ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 1012
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
вечный конфликт с самим собой. Необходимо помнить о той системе верований, которую применял У. Митчелл, чтобы поддержать себя в стремлении к богатой и счастливой жизни, несмотря на то, что кому-то его воз- можности могли показаться крайне ограниченными. Нет прямой связи между любыми двумя факторами, то есть, для него быть парализованным совсем не означало быть несчастным. Если вы живете в мещанской роскоши, это еще не означает, что вы — пошлый человек, равно как аскетичная жизнь — не доказательство вашей высокой духовности.
НЛП дает средства для воздействия на наше вос- приятие с целью обеспечения его конгруэнтности. Мне однажды довелось работать с мужчиной, у которого была необычная проблема. У него были прекрасные отношения с женщиной, которую он очень любил. Но одновременно с этим он очень высоко ценил свою способность нравиться другим женщинам. Когда он ощущал сексуальные сигналы от какой-нибудь привлекательной женщины, он начинал испытывать чувство вины, поскольку очень ценил привязанность своей постоянной возлюбленной.
Когда он встречал привлекательную женщину, его стратегия была приблизительно такой: он видит жен- щину (зрительный наружный раздражитель — Зн) и говорит себе что-то вроде этого (слуховой внутренний цифровой — Свц): «Шикарная женщина, и я ей нрав- люсь». Это ведет к появлению желания ответить на ее авансы (кинестестический внутренний — Кв), а иногда это желание превращается в реальность (Кн). Но как желание, так и тяга к романтическим приключениям, в которые это желание выливалось, приводили к серьез- ному внутреннему конфликту с его потребностью в ров- ных, постоянных отношениях с единственной женщи- ной, которую он по-настоящему любил.
НЛП дает средства для воздействия на наше вос- приятие с целью обеспечения его конгруэнтности. Мне однажды довелось работать с мужчиной, у которого была необычная проблема. У него были прекрасные отношения с женщиной, которую он очень любил. Но одновременно с этим он очень высоко ценил свою способность нравиться другим женщинам. Когда он ощущал сексуальные сигналы от какой-нибудь привлекательной женщины, он начинал испытывать чувство вины, поскольку очень ценил привязанность своей постоянной возлюбленной.
Когда он встречал привлекательную женщину, его стратегия была приблизительно такой: он видит жен- щину (зрительный наружный раздражитель — Зн) и говорит себе что-то вроде этого (слуховой внутренний цифровой — Свц): «Шикарная женщина, и я ей нрав- люсь». Это ведет к появлению желания ответить на ее авансы (кинестестический внутренний — Кв), а иногда это желание превращается в реальность (Кн). Но как желание, так и тяга к романтическим приключениям, в которые это желание выливалось, приводили к серьез- ному внутреннему конфликту с его потребностью в ров- ных, постоянных отношениях с единственной женщи- ной, которую он по-настоящему любил.
Я научил его к этой стратегии, которую я обозначил формулой Зн-Свц-Кв-Кн добавить еще одно звено: после того как он увидит привлекательную женщину
(Зн) и скажет себе: «Шикарная женщина, и я ей нрав- люсь» (Свц), сказать себе: (Свц=1) «Но я очень люблю другую». После этого он должен представить себе ту женщину, с которой он находится в связи, как она улыбается и смотрит на него влюбленными глазами
(Зв=1), что должно создать в нем новое внутреннее ки- нестетическое чувство (Кв=1). Я внедрил в него эту стратегию путем упорных многократных повторов. То есть я просто выработал в нем условный рефлекс: увидев привлекательную женщину, которой и он нравился, говорил себе: «Шикарная женщина, и я ей нравлюсь», а затем добавлял: «Но я очень люблю другую», пред- ставляя свою постоянную партнершу, как она улыбается ему, и ее глаза излучают любовь. Это сразу же пово- рачивало его стратегию в другое русло: он видел лицо женщины, и это вызывало в нем другие желания.
Такая стратегия позволила ему иметь все сразу. Его, старая модель поведения буквально разрывала его на части, иногда доводя даже до стрессового состояния.
Необходимость подавлять в себе желание быть привле- кательным угнетала его и вызывала внутренний кон- фликт. Новая стратегия позволяла ему сохранить ощу- щение собственной привлекательности, но убрала тот конфликт, который подрывал его отношения с любимой женщиной. Сейчас чем больше он видел привлекательных женщин, тем сильнее становилась его любовь к той единственной, с которой он был.
Лучший способ использования нашего знания своих ценностей — объединить их с метапрограммами, чтобы мотивировать и лучше понимать как себя, так и других.
Ценности являются замечательным фильтром, через Ко- торый мы воспринимаем мир. Метапрограммы представ-
ляют собой оперативные схемы, которые управляют большей частью наших восприятий и, таким образом, нашим поведением. Если вы знаете, как объединить эти два явления вместе, то сможете вырабатывать в себе наиболее эффективные мотивационные модели.
Однажды мне довелось работать с молодым челове- ком, который своей безответственностью буквально с ума сводил родителей. Его проблема заключалась в том, что он жил текущим моментом, совершенно не задумы- ваясь о последствиях своего поведения. Он реагировал только на то, что было непосредственно у него перед глазами (те вещи, к которым он двигался), а не на по- следствия своих действий (те вещи, от которых ему сле- довало держаться подальше).
Когда я встретился с этим молодым человеком и поговорил с ним, я выявил его метапрограммы. Я по- нял, что он движется навстречу явлениям и действует только по необходимости. После этого я стал выявлять его ценности. Выяснилось, что для него важнее всего были три вещи: чувство безопасности, счастье и дове- рие. Это он ценил больше всего на свете.
Я установил с ним тесный контакт, подстраиваясь под его ритм дыхания и прочие физиологические про- явления. Потом, добившись полного единства, я стал объяснять ему, как его поведение подрывает те понятия, которые он считает для себя высшими ценностями. Он тогда только что вернулся домой после двухдневного отсутствия. Он не только не уведомил о своем уходе родителей, но даже не удосужился позвонить им. Я сказал ему, что они потеряли всякое терпение, и что его поведение подрывает его чувство безопасности, счастье всей семьи и то доверие, которое ему оказывали родители.
А если он собирается так поступать и впредь, то в колонии, куда он в конце концов попадет, у него не будет ни безопасности, ни счастья, ни доверия.
Однажды мне довелось работать с молодым челове- ком, который своей безответственностью буквально с ума сводил родителей. Его проблема заключалась в том, что он жил текущим моментом, совершенно не задумы- ваясь о последствиях своего поведения. Он реагировал только на то, что было непосредственно у него перед глазами (те вещи, к которым он двигался), а не на по- следствия своих действий (те вещи, от которых ему сле- довало держаться подальше).
Когда я встретился с этим молодым человеком и поговорил с ним, я выявил его метапрограммы. Я по- нял, что он движется навстречу явлениям и действует только по необходимости. После этого я стал выявлять его ценности. Выяснилось, что для него важнее всего были три вещи: чувство безопасности, счастье и дове- рие. Это он ценил больше всего на свете.
Я установил с ним тесный контакт, подстраиваясь под его ритм дыхания и прочие физиологические про- явления. Потом, добившись полного единства, я стал объяснять ему, как его поведение подрывает те понятия, которые он считает для себя высшими ценностями. Он тогда только что вернулся домой после двухдневного отсутствия. Он не только не уведомил о своем уходе родителей, но даже не удосужился позвонить им. Я сказал ему, что они потеряли всякое терпение, и что его поведение подрывает его чувство безопасности, счастье всей семьи и то доверие, которое ему оказывали родители.
А если он собирается так поступать и впредь, то в колонии, куда он в конце концов попадет, у него не будет ни безопасности, ни счастья, ни доверия.
То есть я показал ему некий антитезис его ценно- стям, от которого он мог оттолкнуться. (Большинство людей, даже если они обычно движутся навстречу со- бытиям, которые их притягивают, будут реагировать на то, что их отталкивает, если теряют главную свою цен- ность.) Затем я предложил ему вариант альтернатив- ного поведения, который мог бы вернуть ему родитель- ское доверие, обеспечить безопасность и счастье, которые были так для него важны. Он обязывался приходить домой каждый вечер не позднее десяти часов, найти работу в течение ближайшей недели и выполнять опре- деленные обязанности по дому. Я сказал ему, что мы будем наблюдать за его успехами, и, если в ближайшие два месяца он будет выполнять наше соглашение, роди- тельское доверие будет расти, а вслед за ним — его собственное благополучие и даже счастье. Я дал ему понять, что с прошлым надо завязывать прямо сейчас.
Если он нарушит соглашение дважды, он получит пре- дупреждение. Если же он нарушит соглашение в третий раз, тогда прощай надежды на благополучие, доверие и счастье.
Я поставил перед ним простые и понятные цели, к которым можно немедленно начинать двигаться, чтобы получать больше удовольствия от тех вещей, которые он ценит. Просто в прошлом у него не было достойных целей, к которым можно было двигаться, одновременно укрепляя отношения с родителями. Я также дал ему понять, что эти перемены абсолютно необходимы, при этом показал ему четкие критерии, демонстрирующие, что он исправляется. С тех пор молодой человек стал паинькой. Соединив его ценности с его метапрограм- мами, я превратил их в мощный инструмент воздействия на его поведение. Я дал ему возможность обеспечить себе ту внутреннюю безопасность, счастье и доверие, в которых он так нуждался.
Иерархия ценностей — мерило успеха
1 ... 17 18 19 20 21 22 23 24 25
517
Того, кто знает много о других, можно назвать
умным, но тот, кто много знает о себе, — ум-
нее. Тот, кто управляет другими, может счи-
таться очень сильным, но только тот, кто
управляет собой, — сильнее.
Лао цзы, древнекитайский мыслитель
Мне кажется, вы убедились в том, какую огромную потенциальную силу несут в себе ценности и сколь мощ- ным инструментом они могут быть для изменения по- ведения. В прошлом вы оперировали своими ценностями на подсознательном уровне. Сейчас у вас появилась прекрасная возможность понять их и научиться мани- пулировать ими, инициируя в себе положительные пе- ремены. Было время, когда мы совершенно не пред- ставляли себе, что такое атом, и поэтому не могли использовать его колоссальную энергию. То же самое с нашими ценностями. Переводя их на уровень сознания, мы можем добиться результатов, о которых не могли и мечтать. Мы можем теперь нажимать на такие кнопки, о существовании которых и не подозревали. Помните, ценности — это системы верований, дающие положи- тельный заряд нашей личности. Поэтому, производя из- менения в ценностях —устраняя конфликты между ними либо увеличивая их вдохновляющую силу, — мы можем производить радикальные изменения в нашей жизни.
Вместо ощущения тревоги, которое вызывал у нас конфликт ценностей в прошлом, теперь мы можем по- нять, что происходит внутри нас или между нами и окружающими, и начать генерировать новые результаты.
Мы можем делать это по-разному. Мы можем кон- текстуализировать свой собственный опыт, чтобы он стал более эффективным. Мы можем изменить процедуру верификации, манипулируя своими оттенками чувств, чем мы занимались, читая эту книгу. Кстати, то, что мы
часто воспринимаем как конфликт ценностей, чаще всего представляет собой конфликт между верификаци- онными процедурами. Мы можем уменьшить яркость конфликта и его звук таким образом, чтобы он стал совсем незаметным. В некоторых случаях мы можем даже поменять сами ценности. Если вы хотите, чтобы какая-нибудь ценность заняла более высокое иерархи- ческое положение, вы можете добиться этого, заставив ценности обменяться оттенками чувств. Таким образом вы измените степень важности различных ценностей, из- менив представления о них, которые формирует ваше сознание.
Например, один мужчина, которого я консультировал, считал, что ценность номер один для него — быть полез- ным людям. Любовь занимала на его шкале ценностей только девятое место. Как вы сами понимаете, с такой иерархией человеческих ценностей все его многочисленные попытки помогать другим не делали его более попу- лярным. Я выяснил в беседе с ним, что он представляет свою ценность номер один, благотворительность, в виде огромной картины, сдвинутой немного вправо, очень яр- кой, сопровождаемой определенным звуком. После того как я сравнил ее с тем, как он представляет себе менее важные ценности, в частности любовь (черно-белая ма- ленькая картинка, занимающая незаметное место где-то внизу, темная, несфокусированная), все, что мне остава- лось сделать, — это заставить ценности произвести обмен оттенками чувств, применив свою методику «свиста».
Сделав такую замену, мы изменили отношения к его ценностям: мы изменили всю его иерархию. Любовь стала для него ценностью номер один. Это радикально изменило его восприятие окружающего мира, что не пре- минуло сказаться на его взаимоотношениях с людьми.
Изменение системы ценностей может иметь колос- сальные последствия, которые поначалу не столь оче-
Например, один мужчина, которого я консультировал, считал, что ценность номер один для него — быть полез- ным людям. Любовь занимала на его шкале ценностей только девятое место. Как вы сами понимаете, с такой иерархией человеческих ценностей все его многочисленные попытки помогать другим не делали его более попу- лярным. Я выяснил в беседе с ним, что он представляет свою ценность номер один, благотворительность, в виде огромной картины, сдвинутой немного вправо, очень яр- кой, сопровождаемой определенным звуком. После того как я сравнил ее с тем, как он представляет себе менее важные ценности, в частности любовь (черно-белая ма- ленькая картинка, занимающая незаметное место где-то внизу, темная, несфокусированная), все, что мне остава- лось сделать, — это заставить ценности произвести обмен оттенками чувств, применив свою методику «свиста».
Сделав такую замену, мы изменили отношения к его ценностям: мы изменили всю его иерархию. Любовь стала для него ценностью номер один. Это радикально изменило его восприятие окружающего мира, что не пре- минуло сказаться на его взаимоотношениях с людьми.
Изменение системы ценностей может иметь колос- сальные последствия, которые поначалу не столь оче-
видны. Поэтому лучше начать с изучения процедуры верификации конкретного человека, постепенно меняя его восприятие отдельных ценностей, прежде чем про- изводить изменение в его иерархии.
Надеюсь, вы понимаете, какой эффект это может дать в сфере человеческих взаимоотношений. Предположим, ценностью номер один человек считает привлекатель- ность, номером два— честность взаимоотношений, но- мером три — разнообразие их, номером четыре— ува- жение. А теперь представим, что его уже не влечет, как прежде, к партнерше, но расставаться он не хочет по той или иной причине. Что делать? В данном случае есть два подхода к созданию чувства удовлетворенности в подобных взаимоотношениях. Один заключается в том, чтобы с помощью методики «свиста» сделать чувство уважения ценностью номер два, а привлекательность перевести на четвертое место. По-прежнему сохранив к ней уважение, он мог бы считать, что живет сообразно своим высшим ценностям. Более простой и менее ради- кальный подход — постараться, чтобы его партнерша вновь стала привлекательной для него. Для этого ему надо выяснить свои оттенки чувств в отношении физи- ческой привлекательности: что он видит, слышит, чувст- вует, ощущая физическое влечение? А затем он может либо сам вернуться к этой стратегии, либо попросить подыграть ему.
У большинства из нас наверняка есть ценности, ко- торые конфликтуют друг с другом. Мы хотим доби- ваться великолепных результатов в жизни, но мы также хотим расслабиться на пляже; мы хотим проводить время с семьей, но мы также хотим сделать карьеру на работе. Мы стремимся к безопасности, но нам нужны и приключения. Конфликта некоторых ценностей избе- жать невозможно; он придает жизни особый аромат, без которого она скучна. Проблема возникает тогда, когда
Надеюсь, вы понимаете, какой эффект это может дать в сфере человеческих взаимоотношений. Предположим, ценностью номер один человек считает привлекатель- ность, номером два— честность взаимоотношений, но- мером три — разнообразие их, номером четыре— ува- жение. А теперь представим, что его уже не влечет, как прежде, к партнерше, но расставаться он не хочет по той или иной причине. Что делать? В данном случае есть два подхода к созданию чувства удовлетворенности в подобных взаимоотношениях. Один заключается в том, чтобы с помощью методики «свиста» сделать чувство уважения ценностью номер два, а привлекательность перевести на четвертое место. По-прежнему сохранив к ней уважение, он мог бы считать, что живет сообразно своим высшим ценностям. Более простой и менее ради- кальный подход — постараться, чтобы его партнерша вновь стала привлекательной для него. Для этого ему надо выяснить свои оттенки чувств в отношении физи- ческой привлекательности: что он видит, слышит, чувст- вует, ощущая физическое влечение? А затем он может либо сам вернуться к этой стратегии, либо попросить подыграть ему.
У большинства из нас наверняка есть ценности, ко- торые конфликтуют друг с другом. Мы хотим доби- ваться великолепных результатов в жизни, но мы также хотим расслабиться на пляже; мы хотим проводить время с семьей, но мы также хотим сделать карьеру на работе. Мы стремимся к безопасности, но нам нужны и приключения. Конфликта некоторых ценностей избе- жать невозможно; он придает жизни особый аромат, без которого она скучна. Проблема возникает тогда, когда
ценности начинают тянуть нас в разные стороны. Про- читав эту главу, внимательно изучите свою иерархию ценностей и верификационные процедуры доказатель- ства на предмет конфликтов. Ясное видение их — пер- вый шаг к из разрешению.
Ценности имеют важное значение как для отдель- ных личностей, так и для общества в целом. История
Соединенных Штатов Америки 60-х годов является за- мечательным исследованием важности и изменчивости ценностей. Что лежало в основе экономического подъема
60-х, но создало конфликты ценностей? Неожиданно огромный пласт общества начал пропагандировать ценности, которые пришли в конфликт с традиционными принципами общества в целом. Большинство из наших самых почитаемых национальных ценностей — пат- риотизм, любовь к семье, преданность работе — были внезапно поставлены под сомнение. В результате на- блюдался целый исторический период социальной раз- двоенности и хаоса.
Одной из характерных черт 60-х было стремление молодежи обрести для себя больше личной свободы. У многих это проявлялось в пристрастии к наркотикам и длинным волосам. В наши дни те же самые люди чув- ствуют, что иметь свой собственный бизнес и быть хо- зяином своей жизни — наиболее эффективный способ получить больше личной свободы. Так что, взглянув на эволюцию американского общества за последние чет- верть века, можно не согласиться с распространенным суждением, что у нас один набор ценностей выходил из моды и заменялся другим. Скорее можно сказать, что мы видим эволюцию одних и тех же ценностей. Вторая особенность современного периода состоит в том, что мы стали более терпимыми. Мы теперь более терпимы к ценностям, предлагаемым расовыми меньшинствами, женскими обществами.
Ценности имеют важное значение как для отдель- ных личностей, так и для общества в целом. История
Соединенных Штатов Америки 60-х годов является за- мечательным исследованием важности и изменчивости ценностей. Что лежало в основе экономического подъема
60-х, но создало конфликты ценностей? Неожиданно огромный пласт общества начал пропагандировать ценности, которые пришли в конфликт с традиционными принципами общества в целом. Большинство из наших самых почитаемых национальных ценностей — пат- риотизм, любовь к семье, преданность работе — были внезапно поставлены под сомнение. В результате на- блюдался целый исторический период социальной раз- двоенности и хаоса.
Одной из характерных черт 60-х было стремление молодежи обрести для себя больше личной свободы. У многих это проявлялось в пристрастии к наркотикам и длинным волосам. В наши дни те же самые люди чув- ствуют, что иметь свой собственный бизнес и быть хо- зяином своей жизни — наиболее эффективный способ получить больше личной свободы. Так что, взглянув на эволюцию американского общества за последние чет- верть века, можно не согласиться с распространенным суждением, что у нас один набор ценностей выходил из моды и заменялся другим. Скорее можно сказать, что мы видим эволюцию одних и тех же ценностей. Вторая особенность современного периода состоит в том, что мы стали более терпимыми. Мы теперь более терпимы к ценностям, предлагаемым расовыми меньшинствами, женскими обществами.