Файл: Беспре дельная Власть.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 1032

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Безусловно то, что вы можете воссоздать более точ- ные результаты, если у вас будет более точная и полная информация обо всех деталях, характеризующих дей- ствия того человека, которого вы моделируете. В идеале, для того чтобы точно смоделировать кого-то, вам нужно также смоделировать его внутреннее представление, систему убеждений и элементарный синтаксис. Однако, даже просто наблюдая за человеком, которого вы хотите смоделировать, можно получить много информации о его физиологии. А физиология является еще одним фактором (более подробно мы поговорим об этом в главе
9), создающим то состояние, в котором мы находимся, и, следовательно, все виды результатов, которые мы по- лучаем.
Одной из главных областей, где понимание страте- гий и синтаксиса может играть большую роль, является образование. Почему некоторые дети «не могут» учиться? Я убежден в том, что есть две основные при- чины. Во-первых, мы часто не знаем наиболее эффек- тивной стратегии для обучения кого-то какому-то кон- кретному делу. Во-вторых, у учителей часто нет доста- точно точного представления о том, как по-разному разные дети учатся. Помните, что все мы имеем раз- личные стратегии, и если вы не знаете чьей-то стратегии в учении, у вас будут большие проблемы, когда вы попытаетесь учить его.
Многие люди, например, испытывают трудности в правописании. Неужели потому, что они глупее гра- мотных людей? Нет. Тот, кто грамотно пишет, просто имеет лучше организованный синтаксис своих мыслей, то есть способ организации накопления и получения информации в данный момент. Можете ли вы получить необходимые результаты или нет, зависит просто от того, как вы устраиваете свой синтаксис тогда, когда за- прашиваете у собственного мозга какую-нибудь инфор-
мацию. Все, что вы видите, слышите или чувствуете, за- писывается у вас в мозгу. Многочисленные исследования показали, что люди, введенные в гипнотическое со- стояние, могут вспомнить (то есть получить доступ и найти) такие вещи, которые они никак не могли вспом- нить, будучи в сознании.
Если вам трудно дается правописание, то все дело в том, как вы представляете самому себе слова. Какой может быть наилучшая стратегия грамотного письма?
Безусловно, она не кинестетическая: очень трудно почувствовать слово на ощупь. Это, безусловно, не слу- ховое явление, поскольку есть очень много слов, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному. Значит, с чем связано грамотное письмо? Оно связано с умением запоминать внешнее изображение букв в опре- деленном порядке. Способ научить людей правильно писать — научить их создавать такие визуальные об- разы, к которым можно в любое время получить быстрый доступ.
Возьмем слово «Альбукерке». Лучший способ на- учиться правильно писать это слово — повторять его по буквам снова и снова и таким образом сформиро- вать картину этого слова в своем сознании. В сле- дующей главе мы изучим те способы, с помощью кото- рых люди получают доступ к различным разделам своего мозга. Например, Бэндлер и Грайндер, основа- тели науки НЛП, обнаружили, что положение зрачков в глазах и их движение указывает на ту часть нервной системы, к которой мы получили доступ в дан- ный момент. Мы рассмотрим эти подсказки по доступу более подробно в следующей главе, а пока только скажем, что многие люди заставляют себя вспомнить какие-то визуальные образы, посмотрев при этом в потолок и чуть-чуть влево. Лучший способ научиться писать слово «Альбукерке» — поместить это слово

где-то вверху и слева, чтобы создать легко запоминае- мый визуальный образ.
Здесь я хотел бы ввести еще одну концепцию: сек- ционирование. Как правило, люди могут сознательно перерабатывать от пяти до девяти секций (порций) ин- формации одновременно. Люди, способные на быстрое обучение, могут справиться с самой сложной задачей по той причине, что они умеют делить (дробить) информацию на небольшие участки или этапы, чтобы потом собрать их в исходное единое целое. Один из способов научиться правильно писать слово «Альбукерке», заключается в том, чтобы разбить его на три небольшие секции, например, следующим образом, Алъбу/кер/ке. Я хочу, чтобы вы написали три части этого слова на отдельных листках бумаги, подняли их вверх и влево от ваших глаз.
Посмотрите на первую часть этого слова Алъбу, закройте глаза и представьте эту часть мысленно. Откройте глаза, снова посмотрите на Альбу. Не произносите его, просто посмотрите. Снова закройте глаза и представьте себе зрительный образ этого слова. Продолжайте так 4-6 раз, до тех пор, пока вы не сможете закрыть глаза и четко увидеть перед собой эту часть слова. Сейчас возьмите второй слог кер. Повторите тот же самый процесс с этой частью слова, затем перейдите к слогу ке. Теперь образ слова «Альбукерке» хранится в вашей памяти. Если это достаточно четкий и ясный образ, у вас, возможно, возникнет чувство (кинестетическое), что вы способны написать его правильно. После этого вы сможете написать это слово не только слева направо, но и справа налево. Теперь вы правильно будете писать его всю свою жизнь. Я вам это гарантирую. То же самое можно проделать с любым трудным словом и стать таким образом чрезвычайно грамотным человеком, если даже раньше вы писали с ошибками свое собственное имя.

Еще одним аспектом учения является необходимость открывать стратегии обучения других людей. Как уже отмечалось выше, у каждого человека есть своя собст- венная нейрология, особый умственный полигон, кото- рый он использует постоянно. Но мы очень редко учи- тываем эти особенности человека воспринимать знания, полагая, что все учатся одинаково.
Позвольте привести вам один пример. Не так давно ко мне прислали одного молодого человека. Он принес с собой диагноз на шести страницах, где гово- рилось, что он дислексик, то есть человек, не способный грамотно писать, и что у него огромные психоло- гические проблемы в школе. Я сразу же понял, что он привык воспринимать большую часть своего жизнен- ного опыта кинестетически. Имея представление, как он перерабатывает информацию, я уже был в состоянии ему помочь. У человека оказался дар мгновенно схватывать суть вещей, которые он мог потрогать. Тем не менее большинство приемов стандартного обучения в школе осуществляется визуально или на слух.
Проблема была не в том, что он не может учиться, а в том, что учителя не умели обучать его так, как он привык воспринимать, накапливать и искать инфор- мацию.
Первое, что я сделал, так это разорвал диагноз в клочья у него на глазах. «Это не более чем груда мусора», — сказал я ему. Это привлекло его внимание, поскольку он был готов к обычному в таких случаях граду вопросов. Вместо этого я стал рассказывать ему о том, как он мощно использует свою нервную систему. Я сказал: «Могу спорить, что у тебя прекрасные достижения в спорте». Он ответил: «Да, со спортом у меня хорошо». Выяснилось, что он увлекается серфин- гом. Мы поговорили немного о серфинге, при этом я заметил, что он очень оживился, то есть пришел в такое

состояние, когда можно совершать эффективные дей- ствия. Он оказался в более продуктивном состоянии, в котором его никогда не видели учителя. Я объяснил ему, что у него привычка записывать информацию ки- нестетически и это можно использовать с большой вы- годой в жизни. Однако его манера учиться создавала трудности для грамотного письма. Поэтому я объяснил ему, как представлять слова и тексты визуально, и провел работу с его оттенками чувств, чтобы он почув- ствовал к словам такое же отношение, какое у него было к серфингу. Через пятнадцать минут он уже писал как вундеркинд.
Как же после этого можно говорить, что некоторые дети «не умеют учиться»? Дело в том, что у этих детей просто нет нужной стратегии. Их нужно научить ис- пользовать собственные ресурсы. Как-то я обучал этим стратегиям школьную учительницу, работавшую с «ум- ственно отсталыми» подростками в возрасте от один- надцати до четырнадцати лет, которые на экзамене по правописанию никогда не имели результат выше 70 баллов по принятой в Америке стобалльной системе, а боль- шинство из них оставались на уровне 25-50 баллов.
Учительница, которую я обучал, пришла к выводу, что у
90% ее «безнадежных» учеников слуховая или кине- стетическая стратегия обучения правописанию. Спустя неделю после того, как она начала использовать новую стратегию спеллинга (обучения правописанию), девятнадцать из двадцати шести учеников получили в результате 100 баллов, двое — 90, двое — 80 и остав- шиеся трое — 70 баллов. Учительница также отметила, что произошел существенный сдвиг в их поведении — как по волшебству исчезли все проблемы с поведением. Учительница подготовила доклад об этой методике и прочитала его на районной школьной кон- ференции.

Я убежден, что одна из самых серьезных проблем в образовании состоит в том, что учителя не понимают тех стратегий, по которым учатся их студенты. Они не знают кода к замкам в сейфах, где хранится информа- ционный багаж этих студентов. Комбинация замка может быть сначала два поворота влево, а затем двадцать четыре поворота вправо, а учитель пробует сначала два- дцать четыре оборота вправо, а потом два оборота влево.
До сих пор наш образовательный процесс был на- правлен на то, что студенты должны знать, а не на то, как им легче усваивать эти знания. Методы Оптимальных
Деятельностных Технологий учат этим конкретным стратегиям, которые могут использоваться различными людьми для более эффективной учебы, а также лучшим способам обучиться конкретному предмету, например такому, как правописание.
Знаете, как Альберт Эйнштейн додумался до своей теории относительности? Он рассказывал потом, что ключевым моментом, который ему существенно помог, было его умение представить, что произошло бы с ним, если бы он сидел «на кончике светового луча». Если другой человек не способен представить себе это, у него могут возникнуть трудности в понимании теории отно- сительности. Поэтому лучшим способом эффективно учиться является умение управлять своим сознанием.
Именно этим и занимаются Оптимальные Деятельно- стные Технологии. Они учат нас, как использовать наи- более эффективные стратегии для максимально быст- рого и точного воспроизведения тех результатов, которые мы хотим получить.
Те же самые проблемы, с которыми мы сталкиваемся в обучении, имеются почти во всех других областях.
Возьмите не тот инструмент или примените не ту по- следовательность — и вы никогда не получите желае- мых результатов. С другой стороны, возьмите то, что

нужно, пользуйтесь этим правилом — и вы сможете творить чудеса. Помните, у нас есть стратегия на всё. Если вы торговец, почему бы вам не узнать покупательскую стратегию ваших клиентов? Могу спорить, что это сра- ботает. Если у человека сильно кинестетическое вос- приятие, стоит ли ему указывать на дизайн и цвет пред- лагаемой вами машины? Мне кажется, нет. Гораздо важнее дать ему сильное ощущение, усадив за руль, дав потрогать обивку сиденья и проникнуться чувством, что он уже мчится на машине по открытому шоссе. Если же он склонен больше доверять визуальным восприятиям, тогда можно начать с показа цвета, очертаний, а также других особенностей автомобиля, подключив к делу визуальные оттенки чувств, работающие на поку- пательскую стратегию.
Если вы спортивный тренер, разве вам не полезно будет знать, что движет различными игроками, какие стимулы срабатывают в каждом из них наилучшим образом, переводя их в наиболее творческое и продук- тивное состояние? Разве не полезно будет для вас нау- читься выявлять синтаксис самых сложных тактиче- ских приемов игры, как это сделал я, работая с лучшими стрелками армии США? Тут не о чем и спорить, это, конечно, будет полезно. Точно так же как существует определенная технология построения молекулы ДНК или строительства моста, имеется определенная техно- логия (или синтаксис), оптимальная для выполнения любой задачи. Та стратегия, которую люди могут ус- пешно использовать для получения нужных резуль- татов,
Кто-то из вас может сказать после этого: «Понятно, это прекрасно, если вы умеете читать чужие мысли. Но как я могу, взглянув на людей, узнать о том, какая у них стратегия любви. Как я могу, поговорив с кем- нибудь всего несколько минут, узнать, что стимулиру-
ет его на покупку или на какие-либо другие действия?»
Причина вашего неведения заключается в том, что вы не знаете, что искать и как спрашивать. Если вы попросите о чем угодно в мире и сделаете это правильно, с должной убежденностью и твердыми намерениями, вы получите это. Для получения некоторых вещей требуется большая убежденность и энергия: вы сможете получить их, хотя для этого придется серьезно поработать. Но заполучить стратегии несложно. Вы можете выявить стратегию любого человека за несколько минут. В следующей главе мы как раз и хотим вас научить тому...

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   25

Как выявить
стратегию
другого
Начни с начала, — глубокомысленно заметил
король, — и двигайся до конца; после этого
можешь остановиться.
Льюис Кэрролл. «Алиса в стране чудес»
Вам доводилось наблюдать, как опытный слесарь от- крывает замок сейфа? Это выглядит как волшебство. Он играет с замком, как с музыкальным инструментом, слы- шит то, чего вы не слышите, видит то, чего вы не замечаете, чувствует то, чего вы не ощущаете, и, в конце концов, умуд- ряется открыть сейф, подобрав правильную комбинацию.
Овладев мастерством коммуникации, вы будете дей- ствовать аналогично. Вы сможете выявить мыслитель- ный синтаксис любого собеседника — подобрать нуж- ную комбинацию к замку его «мозгового сейфа» (а также своего собственного), действуя как умелый слесарь. Просто нужно научиться видеть то, на что вы не обращали внимания раньше, слышать то, что раньше пропускали мимо ушей, чувствовать то, чего раньше не могли ощутить, и задавать вопросы, которые раньше вам даже в голову не приходили. Если вы проделаете
8
все это достаточно элегантно и точно, то сможете вы- явить стратегию любого человека в любой ситуации.
Вы сможете научиться давать людям именно то, чего они хотят, и сможете научить их самих добиваться этого.
Ключ к пониманию чужих стратегий — это их прин- ципиальная выявляемость. Люди сами поведают вам все о своих стратегиях. Они расскажут вам о них сло- вами, особенностями поведения. Они расскажут вам об этом движениями глаз. Вы можете научиться читать человека столь же умело, как вы научились читать карту или книгу. Помните, что стратегия представляет собой всего лишь конкретный порядок следования пред- ставлений — визуальных, слуховых, кинестетических, осязательных и вкусовых, — которые дают конкрет- ный результат. Все, что вам нужно, это сделать так, чтобы люди применили свою стратегию на практике, а вы внимательно наблюдали за тем, что и как они делают.
Для того чтобы научиться выявлять чужие страте- гии, вы должны знать, что собственно искать, по каким признакам понять, какую часть нервной системы человек использует в данный момент. Важно также разбираться в некоторых основных тенденциях, которые вы- рабатываются в людях и используются ими для достижения большего взаимопонимания и результата.
Например, люди стараются использовать определенную часть своей нервной системы — визуальную, слуховую или кинестетическую — больше, чем другие. Точно так же как есть правши и левши, многие предпочитают один вид чувственной информации другому.
Однако перед тем как выявить чьи-либо стратегии, нам нужно разобраться с системой представлений этого человека. Люди, имеющие визуальную ориентацию, видят окружающий мир в основном в картинах; они до- стигают активности и власти, используя визуальную часть своего мозга. Поскольку такие люди стараются