ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 1003
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ролингвистическое программирование, то есть сделать свое пребывание в Финиксе максимально комфортным.
Результаты были просто потрясающие. Многим из моих слушателей даже удалось получить кредит в ме- стном банке от сотни до пятисот долларов. Помните, у них не было при себе даже удостоверения личности, и они находились в этом городе впервые в жизни. Одна женщина отправилась в крупный универмаг города, по- лучила там кредитные карточки и тут же их израсходо- вала. Из ста двадцати человек, отправившихся в Фе- никс, около восьмидесяти процентов сумели сразу же найти работу, а семеро из них устроились на три и больше мест в течение одного дня. Одна женщина хотела устроиться на работу в зоопарк. Ей сказали, что вакансий нет и в ближайшие полгода не предвидится. Но она говорила так убедительно, что ей разрешили сразу же приступить к работе. Ей даже удалось вылечить боль- ного попугая от нервного расстройства. Служащий зоо- парка был так потрясен этим, что собрал своих коллег и попросил ее прочесть для них краткую лекцию об использовании методики НЛП для работы с животными.
А один из моих слушателей, молодой человек, который очень любил детей, отправился в школу и сказал: «Я хочу выступить на сегодняшнем собрании. Когда начало?» Там у него спросили: «Какое собрание?» Он сказал: «Собрание, назначенное на сегодня. Я прибыл издалека и могу ждать не более часа. За это время вы должны собрать детей». Никто не знал, кто он и откуда, но он вел себя так уверенно и конгруэнтно, что директор собрал всю школу в актовом зале и этот молодой человек прочел им полуторачасовую лекцию о том, как они могут стать богатыми и счастливыми. И учителя, и ребята были в восторге.
А другая женщина пришла в книжный магазин и, увидев, что на полках скопилось много книг телевизи-
Результаты были просто потрясающие. Многим из моих слушателей даже удалось получить кредит в ме- стном банке от сотни до пятисот долларов. Помните, у них не было при себе даже удостоверения личности, и они находились в этом городе впервые в жизни. Одна женщина отправилась в крупный универмаг города, по- лучила там кредитные карточки и тут же их израсходо- вала. Из ста двадцати человек, отправившихся в Фе- никс, около восьмидесяти процентов сумели сразу же найти работу, а семеро из них устроились на три и больше мест в течение одного дня. Одна женщина хотела устроиться на работу в зоопарк. Ей сказали, что вакансий нет и в ближайшие полгода не предвидится. Но она говорила так убедительно, что ей разрешили сразу же приступить к работе. Ей даже удалось вылечить боль- ного попугая от нервного расстройства. Служащий зоо- парка был так потрясен этим, что собрал своих коллег и попросил ее прочесть для них краткую лекцию об использовании методики НЛП для работы с животными.
А один из моих слушателей, молодой человек, который очень любил детей, отправился в школу и сказал: «Я хочу выступить на сегодняшнем собрании. Когда начало?» Там у него спросили: «Какое собрание?» Он сказал: «Собрание, назначенное на сегодня. Я прибыл издалека и могу ждать не более часа. За это время вы должны собрать детей». Никто не знал, кто он и откуда, но он вел себя так уверенно и конгруэнтно, что директор собрал всю школу в актовом зале и этот молодой человек прочел им полуторачасовую лекцию о том, как они могут стать богатыми и счастливыми. И учителя, и ребята были в восторге.
А другая женщина пришла в книжный магазин и, увидев, что на полках скопилось много книг телевизи-
онного проповедника Терри Коул-Уайтакер, объявила, что она — автор, и начала раздавать автографы. Она нисколько не была похожа на Терри Коул-Уайтакер, чей портрет можно было видеть на обложке книги, но она так точно копировала походку, манеру говорить, выражение лица и все ее поведение, что даже сам владелец магазина прибежал и, пробившись сквозь толпу, пожал ей руку: «Извините, госпожа Коул-Уайтакер, что не узнал сразу. Для нас большая честь принимать вас в нашем магазине». Сразу же несколько покупателей купили книги и обратились за автографами. В тот же самый день группа других энергичных слушателей моего семинара добилась успеха в лечении людей от различ- ных фобий. Смысл этого задания — показать людям, что им не нужно ничего, кроме осознанного энергичного поведения и навыков, чтобы найти свое место в жизни.
Что теперь они — предприимчивые, веселые, общи- тельные, а такие люди никогда не пропадут в нашем мире, даже не имея в качестве поддержки таких фети- шей нашей цивилизации, как деньги, машины, кредит- ные карточки, репутация и т. д. Большинство из них признались, что это был самый интересный день в их жизни. Они нашли новых друзей и помогли многим людям.
В главе 1 этой книги мы говорили о том, что у людей разное отношение к власти. Некоторые понимают ее как чрезмерное влияние, оказанное на других людей. Хочу возразить. Такого рода влияние можно любить и можно не любить, но нельзя не признать, что оно — факт совре- менного мира, где постоянно кто-то занимается убежде- нием. Некоторые тратят миллионы долларов, чтобы с боль- шим искусством и энергией довести свои сообщения до людей и заинтересовать их этим, так как либо вы кого-то в чем-то убеждаете, либо кто-то другой убеждает вас.
Поведение ваших детей порой зависит от того, кто гово-
Что теперь они — предприимчивые, веселые, общи- тельные, а такие люди никогда не пропадут в нашем мире, даже не имея в качестве поддержки таких фети- шей нашей цивилизации, как деньги, машины, кредит- ные карточки, репутация и т. д. Большинство из них признались, что это был самый интересный день в их жизни. Они нашли новых друзей и помогли многим людям.
В главе 1 этой книги мы говорили о том, что у людей разное отношение к власти. Некоторые понимают ее как чрезмерное влияние, оказанное на других людей. Хочу возразить. Такого рода влияние можно любить и можно не любить, но нельзя не признать, что оно — факт совре- менного мира, где постоянно кто-то занимается убежде- нием. Некоторые тратят миллионы долларов, чтобы с боль- шим искусством и энергией довести свои сообщения до людей и заинтересовать их этим, так как либо вы кого-то в чем-то убеждаете, либо кто-то другой убеждает вас.
Поведение ваших детей порой зависит от того, кто гово-
рит убедительнее: вы или торговец наркотиками. Если вы хотите сами вести свою жизнь, если вы хотите стать образцом для подражания для тех, о ком заботитесь, вам необходимо овладеть искусством убеждать. Если же вы снимете с себя ответственность, найдется множество дру- гих, готовых заполнить вакуум.
Вы уже знаете, что для вас может значить умение общаться с другими. Теперь давайте рассмотрим во- прос, какое значение это искусство может иметь для нас всех. Мы живем в замечательную историческую эпоху, в то время, когда изменения, на которые раньше уходили десятилетия, происходят за несколько дней, когда путешествия, на которые раньше уходили месяцы, со- вершаются за несколько часов. Многие из этих измене- ний прекрасны. Мы стали жить дольше, с большим ком- фортом, пользуемся большими свободами.
Однако некоторые изменения не могут не пугать.
Впервые в истории мы способны запросто уничтожить всю планету — или сразу с помощью мощнейших бомб, или постепенно, отравляя отходами химического про- изводства. Это не те проблемы, которые большинство из нас готовы обсуждать; это что-то такое, от чего наш мозг старается отстраниться, отодвинуть в сторону, а не приблизить к себе. Но от этого никуда не денешься.
Это — факт нашей жизни. Немного утешает то, что, хотя сам Господь, человеческий интеллект, просто случай- ность, любая сила или комбинация сил, в которые вы верите, довели планету до такого жалкого состояния, они же создали средства борьбы с этим злом. Полагаю, что все проблемы, стоящие перед миром, очень сложны, но я также уверен в том, что есть более мощный источник мудрости, чем наш коллективный разум. Говорить, что нет на свете такого источника разума, который люди называют Богом, то же самое, что говорить, что Словарь английского языка Вебстера появился в результа-
Вы уже знаете, что для вас может значить умение общаться с другими. Теперь давайте рассмотрим во- прос, какое значение это искусство может иметь для нас всех. Мы живем в замечательную историческую эпоху, в то время, когда изменения, на которые раньше уходили десятилетия, происходят за несколько дней, когда путешествия, на которые раньше уходили месяцы, со- вершаются за несколько часов. Многие из этих измене- ний прекрасны. Мы стали жить дольше, с большим ком- фортом, пользуемся большими свободами.
Однако некоторые изменения не могут не пугать.
Впервые в истории мы способны запросто уничтожить всю планету — или сразу с помощью мощнейших бомб, или постепенно, отравляя отходами химического про- изводства. Это не те проблемы, которые большинство из нас готовы обсуждать; это что-то такое, от чего наш мозг старается отстраниться, отодвинуть в сторону, а не приблизить к себе. Но от этого никуда не денешься.
Это — факт нашей жизни. Немного утешает то, что, хотя сам Господь, человеческий интеллект, просто случай- ность, любая сила или комбинация сил, в которые вы верите, довели планету до такого жалкого состояния, они же создали средства борьбы с этим злом. Полагаю, что все проблемы, стоящие перед миром, очень сложны, но я также уверен в том, что есть более мощный источник мудрости, чем наш коллективный разум. Говорить, что нет на свете такого источника разума, который люди называют Богом, то же самое, что говорить, что Словарь английского языка Вебстера появился в результа-
те взрыва на полиграфическом комбинате, когда все буквы по чистой случайности заняли нужное положение в матрицах.
Однажды я задумался об этих мировых проблемах, и вдруг мне в голову пришла одна мысль: все они имеют нечто общее. Все человеческие проблемы — проблемы поведения! Надеюсь, вы сейчас используете свою модель уточнения и сразу же спросите: «Неужели все?»
Хорошо, тогда я изложу это по-другому. Если даже источником каких-то проблем и не является человече- ское поведение, то все равно они решаются через него.
Например, надо бороться не с явлением под названием преступность, а с человеческим поведением, порождаю- щим его.
Зачастую мы берем какое-нибудь понятие и обраща- емся с ним как с объектом, употребляя имя существи- тельное для его обозначения, в то время как по сути это — процесс. Пока мы представляем проблемы челове- чества в виде неких объективно существующих вещей, мы не можем не превращать их во что-то огромное, нахо- дящееся вне сферы нашего контроля. Радиоактивные отходы не являются проблемой, как не проблема и сам атом. Это люди используют атом таким образом, создавая проблемы. Если наш коллективный разум решит, что расщепление атома — не лучший способ решать энер- гетические проблемы, это изменит наше поведение. Ядерная война — не проблема сама по себе. Человеческое поведение создает угрозу или, наоборот, предотвращает войну. Голод в Африке — тоже не проблема. Поведение, ответственное за то, что люди голодают, является пробле- мой. Вторжение на территорию соседнего государства и уничтожение посевов не способствует созданию изобилия пищевых продуктов. Если продовольствие, поставляемое по линии гуманитарной помощи со всего мира, гниет в портах только потому, что другие люди не в со-
Однажды я задумался об этих мировых проблемах, и вдруг мне в голову пришла одна мысль: все они имеют нечто общее. Все человеческие проблемы — проблемы поведения! Надеюсь, вы сейчас используете свою модель уточнения и сразу же спросите: «Неужели все?»
Хорошо, тогда я изложу это по-другому. Если даже источником каких-то проблем и не является человече- ское поведение, то все равно они решаются через него.
Например, надо бороться не с явлением под названием преступность, а с человеческим поведением, порождаю- щим его.
Зачастую мы берем какое-нибудь понятие и обраща- емся с ним как с объектом, употребляя имя существи- тельное для его обозначения, в то время как по сути это — процесс. Пока мы представляем проблемы челове- чества в виде неких объективно существующих вещей, мы не можем не превращать их во что-то огромное, нахо- дящееся вне сферы нашего контроля. Радиоактивные отходы не являются проблемой, как не проблема и сам атом. Это люди используют атом таким образом, создавая проблемы. Если наш коллективный разум решит, что расщепление атома — не лучший способ решать энер- гетические проблемы, это изменит наше поведение. Ядерная война — не проблема сама по себе. Человеческое поведение создает угрозу или, наоборот, предотвращает войну. Голод в Африке — тоже не проблема. Поведение, ответственное за то, что люди голодают, является пробле- мой. Вторжение на территорию соседнего государства и уничтожение посевов не способствует созданию изобилия пищевых продуктов. Если продовольствие, поставляемое по линии гуманитарной помощи со всего мира, гниет в портах только потому, что другие люди не в со-
стоянии между собой договориться, это — проблема по- ведения. С другой стороны, израильтяне сумели создать изобилие в пустыне.
Надеюсь, вы согласитесь, что определенное человече- ское поведение является источником многих проблем человечества, что другое определенное поведение людей может решить множество возникающих проблем.
Мы знаем, что состояния, на основе которых появля- ется определенное поведение, являются порождением внутренних представлений людей. Мы знаем, например, что люди связали процесс курения с определенным со- стоянием. Они ведь не курят каждую минуту, а только тогда, когда приходят в состояние, способствующее ку- рению. Если вы разрушите эти ассоциации, то сможете радикально изменить поведение людей.
В наш век широко используется технология, позво- ляющая передать любое сообщение мгновенно по всему миру. Это так называемые средства массовой ин- формации: радио, телевидение, кино и печать.
Фильмы, которые мы сегодня смотрим в Нью-Йорке и
Лос-Анджелесе, уже завтра будут смотреть в Париже и
Лондоне, послезавтра — в Бейруте и Манагуа, а через несколько дней их будут смотреть по всему миру. По- этому, если фильмы, книги, телевизионные передачи и другие формы средств массовой информации могли бы изменять внутренние представления людей и их состояния к лучшему, то можно было бы сказать, что благодаря им весь мир меняется к лучшему. Мы видели уже, насколько эффективной может быть реклама опреде- ленных продуктов и пропаганда определенной культуры.
Как было бы здорово, если бы можно было распро- странять таким же образом информацию, которая меняла бы представления людей так, чтобы весь мир менялся к лучшему! Вспомните благотворительные кон- церты, которые транслируются на весь мир в прямом
Надеюсь, вы согласитесь, что определенное человече- ское поведение является источником многих проблем человечества, что другое определенное поведение людей может решить множество возникающих проблем.
Мы знаем, что состояния, на основе которых появля- ется определенное поведение, являются порождением внутренних представлений людей. Мы знаем, например, что люди связали процесс курения с определенным со- стоянием. Они ведь не курят каждую минуту, а только тогда, когда приходят в состояние, способствующее ку- рению. Если вы разрушите эти ассоциации, то сможете радикально изменить поведение людей.
В наш век широко используется технология, позво- ляющая передать любое сообщение мгновенно по всему миру. Это так называемые средства массовой ин- формации: радио, телевидение, кино и печать.
Фильмы, которые мы сегодня смотрим в Нью-Йорке и
Лос-Анджелесе, уже завтра будут смотреть в Париже и
Лондоне, послезавтра — в Бейруте и Манагуа, а через несколько дней их будут смотреть по всему миру. По- этому, если фильмы, книги, телевизионные передачи и другие формы средств массовой информации могли бы изменять внутренние представления людей и их состояния к лучшему, то можно было бы сказать, что благодаря им весь мир меняется к лучшему. Мы видели уже, насколько эффективной может быть реклама опреде- ленных продуктов и пропаганда определенной культуры.
Как было бы здорово, если бы можно было распро- странять таким же образом информацию, которая меняла бы представления людей так, чтобы весь мир менялся к лучшему! Вспомните благотворительные кон- церты, которые транслируются на весь мир в прямом
эфире. Что это, как не потрясающий пример положи- тельного использования средств массовой информации?
Более яркого примера я не знаю.
Поэтому можно сказать, что сегодня в нашем распо- ряжении есть могучие средства, способные изменить внутренние представления огромного количества лю- дей, меняя тем самым их психологические состояния, а за ними и их поведение. Эффективно пользуясь нашими знаниями о тех спусковых механизмах, которые вы- свобождают определенное поведение человека, и совре- менной технологией, передающей нужные представления миллионам людей, мы можем изменить будущее всего человечества.
Документальный фильм «Взять на испуг» является прекрасным примером использования СМИ для изме- нения внутренних представлений людей и опосредованно их поведения. Это рассказ о том, как группу трудных подростков привезли в одну из тюрем, где добровольцы из числа заключенных рассказывали им о жизни здесь, изменяя, таким образом, внутренние представления ре- бят о том, что такое места лишения свободы. Перед этим среди детей проводили опрос. Большинство из них были настоящими крутыми парнями, которые верили, что тюрьма — это своеобразная «школа мужества». Их внутренние представления и состояния радикально из- менились, после того как они выслушали рассказ мате- рого убийцы о тюремной жизни с такими пикантными подробностями, которые способны были изменить фи- зиологию любого человека! Последующие наблюдения за этими подростками показали, что и их поведение из- менилось в лучшую сторону. Телевидение смогло донести этот опыт до огромного числа подростков и взрослых, одновременно изменив их мысли и поступки.
Мы можем изменить поведение огромного числа лю- дей, если дадим им яркие эффективные представления,
Более яркого примера я не знаю.
Поэтому можно сказать, что сегодня в нашем распо- ряжении есть могучие средства, способные изменить внутренние представления огромного количества лю- дей, меняя тем самым их психологические состояния, а за ними и их поведение. Эффективно пользуясь нашими знаниями о тех спусковых механизмах, которые вы- свобождают определенное поведение человека, и совре- менной технологией, передающей нужные представления миллионам людей, мы можем изменить будущее всего человечества.
Документальный фильм «Взять на испуг» является прекрасным примером использования СМИ для изме- нения внутренних представлений людей и опосредованно их поведения. Это рассказ о том, как группу трудных подростков привезли в одну из тюрем, где добровольцы из числа заключенных рассказывали им о жизни здесь, изменяя, таким образом, внутренние представления ре- бят о том, что такое места лишения свободы. Перед этим среди детей проводили опрос. Большинство из них были настоящими крутыми парнями, которые верили, что тюрьма — это своеобразная «школа мужества». Их внутренние представления и состояния радикально из- менились, после того как они выслушали рассказ мате- рого убийцы о тюремной жизни с такими пикантными подробностями, которые способны были изменить фи- зиологию любого человека! Последующие наблюдения за этими подростками показали, что и их поведение из- менилось в лучшую сторону. Телевидение смогло донести этот опыт до огромного числа подростков и взрослых, одновременно изменив их мысли и поступки.
Мы можем изменить поведение огромного числа лю- дей, если дадим им яркие эффективные представления,
которые стыкуются с основными системами представ- лений людей, и если поместим эти представления в кон- тексты, которые не противоречат их главным метапро- граммам. Изменив поведение масс, мы способны изменить ход истории.
Например, какие эмоции вызвал у большинства моло- дых американцев вопрос: «С какими чувствами вы бы отправились на первую мировую войну?» В высшей сте- пени, положительные. Почему? Дело в том, что внутрен- ние представления большинства молодых людей о той войне формировались песнями типа «Долог путь до Тип- перари», плакатами, с которых Дядя Сэм призывал: «Ты нужен мне». Солдаты первой мировой войны, вероятно, представляли себя спасителями демократии и освободи- телями человечества. Такие виды внешних стимулов соз- давали у них позитивное состояние и желание ехать и сражаться. Поэтому было так много добровольцев. А что произошло, когда началась война во Вьетнаме? Ка- ковы были чувства большинства молодых людей, кото- рых посылали на эту войну? Совсем другие, не правда ли? Почему? Потому что на этот раз действовали совер- шенно другого типа внешние стимулы, которые атаковы- вали сознание огромного количества молодых людей, когда они включали телевизоры и смотрели программу
«Вечерние новости». Она полностью изменила их внут- ренние представления. Люди начали представлять войну совсем в другом свете. Она уже была не «где-то там далеко», она ворвалась в наши дома. Это уже не было славным маршем в защиту демократии. Вместо этого мы видели какого-нибудь восемнадцатилетнего парня, очень похожего на нашего собственного сына или на соседского парнишку, который в муках умирал в далеких джунглях, захлебываясь кровью. В результате у очень многих молодых людей сформировались совершенно новые внутренние представления о том, что та-
Например, какие эмоции вызвал у большинства моло- дых американцев вопрос: «С какими чувствами вы бы отправились на первую мировую войну?» В высшей сте- пени, положительные. Почему? Дело в том, что внутрен- ние представления большинства молодых людей о той войне формировались песнями типа «Долог путь до Тип- перари», плакатами, с которых Дядя Сэм призывал: «Ты нужен мне». Солдаты первой мировой войны, вероятно, представляли себя спасителями демократии и освободи- телями человечества. Такие виды внешних стимулов соз- давали у них позитивное состояние и желание ехать и сражаться. Поэтому было так много добровольцев. А что произошло, когда началась война во Вьетнаме? Ка- ковы были чувства большинства молодых людей, кото- рых посылали на эту войну? Совсем другие, не правда ли? Почему? Потому что на этот раз действовали совер- шенно другого типа внешние стимулы, которые атаковы- вали сознание огромного количества молодых людей, когда они включали телевизоры и смотрели программу
«Вечерние новости». Она полностью изменила их внут- ренние представления. Люди начали представлять войну совсем в другом свете. Она уже была не «где-то там далеко», она ворвалась в наши дома. Это уже не было славным маршем в защиту демократии. Вместо этого мы видели какого-нибудь восемнадцатилетнего парня, очень похожего на нашего собственного сына или на соседского парнишку, который в муках умирал в далеких джунглях, захлебываясь кровью. В результате у очень многих молодых людей сформировались совершенно новые внутренние представления о том, что та-
кое эта война, — и в результате изменилось и их пове- дение. Я не хочу сейчас рассуждать о том, была ли та война справедливой или нет. Я просто хочу сказать, что с изменением внутренних представлений людей изме- нилось их поведение, и именно средства массовой ин- формации выработали механизм этих изменений.
Даже в наши дни можно заметить изменения в соз- нании и поведении людей, каких не отмечалось прежде.
Например, что вы теперь думаете об инопланетянах, после того как посмотрели фильмы «Инопланетянин»,
«Звездный человек», «Кокон», «Близкий контакт третьей степени»? До этого инопланетяне представлялись нам в виде безобразных кровожадных монстров, которые прилетят на Землю и проглотят нас и наши дома. А сейчас мы чаще представляем их в виде добродушных маленьких существ, прячущихся в детских шкафчиках, катающихся на велосипедах вместе с нашими детьми.
Или в виде славных парней, которые оставили вашему дедушке бассейн, чтобы ему было где охладиться в жару.
Если бы вы были инопланетянином, желающим ус- тановить добрые контакты с землянами, разве вы бы хо- тели, чтобы перед этим они посмотрели «Вторжение похитителей трупов», а не фильмы Стивена Спилберга?
Если бы я был инопланетянином, то, прежде, чем отпра- виться на Землю, подбросил бы туда несколько филь- мов, повествующих о том, какой я славный парень, чтобы, посмотрев их, люди приняли меня с распростертыми объятиями. Я бы послал на Землю лучшего агента по связям с общественностью, чтобы он изменил массовое сознание землян о том, что я собой представляю. Воз- можно, Стивен Спилберг является именно таким по- сланником какой-то далекой планеты?
Или что вы думаете о войне, посмотрев фильм «Рэм- бо»? Этот фильм представляет уничтожение людей с помощью огнемета как веселое и необыкновенно инте-
Даже в наши дни можно заметить изменения в соз- нании и поведении людей, каких не отмечалось прежде.
Например, что вы теперь думаете об инопланетянах, после того как посмотрели фильмы «Инопланетянин»,
«Звездный человек», «Кокон», «Близкий контакт третьей степени»? До этого инопланетяне представлялись нам в виде безобразных кровожадных монстров, которые прилетят на Землю и проглотят нас и наши дома. А сейчас мы чаще представляем их в виде добродушных маленьких существ, прячущихся в детских шкафчиках, катающихся на велосипедах вместе с нашими детьми.
Или в виде славных парней, которые оставили вашему дедушке бассейн, чтобы ему было где охладиться в жару.
Если бы вы были инопланетянином, желающим ус- тановить добрые контакты с землянами, разве вы бы хо- тели, чтобы перед этим они посмотрели «Вторжение похитителей трупов», а не фильмы Стивена Спилберга?
Если бы я был инопланетянином, то, прежде, чем отпра- виться на Землю, подбросил бы туда несколько филь- мов, повествующих о том, какой я славный парень, чтобы, посмотрев их, люди приняли меня с распростертыми объятиями. Я бы послал на Землю лучшего агента по связям с общественностью, чтобы он изменил массовое сознание землян о том, что я собой представляю. Воз- можно, Стивен Спилберг является именно таким по- сланником какой-то далекой планеты?
Или что вы думаете о войне, посмотрев фильм «Рэм- бо»? Этот фильм представляет уничтожение людей с помощью огнемета как веселое и необыкновенно инте-
ресное развлечение, не правда ли? Разве он не застав- ляет нас примириться с самой идеей войны? Конечно, один фильм не в состоянии изменить менталитет и по- ведение нации. И заметьте, как ловко Сильвестр Стал- лоне смещает акцент с самого убийства людей на тему преодоления человеком своей ограниченности через ад- скую работу над собой и самодисциплину. Его герои всегда побеждают, несмотря на чудовищное неравенство сил. Но, в любом случае, просматривая фильмы с участием Сталлоне, мы не можем не почувствовать влия- ния, которое оказывает и на него массовая культура.
Нам важно чувствовать, какой заряд постоянно полу- чает наше сознание и поддерживает ли это нас в дости- жении наших собственных целей.
Подумайте, что бы произошло, если бы удалось изме- нить внутренние представления о войне у населения земного шара? Что, если бы та же самая энергия и тех- нология, которые в наше время работают на то, чтобы огромные массы людей стремились схлестнуться в битве, стали бы эффективно использоваться для того, чтобы выравнивать наши системы ценностей и объединять всех людей? Как вы думаете, такое возможно? Я верю, что возможно. Поймите меня правильно. Я не говорю, что все это элементарно просто: снял несколько фильмов, показал их всем — и весь мир немедленно переменится.
Я хочу только сказать, что механизмы перемен в массовом сознании так же доступны нам, как и средства массового уничтожения. Я хочу сказать, что нам необ- ходимо сознательно относиться к тому, что мы видим, слышим и ощущаем, — и не только индивидуально, но и коллективно. Если мы добьемся того, чего хотим, в масштабах нашей личности, семьи, города, страны и мира, жизнь на планете станет значительно разумнее.
Все то, что мы постоянно видим, слышим и чувствуем как члены человеческого общества, имеет тенденцию ин-
Нам важно чувствовать, какой заряд постоянно полу- чает наше сознание и поддерживает ли это нас в дости- жении наших собственных целей.
Подумайте, что бы произошло, если бы удалось изме- нить внутренние представления о войне у населения земного шара? Что, если бы та же самая энергия и тех- нология, которые в наше время работают на то, чтобы огромные массы людей стремились схлестнуться в битве, стали бы эффективно использоваться для того, чтобы выравнивать наши системы ценностей и объединять всех людей? Как вы думаете, такое возможно? Я верю, что возможно. Поймите меня правильно. Я не говорю, что все это элементарно просто: снял несколько фильмов, показал их всем — и весь мир немедленно переменится.
Я хочу только сказать, что механизмы перемен в массовом сознании так же доступны нам, как и средства массового уничтожения. Я хочу сказать, что нам необ- ходимо сознательно относиться к тому, что мы видим, слышим и ощущаем, — и не только индивидуально, но и коллективно. Если мы добьемся того, чего хотим, в масштабах нашей личности, семьи, города, страны и мира, жизнь на планете станет значительно разумнее.
Все то, что мы постоянно видим, слышим и чувствуем как члены человеческого общества, имеет тенденцию ин-
тернализироваться в массовом сознании. Эти представ- ления влияют на поведение людей как внутри опреде- ленной культуры, так и в глобальном масштабе. Таким образом, если мы хотим создать для всего мира нор- мальную жизнь, мы должны постоянно планировать и корректировать массовое сознание, создавая в нем такие представления, которые способствовали бы нашему общему процветанию на земле.
Мы можем прожить свою жизнь одним из двух спо- собов. Можем уподобиться собакам Павлова, реагиро- вавшим на любые сообщения и стимулы, посылаемые им. Можем упиваться идеей войны, пускать слюни при одном упоминании риса «Анкл Бене», с благодарно- стью принимая любую гадость, поступающую в нашу кровь через капельницу СМИ. Кто-то однажды назвал рекламу «наукой брать под арест человеческий разум, пока вы не внесете за него выкуп». Некоторые из нас так и живут с «арестованным» разумом.
Другой способ человеческого существования пред- ставляется мне более элегантным. Вы можете попытаться жить собственным умом, выбирая для себя такие модели поведения и внутренние представления, которые будут способствовать совершенствованию и вас самих, и мира. Вы можете научиться чувствовать, когда ваше сознание пытаются запрограммировать или манипули- ровать им. Вы можете научиться сами определять, когда ваше поведение отражает ваши жизненные ценности, а когда нет, — и по своей модели включать одни метапрограммы и выключать другие.
Мы живем в мире, в котором постоянно происходит что-то новое. Если вы умеете убеждать, то можете сами стать зачинателем какого-нибудь движения, вместо того чтобы послушно следовать туда, куда вам укажут.
Само направление, в котором развивается жизнь, столь же важно, как и события, которые в ней происходят.
Мы можем прожить свою жизнь одним из двух спо- собов. Можем уподобиться собакам Павлова, реагиро- вавшим на любые сообщения и стимулы, посылаемые им. Можем упиваться идеей войны, пускать слюни при одном упоминании риса «Анкл Бене», с благодарно- стью принимая любую гадость, поступающую в нашу кровь через капельницу СМИ. Кто-то однажды назвал рекламу «наукой брать под арест человеческий разум, пока вы не внесете за него выкуп». Некоторые из нас так и живут с «арестованным» разумом.
Другой способ человеческого существования пред- ставляется мне более элегантным. Вы можете попытаться жить собственным умом, выбирая для себя такие модели поведения и внутренние представления, которые будут способствовать совершенствованию и вас самих, и мира. Вы можете научиться чувствовать, когда ваше сознание пытаются запрограммировать или манипули- ровать им. Вы можете научиться сами определять, когда ваше поведение отражает ваши жизненные ценности, а когда нет, — и по своей модели включать одни метапрограммы и выключать другие.
Мы живем в мире, в котором постоянно происходит что-то новое. Если вы умеете убеждать, то можете сами стать зачинателем какого-нибудь движения, вместо того чтобы послушно следовать туда, куда вам укажут.
Само направление, в котором развивается жизнь, столь же важно, как и события, которые в ней происходят.