ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 1028
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В этом состоянии как вы станете относиться к любимому человеку?
Очень важно, чтобы мы регулярно анализировали свою модель взаимоотношений с другими и постоянно спрашивали себя: «Если я буду и дальше представлять себе вещи таким образом, как это скажется на главных результатах моей жизни? В каком направлении ведет меня мое сегодняшнее поведение, то ли это направле- ние, которое мне нужно? Может быть, сейчас самое время проанализировать, какой результат дают мои умст- венные и физические действия?» Вам ведь совсем не хочется впоследствии осознать, что вы так легко и просто могли бы изменить то поведение, которое привело вас в итоге туда, где вы совсем не желаете быть.
Может оказаться разумным проверить, есть ли у вас конкретные модели использования ассоциаций и дис- социаций. Многие люди имеют привычку диссоцииро- ваться от всех своих переживаний. Кажется, их мало что трогает в эмоциональном плане. Диссоциации имеют свои преимущества: если вы не будете проявлять слишком много эмоций относительно каких-то вещей, у вас может оказаться больше ресурсов и возможностей, для того чтобы справиться с ними. Однако, если это превратится у вас в устойчивую модель представления основного своего жизненного опыта, вы можете утра- тить то, что я называю соком жизни, огромным количе- ством радости. Мне доводилось консультировать кон- сервативных людей, которые были очень ограничены в выражении своих чувств, и создавать для них новые модели восприятия. За счет значительного увеличения их ассоциативных внутренних представлений они смогли вернуться к жизни, найти в ней новые прелести и новый положительный опыт.
С другой стороны, если подавляющее большинство ваших внутренних представлений будут полностью ас-
социативными, вы можете обнаружить, что эмоционально истощили себя. У вас могут возникнуть большие труд- ности в жизни, поскольку вы будете остро реагировать на каждую мелочь, потому что жизнь не всегда радость или восхищение. Человек, сознание которого перенасыщено ассоциативными образами, очень раним и часто прини- мает многие вещи слишком близко к сердцу.
Главное в жизни — равновесие во всем, включающее в себя перцептуальные фильтры ассоциаций и диссоциаций.
Мы можем принять что-то близко к сердцу, а можем и дистанцироваться от того, что нам не по душе. Важно только ассоциироваться сознательно, так, чтобы это нам помогало. Мы можем взять под контроль любое представление, которое возникает у нас в мозгу. Помните, что вы узнали о могуществе наших убеждений? Мы с вами пришли к выводу, что не рождаемся с убеждениями и верованиями, что они могут изменяться. Когда мы были малыми детьми, мы верили в то, что сейчас пред- ставляется смешным. Главу, в которой рассматривались убеждения, мы закончили ключевым вопросом: каким образом мы впитываем в себя позитивные убеждения и боремся с негативными? Первым шагом, как вы помните, было осознание того, что вера оказывает колоссальное воздействие на нашу жизнь. В этой главе вы делаете второй шаг: учитесь изменению ваших представлений об усвоенных вами привычках и убеждениях. Ибо если вам удастся изменить структуру ваших представлений, вы измените отношение к ним и сможете повлиять на свой жизненный опыт. Вы сможете представлять вещи самому себе таким способом, который наполняет вас энергией.
Начинать это надо прямо сейчас!
Помните, что вера является сильным эмоциональ- ным состоянием уверенности, которую вы испытываете относительно конкретных людей, предметов, идей или опыта жизни. Как можно создать в себе эту уверен-
Главное в жизни — равновесие во всем, включающее в себя перцептуальные фильтры ассоциаций и диссоциаций.
Мы можем принять что-то близко к сердцу, а можем и дистанцироваться от того, что нам не по душе. Важно только ассоциироваться сознательно, так, чтобы это нам помогало. Мы можем взять под контроль любое представление, которое возникает у нас в мозгу. Помните, что вы узнали о могуществе наших убеждений? Мы с вами пришли к выводу, что не рождаемся с убеждениями и верованиями, что они могут изменяться. Когда мы были малыми детьми, мы верили в то, что сейчас пред- ставляется смешным. Главу, в которой рассматривались убеждения, мы закончили ключевым вопросом: каким образом мы впитываем в себя позитивные убеждения и боремся с негативными? Первым шагом, как вы помните, было осознание того, что вера оказывает колоссальное воздействие на нашу жизнь. В этой главе вы делаете второй шаг: учитесь изменению ваших представлений об усвоенных вами привычках и убеждениях. Ибо если вам удастся изменить структуру ваших представлений, вы измените отношение к ним и сможете повлиять на свой жизненный опыт. Вы сможете представлять вещи самому себе таким способом, который наполняет вас энергией.
Начинать это надо прямо сейчас!
Помните, что вера является сильным эмоциональ- ным состоянием уверенности, которую вы испытываете относительно конкретных людей, предметов, идей или опыта жизни. Как можно создать в себе эту уверен-
ность? За счет применения конкретных оттенков чувств.
Как вы думаете, сможете ли вы оставаться уверенным в чем- то расплывчатом, не сфокусированном, зыбком и далеком, и каким может быть ваше отношение к чему-то совершенно противоположному?
Наш мозг представляет собой своеобразную картотеку.
У некоторых людей то, во что они верят, хранится в левой части мозга, а то, в чем они не уверены, — в правой. Я знаю, что это может показаться смешным, однако можно полностью изменить человека с такой системой кодирования, просто убедив его мысленно переносить свои
«карточки» из правой части в левую, где его мозг сохраняет все то, во что он верит. Делая так, он станет проникаться уверенностью: он начнет верить в такие идеи или понятия, в которые всего мгновение назад не верил!
Такая смена веры осуществляется просто по контрасту между вашими представлениями о чем-то, в чем вы абсолютно убеждены, и тем, в чем вы пока не уверены.
Начните с чего-нибудь такого, в чем вы уверены абсолютно, например с того, что вас зовут так-то и так-то, что вам столько-то лет, что вы родились там-то и там-то, или с того, что вы любите своих детей, или с того, что Майлс
Дэвис является одним из самых великих трубачей в истории джаза. Подумайте о чем-то, во что вы верите безоговорочно, о чем-то, в чем вы абсолютно уверены как в истине. А теперь подумайте о чем-то, в чем вы уверены не до конца, о чем-то, во что бы вы хотели верить, но не можете, поскольку в вас нет полной уверенности. Вы можете использовать одно из тех семи сомнительных представлений об успехе, которые приведены в главе 5.
(Не выбирайте, однако, ничего такого, во что вы не верите вовсе, поскольку если вы говорите, что во что-то не верите, это означает, что вы веритев то, что это не так.)
Как вы думаете, сможете ли вы оставаться уверенным в чем- то расплывчатом, не сфокусированном, зыбком и далеком, и каким может быть ваше отношение к чему-то совершенно противоположному?
Наш мозг представляет собой своеобразную картотеку.
У некоторых людей то, во что они верят, хранится в левой части мозга, а то, в чем они не уверены, — в правой. Я знаю, что это может показаться смешным, однако можно полностью изменить человека с такой системой кодирования, просто убедив его мысленно переносить свои
«карточки» из правой части в левую, где его мозг сохраняет все то, во что он верит. Делая так, он станет проникаться уверенностью: он начнет верить в такие идеи или понятия, в которые всего мгновение назад не верил!
Такая смена веры осуществляется просто по контрасту между вашими представлениями о чем-то, в чем вы абсолютно убеждены, и тем, в чем вы пока не уверены.
Начните с чего-нибудь такого, в чем вы уверены абсолютно, например с того, что вас зовут так-то и так-то, что вам столько-то лет, что вы родились там-то и там-то, или с того, что вы любите своих детей, или с того, что Майлс
Дэвис является одним из самых великих трубачей в истории джаза. Подумайте о чем-то, во что вы верите безоговорочно, о чем-то, в чем вы абсолютно уверены как в истине. А теперь подумайте о чем-то, в чем вы уверены не до конца, о чем-то, во что бы вы хотели верить, но не можете, поскольку в вас нет полной уверенности. Вы можете использовать одно из тех семи сомнительных представлений об успехе, которые приведены в главе 5.
(Не выбирайте, однако, ничего такого, во что вы не верите вовсе, поскольку если вы говорите, что во что-то не верите, это означает, что вы веритев то, что это не так.)
А теперь давайте пройдемся по вашим оттенкам чувств, как мы делали это раньше, когда рассматривали мотивации. Переберите все визуальные, слуховые и ки- нестетические аспекты той вещи, в которую вы безогово- рочно верите. Затем проделайте то же самое с таким предметом или явлением, в котором вы не уверены. Об- ратите внимание на разницу между ними. Находятся ли те вещи, в которые вы верите, в том же самом месте, где и вещи, в которых вы не уверены? Находится ли то, во что вы верите, ближе к вам, или ярче, или крупнее, чем то, в чем вы не уверены? Воспринимаете ли вы первое стоп-кадром, а другое — живым фильмом? Движутся ли одни вещи быстрее, чем другие?
Затем проделайте с ними то же самое, что мы делали с мотивацией. Перепрограммируйте свои оттенки чувств того, в чем вы не уверены, таким образом, чтобы они совпадали с тем, во что вы верите. Поменяйте цвет и расположение. Измените голоса, интонации, темп звучания и тональность звуков. Измените ваше восприятие текстуры, веса и температуры. Как вы себя теперь чув- ствуете относительно этих вещей? Если вы правильно трансформировали то представление, которое вызывало у вас неуверенность, то теперь вы начнете чувствовать себя уверенным относительного того, в чем вы не были уверены еще мгновение назад.
Единственная сложность, с которой многие люди стал- киваются в своей вере, — это их уверенность, что нельзя изменить вещи так быстро. Это как раз такое убеждение, которое им тоже полезно изменить.
Эту же методику можно использовать для обнару- жения различий между теми вещами, в которых вы не можете разобраться, и теми, которые, как вам кажется, вы понимаете хорошо. Если вас что-то смущает, это мо- жет объясняться тем, что ваше внутреннее представление об этом маленькое, несфокусированное, расплывча-
тое или очень отдаленное, в то время как те вещи, кото- рые вы понимаете, представляются в вашем сознании как близкие, яркие и четкие. Обратите внимание на то, что будет происходить с вашими чувствами, когда вы будете менять свои расплывчатые представления на четко отражающие, хорошо понятные вам вещи.
Безусловно, приближение предметов или явлений, а также придание им большей яркости не всякого чело- века обогащает непосредственным опытом. Для неко- торых все может быть наоборот: впечатления интенси- фицируются, когда предмет становится темнее и его контуры как бы размыты. Важно найти, какие оттенки чувств являются определяющими для вас и для того человека, которому вы хотите помочь измениться, а затем приложить достаточное количество личной энергии, для того чтобы следовать этой методике, используя ее положения.
То, что мы в действительности совершаем, работая с оттенками чувств, это простое переименование системы стимулов, которые дают команду мозгу, как оценивать тот или иной опыт. Ваш мозг будет отвечать на любые сигналы (оттенки чувств), которые вы ему подаете. Если вы будете подавать сигналы одного типа, мозг будет чувствовать боль. Если вы примените другие оттенки чувств, вы можете уже через несколько мгновений чув- ствовать радость. Например, работая в нейролингви- стической профессиональной школе в Финиксе, штат
Аризона, я однажды заметил во время занятия, что на лицах большинства моих слушателей отражается ка- кая-то напряженность. Это заставило меня подумать, что они испытывают боль. Я мысленно вспомнил, о чем я только что говорил, и не нашел ничего, что могло вызвать у них такую реакцию. Наконец я спросил кого-то: «Что вы сейчас чувствуете?» Он ответил: «Головную боль».
Как только он сказал это, те же слова повторил
Безусловно, приближение предметов или явлений, а также придание им большей яркости не всякого чело- века обогащает непосредственным опытом. Для неко- торых все может быть наоборот: впечатления интенси- фицируются, когда предмет становится темнее и его контуры как бы размыты. Важно найти, какие оттенки чувств являются определяющими для вас и для того человека, которому вы хотите помочь измениться, а затем приложить достаточное количество личной энергии, для того чтобы следовать этой методике, используя ее положения.
То, что мы в действительности совершаем, работая с оттенками чувств, это простое переименование системы стимулов, которые дают команду мозгу, как оценивать тот или иной опыт. Ваш мозг будет отвечать на любые сигналы (оттенки чувств), которые вы ему подаете. Если вы будете подавать сигналы одного типа, мозг будет чувствовать боль. Если вы примените другие оттенки чувств, вы можете уже через несколько мгновений чув- ствовать радость. Например, работая в нейролингви- стической профессиональной школе в Финиксе, штат
Аризона, я однажды заметил во время занятия, что на лицах большинства моих слушателей отражается ка- кая-то напряженность. Это заставило меня подумать, что они испытывают боль. Я мысленно вспомнил, о чем я только что говорил, и не нашел ничего, что могло вызвать у них такую реакцию. Наконец я спросил кого-то: «Что вы сейчас чувствуете?» Он ответил: «Головную боль».
Как только он сказал это, те же слова повторил
другой слушатель, и третий, и четвертый. Более шести- десяти процентов находящихся в аудитории чувствовали головную боль. Они объяснили, что яркий свет от экранов видеомониторов слепит им глаза, раздражает их и вызывает головную боль. Кроме того, мы находи- лись в комнате без окон, а несколько часов назад вы- шла из строя вентиляция, поэтому было очень душно.
Все эти факторы привели к физиологическому сдвигу в ощущениях этих людей. Итак, что мне оставалось де- лать: послать кого-нибудь за аспирином?
Конечно, нет. Мозг ощущает боль только тогда, когда он получает стимулы или внешние сигналы, которые сообщают ему о том, что он должен чувствовать боль.
Поэтому я попросил людей описывать мне оттенки чувств их собственной боли. Для некоторых это было очень сложно и вызывало большое волнение, для других — нет. Некоторые описали боль как что-то большое и яркое
(вы уже можете представить, как они это чувствовали), в то время как для других это было что-то мелкое.
После этого я предложил им поменять их оттенки чувств боли, сначала попытавшись отделить себя от боли и вывести ее за пределы собственного сознания. Затем я постарался вывести их за пределы чувств
(диссоциироваться), давая возможность увидеть форму и размер боли и поставить ее на расстояние от себя.
Потом я попросил их сделать свои представления то больше, то меньше, заставляя их расти и прорываться за пределы потолка, а затем сжимать до микроскопиче- ских размеров. В заключение я заставлял их выталки- вать свою боль к солнцу и наблюдать за тем, как она испаряется, возвращаясь затем на землю в виде солнечных лучей, согревающих растения. После этого я спросил своих подопечных, как они теперь себя чувствуют.
Менее чем за пять минут девяносто пять процентов слушателей практически избавились от головной боли.
Все эти факторы привели к физиологическому сдвигу в ощущениях этих людей. Итак, что мне оставалось де- лать: послать кого-нибудь за аспирином?
Конечно, нет. Мозг ощущает боль только тогда, когда он получает стимулы или внешние сигналы, которые сообщают ему о том, что он должен чувствовать боль.
Поэтому я попросил людей описывать мне оттенки чувств их собственной боли. Для некоторых это было очень сложно и вызывало большое волнение, для других — нет. Некоторые описали боль как что-то большое и яркое
(вы уже можете представить, как они это чувствовали), в то время как для других это было что-то мелкое.
После этого я предложил им поменять их оттенки чувств боли, сначала попытавшись отделить себя от боли и вывести ее за пределы собственного сознания. Затем я постарался вывести их за пределы чувств
(диссоциироваться), давая возможность увидеть форму и размер боли и поставить ее на расстояние от себя.
Потом я попросил их сделать свои представления то больше, то меньше, заставляя их расти и прорываться за пределы потолка, а затем сжимать до микроскопиче- ских размеров. В заключение я заставлял их выталки- вать свою боль к солнцу и наблюдать за тем, как она испаряется, возвращаясь затем на землю в виде солнечных лучей, согревающих растения. После этого я спросил своих подопечных, как они теперь себя чувствуют.
Менее чем за пять минут девяносто пять процентов слушателей практически избавились от головной боли.
Они изменили свои внутренние представления о том, что интерпретировали как боль, поэтому их мозг, получив на этот раз новые сигналы, выдавал новую реакцию.
Оставшимся пяти процентам потребовалось еще пять минут, чтобы произвести в себе аналогичные радикальные перемены. Один мужчина страдал от сильной мигрени, но даже он почувствовал облегчение.
Когда я рассказываю этот опыт окружающим, неко- торым трудно поверить, что и они могут избавиться от боли так же быстро и легко. А разве не приходилось вам проделывать это бессознательно сотни раз? Разве вы не можете вспомнить, как однажды чувствовали боль, но затем увлеклись каким-то занятием или произошло что-то взволновавшее вас, а потом вы вдруг обнаружили, что не чувствуете никакой боли? Боль может просто уйти и не возвращаться до тех пор, пока вы не станете представлять ее себе. Приложив немного сознательных усилий для изменения своих собственных представле- ний, вы можете легко избавляться от головной боли по собственному желанию.
Действительно, изучив сигналы, которые создают в вашем мозгу конкретные результаты, вы можете заста- вить себя чувствовать все, что вам необходимо.
И последнее предостережение: большое количество фильтров человеческого опыта может управлять нашей способностью поддерживать в себе новые внутренние представления или даже легко вносить в них измене- ния. Эти фильтры могут заглушать то, что мы больше всего ценим, и отбросить какие-то дополнительные пре- имущества нашего сегодняшнего опыта. Значение че- ловеческих ценностей заслуживают отдельной главы, а подсознательные вторичные выгоды мы рассмотрим в главе 16, когда будем разбирать процесс переоформления наших представлений. Если боль посылает вам важные сигналы о чем-то, что вам необходимо поменять
в своем организме, то до тех пор, пока вы не произведете в нем необходимые изменения, боль, скорее всего, будет возвращаться, поскольку она дает вам важную инфор- мацию.
Обладая теми знаниями, которые вы накопили к этому моменту, вы уже можете в значительной степени улучшить свою собственную жизнь, а также жизнь ваших знакомых. Давайте рассмотрим сейчас еще один аспект структуры нашего сознания, важнейший составляющий элемент, который может вдохновить нас на эффективное моделирование чужого поведения.
Обладая теми знаниями, которые вы накопили к этому моменту, вы уже можете в значительной степени улучшить свою собственную жизнь, а также жизнь ваших знакомых. Давайте рассмотрим сейчас еще один аспект структуры нашего сознания, важнейший составляющий элемент, который может вдохновить нас на эффективное моделирование чужого поведения.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 25
Синтаксис
успеха
Только все должно быть благопристойно и
чинно.
Первое послание к Коринфянам, 14:40
В этой книге мы анализировали то, как люди дейст- вуют. Мы установили, что люди, способные на дости- жение выдающихся результатов, постоянно выполняют набор определенных действий, как мысленных
(которые они производят в уме), так и физических
(которые выполняются ими во внешнем мире). Если мы станем выполнять такие же действия, мы должны получить такие же или похожие результаты. Но есть еще один фактор, оказывающий влияние на результаты,
— синтактика действий (или, используя грамма- тический термин, синтаксис). Синтактика, т. е. способ организации частей, всегда сказывается на смысле це- лого.
Какая разница между выражениями: «Джо укусил пони» и «Пони укусил Джо»? Разница большая, особенно если вы и есть тот самый Джо. Слова упо- требляются одни и те же. Разница заключается в син- таксисе, то есть в порядке употребления слов. Анало- гично значение получаемого нами опыта определяется
7
порядком тех сигналов, которые поступают в наш мозг.
Используются одни и те же стимулы, одни и те же слова, но значения получаются разные. Если мы соби- раемся эффективно смоделировать результаты преуспе- вающих людей, чрезвычайно важно это понимать. Тот порядок, в котором предметы и явления представля- ются в нашем мозгу, заставляет мозг фиксировать и регистрировать их совершенно определенным образом.
Это напоминает поток команд в компьютер. Если вы запрограммировали последовательность команд пра- вильно, то компьютер постарается использовать все свои возможности и выдаст вам те результаты, кото- рых вы ждете. Если же вы будете программировать нужные команды неправильно, то никогда не получите тот результат, на который рассчитываете.
Мы будем использовать слово «стратегия» для опи- сания трех видов факторов — внутренних представле- ний, соответствующих оттенков чувств и необходимого синтаксиса, — которые взаимодействуют, создавая кон- кретный результат.
Мы можем подобрать стратегию для достижения всего, чего хотим в жизни: любви, привлекательности, мотивации, решительности т. д. Если мы выясним, ка- кова наша стратегия для любви, мы можем вызывать это состояние усилием воли. Если мы проанализируем, какие действия предпринимаем и в какой последова- тельности, принимая определенное решение, тогда, ока- завшись в нерешительности, можем стать решитель- ными мгновенно. Мы будем знать, на какие клавиши нашего внутреннего биокомпьютера и в каком порядке нажимать, чтобы получить те результаты, к которым стремимся.
Хорошим примером-метафорой того, из каких ком- понентов состоит стратегия и как ее использовать, может служить рецепт выпекания торта. Если кто-то еде-
Используются одни и те же стимулы, одни и те же слова, но значения получаются разные. Если мы соби- раемся эффективно смоделировать результаты преуспе- вающих людей, чрезвычайно важно это понимать. Тот порядок, в котором предметы и явления представля- ются в нашем мозгу, заставляет мозг фиксировать и регистрировать их совершенно определенным образом.
Это напоминает поток команд в компьютер. Если вы запрограммировали последовательность команд пра- вильно, то компьютер постарается использовать все свои возможности и выдаст вам те результаты, кото- рых вы ждете. Если же вы будете программировать нужные команды неправильно, то никогда не получите тот результат, на который рассчитываете.
Мы будем использовать слово «стратегия» для опи- сания трех видов факторов — внутренних представле- ний, соответствующих оттенков чувств и необходимого синтаксиса, — которые взаимодействуют, создавая кон- кретный результат.
Мы можем подобрать стратегию для достижения всего, чего хотим в жизни: любви, привлекательности, мотивации, решительности т. д. Если мы выясним, ка- кова наша стратегия для любви, мы можем вызывать это состояние усилием воли. Если мы проанализируем, какие действия предпринимаем и в какой последова- тельности, принимая определенное решение, тогда, ока- завшись в нерешительности, можем стать решитель- ными мгновенно. Мы будем знать, на какие клавиши нашего внутреннего биокомпьютера и в каком порядке нажимать, чтобы получить те результаты, к которым стремимся.
Хорошим примером-метафорой того, из каких ком- понентов состоит стратегия и как ее использовать, может служить рецепт выпекания торта. Если кто-то еде-