ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 1016
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
круг ценностей, которые нас интересуют. То есть нужно вставить их в определенный контекст. Они легко разбиваются на категории. У нас обычно разные цен- ности, касающиеся работы, отношений с другими людьми или семьи. Например, вы интересуетесь тем, какую роль играет в жизни определенного человека семья.
Можно спросить его: «Что самое ценное для вас в се- мейных отношениях?» Спрашиваемый может ответить:
«Чувство взаимной поддержки». Тогда вы можете спро- сить: «А почему поддержка так важна для вас?» Он может ответить: «Она доказывает, что меня любят».
Затем вы спрашиваете: «А что хорошего в любви?» Он может ответить: «Она создает во мне чувство радости».
Продолжая спрашивать снова и снова примерно таким образом: «Что же самое главное?», вы можете выяснить его шкалу ценностей.
Затем, чтобы получить четкое представление о чьей-то шкале ценностей, вам нужно составить список таких по- нятий и сравнить их между собой. Спросите: «Что для вас наиболее важно: чувствовать поддержку или испы- тывать радость?» Если он скажет: «Испытывать радость», то, очевидно, радость стоит выше в его иерархии ценно- стей, чем чувство локтя. Затем можно спросить: «Что важнее для вас: испытывать радость или быть люби- мым?» Если ответ будет: «Испытывать радость», тогда из этих трех ценностей радость будет на первом месте.
Затем спросите: «Что важнее для вас: быть любимым или чувствовать поддержку?» Человек может посмот- реть на вас с удивлением и ответить: «Для меня важно и то и другое». В этом случае вы должны не останавли- ваться, а продолжать: «Понятно, но что все-таки для вас важнее: чтобы вас любили или поддерживали?» Он может ответить: «Да, пожалуй, для меня важнее, чтобы меня любили». Итак, теперь вы знаете вторую по приоритету ценность этого человека, то есть вы можете записать для
Можно спросить его: «Что самое ценное для вас в се- мейных отношениях?» Спрашиваемый может ответить:
«Чувство взаимной поддержки». Тогда вы можете спро- сить: «А почему поддержка так важна для вас?» Он может ответить: «Она доказывает, что меня любят».
Затем вы спрашиваете: «А что хорошего в любви?» Он может ответить: «Она создает во мне чувство радости».
Продолжая спрашивать снова и снова примерно таким образом: «Что же самое главное?», вы можете выяснить его шкалу ценностей.
Затем, чтобы получить четкое представление о чьей-то шкале ценностей, вам нужно составить список таких по- нятий и сравнить их между собой. Спросите: «Что для вас наиболее важно: чувствовать поддержку или испы- тывать радость?» Если он скажет: «Испытывать радость», то, очевидно, радость стоит выше в его иерархии ценно- стей, чем чувство локтя. Затем можно спросить: «Что важнее для вас: испытывать радость или быть люби- мым?» Если ответ будет: «Испытывать радость», тогда из этих трех ценностей радость будет на первом месте.
Затем спросите: «Что важнее для вас: быть любимым или чувствовать поддержку?» Человек может посмот- реть на вас с удивлением и ответить: «Для меня важно и то и другое». В этом случае вы должны не останавли- ваться, а продолжать: «Понятно, но что все-таки для вас важнее: чтобы вас любили или поддерживали?» Он может ответить: «Да, пожалуй, для меня важнее, чтобы меня любили». Итак, теперь вы знаете вторую по приоритету ценность этого человека, то есть вы можете записать для
себя, что следующим после радости в его шкале ценно- стей стоит любовь, а на третьем месте — поддержка. Такое упражнение можно проводить с любым по объему перечнем ценностей, чтобы понять, что важнее всего для вашего собеседника и какова относительная значимость для него различных ценностей. В нашем случае испыту- емый чувствует сильную личную привязанность, даже если и не чувствует поддержки. Возможно, другой пред- почтет поддержку любви (и вы будете удивлены, что многие люди именно так и поступают). Этот человек не поверит в любовь другого человека, если не почувствует в нем поддержку и опору.
Если человек не встречает понимания в отношении первостепенных ценностей, он прерывает отношения. На- пример, если поддержка стоит номером один в перечне ценностей какого-нибудь человека, но он поддержки не чувствует, он может прекратить отношения с любимым человеком. А тот, у кого поддержка стоит третьим, чет- вертым или пятым номером, а любовь — первым, никогда не порвет отношения с любимым человеком, даже если будет знать, что он его предает.
Я уверен, что вы легко сможете указать на некоторые компоненты межличностного общения, которые цените больше всего. Перечислю наиболее важные из них:
Любовь
Экстаз
Взаимопонимание
Уважение
Радость
Внутренний рост
Поддержка
Вызов
Творчество
Красота
Если человек не встречает понимания в отношении первостепенных ценностей, он прерывает отношения. На- пример, если поддержка стоит номером один в перечне ценностей какого-нибудь человека, но он поддержки не чувствует, он может прекратить отношения с любимым человеком. А тот, у кого поддержка стоит третьим, чет- вертым или пятым номером, а любовь — первым, никогда не порвет отношения с любимым человеком, даже если будет знать, что он его предает.
Я уверен, что вы легко сможете указать на некоторые компоненты межличностного общения, которые цените больше всего. Перечислю наиболее важные из них:
Любовь
Экстаз
Взаимопонимание
Уважение
Радость
Внутренний рост
Поддержка
Вызов
Творчество
Красота
________ Притягательность
______ Духовное единство
______ Свобода
_______Честность
В этом списке все понятия — очень важные ценности.
Конечно, вы можете найти много других, более важных, чем перечисленные. Если у вас такие есть, допишите их в список.
А теперь расположите все эти ценности по приорите- там, пометив номером первым наиболее важную для вас, а номером четырнадцатым — наименее важную.
Вы нашли это упражнение трудным? Если вы никогда не строили иерархических систем, то ранжирование может показаться вам утомительным и сложным из-за большого количества единиц*. Поэтому давайте срав- нивать ценности по парам, определяя, какая из них важнее другой.
Давайте начнем по списку с первых двух. Что важнее для вас: любовь или экстаз? Если ответом является
«любовь», то важнее ли она, чем взаимопонимание? Вам нужно пройти, таким образом, по всему списку, выясняя, что для вас является наиболее ценным, то есть что вы можете поставить номером первым. Если вы не нашли ничего более ценного, чем любовь, то именно это понятие должно возглавить иерархию. Теперь переходите к следующему слову в этом списке. Что для вас важнее: экстаз или взаимопонимание? Если вы выбираете пер- вое, то продолжайте сравнивать его со всеми понятиями, расположенными ниже, до последнего. Если какое-
* В Исследовательском институте Роббинса разработана специ- альная компьютерная программа, которая позволяет выявлять метапрограммы и шкалы ценностей.
то из понятий является для вас более важным, чем экстаз, поставьте его на второе место и продолжайте сравнение в таком же порядке.
Например, если взаимопонимание для вас важнее экс- таза, вам следует продолжать спрашивать себя: «Что для меня важнее: взаимопонимание или уважение?»
Если взаимопонимание важнее, тогда спросите: «Взаи- мопонимание или удовольствие?» Если для вас нет ни- чего важнее взаимопонимания, то именно это слово будет стоять вторым в иерархии. Если же какое-то другое понятие оказалось важнее взаимопонимания, то его сле- дует сравнить с оставшимися понятиями, пока список не закончится.
Например, если вы сравнили взаимопонимание со всеми понятиями в этом списке и дошли до его конца, то есть до понятия «честность», и это понятие для вас оказалось более важным, чем взаимопонимание, то вам нет смысла сравнивать честность с творчеством, поскольку творчество не столь важно для вас, как взаимопонима- ние. Теперь мы знаем, что честность важнее для вас, чем взаимопонимание, но взаимопонимание окажется навер- няка выше творчества или любого другого понятия в этом списке, которое уступает ему. Чтобы закончить фор- мирование иерархии, повторите весь этот процесс, взяв за точку отсчета все остальные слова списка.
Как видите, ранжирование не всегда простое дело.
Некоторые из понятий имеют очень тонкие различия, которые мы с вами не привыкли определять. Если вам трудно провести грань между явлениями, задавайте себе уточняющие вопросы. Например, вы задаете вопрос:
«Что важнее для меня в любви: экстаз или ощущение внутреннего роста?» И отвечаете: «Дело в том, что, когда я ощущаю, что расту, я испытываю экстаз». Тогда необходимо спросить: «Что я понимаю под ощущением собственного роста и под экстазом?» Если, предполо-
Например, если взаимопонимание для вас важнее экс- таза, вам следует продолжать спрашивать себя: «Что для меня важнее: взаимопонимание или уважение?»
Если взаимопонимание важнее, тогда спросите: «Взаи- мопонимание или удовольствие?» Если для вас нет ни- чего важнее взаимопонимания, то именно это слово будет стоять вторым в иерархии. Если же какое-то другое понятие оказалось важнее взаимопонимания, то его сле- дует сравнить с оставшимися понятиями, пока список не закончится.
Например, если вы сравнили взаимопонимание со всеми понятиями в этом списке и дошли до его конца, то есть до понятия «честность», и это понятие для вас оказалось более важным, чем взаимопонимание, то вам нет смысла сравнивать честность с творчеством, поскольку творчество не столь важно для вас, как взаимопонима- ние. Теперь мы знаем, что честность важнее для вас, чем взаимопонимание, но взаимопонимание окажется навер- няка выше творчества или любого другого понятия в этом списке, которое уступает ему. Чтобы закончить фор- мирование иерархии, повторите весь этот процесс, взяв за точку отсчета все остальные слова списка.
Как видите, ранжирование не всегда простое дело.
Некоторые из понятий имеют очень тонкие различия, которые мы с вами не привыкли определять. Если вам трудно провести грань между явлениями, задавайте себе уточняющие вопросы. Например, вы задаете вопрос:
«Что важнее для меня в любви: экстаз или ощущение внутреннего роста?» И отвечаете: «Дело в том, что, когда я ощущаю, что расту, я испытываю экстаз». Тогда необходимо спросить: «Что я понимаю под ощущением собственного роста и под экстазом?» Если, предполо-
жим, вы ответите: «Экстаз означает для меня сильное чувство внутренней радости, а рост — преодоление се- бя», тогда сразу же можете спросить: «Что для меня важнее: преодолевать препятствия или радоваться пре- одолению?» Тогда вам будет легче принять решение.
Если разница все еще не ясна, спросите, что про- изойдет, если вас лишить одной из сравниваемых цен- ностей: «Что бы я предпочел: чтобы из моей любви ушел экстаз, но ощущение духовного роста осталось, или наоборот?» В этом случае вы уж наверняка извле- чете информацию, необходимую для выявления наи- более важных понятии.
Составление собственной шкалы ценностей — одно из наиболее ценных упражнений, которые вы можете извлечь из этой книги. Не пожалейте времени и прямо сейчас выясните, что для вас самое главное во взаимо- отношениях с любимым человеком. А ещё лучше, если вы ему поможете составить его собственную шкалу. Бла- годаря этому вы сможете лучше узнать самые глубокие потребности друг друга. Составьте список компонентов, которые вы считаете для себя наиболее важными в ваших взаимоотношениях, например притягательность, радость, родство душ или взаимоуважение. Чтобы расширить этот список, можете спросить: « А почему так важно взаимоуважение?» Ваш партнер может ответить: «Это самое главное в любви». Вот вам уже и ценность номер один. Или он может ответить: «Когда я чувствую уважение, я ощущаю себя единым с другим человеком».
Вот у вас появилось еще одно слово в списке —
«единение». Вы можете сразу же уточнить: «А в чем состоит важность единения?» Он может ответить: «Без этого нет любви». Продолжайте выяснять: «А что для тебя важно в любви?» и т. д., пока не убедитесь, что у вас получился список ценностей, которые вы считаете самыми важными в ваших отношениях. Теперь распо-
Если разница все еще не ясна, спросите, что про- изойдет, если вас лишить одной из сравниваемых цен- ностей: «Что бы я предпочел: чтобы из моей любви ушел экстаз, но ощущение духовного роста осталось, или наоборот?» В этом случае вы уж наверняка извле- чете информацию, необходимую для выявления наи- более важных понятии.
Составление собственной шкалы ценностей — одно из наиболее ценных упражнений, которые вы можете извлечь из этой книги. Не пожалейте времени и прямо сейчас выясните, что для вас самое главное во взаимо- отношениях с любимым человеком. А ещё лучше, если вы ему поможете составить его собственную шкалу. Бла- годаря этому вы сможете лучше узнать самые глубокие потребности друг друга. Составьте список компонентов, которые вы считаете для себя наиболее важными в ваших взаимоотношениях, например притягательность, радость, родство душ или взаимоуважение. Чтобы расширить этот список, можете спросить: « А почему так важно взаимоуважение?» Ваш партнер может ответить: «Это самое главное в любви». Вот вам уже и ценность номер один. Или он может ответить: «Когда я чувствую уважение, я ощущаю себя единым с другим человеком».
Вот у вас появилось еще одно слово в списке —
«единение». Вы можете сразу же уточнить: «А в чем состоит важность единения?» Он может ответить: «Без этого нет любви». Продолжайте выяснять: «А что для тебя важно в любви?» и т. д., пока не убедитесь, что у вас получился список ценностей, которые вы считаете самыми важными в ваших отношениях. Теперь распо-
ложите эти понятия по иерархии способом, описанным выше. Сравнивайте пары понятий ценности, пока не по- лучите четкого представления об их иерархии.
После того как вы создали иерархию ценностей от- носительно личных взаимоотношений, проделайте то же самое в отношении вашей работы. Продумайте контекст и начинайте выяснять: «Что для меня самое важное в работе?» Если для вас в работе самое главное творчество, тогда должен последовать закономерный вопрос: «А почему творчество так важно для меня?» Ответ может быть такой: «Когда я творю, я ощущаю внутренний рост». «А почему важно постоянно расти?» Продол- жайте дальше сами. Если вы — родитель, попытайтесь представить себе шкалу ценностей ваших детей. Выяс- нив, что их по-настоящему мотивирует, вы можете полу- чить в свое распоряжение уникальные средства для более продуктивного выполнения родительских обязанностей.
Итак, что же вы открыли для себя? Каково ваше отношение к списку, который вы только что составили?
Насколько он точен, по вашему мнению? Если нет, то вводите дополнительные единицы, пока он вас не удо- влетворит. Многих людей поначалу удивляют выяв- ленные ими высшие ценности, но после внимательного изучения они начинают понимать, почему делают в жизни то, что делают. Теперь они знают свои высшие при- оритеты в работе и в личной жизни и поэтому могут направлять свою энергию на достижение поставленной цели.
Составление собственной иерархии ценностей — еще не все. Как вы скоро в этом сами убедитесь, люди часто имеют в виду разные вещи, говоря о ценностях. Теперь, когда вы получили представление о своей шкале ценно- стей, давайте разберемся, что значит каждое из этих по- нятий.
После того как вы создали иерархию ценностей от- носительно личных взаимоотношений, проделайте то же самое в отношении вашей работы. Продумайте контекст и начинайте выяснять: «Что для меня самое важное в работе?» Если для вас в работе самое главное творчество, тогда должен последовать закономерный вопрос: «А почему творчество так важно для меня?» Ответ может быть такой: «Когда я творю, я ощущаю внутренний рост». «А почему важно постоянно расти?» Продол- жайте дальше сами. Если вы — родитель, попытайтесь представить себе шкалу ценностей ваших детей. Выяс- нив, что их по-настоящему мотивирует, вы можете полу- чить в свое распоряжение уникальные средства для более продуктивного выполнения родительских обязанностей.
Итак, что же вы открыли для себя? Каково ваше отношение к списку, который вы только что составили?
Насколько он точен, по вашему мнению? Если нет, то вводите дополнительные единицы, пока он вас не удо- влетворит. Многих людей поначалу удивляют выяв- ленные ими высшие ценности, но после внимательного изучения они начинают понимать, почему делают в жизни то, что делают. Теперь они знают свои высшие при- оритеты в работе и в личной жизни и поэтому могут направлять свою энергию на достижение поставленной цели.
Составление собственной иерархии ценностей — еще не все. Как вы скоро в этом сами убедитесь, люди часто имеют в виду разные вещи, говоря о ценностях. Теперь, когда вы получили представление о своей шкале ценно- стей, давайте разберемся, что значит каждое из этих по- нятий.
Если для вас самая главная ценность в человече- ских взаимоотношениях — любовь, спросите себя: «Что значит быть любимым?» Или: «Что заставляет вас лю- бить другого?» Или: «Как вы узнаете, что вас не лю- бят?» Старайтесь задавать вопросы и отвечать на них с максимально возможной точностью, по крайней мере, тогда, когда имеете дело с первыми четырьмя понятиями в своей иерархии. Само по себе слово «любовь» имеет для вас, возможно, десятки значений, и надо по- стараться их все выяснить. Это непростое дело, но если вы постараетесь, то научитесь четко определять, чего хо- тите от жизни и как узнать о том, исполняются ли ваши желания.
Конечно, нет смысла тратить всю жизнь на то, чтобы составлять полномасштабную картину ценностей для всех, кого вы знаете. Насколько точной вы хотите видеть ее в отношении конкретного человека, зависит от характера ваших взаимоотношений. Если вы анализируете отношения с супругом, которые будут длиться всю вашу жизнь, то вам, наверное, захочется знать абсолютно все о ценностях этого человека. Если же вы, например, тренер, пытающийся максимально мотивировать своего подопечного, или бизнесмен, рассматривающий потенциальные возможности своего клиента, то и в этом случае вам необ- ходимо знать их систему ценностей, но уже не столь глу- боко, достаточно иметь представление о ней. При всяком взаимодействии между людьми, отдаем ли мы в этом отчет или нет, мы ожидаем друг от друга определенных действий и судим о них исходя из наших собственных ценностей. Для того чтобы оказывать на своего партнера целенаправленное воздействие, надо привести ваши цен- ности к общему знаменателю.
Выяснять приблизительную картину чьих-то ценно- стей можно в обычном разговоре. Самый простой, но бесценный метод в этом деле — просто внимательно
слушать собеседника, обращая внимание на те слова, которые он использует. Люди склонны сами выдавать тем или иным способом, что занимает высшее место в их иерархии ценностей. Например, двое могут делиться своими впечатлениями об успешно проведенном меро- приятии. Один может говорить, в каком восторге он был и насколько это способствовало его творческому росту, а другой в весьма сдержанных тонах может об- молвиться, что получил большое удовольствие, чувствуя себя членом спаянного коллектива. Уже из этих оценок можно получить достаточно ясные подсказки, какие ценности для них важнее всего и как следует поступать, чтобы их мотивировать или взволновать.
Выявление ценностей важно как в бизнесе, так и в личной жизни. Существуют такие ценности, которые мы пытаемся отыскать в своем труде. Они заставляют нас взяться за работу, и если мы не находим их, то бросаем эту работу. Для некоторых людей это могут быть деньги.
Достаточно платить им как следует, и они будут до- рожить своей работой. Однако для очень многих это может быть что-то еще, например творчество, честолюбие, возможность совмещать работу с заботой о семье и т. д.
Руководителю очень важно знать высшие ценности своих подчиненных. Чтобы их выяснить, прежде всего, надо узнать, что заставило их поступить на эту работу.
Допустим, служащий ответил: «Творческая обстановка».
Вы можете пополнить список того, что для него важнее всего в работе, продолжая спрашивать: «А что еще для вас важно?» Затем вам не мешает выяснить, что может заставить его уйти с этой работы. Предполо- жим, ответ будет такой: «Недостаток доверия». Вы мо- жете продолжать разговор в таком направлении: «А что могло бы вас заставить остаться даже в условиях дефицита доверия?» Некоторые люди могут сказать, что никогда не останутся в организации, где им не дове-
Выявление ценностей важно как в бизнесе, так и в личной жизни. Существуют такие ценности, которые мы пытаемся отыскать в своем труде. Они заставляют нас взяться за работу, и если мы не находим их, то бросаем эту работу. Для некоторых людей это могут быть деньги.
Достаточно платить им как следует, и они будут до- рожить своей работой. Однако для очень многих это может быть что-то еще, например творчество, честолюбие, возможность совмещать работу с заботой о семье и т. д.
Руководителю очень важно знать высшие ценности своих подчиненных. Чтобы их выяснить, прежде всего, надо узнать, что заставило их поступить на эту работу.
Допустим, служащий ответил: «Творческая обстановка».
Вы можете пополнить список того, что для него важнее всего в работе, продолжая спрашивать: «А что еще для вас важно?» Затем вам не мешает выяснить, что может заставить его уйти с этой работы. Предполо- жим, ответ будет такой: «Недостаток доверия». Вы мо- жете продолжать разговор в таком направлении: «А что могло бы вас заставить остаться даже в условиях дефицита доверия?» Некоторые люди могут сказать, что никогда не останутся в организации, где им не дове-
ряют. Если так, то вот их высшая ценность, то, что мо- жет оставить их на работе, — доверие. Кто-то может сказать, что останется на этой работе, даже если ему не полностью доверяют, при условии, что может сделать там карьеру. Продолжайте расспрашивать, пока не уз- наете, что нужно этому человеку для того, чтобы он чув- ствовал себя на работе комфортно, и что может заста- вить его уйти с работы. Оценочные слова, которые используются людьми, подобны зацепкам — все они имеют сильные эмоциональные ассоциации. Чтобы еще более прояснить их позицию, будьте конкретны: «А как вы узнаете о том, что у вас есть возможность делать это?» или «А как вы узнаете, что у вас лишь формальная возможность делать это?» Очень важно также ра- зобраться с тем, насколько ваше представление о доверии отличается от его. Он может считать, что ему доверяют, если никогда не сомневаются в принятых им решениях. Он может считать недостатком доверия, если изменяют какие-либо положения, за которые он от- ветствен, не посоветовавшись с ним. Понимание выс- ших ценностей подчиненных — бесценное качество руководителя, который стремится предвидеть реакцию людей в различных производственных ситуациях.
Есть такие руководители, которые получают удовле- творение от работы только в том случае, если руководят подчиненными на собственных условиях. Они думают, что раз платят кому-то хорошую зарплату, то, значит, вправе ожидать взамен того-то и того-то. В некоторой степени это, конечно, правильно. Но разные люди ценят в работе разное. Для некоторых важнее всего дружеские личные отношения с сотрудниками. Если таких людей переводить с места на место, работа теряет для них интерес. Другие ценят творческое начало и вдох- новение. Для третьих важны другие ценности. Если хо- тите эффективно руководить, вы должны учитывать эти
Есть такие руководители, которые получают удовле- творение от работы только в том случае, если руководят подчиненными на собственных условиях. Они думают, что раз платят кому-то хорошую зарплату, то, значит, вправе ожидать взамен того-то и того-то. В некоторой степени это, конечно, правильно. Но разные люди ценят в работе разное. Для некоторых важнее всего дружеские личные отношения с сотрудниками. Если таких людей переводить с места на место, работа теряет для них интерес. Другие ценят творческое начало и вдох- новение. Для третьих важны другие ценности. Если хо- тите эффективно руководить, вы должны учитывать эти
требования своих подчиненных и стараться удовлетво- рять их. В противном случае вы растеряете своих со- трудников или не сможете стимулировать их на макси- мальную производительность, так как они перестанут получать удовлетворение от своей работы.
Конечно, все это требует много времени и сил. Но если вы цените людей, которые с вами работают, то игра стоит свеч. Помните, что ценности имеют колоссальную эмоциональную энергию. Если вы исходите только из своих ценностей и, глядя со своей колокольни, считаете, что только вы правы, то вас ждут горькие разочарова- ния. Если же вам удастся построить мост через разницу в ценностях, вы наверняка превратите своих сотрудников в друзей и даже членов одной большой семьи, при этом сами почувствуете себя более счастливым. Не столь важно в жизни иметь одинаковые с кем-то ценности. Но очень важно уметь привести свои ценности и ценности других людей к общему знаменателю, понять, что они для них значат, поддерживать их и работать с ними.
Ценности являются наиболее мощным мотивацион- ным инструментом из имеющихся в нашем распоряже- нии. Если вы хотите покончить с вредной привычкой, то сможете сделать это очень быстро, если свяжете успеш- ную реализацию этого намерения со своими высшими ценностями. Я знаю одну женщину, которая придает огромное значение таким своим ценностям, как гордость и самоуважение. Она написала письма пяти самым ува- жаемым ею людям, в которых сообщала, что решила бросить курить и что слишком дорожит данным ею сло- вом, чтобы нарушить его когда-либо в жизни. Отправив эти письма, она бросила курить. В ее жизни потом было немало моментов, когда ей казалось, что она готова все отдать за одну сигарету, но гордость никогда не позво- ляла ей сделать это. Эта ценность была для нее важнее того ощущения, которое она могла получить от выку-
Конечно, все это требует много времени и сил. Но если вы цените людей, которые с вами работают, то игра стоит свеч. Помните, что ценности имеют колоссальную эмоциональную энергию. Если вы исходите только из своих ценностей и, глядя со своей колокольни, считаете, что только вы правы, то вас ждут горькие разочарова- ния. Если же вам удастся построить мост через разницу в ценностях, вы наверняка превратите своих сотрудников в друзей и даже членов одной большой семьи, при этом сами почувствуете себя более счастливым. Не столь важно в жизни иметь одинаковые с кем-то ценности. Но очень важно уметь привести свои ценности и ценности других людей к общему знаменателю, понять, что они для них значат, поддерживать их и работать с ними.
Ценности являются наиболее мощным мотивацион- ным инструментом из имеющихся в нашем распоряже- нии. Если вы хотите покончить с вредной привычкой, то сможете сделать это очень быстро, если свяжете успеш- ную реализацию этого намерения со своими высшими ценностями. Я знаю одну женщину, которая придает огромное значение таким своим ценностям, как гордость и самоуважение. Она написала письма пяти самым ува- жаемым ею людям, в которых сообщала, что решила бросить курить и что слишком дорожит данным ею сло- вом, чтобы нарушить его когда-либо в жизни. Отправив эти письма, она бросила курить. В ее жизни потом было немало моментов, когда ей казалось, что она готова все отдать за одну сигарету, но гордость никогда не позво- ляла ей сделать это. Эта ценность была для нее важнее того ощущения, которое она могла получить от выку-