Файл: Беспре дельная Власть.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 1031

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рудольфа, над которым люди смеялись, оказался пре- имуществом и сделал его героем в контексте темной зимней ночи. Вспомните мучения гадкого утенка, столь не- похожего на окружавших его уток, но именно эта непохожесть стала ценным качеством, когда он попал в лебединую стаю. Ситуативная переконтекстуализация неоценима в бизнесе. Наш упомянутый выше партнер по бизнесу, типичный «расстыковшик», поначалу пред- ставлялся нам тяжким грузом, до тех пор, пока мы не поняли в контексте доработок наших проектов, что он является ценнейшим кадром, поскольку может указать на все возможные потери, которые могут возникнуть в будущем, если мы примем эти проекты в настоящем виде.
Серьезные открытия совершаются теми, кто знает, как i переконтекстуализировать свою деятельность и взгляд | на проблемы, обратив их в потенциальные ресурсы, которые срабатывают в другом контексте. Например, нефть когда- то считалась вредным продуктом, загрязняющим почву и снижающим урожайность сельскохозяйственных культур. И посмотрите на ценность нефти сегодня. Всего несколько лет назад все лесопилки были буквально завалены древесными опилками. Деревообрабатывающие комбинаты не знали, куда их сбыть, и тратили большие деньги, чтобы от них избавиться. Один умный парень решил использовать эти отходы в другом контексте: он смешал опилки с клеем, эпоксидной смолой и более легкими жидкостями, спрессовал и получил прекрасный материал, который сейчас называется ДСП! После того как он заключил контракты и выкупил у лесопилок все эти «бесполезные» опилки, за два года он стал мульти- миллионером, потому что сырье для его производства не стоило ему практически ничего! В этом вся суть пред- принимательства: наполнять старые ресурсы новыми про- изводственными возможностями. Другими словами, пред- приниматель — это опытный реформатор.

Содержательная переконтекстуализация берет точно, такую же ситуацию и изменяет ее значение. Например, вы можете сетовать, что ваш сын болтает без умолку. Он никогда не закрывает рот! Но после содержательной переконтекстуализации этого факта вы можете подумать, что он, наверное, чрезвычайно умный парень, если ему так много хочется сказать. Есть история об одном известном армейском генерале, который мгновенно перенастроил свои войска, оказавшиеся под давлением неприятеля, просто сказав: «Мы не отступаем, мы просто; наступаем в другом направлении». Когда умирает близкий человек, большинство людей, воспитанных в нашей культуре, предаются печали. Почему? Причин много — чувство утраты, например. Тем не менее, в некоторых других культурах люди радуются за близкого, когда он умирает. Почему? Они переконтекстуализируют смерь, полагая, что теперь усопший будет постоянно душой с ними, что ничего во вселенной не разрушается, просто вещи переходят из одной формы в другую. Некоторые рассматривают смерть, как переход на более высокий уровень существования, это дает им повод радоваться.
Другим видом содержательной переконтекстуализа- ции является мысленное изменение того, что мы видим, слышим или представляем себе. Если вы огорчены ска- занным кем-то, вы легко можете заставить себя мысленно улыбаться, если представите себе, что он сказал это нараспев, в тональности вашего любимого певца. Или вы можете снова вспомнить пережитый опыт, воссоздав его в сознании, только на этот раз обложив образ гово- рящего своими любимыми цветами. Или вы даже мо- жете радикально изменить суть сказанного вам и за- ставить его извиниться. Или представьте, что этот человек произносит свою тираду, стоя где-то внизу, а вы возвышаетесь над ним. Переконтекстуализировав ка- кое-то явление, вы изменяете его значение для себя. Те-

перь совсем иного качества стимул поступает в ваш мозг, изменяя и ваше психологическое состояние, и по- ведение. В этой книге полно примеров содержательной переконтекстуализации. Глава «Семь сомнительных представлений об успехе» полностью об этом.
Начальница официанту: «Десять салатов!»
1985 Воспроизводится с разрешения Артемаса Коула. Впер-
|вые напечатан в журнале «Нью вуман».
Не так давно в газете «Балтимор сан» появилась очень трогательная и интересная статья. Перепечатанная из журнала «Ридерс дайджест», она была озаглавлена
«Мальчик с необычным зрением». В ней рассказывалось о мальчике, которого звали Кэлвин Стэнли. На первый взгляд Кэлвин обычный мальчик, он катается на
велосипеде, играет в бейсбол, ходит в школу и делает практически все, что положено делать всякому одинна- дцатилетнему ребенку. Только он... ничего не видит.
Как же научился мальчик делать все это, когда многие другие в такой ситуации отказываются от полноценной жизни? Когда я прочел эту статью, мне стало ясно, что мать Кэлвина — профессионал в области контек- стуализации. Она сумела превратить жизненный опыт
Кэлвина в преимущества в его сознании. Мать внушила ему, что все на свете именно такое, каким он это пред- ставляет. Вот несколько примеров их общения.
Мать Кэлвина вспоминает тот день, когда сын впер- вые спросил ее, почему он слепой. «Я объяснила ему, что он таким родился, и в этом нет ничьей вины». Тогда он спросил: «Почему именно я?» Я ответила: «Я не знаю почему, Кэлвин. Возможно, у Бога какие-то особые планы насчет тебя». Затем она усадила сына рядом с собой и сказала ему: «Дело в том, что ты видишь, Кэлвин.
Только ты видишь руками, а не глазами, как другие. И запомни, нет ничего на свете, чего бы ты не смог сделать».
Однажды Кэлвин очень огорчился, потому что вдруг понял, что никогда не увидит лица матери. «Однако миссис
Стэнли знала, что сказать своему единственному ребенку,
— пишет автор статьи. — Она сказала: "Кэлвин, ты можешь увидеть мое лицо. Ты можешь увидеть его, прикасаясь своими пальцами и слушая мой голос, при этом ты сможешь рассказать обо мне гораздо больше, чем те люди, которые видят меня глазами". В статье далее говорилось о том, что Кэлвин передвигается в мире зрячих с непоколебимой уверенностью ребенка, который постоянно чувствует материнскую поддержку. Кэлвин хочет стать программистом-компьютерщиком и заняться разработкой компьютерных программ для сле- пых.


Мир полон таких ребят. И он очень нуждается в людях, которые могли бы переконтекстуализировать си- туации так же эффективно, как миссис Стэнли. Мне повезло недавно встретить другого такого мастера. Его зовут Джерри Коффей. Это необыкновенный человек, который сохранил рассудок и здоровье, проведя семь лет в одиночной камере в лагере для военнопленных во
Вьетнаме. Человек, который впервые слышит его рас- сказ, не может не содрогнуться. Однако ничего в этом мире не хорошо и не плохо само по себе, а только в нашем восприятии. Джерри решил воспринять случив- шееся с ним как испытание его природной стойкости и силы, как уникальную возможность лучше познать са- мого себя. Как возможность стать ближе к Богу. Как нечто такое, что однажды заставит его гордиться тем, как он прожил эти годы. В этом контексте он стал рас- сматривать все, что с ним происходило в лагере, как часть опыта по развитию его личности. Он вышел из лагеря другим человеком. Он не променял бы этот свой опыт и на миллион долларов, так он утверждает.
Вспомните о самой большой ошибке, которую вы со- вершили в прошлом году. На вас сразу же может найти грусть при одном воспоминании о ней. Но давайте рас- смотрим эту ошибку как часть приобретенного опыта.
Ведь у вас в прошлом году было гораздо больше успе- хов, чем неудач. Если вы рассмотрите ее таким образом, вы поймете, что из этой ошибки вы извлекли большее, чем из многих положительных дел, которые совершили в прошлом году.
Итак, вы можете казнить себя за ошибки, а можете и переконтекстуализировать этот опыт таким образом, что сосредоточитесь на том новом, чему научились. Из лю- бого опыта можно извлечь очень много разных уроков.
Все дело в том, что именно из этого опыта вы возьмете для себя в качестве содержания и на чем сосредоточи-
они согласились посмотреть на дело в таком контексте, на который указал он. Вся суть убеждения состоит в том, чтобы изменить чье-то восприятие.
В основном переконтекстуализации делаются не нами, а для нас. Кто-то другой изменяет контексты, а мы реагируем на это. Что такое, по сути, рекламная дея- тельность, как не громадная отрасль, единственная за- дача которой заключается в контекстуализации и пере- контекстуализации массового сознания? Разве вы действительно верите в то, что есть что-то очень мужест- венное в определенном сорте пива или что-то особо сек- суальное в определенном сорте сигарет? Если вы уго- стите какого-нибудь аборигена сигаретой «Вирджиния слимз», он не скажет: «Да, в этом есть что-то сексуаль- ное». Но рекламщики создали определенное мнение, на которое мы реагируем. Если они видят, что мы реагируем недостаточно бурно, они придумывают новый контекст и следят за тем, как он срабатывает.
Одна из самых грандиозных рекламных переконтек- стуализации за всю историю была проведена компанией
«Пепси-кола». С незапамятных времен кока-кола счи- талась самым популярным прохладительным напитком.
Его история, традиции и положение на рынке казались незыблемыми. Не было ничего, что помогло бы «Пепси» победить «Кока-колу» на ее собственной территории. Если ты конкурируешь с классиком, глупо говорить: «Я еще больший классик, чем он». Люди просто не поверят.
Вместо этого компания «Пепси» сделала такой ход: она переконтекстуализировала те восприятия, которые уже существовали у людей. Заявив, что Новое Поколе- ние выбирает пепси, она превратила свою слабость в силу. Пепси заявляла: «Конечно, те ребята были коро- лями, но давайте посмотрим на сегодняшнее поколе- ние. Разве вам нужен вчерашний продукт или вы хотите сегодняшний, свой собственный?» Проводимая

фирмой «Пепси» реклама переконтекстуализировала традиционное превосходство кока-колы в недостаток
(традиция принадлежит теперь прошлому, а не буду- щему). Рекламщики переконтекстуализировали статус пепси-колы как второй скрипки в преимущество.
Что же произошло потом? «Кока-кола» решила, что она должна играть на поле «Пепси». Она вышла в свет со своим новом продуктом под названием «новая кока-кола», Теперь остается ждать и следить, сработает ли эта переконтекстуализация, совместившая в соз- нании людей классическую «коку» и новую — типа
«пепси». Но эта конкуренция представляет собой ве- ликолепный пример переконтекстуализации, поскольку вся борьба велась всего-навсего за имидж. Весь вопрос сводился к тому, чья реклама прочнее укоре- нится в сознании людей. В этом газированном слад- ком напитке, который, кстати, разрушает зубы, не было никакого внутреннего социального содержания. Нет никакой особой принципиальной разницы между вку- сом пепси и кока-колы. Тем не менее, хитроумным способом изменив контекст, компании «Пепси» уда- лось добиться одного из самых замечательных рыноч- ных успехов в современной истории.
Переконтекстуализация была в основе отпора, кото- рый получил генерал Уильям Вестморленд от телеком- пании Си-би-эс, на которую генерал подал в суд за кле- вету, оценив свой моральный ущерб в 120 миллионов долларов. Когда Вестморленд обращался в суд, он был чрезвычайно популярен и его точка зрения относительно этого процесса вызывала симпатию населения. Журнал
«Тиви гайд» поместил на своих страницах статью под заголовком «Анатомия клеветы». Си-би-эс, осознавая, как сложно будет выиграть процесс, обратилась к агенту по связям с общественностью Джону Скэнлону, который развернул кампанию в поддержку Вестмор-
ленда, отвлекая внимание людей от тех обвинений, ко- торые прозвучали в телесюжете передачи «60 минут» в адрес генерала и которые Си-би-эс надеялось доказать. В результате все закончилось тем, что Вестморленд забрал свое дело из суда в обмен на устные извинения, а компания Си-би-эс осталась бесконечно благодарной
Скэнлону за его искусство переконтекстуализации об- щественного мнения.
Или возьмите политику. По мере того как в эту область проникает все больше специалистов по марке- тингу и консультантов, борьба за переконтекстуализа- цию становится основной частью американской поли- тики. Временами кажется, что это ее единственная забота. После предвыборных дебатов между Рейга- ном и Мондейлом репортерам буквально не давали покоя преследования функционеров из обоих лагерей, заставлявших их придумывать для каждого слова и жеста их патронов самые выигрышные контексты. В чем причина? Очевидно, содержание оказалось гораздо менее насыщенным, чем контекст, который они пы- тались навязать.
Именно Рейгану удалось добиться одной из самых искусных переконтекстуализации во время вторых де- батов. Еще во время первых дебатов был затронут вопрос о его возрасте. Само по себе это уже было элементом переконтекстуализации со стороны его противников. Ведь люди уже знали до того, сколько ему лет, не правда ли?
Но его шаркающая походка и комментарии по этому поводу прессы переконтекстуализировали это из рядового факта в потенциальную профнепригодность. Во время вторых дебатов Мондейл выступил с комментариями, которые опять позволили считать возраст Рейгана существенным недостатком. Люди ждали от Рейгана ответа. В своей обычной шутливой манере он сказал, что, мол, нет, не собирается он обсуждать вопрос возрас-

та, щадя чувства своего оппонента, потому что это зна- чило бы выставить напоказ его молодость и неопыт- ность. Так одной фразой он полностью переконтекстуа- лизировал вопрос таким образом, что он был снят с повестки дня предвыборного марафона.
Многим из нас переконтекстуализация представля- ется более легкой, когда мы общаемся с другими людьми, чем при общении с самими собой. Когда мы пытаемся продать кому-то свою старую машину, то понимаем, что должны построить свою «рекламную кампанию» таким образом, чтобы подчеркнуть все хорошее, что есть в этом автомобиле, оставляя в тени все его недостатки. Если у вашего потенциального покупателя сложился иной подход, ваша задача заключается в том, чтобы заставить его изменить свое восприятие. Однако не многие из нас задумывались о том, как переконтекстуализировать наше общение с самими собой. Предположим, что-то с нами произошло. Мы формируем свое собственное представление об этом факте. И считаем, что с этим представлением нам предстоит жить дальше. Подумайте, разве это не безумие?! Это как сесть за руль, включить зажигание, тронуться с места и только потом начать думать, куда же мы все-таки едем.
Нет, нам необходимо научиться вести диалог с самими собой с такой же настойчивостью и убедительностью, как и в бизнесе. Вы должны уметь контекстуали- зировать и переконтекстуализировать свой опыт таким образом, чтобы он работал на вас. Это можно сделать даже просто путем детального размышления.
Нам всем встречались в жизни застенчивые молодые люди, которые стали такими робкими, пережив несчаст- ную любовь. Они чувствуют себя уязвленными или ущербными, стараясь сторониться подобных взаимоот- ношений. В действительности же, если разобраться, то любовь, пусть и несчастная, доставляла им гораздо боль-
ше радости, чем боли. Именно поэтому им было так трудно расстаться с любимым человеком. Но, отбросив приятные воспоминания и сосредоточившись только на плохих, они извлекли из этой истории только негативный опыт.
Задача заключается в том, чтобы изменить контекст: вспомнить радостные моменты того эпизода, увидеть новые приобретения, ощутить, как обогатилась ваша душа. Ведь возникает возможность двигаться дальше, отталкиваясь от положительного, а не от отрицательного контекста, и получить новую энергию для создания более прочных взаимоотношений в будущем.
Вспомните три ситуации из вашей жизни, которые в настоящее время требуют от вас напряжения всех сил.
Сколько различных подходов к каждой из этих ситуаций вы можете указать? Сколько контекстов можете построить вокруг каждой из них? Что вы чувствуете, когда смотрите на эти ситуации под другим углом? На какие действия побуждает вас такой взгляд?
Я уже слышу, как кое-кто из вас говорит: «Это не так просто сделать. Иногда мы бываем в депрессии». Какая ерунда! Что такое депрессия? Это не более чем психологическое состояние. Помните, в предыдущих главах мы обсуждали ассоциацию и диссоциацию?
Обязательным условием собственной переконтекстуализации является? способность диссоциироваться (отвлечься) от опыта подавленности и увидеть его в другой перспективе. Тогда вы сможете изменить свое внутреннее представление и свою физиологию. Если ранее вы находились в непродуктивном состоянии, то сейчас вы знаете, как изменить его. Если видите что-то в неблагоприятном контексте, то достаточно всего лишь сменить контекст.
Одним из способов переконтекстуализации является замена значения опыта или поведения. Представьте себе ситуацию, в которой кто-то делает то, что вам не нравится, при этом вы начинаете думать, что поведение