ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 1027
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
жать вас в вашем желании перейти на альтернативное поведение. Если вы чувствуете цельность, то эта вы- бранная вами новая методика создаст для вас формы поведения, которые поддержат вас в стремлении отка- заться от вредной привычки переедать. После этого сде- лайте шаг в будущее и попытайтесь в своем воображении испытать эффективность новых моделей поведения, отмечая результаты, которые они дают. Поблагодарите свое подсознание и сознание за выработку этих новых форм поведения и получайте удовольствие от них. Вы можете использовать также методику «свиста», чтобы перейти от одного поведения к другому, если убедились в том, что новые формы удовлетворяют вас более полно, чем нежелательное старое поведение. Вы сделали для себя новый выбор.
Практически любой негативный опыт может быть подвергнут переконтекстуализации и превращен в по- зитивный. Вспомните, как часто вы говорили: «Когда-то я, наверное, вспомню об этом и буду смеяться». Почему бы не сделать это прямо сейчас? Главное — сменить перспективу, все дело в этом.
Важно отметить, что, перепрограммировав внутренние представления человека с помощью какой-либо из методик, описанных в этой книге, нельзя гарантировать, что он не вернется к старому поведению, если получал от него гораздо больше пользы, чем от альтернативного.
Например, вы помогли женщине, у которой по непо- нятным причинам немеют ноги, узнать, что происходит в ее сознании и физиологии, когда это случается. После этого она учится подавать сигнал в свое сознание, чтобы ее ноги вновь стали нормальными. Однако эта странная болезнь может вернуться к ней, если она обнаружит, что, выздоровев, перестала получать вторичные пре- имущества, которые ей давала болезнь: муж мыл за нее посуду, уделял ей больше внимания, массировал ее ногу
Практически любой негативный опыт может быть подвергнут переконтекстуализации и превращен в по- зитивный. Вспомните, как часто вы говорили: «Когда-то я, наверное, вспомню об этом и буду смеяться». Почему бы не сделать это прямо сейчас? Главное — сменить перспективу, все дело в этом.
Важно отметить, что, перепрограммировав внутренние представления человека с помощью какой-либо из методик, описанных в этой книге, нельзя гарантировать, что он не вернется к старому поведению, если получал от него гораздо больше пользы, чем от альтернативного.
Например, вы помогли женщине, у которой по непо- нятным причинам немеют ноги, узнать, что происходит в ее сознании и физиологии, когда это случается. После этого она учится подавать сигнал в свое сознание, чтобы ее ноги вновь стали нормальными. Однако эта странная болезнь может вернуться к ней, если она обнаружит, что, выздоровев, перестала получать вторичные пре- имущества, которые ей давала болезнь: муж мыл за нее посуду, уделял ей больше внимания, массировал ее ногу
1 ... 15 16 17 18 19 20 21 22 ... 25
Шести-этапная переконтекстуализация
© Пусть часть, отвечающая за поведение, возьмет на себя ответственность за реализацию альтернативных моделей поведения, и пусть тот человек испытает это поведение как измененное.
© Проверка конгруэнтности: Есть ли части, которые возражают?
© Пусть творческая часть, совместно с той частью, которая отвечает за формы поведения, найдет три других способа получить преимущества.
® Найдите ПРЕИМУЩЕСТВА (которые могут быть недоступны сознанию).
© Установите сигнальную систему.
© Войдите в контакт с той частью личности, которая отвечала за поведение.
и т. д. В течение первых недель или месяцев он будет очень рад, что у нее больше нет этой проблемы. Однако спустя некоторое время, поскольку у нее уже не немеют ноги, он может снова взвалить на нее мытье посуды, перестанет массировать ноги и вообще обращать на нее внимание. И вот у нее снова начинают отказывать ноги.
Причем она не делает этого сознательно. Но для ее подсознания те прошлые выгоды оказались гораздо зна- чительнее того, что она приобрела в результате новой формы поведения. И однажды она обнаруживает, что ноги снова начинают неметь.
В этом случае она должна найти для себя новые формы поведения, которые дадут ей такие же ощуще- ния, как общение с мужем. Она должна получать от нового поведения больше, чем получала от старого. На одном из моих семинаров была женщина, которая в те- чение восьми лет была слепой, но, тем не менее, казалась необычайно приспособленной к своему состоянию и даже счастливой. Позднее я узнал, что она вовсе не была слепой, а только прикидывалась. Почему? Дело в том, что когда-то с ней произошел несчастный случай, в ре- зультате которого у нее сильно ухудшилось зрение. И она заметила, что окружающие ее люди стали отдавать ей столько любви, внимания и тепла, сколько она не испытывала никогда в жизни. И она сделала вид, что и в самом деле ослепла. Люди же вокруг нее, думая, что она ничего не видит, обращались с ней совершенно особым образом, что стимулировало в ней поддержание такого поведения. Она и сама порой начинала верить в свою слепоту. Дело в том, что она не могла найти другого способа заставить людей относиться к ней с таким уважением и любовью. Она могла бы перестать при- творяться, если бы нашла другой стиль поведения, который приносил бы ей больше пользы, чем ее теперешняя
«слепота».
Причем она не делает этого сознательно. Но для ее подсознания те прошлые выгоды оказались гораздо зна- чительнее того, что она приобрела в результате новой формы поведения. И однажды она обнаруживает, что ноги снова начинают неметь.
В этом случае она должна найти для себя новые формы поведения, которые дадут ей такие же ощуще- ния, как общение с мужем. Она должна получать от нового поведения больше, чем получала от старого. На одном из моих семинаров была женщина, которая в те- чение восьми лет была слепой, но, тем не менее, казалась необычайно приспособленной к своему состоянию и даже счастливой. Позднее я узнал, что она вовсе не была слепой, а только прикидывалась. Почему? Дело в том, что когда-то с ней произошел несчастный случай, в ре- зультате которого у нее сильно ухудшилось зрение. И она заметила, что окружающие ее люди стали отдавать ей столько любви, внимания и тепла, сколько она не испытывала никогда в жизни. И она сделала вид, что и в самом деле ослепла. Люди же вокруг нее, думая, что она ничего не видит, обращались с ней совершенно особым образом, что стимулировало в ней поддержание такого поведения. Она и сама порой начинала верить в свою слепоту. Дело в том, что она не могла найти другого способа заставить людей относиться к ней с таким уважением и любовью. Она могла бы перестать при- творяться, если бы нашла другой стиль поведения, который приносил бы ей больше пользы, чем ее теперешняя
«слепота».
«ЗИГТИ», © 1985 Компания «Юниверсал пресс синдикат». Пе- репечатка разрешена. Все права защищены.
Итак, до сих пор наше внимание было сосредоточено на способах переконтекстуализации негативных воспри- ятий в позитивные. Но я не хочу, чтобы вы думали о переконтекстуализации как о какой-то терапии, как о способе перехода от плохих ситуаций к более благопри- ятным. Переконтекстуализация — это способ реализации потенциальных возможностей, заложенных в ситуации.
Существует совсем немного вещей в вашей жизни, которые невозможно переконтекстуализировать из хороших в лучшие.
Одним из наиболее важных контекстов, который сле- дует рассмотреть, являются благоприятные возможно- сти. Мы очень часто погрязаем в рутине. Мы можем получать достаточно хорошие результаты, но можем до- стигнуть и фантастического успеха. Проделайте сле- дующее упражнение. Составьте список дел, которыми
«Неправда, что весь мир против тевя...
Есть миллиарды людей на земле, кому
ты абсолютно ло лампочки!*
вы занимаетесь в настоящее время и которыми очень довольны. Это могут быть отношения с другими людьми, которые хорошо развиваются, какие-то дела на работе, возможно что-то, что имеет отношение к детям, или состояние финансов.
А теперь представьте, что дела пошли еще лучше.
Уделите всего несколько минут размышлению об этом.
Скорее всего, вы сами будете удивлены той легкостью, с которой нашли возможности для их радикального улуч- шения. Переконтекстуализация возможностей — это такое занятие, которое доступно всем. Для этого нужна только гибкость ума, внимательность, чтобы не упустить возможность, и решительность, чтобы предпринимать дей- ствия.
Ив заключение позвольте мне высказать одну мысль, которая касается всего изложенного в этой книге. Пе- реконтекстуализация — еще один эффективный прием, который вы можете извлекать из своего умственного инструментального набора всякий раз, когда вам нужны более значительные результаты. Подумайте об этом приеме в более широком аспекте как о беспрерывном процессе — процессе исследования возможностей и оты- скания необходимого контекста, чтобы действовать все лучше и лучше.
Выдающиеся лидеры в любой области и самые та- лантливые специалисты по общению являются велико- лепными мастерами в искусстве переконтекстуализа- ции. Они прекрасно знают, как мотивировать и вдох- новлять людей, взяв любое происходящее событие и представив его в виде модели благоприятных возмож- ностей.
Есть замечательная история про Тома Уотсона, ос- нователя компании «Ай-би-эм». Один из его подчинен- ных совершил грубейшую ошибку, которая обошлась компании в десять миллионов долларов. В кабинете
А теперь представьте, что дела пошли еще лучше.
Уделите всего несколько минут размышлению об этом.
Скорее всего, вы сами будете удивлены той легкостью, с которой нашли возможности для их радикального улуч- шения. Переконтекстуализация возможностей — это такое занятие, которое доступно всем. Для этого нужна только гибкость ума, внимательность, чтобы не упустить возможность, и решительность, чтобы предпринимать дей- ствия.
Ив заключение позвольте мне высказать одну мысль, которая касается всего изложенного в этой книге. Пе- реконтекстуализация — еще один эффективный прием, который вы можете извлекать из своего умственного инструментального набора всякий раз, когда вам нужны более значительные результаты. Подумайте об этом приеме в более широком аспекте как о беспрерывном процессе — процессе исследования возможностей и оты- скания необходимого контекста, чтобы действовать все лучше и лучше.
Выдающиеся лидеры в любой области и самые та- лантливые специалисты по общению являются велико- лепными мастерами в искусстве переконтекстуализа- ции. Они прекрасно знают, как мотивировать и вдох- новлять людей, взяв любое происходящее событие и представив его в виде модели благоприятных возмож- ностей.
Есть замечательная история про Тома Уотсона, ос- нователя компании «Ай-би-эм». Один из его подчинен- ных совершил грубейшую ошибку, которая обошлась компании в десять миллионов долларов. В кабинете
Уотсона, куда провинившийся был немедленно вызван, он спросил: «Наверное, вы хотите меня уволить?» Уот- сон посмотрел на него и ответил: «Вы что, с ума сошли?
Мы только что потратили десять миллионов долларов на ваше образование».
Из всего можно извлекать ценные и поучительные уроки. Самые популярные лидеры — это такие люди, которые извлекают уроки и умеют любое событие поставить в самый вдохновляющий контекст. Этот принцип работает и в политике, и в бизнесе, и в образовании и в семейной жизни.
Мы все прекрасно знаем людей, которых можно назвать
«переконтекстуализаторами наоборот». На самом ясном небе они ухитряются увидеть тучу. Однако любое непродуктивное поведение может быть эффективно преобразовано. Вам что-то не нравится? Измените это.
Вы сознаете, что делаете что-то не то? Займитесь чем- нибудь другим. Есть масса способов не только создавать эффективные формы поведения, но и иметь их под рукой, когда мы в них нуждаемся. Из следующей главы мы узнаем, как вызвать в себе нужное поведение в тот самый момент, когда оно нам необходимо. Для этого мы рассмотрим способы...
17
Как
зацепиться
за успех
Делайте все, что можете, всем тем, что у вас
есть, и там, где вы есть.
Теодор Рузвельт
Есть люди — к ним принадлежу и я, а может быть, и вы тоже, — у которых мурашки бегут по спине всякий раз, когда они видят американский флаг. Если вдуматься, то это довольно странная реакция. В конце концов, флаг
— это просто кусок материи, на котором изображен цветной, чисто декоративный узор. В нем изначально нет ничего магического. Но такое объяснение, конечно, не принимает во внимание самого главного. Да, это просто кусок материи. Но в то же время он символизирует все достоинства и лучшие качества нашего народа. Поэтому всякий раз, когда мы видим национальный флаг, мы воспринимаем его как мощный символ всех тех идеалов, за которые борется наш народ.
Флаг, как и множество других окружающих нас ве- щей, является своеобразной зацепкой, сенсорным стиму- лятором определенного психологического состояния. Такой зацепкой могут быть слово или фраза, предмет, прикосновение, запах. Это может быть что-то, что мы ви-
дим, слышим, ощущаем, пробуем на вкус или запах. Такие зацепки имеют чрезвычайно большое значение, потому что могут мгновенно вызвать энергетически продуктивные состояния. Что, например, происходит, когда вы видите флаг своей страны? Вы немедленно начинаете испытывать сильные чувства, которые отражают ваше отношение к своему народу и к своей стране, поскольку эти чувства неразрывно связаны в вашем сознании с кон- кретными цветами и символами национального флага.
Окружающий нас мир полон таких сенсорных зацепок.
Некоторые из них имеют очень глубокий смысл, другие являются чисто символическими. Если я спрошу американца о вкусе сигарет «Уинстон»* он, скорее всего, ответит, что он «истинно американский». Такой автоматический ответ можно слышать довольно часто.
Нередко приходится наблюдать, как люди мгновенно
Приходят в то или иное состояние в зависимости от тех ощущений, которые в них вызывает зацепка. Вы можете услышать определенную песню и немедленно ощутить в себе смену настроения. Все это является результатом работы сильных зацепок.
Этот раздел книги заканчивается настоящей главой о зацепках с совершенно определенной целью. Использо- вание зацепок — способ, который позволяет придать опре- деленному жизненному опыту постоянство. Мы можем изменить систему своих внутренних представлений или физиологию за считанные секунды, создавая новые ре- зультаты, но такие действия требуют сознательной работы.
Ас помощью таких зацепок мы можем создать в своем сознании устойчивый механизм, который будет ав- томатически переводить нас в состояние, наиболее соот- ветствующее определенной ситуации. При этом нам даже не нужно будет думать об этом, и напрягаться каким-то образом. Как только мы что-то зацепили, это уже от нас не уйдет и будет всегда под рукой в нужный момент. Вы
Окружающий нас мир полон таких сенсорных зацепок.
Некоторые из них имеют очень глубокий смысл, другие являются чисто символическими. Если я спрошу американца о вкусе сигарет «Уинстон»* он, скорее всего, ответит, что он «истинно американский». Такой автоматический ответ можно слышать довольно часто.
Нередко приходится наблюдать, как люди мгновенно
Приходят в то или иное состояние в зависимости от тех ощущений, которые в них вызывает зацепка. Вы можете услышать определенную песню и немедленно ощутить в себе смену настроения. Все это является результатом работы сильных зацепок.
Этот раздел книги заканчивается настоящей главой о зацепках с совершенно определенной целью. Использо- вание зацепок — способ, который позволяет придать опре- деленному жизненному опыту постоянство. Мы можем изменить систему своих внутренних представлений или физиологию за считанные секунды, создавая новые ре- зультаты, но такие действия требуют сознательной работы.
Ас помощью таких зацепок мы можем создать в своем сознании устойчивый механизм, который будет ав- томатически переводить нас в состояние, наиболее соот- ветствующее определенной ситуации. При этом нам даже не нужно будет думать об этом, и напрягаться каким-то образом. Как только мы что-то зацепили, это уже от нас не уйдет и будет всегда под рукой в нужный момент. Вы
уже освоили целый набор полезных методик, читая эту книгу, но создание зацепок в сознании — наиболее эф- фективная из всех известных мне методик, потому что с ее помощью мы можем продуктивно подключать наши мощные подсознательные реакции так, чтобы они всегда были к нашим услугам. Перечитайте эпиграф к этой главе.
Мы все стараемся извлечь максимум пользы из того, что имеем. Мы все пытаемся использовать наши ресурсы наилучшим образом. Создание зацепок — способ, кото- рый всегда обеспечивает доступ к самым мощным из имеющихся в нашем распоряжении ресурсов. Это способ быть уверенным, что у нас есть все, что мы хотим. Мы постоянно создаем такие зацепки. По сути, без них вообще нельзя обойтись. Одна мысль будит другую, одна идея следует за другой, одно чувство цепляет другое
— так создаются состояния, которые вызываются определенным стимулом. Помните опыты академика И.
П. Павлова? Он ставил перед голодными собаками пищу на таком расстоянии, что они могли видеть ее, ощущать запах, но не могли достать. Еда становилась для них мощным стимулом, возбуждавшим чувство голода. У собак начинала интенсивно выделяться слюна. Поддерживая их в таком состоянии, Павлов по- стоянно включал звонок. И совсем скоро ему уже не надо было ставить перед собаками пищу — достаточно было включить звонок, и у собак немедленно начинала интенсивно выделяться слюна, как будто перед ними был кусок мяса. Таким образом, академик создал устойчивые ассоциаций между звуком звонка и рефлексом слюноотделения.
Мы, люди, также живем в мире стимулов и реакций, где поведение человека во многом состоит из бессозна- тельных запрограммированных реакций на окружаю- щие раздражители. Например, многие люди в стрессо- вых ситуациях немедленно хватаются за сигарету,
Мы все стараемся извлечь максимум пользы из того, что имеем. Мы все пытаемся использовать наши ресурсы наилучшим образом. Создание зацепок — способ, кото- рый всегда обеспечивает доступ к самым мощным из имеющихся в нашем распоряжении ресурсов. Это способ быть уверенным, что у нас есть все, что мы хотим. Мы постоянно создаем такие зацепки. По сути, без них вообще нельзя обойтись. Одна мысль будит другую, одна идея следует за другой, одно чувство цепляет другое
— так создаются состояния, которые вызываются определенным стимулом. Помните опыты академика И.
П. Павлова? Он ставил перед голодными собаками пищу на таком расстоянии, что они могли видеть ее, ощущать запах, но не могли достать. Еда становилась для них мощным стимулом, возбуждавшим чувство голода. У собак начинала интенсивно выделяться слюна. Поддерживая их в таком состоянии, Павлов по- стоянно включал звонок. И совсем скоро ему уже не надо было ставить перед собаками пищу — достаточно было включить звонок, и у собак немедленно начинала интенсивно выделяться слюна, как будто перед ними был кусок мяса. Таким образом, академик создал устойчивые ассоциаций между звуком звонка и рефлексом слюноотделения.
Мы, люди, также живем в мире стимулов и реакций, где поведение человека во многом состоит из бессозна- тельных запрограммированных реакций на окружаю- щие раздражители. Например, многие люди в стрессо- вых ситуациях немедленно хватаются за сигарету,
спиртные напитки, или им хотя бы нужно крякнуть с досады. Они даже не осознают, что делают, действуя точно так же, как собаки Павлова. И, конечно, многим из этих людей хотелось бы изменить свое поведение, но они не могут, потому что оно подсознательно и некон- тролируемо. Главная задача в таких случаях — осо- знать этот процесс, чтобы появилась возможность заме- нить его на другой комплекс стимулов и реакций, если вы считаете, что зацепка вызывает не то состояние, которое вы одобряете на сознательном уровне.
Итак, как создавать новые зацепки? Если всякий раз, когда человек находится в духовном и физическом на- пряжении, на него постоянно воздействует какой-ни- будь специфический стимул в пик этого состояния, то стимул и состояние оказываются ассоциативно связан- ными. И впоследствии, когда на человека воздействует этот стимул, он автоматически напрягается. В Америке каждое утро в каждом государственном учреждении люди присягают на верность стране, глядя на нацио- нальный флаг. При этом они испытывают определенные чувства. Поэтому очень скоро бывает достаточно одного взгляда на флаг, чтобы вызвать эти чувства.
Тем не менее, далеко не все зацепки вызывают поло- жительные ассоциации. После того как вас оштрафо- вали за превышение скорости, у вас будет появляться устойчивое чувство настороженности всякий раз, когда вы будете проезжать по этому участку автотрассы. Что вы чувствуете, когда в зеркале заднего вида у вас появляется тревожно мигающий красный маячок дорожной полиции? Разве он не вызывает мгновенное и автома- тическое изменение вашего состояния?
Одним из факторов, влияющих на силу «зацепки», является интенсивность исходного состояния. Иногда у людей бывает столь интенсивный неприятный опыт — вроде стычки с супругом или начальником, — что вся-
Итак, как создавать новые зацепки? Если всякий раз, когда человек находится в духовном и физическом на- пряжении, на него постоянно воздействует какой-ни- будь специфический стимул в пик этого состояния, то стимул и состояние оказываются ассоциативно связан- ными. И впоследствии, когда на человека воздействует этот стимул, он автоматически напрягается. В Америке каждое утро в каждом государственном учреждении люди присягают на верность стране, глядя на нацио- нальный флаг. При этом они испытывают определенные чувства. Поэтому очень скоро бывает достаточно одного взгляда на флаг, чтобы вызвать эти чувства.
Тем не менее, далеко не все зацепки вызывают поло- жительные ассоциации. После того как вас оштрафо- вали за превышение скорости, у вас будет появляться устойчивое чувство настороженности всякий раз, когда вы будете проезжать по этому участку автотрассы. Что вы чувствуете, когда в зеркале заднего вида у вас появляется тревожно мигающий красный маячок дорожной полиции? Разве он не вызывает мгновенное и автома- тическое изменение вашего состояния?
Одним из факторов, влияющих на силу «зацепки», является интенсивность исходного состояния. Иногда у людей бывает столь интенсивный неприятный опыт — вроде стычки с супругом или начальником, — что вся-