Файл: Беспре дельная Власть.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 1029

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
этого человека имеет определенное значение. Предста- вим себе супружескую пару, в которой муж любит гото- вить, при этом ему очень важно, чтобы результатами его кулинарной деятельности восхищались. Однако его су- пруга ничего не говорит за едой и этим очень расстраи- вает мужа, который думает, что если ей нравится приго- товленная им еда, она должна об этом сказать; если же она молчит, значит, она недовольна. Что бы вы стали делать, чтобы изменить контекст его восприятия пове- дения супруги?
Помните, самое главное для него — оценка его труда.
Переконтекстуализация значений подразумевает изме- нение восприятия этим человеком важного для него мо- мента, причем изменение таким способом, который ранее не приходил ему в голову. Например, можно сказать этому повару-любителю, что его жене так нравится при- готовленная им еда, что она просто не хочет отвлекаться на разговоры, а хочет получать удовольствие от его стряпни.
Действия часто красноречивее слов, не так ли?
Другим вариантом может стать попытка перекон- текстуализировать его собственное поведение. Мы можем спросить: «А разве вы сами всегда хвалите стряпню жены, когда она вам нравится?» Поведение жены вызывало у него недоумение только в том контексте, который он применил. В подобных случаях необходима лишь небольшая гибкость, чтобы изменить контекст.
Второй тип переконтекстуализации подразумевает из- менение чего-то, что вам не нравится в себе. Как правило, вам оно не нравится по той причине, что окружающие выказывают к этому негативное отношение или оно не приносит вам желанных результатов. Вариантом переконтекстуализации в таком случае является представление для себя другой ситуации или другого контекста, в котором это же поведение может оказаться полезным и принести вам то, что вы хотите.

Предположим, вы продавец. Вы прилагаете колос- сальные усилия, чтобы изучить свой товар до мельчай- ших подробностей. Но, оказавшись за прилавком, об- рушиваете на своих покупателей лавину информации, перегружая их сознание и затормаживая их мотива- цию на покупку. В этом случае надо спросить себя: а где еще могут пригодиться мои энциклопедические зна- ния? А что, если вам сесть и написать вариант реклам- ного буклета? Или техническую справку об этом товаре?
Владея обширной информацией и имея к ней доступ, вы можете быть полезным в проведении испы- таний новых изделий или хотя бы в том, чтобы помочь собственным детям в выполнении домашнего задания.
Как видите, проблема не в самом поведении, а в кон- тексте, в котором оно используется. Вы можете при- вести подобные примеры из своей собственной жизни?
Всякое человеческое поведение в определенном кон- тексте может оказаться полезным. Замедленная реакция
— не очень хорошее качество, верно? Но разве не прекрасно промедлить с проявлением злости или не- нависти, отложив их до лучших времен, а потом совсем забыть о них?
Переконтекстуализация может помочь вам отделаться от образов и опыта, которые докучают вам. Вспомните о ком-то или о чем-то, что давит на ваше сознание, вызывая беспокойство. Например, вы приходите домой после напряженного рабочего дня расстроенным, потому что все время думаете о совершенно нелепом проекте, которым ваш начальник озадачил вас в самую последнюю минуту. Вместо того чтобы оставить мысли о нем на работе, вы принесли их с собой домой. Вы смотрите телевизор с детьми, а из головы все не выходит ваш вздорный начальник и его дурацкий проект.
Вместо того чтобы «сушить» свои мозги в течение всех выходных, вы можете легко переконтекстуализи-

ровать этот свой негативный опыт таким образом, чтобы ваше настроение улучшилось. Начните с попытки дис- социироваться от этой ситуации. Представьте себе своего начальника, а теперь вообразите, что вы берете его в руку и зажимаете в кулаке. Мысленно наденьте не него смешную маску: большой нос, очки и пышные усы.
Представьте себе, что он заговорил смешным «муль- тяшным» голосом. Или, наоборот, пусть он говорит с вами задушевным голосом, пусть потреплет по плечу и обратится к вам с просьбой помочь ему в этом проекте, при этом скажет, что вы ему очень нужны. После того как вы сочинили эту историю, возможно, вы поймете, что и на начальника оказывают давление, просто он не успел вам сказать, как вы ему нужны. Возможно, вы вспомните, что и сами тоже как-то поступили подобным образом со своим подчиненным. Спросите себя честно, стоит ли ситуация того, чтобы испортить себе выходные, и есть ли причина для беспокойства, когда вы дома.
Я не хочу сказать, что это несерьезная проблема.
Возможно, вам вообще нужна новая работа или надо наладить взаимоотношения там, где вы сейчас работаете.
Но, если дело обстоит именно так, вам нужно взяться за решение проблемы, вместо того чтобы раздражаться по мелочам и срывать свою обиду на домашних.
Поупражняйтесь в переконтекстуализации. В следую- щий раз, когда вы увидите своего начальника, вы увидите и ту смешную маску на его лице. Возможно, вы по- чувствуете себя совершенно по-другому, когда он будет разговаривать с вами. Таким образом вы создадите но- вую обратную связь и совершенно новую основу для вашего взаимодействия, освобожденную от прошлого не- гативного опыта контактов.
Мне доводилось пользоваться подобной переконтек- стуализацией небольшими порциями в отношении людей, которым собственные проблемы казались чрезвы-
чайно большими. В сложных ситуациях вам тоже может понадобиться целая серия малых переконтекстуа- лизаций, чтобы постепенно, но основательно входить в желаемое состояние, благоприятное для решения основной задачи.
В своем самом широком аспекте переконтекстуали- зация может быть использована для снятия отрица- тельных ощущений по отношению к чему бы то ни было или к кому бы то ни было. Один из наиболее эффектив- ных методов — представить себя зрителем в кино или театре. Взирайте на свой собственный негативный опыт, как на кинофильм, который демонстрируется на экране.
Сначала вы можете запустить пленку на повышенной скорости, сделав движения персонажей судорожными.
Можете попробовать наложить на него любую музыку, переписать звук. Затем можете прокрутить пленку назад, наблюдая за тем, как изображение становится все более и более абсурдным. Попробуйте этот метод на чем-то, что особенно вас допекает. Вы почувствуете, что это событие или этот человек вскоре утратит свою негативную силу.
Этот же метод можно успешно применять и в отно- шении различных фобий (страхов), но здесь нужно не- сколько изменить подход. Сделать это нужно следую- щим образом. Дело в том, что фобия часто гнездится глубоко на кинестетическом уровне, поэтому вам нужно несколько удалиться от нее, чтобы подобрать эффек- тивный контекст. При фобии реакции настолько сильны, что люди могут прореагировать даже только на мысль о чем-то. Способ воздействия на таких людей заключается в том, чтобы диссоциировать их от их пред- ставлений, повторив эту процедуру несколько раз. Мы называем это двойной диссоциацией. Например, если у вас есть фобия относительно чего-нибудь, попробуйте следующее упражнение. Вернитесь мысленно в то вре-

мя, когда вы были полны жизненных сил и энергии.
Вернитесь в то состояние и попробуйте ощутить те силь- ные чувства уверенности в себе, которые вами тогда владели. Представьте себя внутри сверкающей защитной оболочки. Обеспечив себе такую защиту, отправляйтесь мысленно в свой любимый кинотеатр. Усаживайтесь в удобное кресло, откуда экран прекрасно виден. Затем представьте, что вы покидаете свое бренное тело, проникаете в будку киномеханика, при этом постоянно ощущая вокруг себя защитную оболочку. Посмотрите на себя из будки киномеханика. Вы видите себя сидя- щим в зрительном зале и смотрящим на экран.
После того как вы все это мысленно проделали, взгля- ните на экран. Там вы увидите стоп-кадр, черно-белое изображение своего страха или какого-то собственного ужасного опыта, который вас постоянно беспокоит. Из будки киномеханика вы смотрите на самого себя, сидящего в зрительном зале и наблюдающего за тем, что происходит на экране, то есть вы дважды диссоции- руетесь от всего происходящего. В этом состоянии нач- ните быстро отматывать черно-белый ролик назад, так чтобы все ваши фобии казались на экране дешевым домашним видеофильмом или старомодной комедией.
Обратите внимание на забавную реакцию, которую в вас вызывает зрелище самого себя, наблюдающего за происходящим на экране.
Пойдем дальше. Я хочу, чтобы та ваша часть, которая полна сил и энергии, та часть, которая сидит в будке киномеханика, вернулась туда, где сидит ваше тело, а потом вышла и стала перед экраном. Вы должны все это проделать с очень спокойным, уверенным видом.
После этого скажите себе, сидящему в зале, что вы вни- мательно наблюдаете за ним и знаете два-три способа, чтобы избавиться от этого неудачного прошлого опыта, два-три способа изменить контекст, которые помогут
по-другому взглянуть на ситуацию сейчас и в буду- щем, — те пути, с которыми вы раньше не могли спра- виться, но по которым можете направиться теперь, когда ваше восприятие окружающего мира стало более зрелым. Вам незачем больше страдать от этой боли и этого страха. Сейчас вы на более высоком энергетиче- ском уровне, чем тогда, когда вы были моложе, весь тот прошлый опыт уже история, не более того.
Помогите своему более молодому второму «я» на экране справиться с тем, что ранее казалось непобеди- мым, затем вернитесь на место в зрительном зале и про- должайте наблюдать за теми изменениями, которые про- исходят на экране. Прокрутите мысленно ту же самую сцену, но пусть на этот раз ваше более молодое второе
«я» справляется с ситуацией по-другому, обогатившись новыми знаниями и опытом. После этого снова подой- дите к экрану и поздравьте себя более молодого с успехом и с освобождением от прежней фобии. Затем снова слейтесь со своим младшим «я», помня о том, что это теперь гораздо более энергичный и опытный человек, чем когда-либо еще в жизни. Поступите точно так же со всеми своими фобиями, которые вас преследуют, а затем помогите своим друзьям.
Это очень эффективная процедура. Мне удавалось освобождать людей от фобий, которые преследовали их всю жизнь, и делать это буквально за считанные минуты.
Почему этот метод срабатывает? Потому что попасть под влияние фобий означает приобрести специ- фические внутренние представления. Изменив эти представления, мы изменяем само состояние, в которое впадает человек, вспомнив о том или ином пережива- нии или эпизоде.
Некоторым людям при выполнении этих упражне- ний требуется такой уровень внутренней дисциплины, такая сила воображения, к которым, возможно, ранее

у них никогда не было доступа. Поэтому некоторые из мыслительных стратегий, которые я здесь предлагаю, поначалу могут показаться вам необычными и стран- ными. Однако ваш мозг легко может с этим справиться, а если вы будете тщательно прорабатывать эти стратегии, вы постепенно привыкнете к такой методике.
Занимаясь преконтекстуализацией, необходимо пом- нить, что любое человеческое поведение вырабатывается в определенном контексте и всегда преследует опре- деленную цель. Люди курят не потому, что им нравится наполнять легкие канцерогенными веществами. Они де- лают это потому, что курение дает им возможность чув- ствовать себя более комфортно в определенных соци- альных контекстах. Поэтому в некоторых случаях невозможно переконтекстуализировать поведение, не продумав заранее, что будет выполнять те полезные функции, которые выполняли эти формы поведения.
Такая проблема может возникнуть, если, например, пы- таться лечить от курения методом электрошоковой те- рапии. Я не хочу сказать, что этот метод неэффективен.
Но надо подумать и о том, что заменит вам сигарету в определенных контекстах. А то от курения вы избави- тесь, но можете приобрести что-нибудь похуже. Напри- мер, какой-нибудь невроз или привычку переедать.
Любое человеческое поведение в том или ином смысле является адаптивным, то есть приспосабливаемым; оно предназначено для удовлетворения определенной потребности. Не так уж трудно заставить людей возне- навидеть курение. Но я хочу заставить их поверить в то, что я могу предложить им на выбор новые поведен- ческие модели, которые будут удовлетворять ту же по- требность, но без негативных побочных эффектов, кото- рые неизбежно создает курение. Если курение дает возможность расслабиться, почувствовать уверенность в себе или сконцентрироваться на чем-то, можно ис-
пользовать для этого более элегантную модель поведе- ния, которая будет способствовать удовлетворению тех же потребностей.
Ричард Бэндлер и Джон Грайндер разработали шес- тиступенчатую методику, предназначенную для транс- формации нежелательной поведенческой модели в более приемлемые, сохранив все преимущества старого поведения.
1. Выявите ту форму поведения, которую вы хо-
тите изменить.
2. Установите связь с той частью подсознания,
которая вырабатывает это поведение. Уйдите в себя и, оставаясь в состоянии чуткой пассивности, чтобы обнаруживать любые изменения в ощущениях, визу- альных и аудитивных внутренних представлениях, за- дайте себе следующий вопрос: «Хочет ли та часть под- сознания, которая вырабатывает поведением, взаимо- действовать с сознательной частью моего «я»?»
Затем попросите эту часть (назовем ее частью) уси- лить тот сигнал, который вы уловили, если она хочет сказать «да», и ослабить, если она хочет сказать «нет».
Проверьте выдачу этих ответов «да» или «нет» так, чтобы вы могли отличать их друг от друга.
3. Отделите намерение от поведения. Поблагода- рите эту часть х за желание сотрудничать с вами. Те- перь спросите, хочет ли она, чтобы вы узнали, что она пытается для вас сделать, генерируя поведением. За- давая этот вопрос, будьте внимательны, чтобы суметь распознать ответ «да» или «нет». Вспомните, какие пре- имущества такое поведение давало вам в прошлом, и затем поблагодарите часть за сохранение столь важных для вас преимуществ.
4. Создайте альтернативные формы поведения с
целью удовлетворения тех же намерений. Уйдите

в себя и вступите в контакт с наиболее созидательной частью вашего сознания, попросив ее выработать для вас три альтернативные формы поведения, которые столь же хороши или даже лучше, чем поведением, в удовле- творении намерения той предыдущей части, с которой вы общались ранее. Пусть ваша творческая часть по- даст вам сигнал «да», когда закончит выработку трех новых форм поведения... Теперь попросите творческую часть открыть вам эти три новые формы поведения.
5. Пусть часть х примет новые формы поведения и
ответственность за их генерирование при необхо-
димости. Теперь спросите часть х, являются ли три новые формы поведения столь же эффективными, как поведение х:
А затем спросите часть х, готова ли она принять на себя ответственность за генерирование новых форм по- ведения в соответствующих ситуациях, когда должны быть выполнены планируемые намерения.
6. Сделайте экологическую проверку. Уйдите в себя и спросите, есть ли какая-нибудь часть, которая возражает против тех переговоров, которые только что состоялись, или все части готовы поддержать их. Теперь сделайте шаг в будущее и представьте себе такую ситуацию, которая вызывала бы ранее старое поведение, при этом постарайтесь испытать опыт от какой-нибудь новой формы поведения, продолжая двигаться в направлении тех выгод, которые вам нужны. Затем войдите в другую ситуацию из будущего, которая ранее вызывала бы нежелательное поведение, и испытайте действие другой альтернативной формы.
Если же вы получили сигнал о том, что другие части вашего «я» возражают против новых форм поведения, следует начать с самого начала: выявить ту часть, которая возражает, какие преимущества давала она вам в про-
шлом, заставить поработать ее с частью х над выработкой новых форм поведения, позволяющих сохранить выгоды, которые вы получали от старого поведения, и таким образом создать для вас новый комплект форм. Может показаться мистическим, когда мы устраиваем диалог между различными частями своего «я», но именно эта методика обладает гипнотическим эффектом и ее с успе- хом использовали такие специалисты, как доктор Эрик- сон, доктор Бэндлер и доктор Грайндер.
Если, например, вы считаете, что постоянно переедаете, то можете создать себе такую модель переключения, которая заставит вас прибегать к новым формам пове- дения, или вы можете выявить такое поведение, которое нуждается в замене. Вы можете спросить свое подсо- знание, какую пользу получали от данного поведения в прошлом. Возможно, вы обнаружите, что садились за стол поесть только для того, чтобы изменить свое внут- реннее состояние, например, скрасить одиночество. Или, возможно, еда помогала вам создать в себе чувство без- опасности или расслабиться. После этого вы можете создать три новые формы поведения, которые также дают вам избавление от одиночества, чувство безопасности или расслабления. Возможно, вам стоит записаться в какой-нибудь оздоровительный клуб, где вы были бы постоянно среди людей и чувствовали бы себя в безо- пасности, расслаблялись с друзьями и в то же время сбрасывали вес, добиваясь тем самым еще большего чув- ства уверенности в себе. Возможно, вам необходимо за- няться медитацией, чтобы вызвать в себе ощущение еди- нения со всей вселенной, и благодаря этому чувствовать себя гораздо увереннее и защищеннее, чем когда пре- даетесь чревоугодию.
После того как вы создали эти альтернативы, про- верьте, не нарушают ли они вашу конгруэнтность, то есть убедитесь, что все ваше существо готово поддер-