Файл: Беспре дельная Власть.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 1033

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
широко развернулась в Соединенных Штатах несколько лет назад. Предлагалось всякий раз, когда ваш любимый
(любимая) потянется за сигаретой, подарить ему вместо этого поцелуй. Во-первых, такое поведение прерывает стереотип курильщика. Во-вторых, одновременно дает человеку новые ощущения, которые заставляют усомниться в мудрости старых привычек.
Ломка стереотипов также чрезвычайно ценна на про- изводстве. Один способный руководитель использовал этот прием, чтобы поменять отношение своих рабочих к их труду. Когда он занял свой пост и впервые появился на заводе, рабочие как раз собирали лично для него модель фирменного изделия компании. Но, когда он пришел на сборочный конвейер, вместо того чтобы взять модель по спецзаказу, он взял первую попавшуюся из серийной партии. Эта машина не смогла даже завес- тись. Он разгневался и заявил, что каждое изделие, схо- дящее с их конвейера, должно быть сделано так, как будто предназначается для его личного пользования.
Руководитель сказал, что может прийти в любой мо- мент и проверить качество продукции. Эта новость рас- пространилась молниеносно, сломав стереотип скверной работы. Люди перестали халтурить, многим пришлось пересмотреть свое отношение к качеству выполняемой работы. Будучи мастером по установлению контактов, этот руководитель не прибегал к административным мерам, а просто апеллировал к их рабочей гордости.
Ломка старых стереотипов может быть особенно по- лезна в политике. Хорошим примером тому может слу- жить случай в штате Луизиана. Кевин Рейли, один из членов законодательного собрания штата, пробивал до- полнительные субсидии для нужд колледжей и уни- верситетов штата. Казалось, все его усилия напрасны — дополнительные средства не были выделены. Когда он в скверном настроении покидал местный Капитолий, ре-
портеры буквально атаковали его, а один из них попросил его поделиться своими соображениями. Он разразился гневной тирадой, назвав Луизиану «банановой республикой». Он заявил: «Нам только остается объ- явить штат банкротом, выйти из Соединенных Штатов и обратиться за иностранной помощью... Мы мировые лидеры по количеству безработных, матерей-одиночек, и мы на последнем месте по уровню образования».
Поначалу его замечания вызвали бурю критики, по- скольку они выходили далеко за рамки обычных поли- тических комментариев. Однако, вскоре он стал чуть ли не национальным героем. Возможно, своей тирадой он добился большего в изменении мировоззрения людей в вопросах образования, чем всеми своими выступ- лениями в законодательном собрании.
Столь же успешно вы можете использовать прорыв к новым моделям поведения в повседневной жизни. Мы довольно часто вовлекаем себя в дискуссии и споры, которые начинают жить своей собственной жизнью. При- чина спора уже давным-давно забыта, но мы продолжаем нагнетать страсти, распаляясь все больше и больше, горя желанием «одержать победу» и доказать свою
«правоту». Подобные споры могут быть разрушитель- ными не только для дружбы, но и для семейных уз.
Когда они будут исчерпаны, вы можете подумать: «Как могло случиться, что дело зашло так далеко?» Но, пока вам кажется, что аргументы все еще действуют, вы не можете остановиться и посмотреть на себя со стороны.
Вспомните о недавних ситуациях, в которых вы или кто-то из ваших близких оказались абсолютно зацик- ленными на чем-то. Как можно было сломать стереотип в этих случаях? Сделайте паузу и постарайтесь придумать не менее пяти способов сломать старую модель поведения, которые вы могли бы использовать в буду- щем в подобных ситуациях.


Стоит отвечать разумно даже на самое неразумное
обхождение с вами.
Лао цзы, древнекитайский мыслитель
А что, если бы у вас был такой прерыватель порочной модели поведения, настроенный заранее, наподобие аварийного сигнала раннего срабатывания, который вызывал бы короткое замыкание или отключение «от сети» до того, как спор вышел из-под контроля? Я пришел к выводу, что юмор является одним из таких наиболее надежных аварийных прерывателей. Очень трудно разозлиться, когда вы смеетесь. У моей жены
Бекки и у меня есть один такой прием, который мы всегда используем в критических ситуациях. Вы ко- гда-нибудь видели передачу «В субботу вечером в пря- мом эфире», в которой обыгрывается фраза: «Ненавижу, когда такое происходит»? Персонажи рассказывают друг другу страшные вещи. Один, например, говорит, что это ужасно неприятно, когда тебе проводят наждачной бумагой по губам, а затем заливают рану йодом или сначала потрут морковной теркой нос, а затем прилепят к нему горчичный пластырь. Другой глубокомысленно это выслушивает, а затем говорит:
«Да, я тебя хорошо понимаю. Я и сам ненавижу, когда такое происходит».
Поэтому у нас с Бекки есть такой уговор, что когда кто-то из нас чувствует, что спор переходит в разруши- тельную плоскость, он должен сказать: «Я ненавижу, когда такое происходит», после чего спорящий обязан затихнуть. Это помогает нам разрушить негативное со- стояние, воззвав к чувству юмора. Это также напоми- нает нам, что мы ненавидим эти бессмысленные споры не меньше, чем ощущение, когда тебе сначала проводят наждачной бумагой по губам, а затем заливают царапины йодом.

Все, что расширяет сферу человеческих способ-
ностей, что показывает человеку, что он может
совершить то, о чем раньше не смел и думать, —
все это необходимо.
Бен Джонсон
В этой главе две основные идеи, и обе идут вразрез с привычными представлениями о человеческих взаи- моотношениях. Первая заключается в том, что вы проще и эффективнее убедите собеседника через соглашение, а не через победу в споре. Мы живем в обществе, основанном на конкуренции, которое проводит такую четкую грань между победителями и побежденными, как будто всякое взаимодействие должно непременно заканчиваться делением на тех и других. Достаточно вспомнить рекламный плакат, популярный несколько лет назад, на котором была надпись: «Я предпочитаю борьбу, а не подчинение». Там был изображен гордый ковбой, прицеливающийся в кого-то из пистолета. Его вид говорил о том, что он готов сразиться с любым противником, кем бы тот ни был.
Но чем больше я узнаю о человеческом общении, тем больше убеждаюсь в том, что конкурентная мо- дель очень ограничена. Я уже говорил выше о вол- шебстве взаимопонимания и о том, как оно способствует увеличению человеческой власти. Если же вы смотрите на кого-то как на своего потенциального кон- курента, которого следует победить, то ваши отношения являются чем-то прямо противоположным взаи- модействию. Все, что я знаю о человеческом общении, убеждает меня строить свои отношения на согласии, а не на конфликте, учиться подстраивать свое поведение под поведение собеседника, а не пытаться преодолеть его сопротивление. Конечно, это легче сказать, чем сделать.
Однако посредством убеждения и постоян-

ных упражнений мы можем радикально изменить свою манеру общения.
Вторая идея заключается в том, что стереотипы нашего поведения не врезаны навечно в извилины нашего мозга.
Если мы постоянно делаем что-то такое, что ограничивает нас, это не значит, что мы страдаем от какой-то неизлечимой психической болезни. Просто мы привык ли бежать в колее своих стереотипов, повторяя снова и снова определенные, связанные между собой действия. Это может быть способом нашего общения с другими или способом нашего собственного мышления. Задача состоит в том, чтобы разорвать этот порочный круг, сломать стереотип и попробовать что-нибудь новенькое. Мы ведь не роботы, в программу которых заложено воспоминание о полученных травмах. Если нам что-то не нравится, все, что необходимо сделать, — это осознать и изменить. Что об этом говорит Библия? «Да изменимся мы в мгновение ока». Мы изменимся, если захотим.
Обе идеи акцентируют гибкость. Если у вас никак не складывается головоломка, вы ничего не добьетесь, если будете тупо повторять одну и ту же комбинацию снова и снова. Головоломку можно сложить, если применить немного гибкости, измениться, перестроиться, поэкспериментировать, попробовать что-нибудь новенькое.
Чем более гибко мы будем вести себя, тем шире будет наш выбор, тем больше дверей мы сможем распахнуть и тем больший успех ожидает нас впереди.
В следующей главе мы рассмотрим еще один очень важный инструмент для достижения личной гибкости.
у
Ж
и
знь не статична. Только сумасшедшие и по-
койники уже не могут изменить свою точку
зрения.
Эверетт Дирксен
Давайте поразмышляем о звуке человеческих ша- гов. Если я вас спрошу: «Что означает звук шагов?», вы, скорее всего, ответите: «Совершенно ничего не оз- начает». Однако не будем торопиться с выводами, а попытаемся разобраться. Если вы бежите в спешке по оживленной улице, вы, конечно, не слышите шагов. В таком случае они действительно не имеют никакого значения. А если вы одни дома ночью и вдруг слышите чьи-то шаги внизу? Вот они уже на лестнице, при- ближаются к вам. А теперь они имеют для вас значе- ние? Мне кажется, да. Один и тот же внешний сигнал
(звук шагов) может приобретать множество различ- ных значений в зависимости от того, что он уже значил для вас в аналогичных ситуациях в прошлом. Именно ваш прошлый жизненный опыт дает вам контекст для понимания этого сигнала, который заставляет вас испугаться или успокоиться. Например, вы можете классифицировать этот звук как звук шагов вашей жены (или мужа), которая возвращается домой пораньше. Тот, кто пережил ограбление, сразу же свяжет звук шагов с образом бандита. Таким образом, значение любого нашего жизненного опыта зависит от контекста, которым мы его окружаем. Если мы изменим контекст, то незамедлительно изменится и значение опыта. Одним из наиболее эффективных способов развития личности является развитие способности воспринимать явления жизни в правильном контексте.
Этот процесс называется контекстуализацией.
Посмотрите внимательно на этот рисунок, возьмите лист бумаги и попробуйте описать, что вы
16
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   25

Смена
контекста —
мощь
перспективы
видите.
Здесь можно увидеть разное. Можно разглядеть шляпу, поставленную вертикально, слесарные тиски, водо- проводный кран, указывающую вниз стрелку и т. д. Но видите ли вы английское слово «FLY»? Возможно, вы его разглядели, потому что такой прием используется для изготовления различных наклеек на бамперы и прочих рекламных надписей. Если у вас был уже предыдущий опыт, вы сразу увидели это слово. Но если вы его сразу не разглядели, то почему? Ведь вы сейчас его четко видите? Если вы сразу не увидели это слово, возможно, это произошло потому, что наше обычное восприятие предполагает, что слова пишутся черным на белом фоне, а не наоборот. Поэтому до тех пор, пока вы будете трактовать для себя ситуацию традиционно и не сумеете переконтекстуализировать символы, то не смо-
жете разглядеть, что здесь написано слово «FLY», потому что здесь оно написано белым. То же самое постоянно происходит с нами и в жизни. Очень часто нас окружает море возможностей, способных сделать нашу жизнь гораздо лучше, такой, какой мы хотим ее видеть. Просто необходимо рассматривать самые большие наши про- блемы как самые большие наши возможности — если только мы можем слегка отступить в сторону от стерео- типных взглядов, выйти из привычного контекста.
Опять мы возвращаемся к тому, о чем уже много раз говорили в этой книге: ничто в мире не имеет единст- венного,, присущего только этому явлению значения. То, что мы думаем о нем, и то, как мы используем его в жизни, зависит от нашего восприятия. Любой сигнал имеет значение только в рамках определенного контекста, в которых мы его воспринимаем. Неприятность — это точка зрения. Ваша головная боль может быть благом для торговца аспирином. Люди склонны к любому опыту приклеивать конкретную этикетку. Мы говорим, что произошло то-то и то-то, в то время как это явление может быть интерпретировано бесчисленным количеством способов. Мы обычно воспринимаем явления на основе того, как мы это делали в прошлом. Однако во многих случаях, изменив эти устоявшиеся модели вос- приятия, мы можем значительно обогатить нашу жизнь новыми возможностями. Важно помнить, что воспри- ятие — творческий процесс. То есть если мы восприни- маем что-то как обязанность, именно это сообщение мы передаем в свой мозг, который и вызывает психологиче- ское состояние, превращающее сигнал в реальность. Од- нако, если мы переконтекстуализируем это явление, взглянув на него с другой точки зрения, мы можем изменить не только наше отношение к жизни, но и реакцию на сигналы. Другими словами, мы можем изменить свои представления или восприятия практически обо всем и

в мгновение ока изменить собственные состояние и по- ведение. Именно в этом и состоит суть переконтекстуа- лизации.
Помните, мы не можем видеть мир таким, каков он есть, поскольку все вещи в нем можно интерпретировать с самых разных точек зрения. Каковы мы сами, каковы наши навыки контекстуализации, такова и наша «карта» мира, на которой представлена его территория.
Рисунок А
Рисунок Б
Посмотрите, например, на рисунок А. Что вы видите на нем? Конечно, вам сразу бросается в глаза изображение старой некрасивой женщины. А посмотрите теперь на рисунок Б. Вам кажется, что вы видите похожую на первую, но еще более безобразную старуху с выступаю- щим вперед подбородком, глубоко зарытым в черный меховой воротник. Посмотрите внимательно на рисунок и попробуйте описать, что это за старуха, какой у нее характер. Веселая она или грустная? О чем она думает, как вы считаете? Однако в этом рисунке есть определенная загадка. Художник, нарисовавший его, утверждает, что это портрет его молоденькой симпатичной дочери. Если вы переконтекстуализируете этот рисунок, то и сами сможете разглядеть юную особу, чуть-чуть отвернувшуюся от вас и смотрящую вдаль. Вот вам небольшая
подсказка. То, что вы принимали за нос старухи, — это подбородок и овал лица симпатичной молодой леди. Ле- вый глаз старухи — это левое ухо девушки. Рот старухи становится ожерельем на шее молодой девушки. Если вам все еще трудно увидеть новое содержание этого ри- сунка, я предлагаю вам взглянуть на рисунок В, который сразу помогает разобраться, что к чему.
Возникает вопрос: «Почему же на рисунке Б мы ви- дим некрасивую старуху вместо симпатичной молодой девушки?» В чем здесь дело? Дело в том, что рисунок
А заранее настроил вас на то, чтобы увидеть старуху.
Много раз на своих семинарах я показывал половине группы рисунок А и половине группы — рисунок В.
Затем я показывал им рисунок Б, и тогда обе группы начинали спорить, кто на нем изображен. Те, кто видел рисунок А, с трудом могли разглядеть изображение мо- лодой девушки. И наоборот, те, кто сначала видел рисунок
В, не могли поверить, что на рисунке Б изображена безобразная старуха.
Важно отметить, что наш прошлый жизненный опыт постоянно мешает нам видеть то, что в действительности происходит в окружающем мире. Однако есть множество способов увидеть или испытать одну и ту же ситуацию по- другому. Предприимчивый парень, заранее скупаю-
щий билеты на концерт, а затем перепродающий их по более высокой цене у дверей концертного зала перед на чалом представления, может рассматриваться одними как бессовестный спекулянт, наживающийся на других, а дру- гими — как благодетель, потому что они ничего не имеют против переплаты — лишь бы самим не стоять в очереди.
Ключом к успеху в жизни является постоянное представление своего опыта таким образом, который помогает вам добиться еще более совершенных результатов как для себя, так и для других.
Если вы видите что-то столь же малым,
каким оно видится, принимаете за слабость
то, в чем действительно мало силы, и
считаете тусклым то, что и в самом деле
дает мало света, то какие у вас могут быть
трудности? Это и называется естественным
поведением.
Лао цзы, древнекитайский мыслитель
Переконтекстуализация — самый простой способ из- менить негативное состояние на позитивное путем изменения контекста, в котором вы воспринимаете окружающую действительность и свой опыт. Существует два основных типа переконтекстуализации, т. е. способа изменить восприятие чего бы то ни было: ситуативный и содержательный. Оба способа направлены на изменение ваших внутренних представлений путем разрешения внутреннего противоречия явления, что переводит вас в более продуктивное состояние.
Ситуативная Переконтекстуализация заключается в том, чтобы явление, которое представляется вам негатив- ным, обескураживающим или нежелательным, перенести в другую ситуацию, в другой контекст, где оно может стать значительным преимуществом. Детская литература полна примеров такой переконтекстуализации. Нос