Файл: Беспре дельная Власть.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 1045

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
изображение человеческого тела с циркулирующими по нему потоками биоэлектрической энергии? На ней хорошо видно, насколько изменчива она у человека в зависимости от изменения его состояния или настрое- ния. Поскольку тело и душа едины, в напряженных состояниях меняется все наше электрическое поле и поэтому мы способны делать то, что кажется невозмож- ным. Все, что я испытал на собственном опыте, и все, что когда-либо прочитал, утверждает меня во мнении, что наше тело имеет гораздо меньше ограничений — как положительных, так и отрицательных, — чем при- нято считать.
Доктор Герберт Бенсон, написавший много работ о взаимоотношении духа и тела, рассказывает потрясаю- щие истории об огромной власти шаманства в различ- ных частях земного шара. В одном из племен австра- лийских аборигенов врачеватели-шаманы практикуют ритуал, называемый «указующая кость». Он заключа- ется в наложении такого сильного проклятия, что жертва точно знает, какими болезнями и когда заболеет и когда умрет. Вот как доктор Бенсон описывает один такой случай, произошедший в 1925 году:
«Человек, обнаруживший, что его проклял враг, пред- ставляет собой поистине жалкое зрелище. Он стоит охваченный ужасом, его взгляд прикован к указующему персту колдуна, а руки подняты, как бы в попытке противодействовать тому смертельному напитку, ко- торый, как ему кажется, вливается в его тело. Щеки бледнеют, глаза стекленеют, черты лица страшно иска- жаются... Он пытается кричать, но звуки застревают у него в горле и изо рта идет кровавая пена. Тело начинает трястись, мышцы непроизвольно подергива- ются. Он откидывается назад и валится на землю, через некоторое время он теряет сознание, начинается смертельная агония, он закрывает лицо руками и на-
чинает стонать. Смерть наступает через сравнительно небольшой промежуток времени».
Не знаю, как для вас, но для меня это самое яркое и ужасное описание, которое я когда-либо читал. Я не думаю, что нам захотелось бы его смоделировать. Но это также один из наиболее показательных примеров, подтверждающих необыкновенную мощь физиологии и убеждений. Проще говоря, с этим человеком ничего не сделали, совсем ничего. Но его собственное убеждение и мощь его собственной физиологии создали ужасную негативную силу, которая буквально разрушила человеческий организм.
Как вы думаете, такие сцены можно наблюдать только в тех обществах, которые мы называем примитивными?
Конечно нет. Подобные вещи происходят вокруг нас ежедневно. Бенсон упоминает о докторе Джордже
Л. Энгеле из Медицинского центра при Ро-честерском университете, собравшем большое количество газетных вырезок, в которых рассказывается о внезапных смертях при невыясненных обстоятельствах. В каждом конкретном случае ничего особенного в жизни этих людей не происходило. Причина заключалась в их собственном негативном внутреннем мире и представлениях. В каждом из этих случаев жертва чувствовала себя совершенно безвольной, беспомощной и одинокой. Результат был такой же, как и в ритуале австралийских аборигенов.
Что особенно интересно для меня, так это то, что собрано гораздо больше свидетельств о вредной стороне взаимодействия мозга и тела, чем о полезной. Мы гораздо чаще слышим об ужасных последствиях для человека стрессовых состояний или о тех людях, которые теряют волю и желание жить после смерти любимого человека. Мы, по-видимому, все прекрасно знаем о том, что негативное состояние и эмоции могут бук-

вально убить нас. Но мы гораздо реже слышим о тех случаях, когда положительные состояния излечивают людей.
Одна из наиболее интересных историй рассказана
Норманом Казинсом в книге «Анатомия болезни». Он описывает свое чудесное выздоровление от долгой и тяжелой болезни, когда ему пришлось буквально просмеяться на протяжении всего пути к выздоровлению.
Смех был единственным оружием, которое Казинс ис- пользовал в своей сознательной попытке мобилизовать волю к жизни и выздороветь. Большая часть его дня состояла из просмотра комедийных фильмов, телевизионных программ и чтения книг, которые заставляли его смеяться. Это радикально меняло его устойчивое внутреннее представление, а смех в значительной степени изменил его физиологию и дал новые сообщения в нервную систему.
Казинс обнаружил немедленные положительные изменения в физическом состоянии. Он стал лучше спать, боли уменьшились, улучшилось общее физическое состояние.
Вскоре он полностью выздоровел, хотя один из его докторов говорил, что шансов поправиться у него один на пятьдесят. Казинс делает вывод: «Я понял, что нельзя недооценивать возможности человеческого духа и тела к регенерации — даже тогда, когда перспективы кажутся мизерными. Жизненная сила, очевидно, — наи- менее понятая сила на земле».
Некоторые захватывающие исследования, появляю- щиеся в последнее время, могут пролить какой-то свет на опыт Казинса и подобных ему. Эти исследования посвящены способу, с помощью которого наше выра- жение лица оказывает влияние на наше самочувствие, при этом исследователи приходят к выводу, что не улыбка или смех заставляет нас чувствовать себя хо- рошо, ощущать бодрость духа. Скорее наоборот, когда
мы улыбаемся и смеемся, мы таким образом регулируем свои биологические процессы, которые заставляют нас чувствовать себя хорошо. Они усиливают приток крови к мозгу, повышают уровень кислорода в крови и, соответственно, уровень стимуляции нервных клеток.
То же самое происходит и с другими оттенками чувств. Если вы наденете на свое лицо маску страха или злобы, ненависти или удивления, именно эти эмоции вы и почувствуете.
Наши тела — это наши сады... А наши желания —
садовники.
Уильям Шекспир
На нашем лице около восьмидесяти мышц, и они дей- ствуют как своеобразные шлагбаумы, либо ограничивая приток крови к мозгу устойчивым, даже тогда, когда наше тело испытывает перегрузки, либо влияя на доступ крови к мозгу и таким образом воздействуя на его функционирование. В замечательной работе, напи- санной в 1907 году, французский врач Израэль Вейн- баум выдвинул теоретическое положение о том, что вы- ражение лица в действительности влияет на наши чувства. Другие исследователи уже в настоящее время приходят к такому же выводу. Как сказал в своем ин- тервью газете «Лос-Анджелес тайме» (5 июня 1985 года) доктор Пол Экман, профессор психиатрии из Ка- лифорнийского университета: «Мы знаем, что если вами владеет какое-то чувство, оно проявляется на вашем лице. А теперь мы знаем, что существует и обратный процесс. Вы чувствуете то, что "надеваете" на свое ли- цо... Если вы начнете смеяться, испытывая страдание, вы перестанете испытывать страдание. Если лицо изо- бражает печаль, вы будете печальны и в душе». По су- ществу, Экман излагает тот принцип, который помогает

обмануть даже детектор лжи. Люди, приводящие себя в физиологическое состояние убежденности, даже когда им приходится лгать, не будут регистрироваться как лжецы на детекторе лжи.
Все это находится в соответствии с тем, что и я, и другие сторонники науки НЛП уже многие годы вну- шаем общественности. Теперь, наконец, научная общест- венность вроде бы начинает понимать, что и мы кое-что обнаружили и можем быть полезны. В этой книге есть еще много таких вещей, которые будут оценены со вре- менем. Но вам не следует ждать, пока академические исследователи подтвердят это. Вы можете начать ис- пользовать все это прямо сейчас — и сейчас же получите нужные вам результаты.
Мы так много узнали о взаимоотношениях сознания и тела, что некоторым людям может показаться, что главное
— это как следует ухаживать за своим телом. Если организм работает в оптимальном режиме, то и мозг будет столь же эффективен. Чем разумнее вы пользуетесь собственным телом, тем лучше работает ваш мозг. В этом суть работы Моше Фельденкрейса. Он использует систему движений, чтобы обучать людей мыслить и жить.
Фельденкрейс обнаружил, что, выполняя работу на кинестетическом уровне, вы можете изменить собст- венное представление о себе, свое состояние и общее функционирование мозга. Фактически он утверждает, что качество вашей жизни определяется качеством ва- ших движений. Его работы являются бесценным посо- бием для изменения человека посредством изменения его физиологии.
Это изменение физиологии должно осуществляться согласованно, конгруэнтно. Если я передаю вам важное сообщение, но мой голос слаб и неуверен, а мимика и жесты неубедительны и не сосредоточенны, значит, я веду себя не конгруэнтно. Не конгруэнтность мешает
мне быть убедительным, каким я могу быть, не дает мне делать то, что я могу сделать, и мешает мне перейти в самое продуктивное свое состояние. Если давать себе противоречивые указания, то можно получить тот же результат, что и в известной басне о лебеде, раке и щуке.
Вы можете вспомнить такие случаи в жизни, когда не доверяли кому-то, но не могли объяснить почему.
Казалось бы, все, что говорит этот человек, имеет смысл, но вы почему-то не склонны были ему верить. Дело в том, что ваше подсознание улавливало то, что сознание пропускало. Например, когда вы задавали вопрос, этот человек, возможно, отвечал «да», но в то же самое время отрицательно покачивал головой. Или, возможно, он говорил: «Я сделаю это», но вы подсознательно отмечали, что его плечи опущены, глаза потуплены, а дыхание поверхностно. Все эти признаки говорили вашему сознанию, что в действительности он хочет сказать: «Я не смогу это сделать». Частично он хотел сделать то, о чем вы его просите, частично — проти- вился этому. Отчасти он был уверен в успехе, а от- части — нет. Эта раздвоенность работала против него.
Он хотел двигаться в двух направлениях одно- временно. Его слова выражали одно, а физиология — совсем другое.
Мы все в жизни испытывали подобную неконгруэнт- ность, когда хотели чего-то, но что-то в глубине души останавливало нас. Конгруэнтность — большая сила.
Преуспевающие люди — это те, кто может собрать во- едино все свои ресурсы, умственные и физиологические, и заставить их работать согласованно на достижение нужной цели. Прервите на минуту чтение этой книги и вспомните трех знакомых вам людей, которых вы счи- таете наиболее конгруэнтными. А теперь вспомните троих, которые, на ваш взгляд, наименее конгруэнтны. Ка-

кая разница между ними? Кто из них оказывает на вас более сильное влияние?
Развитие конгруэнтности — основной ключ к личной власти над другими людьми. Когда я что-то рас- сказываю, я самовыражаюсь — словами, голосом, ды- ханием, всей своей физиологией. Когда совпадают слова и другие средства выражения, в мой мозг поступают четкие сигналы о том, какой результат я хочу полу- чить. И мой мозг отвечает на это соответственно.
Если вы говорите себе: «Да, вроде бы я знаю, что мне надо делать», а ваша физиология остается слабой и не- решительной, то какого типа сообщение поступит в ваш мозг? Это то же самое, что смотреть телевизор сквозь помехи на экране. Вряд ли удастся разобрать, что там происходит. Это же относится и к вашему мозгу: если поступающие от вашего тела сигналы слабые или про- тиворечивые, у мозга нет четкого представления о том, что ему делать. Это можно уподобить поведению солдат, которых перед боем инструктирует генерал: «Давайте попробуем сделать так. Я не уверен, что у нас это получится, но давайте попробуем и посмотрим, что вый- дет». Как вы думаете, каково будет состояние солдат после такого инструктажа?
Если же вы скажете: «Я совершенно твердо намерен сделать это», а ваша физиология поддержит вас в этом, то есть ваша осанка, выражение лица, ритм дыхания, качество ваших жестов и движений, ваши слова и тональность голоса совпадут, можно гарантировать, что у вас все получится. Конгруэнтное состояние — это то, к чему мы все стремимся, а самый главный шаг в этом направлении — уверенность в том, что вы владеете твердой, решительной и цельной философией. Если же ваши слова и движения тела не совпадают, вы не сможете предпринять по-настоящему эффективные
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   25

ДеЙСТВИЯ.

Один из способов выработки в себе конгруэнтности
— моделирование физиологии тех людей, которых вы считаете очень конгруэнтными. Суть моделирования состоит в том, чтобы выяснить, какие участки мозга этот преуспевающий человек использует в данной ситуации.
Если вы хотите действовать столь же эффективно, вам нужно таким же образом использовать свой собственный мозг. Если будете в точности воспроизводить физиологию другого человека, вы будете использовать ресурсы тех же участков мозга. А сейчас находитесь ли вы в конгруэнтном состоянии? Если нет, перейдите в него. Какой процент времени вы находитесь в конгруэнтном состоянии? Не можете ли вы быть в таком состоянии чаще? Начните это прямо с сегодняшнего дня. Прервите на минутку чтение и вспомните пять известных вам конгруэнтных людей с мощной физиологией, которым вы хотели бы подражать. Чем их физиология отличается от вашей? Как эти люди сидят, как стоят? Как двигаются? Каково обычное выражение их лица, каковы их любимые жесты? Расслабьтесь и примите такую позу, в которой они обычно сидят.
Придайте своему лицу такое же выражение, попробуйте перенять их жесты. Замечаете, как по-другому вы стали себя чувствовать?!
На наших семинарах мы заставляем слушателей копировать физиологию других людей, при этом они обнаруживают доступ к аналогичным состояниям и ощущают аналогичные эмоции. Поэтому я хочу, чтобы и вы попробовали выполнить это упражнение. Надо делать это с кем-нибудь в паре. Пусть этот человек вспомнит какой-нибудь яркий эпизод из своей жизни и, не говоря вам ничего об этом, вернется в то состояние, которое пережил тогда. Попробуйте ско- пировать этого человека: сядьте точно так же, как он, поставьте ноги так же, как он, воспроизведите поло-
жение его рук. Отразите на своем лице такое же на- пряжение, какое вы видите на его лице и во всем его теле. Воспроизведите положение его головы, движения глаз, рук. Повторите складку его губ, морщинки на лбу, ритм дыхания. Одним словом, постарайтесь перевести себя точно в такую же действия, которая владеет им. Повторив в точности физиологию этого человека, вы подадите в свой мозг такие же сигналы, как и он в свой. Вы сможете ощутить те же эмоции, которые переживает он, и вы увидите в своем созна- нии те же самые картины, какие видит он, вами будут владеть такие же мысли.
Проделав это, выразите в словах то состояние, в ко- тором вы пребывали, то есть то, что вы чувствовали, когда копировали своего собеседника. Затем спросите у своего напарника, совпадает ли это с тем, что чувствовал он. Примерно в 80—90% случаев вы будете использовать для описания своего состояния те же самые слова, что и он. На каждом семинаре находятся люди, которые действительно видят то, что было перед глазами другого человека. Они могут описать, где этот человек был, или обрисовать людей, которых он видит в своем сознании.
Точность некоторых деталей просто невозможно объяснить логически. Это почти психологический феномен, хотя никакой психологической подготовки эти люди не проходят. Все дело в том, что они послали в свой мозг точно такие же сообщения, какие передали их напарники.
Я знаю, что в это трудно поверить, но люди, посещаю- щие мои семинары, знали, как это сделать, уже через пять минут занятий. Я не могу гарантировать, что успех будет сопутствовать вам с первого раза, но если вы хо- рошенько постараетесь, то сможете оказаться в том же состоянии озабоченности или боли, печали или возбуж- дения, радости или экстаза, которое владеет этим чело-