

Режим чрезвычайного расходования бюджетных средств должен вводится в тех случаях, когда дефицит бюджета увеличивается до размеров не покрываемых посредством размещения государственных ценных бумаг.

Механизм реализации чрезвычайного бюджета и режима чрезвычайного расходование бюджетных средств именуется секвестром бюджета.

Секвестр бюджета –пропорциональное (на определенный процент) ежемесячное сокращение государственных расходов по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года.

Секвестру не подлежат так называемые защищенные статьи бюджета, которые определяются в этом качестве при утверждении бюджета на соответствующий период.

Источники покрытия дефицита федерального бюджета РФ ежегодно определяются федеральным законом «О Федеральном бюджете».


  1. Федеральный бюджет РФ. Доходы и расходы

федерального бюджета РФ.


Федеральный бюджет – основное орудие перераспределения национального дохода и ВВП. Основным источником формирования доходов федерального бюджета является НД.

Доходы федерального бюджета можно классифицировать по следующим признакам:

  1. Структура доходов по социально-экономическому признаку:

  • от хозяйствующих субъектов;

  • от государственных имущества и угодий;

  • от государственной внешнеэкономической и другой деятельности;

  • от личных доходов граждан.

  1. Структура доходов по степени централизации:

  • собственные доходы; Собственные доходы – доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами действующим законодательством. (налоговые и часть неналоговых)

  • регулирующие доходы; Регулирующие доходы – виды доходов, получаемые бюджетами в форме отчислений от собственных доходов бюджетов других уровней бюджетной системы в соответствии с установленными на определенный срок нормативами отчислений.

  1. Структура доходов по сфере привлечения.


- налоговые ( более 80%);

  • неналоговые поступления ( до 10%);

  • поступления от целевых бюджетных фондов (около 10%).

Налоговые доходы бюджета РФ

К налоговым доходам относятся:

  • федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования – законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

  • таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

  • государственная пошлина в соответствии с законодательством РФ.

Налоги – важная экономическая категория, исторически связанная с существованием и функционированием государства. Способ, характер, масштабы мобилизации денежных ресурсов и их расходования зависят от стадии развития общества, породившего соответствующее государство.

Налоги – императивные денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд, без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента.



По признаку переложимости налоги бывают прямыми и косвенными.

Прямые налоги – взимаются непосредственно с доходов или со стоимости имущества налогоплательщиков (налог на землю, налог на доходы с физических лиц, налоги с наследства и дарения).

Косвенные налоги – включаются в цену товаров и услуг и взимаются в процессе их потребления (акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, таможенные пошлины). Косвенным налог называется потому, что при покупке товара отдельно налог не уплачивается. Покупатель может даже не догадываться о налоге, входящем в цену товара. Однако, покупая товар по цене, в которую уже входит этот налог, покупатель тем самым является его плательщиком.


Налоги как экономическая категория имеют существенные признаки:

  1. Императивность. Предполагает отношение власти и подчинения. Субъект налога не вправе отказаться от выполнения на него возложенных обязательств. Иначе – санкции.

  2. Смена собственника. Посредством налогов доля частной собственности становится государственной., при этом образуется государственный денежный фонд – бюджетный фонд.. Налоги, поступая в бюджетный фонд, обезличиваются, поэтому налоги – отношения не целевые. Этим налоги отличаются от сборов – денежных отношений, в процессе которых образуются целевые денежные фонды. Например, сборы на нужды образовательных учреждений, курортный сбор.

  3. Безвозвратность и безвозмездность. Налог никогда не возвращается плательщику налога, и последний при этом ничего не получает взамен: ни право участия в хозяйственных операциях, ни право пользования какими- то объектами, на права какого-либо действия( ввоза, вывоза товара) ни документа, удостоверяющего право плательщика на использование перечисленных им бюджетных средств. Этот признак различает налоги от пошлины. Пошлина – денежные отношения, в процессе которых образуются бюджетный фонд, при этом субъект пошлины получает право на осуществление каких-либо операций (ввоз, вывоз товаров), получает какое-либо свидетельство, документ.



Неналоговые доходы бюджета РФ.

К неналоговым доходам относятся:

  1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями.

  2. Доходы от продажи государственного имущества, находящегося в государственной собственности (приватизация). 1996г. – 76%; 1999г. – 49,5%.

  3. Часть прибыли унитарных предприятий, созданных РФ, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей , - в размерах, устанавливаемых Правительством РФ

  4. Прибыль ЦБ РФ – по нормативам, установленным федеральным законом.

  5. Доходы от внешнеэкономической деятельности.

  6. Доходы от реализации государственных запасов и резервов.

Доходы от целевых бюджетных фондов формируются за счет деятельности следующих фондов:

  • Федеральный дорожный фонд;

  • Федеральный экологический фонд;

  • Фонд развития таможенной системы.

  • Государственный фонд борьбы с преступностью.

  • Фонд по охране озера Байкал и др.


Расходы федерального бюджета.


Расходы бюджета – затраты, формирующиеся в связи с выполнением государством и органами управления своих конституционных функций.


Расходы федерального бюджета РФ классифицируются :

  • по своей роли в процессе воспроизводства – на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы;

  • по функциональному назначению – на расходы по финансированию народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, на оборону страны, содержание аппарата управления, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, на расходы по обслуживанию государственного долга. Каждая из групп делится по ведомственному признаку;

  • по характеру воспроизводства (экономическому содержанию) – на текущие расходы и капитальные расходы.

Текущие расходы бюджета предназначены для обеспечения текущего функционирования органов власти соответствующего уровня. Они включают закупку товаров и услуг, оплату труда государственных служащих, начисления на заработную плату, платежи по внутренним займам и государственному внешнему долгу и др. (бюджет текущих затрат).

Капитальные расходы бюджета – предназначены для обеспечения инновационной и инвестиционной деятельности. Они включают капитальные вложения в основные фонды, в уставной капитал, капитальный ремонт (бюджет развития).

Формы расходов бюджетов.

  1. Ассигнования бюджетным учреждениям и органам государственной власти (органам местного самоуправления), на осуществление отдельных полномочий, передаваемых на другие уровни власти.

  2. Средства на оплату продукции, работ и услуг, выполняемых юридическими и физическими лицами по государственным (муниципальным) контрактам.

  3. Ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами госвласти, приводящих к росту расходов или уменьшению бюджетных расходов.

  4. Трансферты населению, включающие ассигнования местному самоуправлению обязательных выплат населению, установленных законодательством РФ, субъектов РФ и муниципалитетов (пенсии, стипендии, пособия, компенсации).

  5. Ссуды юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты).

  6. Субсидии и субвенции юридическим лицам.

  7. Инвестиции в уставные капиталы уже действующих или вновь создаваемых юридических лиц.

  8. Ссуды, дотации, субсидии и субвенции другим бюджетам, государственным внебюджетным фондам.

  9. Кредиты иностранным государствам.

  10. Средства на погашение и обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных (муниципальных) гарантий.