Файл: Беспре дельная Власть.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 1014

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Люди, которые добились совершенства, знают, как включать в работу наиболее продуктивную часть своего мозга. Именно это отличает их от всех прочих. Самое важное, что вы должны запомнить из этой главы, — это то, что ваше нейрофизиологическое состояние — большая сила, и вы можете ею управлять. Вы не должны подчиняться воле обстоятельств, которые встречаются у вас на пути.
Существует еще один важный фактор, определяющий наши представления о жизни, фактор, который фильт- рует внешние впечатления мира. Он определяет те со- стояния, которые мы будем постоянно создавать в опре- деленных ситуациях. Его можно назвать величайшей силой. Давайте теперь исследуем, какую волшебную силу имеет над нами вера

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

Рождение
совершенства
вера
Человек — это то, во что он верит.
А. П. Чехов
В своей замечательной книге «Анатомия болезни»
Норман Казинс рассказывает поучительную историю о
Пабло Казальсе, одном из величайших музыкантов два- дцатого столетия. Это история о вере и возрождении, из которой мы все можем извлечь положительный урок.
Казинс рассказывает, как он познакомился с Казаль- сом незадолго до девяностолетия выдающегося виолон- челиста. Казинс вспоминает, что было больно смотреть на то, как этот старик начинает свой день. Он был на- столько слаб и разбит артритом, что не мог одеться без посторонней помощи. Эмфизема легких затрудняла ды- хание. Он передвигался с палочкой, сгорбленный, вытянув вперед тощую шею. Руки у него распухли, пальцы скрючились. Он выглядел очень старым и чрезвычайно усталым человеком.
Прежде чем сесть завтракать, он подошел к форте- пиано, одному из тех инструментов, которыми владел мастерски. С огромным трудом опустился на стул пе-
4
ред инструментом. Казалось, ему стоит колоссальных усилий поднести свои скрюченные, распухшие пальцы к клавиатуре.
А затем произошло чудо. Внезапно Казальс полно- стью преобразился прямо на глазах у Казинса. Он вошел в продуктивное творческое состояние, при этом вся его физиология изменилась настолько, что он начал двигаться и играть, показывая такое великолепное мастерство, которое трудно было ожидать даже от здорового, сильного и темпераментного пианиста. Как вспоминает
Казинс, «пальцы медленно выпрямились и потянулись к клавишам с такой легкостью и нежностью, как головки цветов тянутся к солнцу. Спина выпрямилась, казалось, он стал дышать легко и свободно». Сама мысль о том, что он сейчас будет играть на фортепиано, полностью изменила все его внутреннее состояние и все его существо. Казальс начал с произведения Баха, играя с большим чувством, но сдержанно. После этого он сыграл концерт Брамса, при этом казалось, что его пальцы буквально летают над клавишами. «Впечатление было такое, словно все его тело слилось с музыкой, — пишет
Казинс. — И не было больше закрепощенного и сгорб- ленного старика, грация и страсть полностью вытеснили из него весь артрит». В тот момент, когда он выходил из-за фортепиано, казалось, это совершенно другой человек, отличный от того, что садился играть. Он стал стройнее и казался выше, он уже мог ходить без палочки.
Он быстро подошел к обеденному столу, с большим удовольствием съел свой завтрак и отправился на про- гулку вдоль побережья.
Мы обычно думаем о вере как о религиозных или политических доктринах, и часто это действительно так.
Но в более широком смысле вера — направляющий принцип, убежденность или страсть, которые могут при- дать жизни значение, смысл и ориентацию. Нам откры-
91

ваются разнообразные стимулы. Убеждения представ- ляют собой систему организованных фильтров для на- шего восприятия окружающего мира. Верования напо- минают командиров нашего мозга. Когда мы твердо верим в то, что нечто является истинным, мы даем ко- манду собственному мозгу, как представлять себе это
«нечто». Казальс верил в музыку и искусство. Эта вера вносила в его жизнь красоту, порядок и благородство, и эта вера ежедневно творила с ним чудо. Поскольку он верил в сверхъестественную силу искусства, он заряжался невероятной энергией. Собственные убеж- дения ежедневно превращали его из усталого старика, в полного энергии и жизни, гения. В каком-то смысле вера поддерживала в нем жизнь.
Джон Стюарт Милль написал: «Один человек с твердой верой равен по силе девяноста девяти другим, у которых есть только интересы». Именно поэтому можно сказать, что вера открывает для каждого путь к со- вершенству. Вера командует нашей нервной системой.
Когда вы верите, что нечто существует, вы буквально переводите себя в состояние, в котором оперируете этим
«нечто» как действительно существующим. Если эф- фективно использовать свою веру, она может стать наи- более мощным источником создания добра в вашей жизни.
С другой стороны, такие верования, которые ограничивают ваши действия и мысли, могут стать чрез- вычайно разрушительными. Религия на протяжении всей истории человечества вдохновляла миллионы людей и давала им силы совершать такое, о чем они не могли и помыслить. Вера помогает нам открыть в себе глубочайшие ресурсы и направить их на достижение нужных нам результатов.
Верования — и компас, и карты, которые ведут нас к целям и дают нам уверенность в том, что мы их достиг- нем. Люди, не обладающие верой и не выработавшие
в себе способности применять ее, совершенно бессильны.
Они подобны лодке без руля и ветрил. Когда же у вас появляется вера, вы обретаете энергию для совершения таких действий и создания для себя такого окру- жающего мира, в котором вы хотите жить. Вера помогает нам увидеть, чего мы хотим, и заряжает нас энергией для достижения этого.
По сути, в мире не существует более мощной силы, управляющей поведением человека, чем вера. В дейст- вительности вся история человечества является исто- рией веры. Люди, которые изменили ход истории — будь то Иисус Христос, Магомет, Коперник, Колумб,
Эдисон или Эйнштейн, — были людьми, которые смогли изменить нашу веру. Поэтому для того, чтобы изменить свое поведение, нам, прежде всего надо изменить систему наших верований. Если мы с вами хотим мо- делировать совершенство, нам надо научиться моде- лировать верования и убеждения тех, кто уже достиг его.
Чем больше мы узнаем о человеческом поведении, тем больше убеждаемся в необычайной власти, которую имеет в нашей жизни вера. Часто эта власть опрокидывает системы логических построений насчет жизни, которые уже имеются у большинства из нас. Даже на уровне физиологии верования (конгруэнтные внутренние представления и убеждения) контролируют нашу реальность. Не так давно было проведено интересное исследование среди больных шизофренией. У женщины, страдающей раздвоением личности, обычно уровень сахара в крови не превышал нормы, но во время при- ступов шизофрении, когда она начинала верить, что больна диабетом, вся ее физиология изменялась настолько, что уровень сахара в крови поднимался до уровня, ха- рактерного для диабетиков. Ее вера становилась ее ре- альностью.


О фактах, подобных этому, говорят многочисленные опыты, в которых к человеку в состоянии гипнотиче- ского транса прикасались кусочком льда, уверяя его в том, что это кусок раскаленного металла. В результате в месте контакта появлялся ожог. Мы видим, что важна не реальность, а вера — прямые, безапелляционные ко- манды, посылаемые в нервную систему. А мозг просто делает то, что ему велят.
Большинство из нас знает, что такое эффект плацебо.
Люди, которым говорят, что лекарство принесет им пользу, будут многократно ощущать эту пользу даже тогда, когда им будут давать пустые таблетки (плацебо), не имеющие никаких активных свойств. Норман Казинс, убедившийся на собственном опыте в силе веры в борьбе с собственной болезнью, делает вывод: «В лекарствах, не всегда есть необходимость. Вера в выздоровление изле- чивает чаще». Одно интересное исследование эффекта плацебо было проведено с группой пациентов с прободной язвой. Они были разделены на две группы. Пациенты в первой группе были информированы о том, что им будут давать новое лекарство, которое приведет к полному излечению. Те, кто был во второй группе, получили информацию, что им будут давать экспериментальное новое лекарство, о свойствах которого пока известно очень мало. 70% больных в первой группе почувствовали зна- чительное улучшение состояния, и только 25% больных — во второй группе. В обоих случаях пациенты получали лекарства без медикаментозных свойств, то есть чистое плацебо. Единственное отличие, как вы видите, — раз- личные системы верований, которые были им внушены.
Еще более впечатляют многочисленные наблюдения за людьми, которым давали лекарства с заведомо негатив- ным эффектом, но они не чувствовали никакого ухудшения здоровья, если им говорили, что лекарство даст поло- жительный результат.

Исследования, проведенные доктором Эндрю Уэй- лом, показали, что ощущения, которые испытывают нар- команы, почти полностью соответствуют их ожиданиям.
Он обнаружил, что мог успокоить человека, дав ему дозу амфетамина и сказав, что это успокаивающее, или стимулировать человека, дав ему барбитурат и сказав, что это стимулятор. «Все "волшебство" лекарств нахо- дится в мозгу пациента, а не в самом лекарстве», — сделал вывод Уэйл.
Во всех этих случаях единственной константой, ко- торая сильнее всего воздействовала на результаты, была вера, постоянный, конгруэнтный поток информации, поступающей в мозг и нервную систему. При всем его могуществе в этом процессе нет никакого таинства. Вера
— не что иное, как состояние, внутреннее представление, которое управляет нашим поведением. Это может быть вдохновляющая вера в благоприятные возможности
— вера в то, что мы можем преуспеть или добиться желаемого. Но это может быть и лишающая сил, угнетающая вера — вера в то, что у нас ничего не выйдет, что у нас есть четкие ограничения, которые не- возможно снять или преодолеть. Если вы верите в успех, у вас появятся силы и вдохновение для его достижения.
Если же ваша вера запрограмирована на неудачу, эти мысли неизбежно приведут вас к печальному опыту.
Помните, когда вы говорите себе, что можете что-то сделать, и когда вы говорите, что у вас это не выйдет, в обоих случаях вы правы. Обе эти веры имеют сильную власть. Вопрос заключается в том, какой вере лучше следовать и как выработать в себе такую веру.
Дорога к совершенству начинается с осознания того, что наша вера — это наш выбор. Обычно мы так не думаем, тем не менее, выбор веры — сознательный вы- бор. Вы можете выбрать для себя такие убеждения, ко- торые будут ограничивать вас, а можете выбрать веру,

которая будет вас поддерживать. Важно сделать такой выбор, который способствовал бы успеху и достижению желаемых результатов, и отбросить все, что тянет вас назад.
Самое большое заблуждение людей относительно веры заключается в том, что они рассматривают ее как статичную, чисто интеллектуальную концепцию. Такое понимание расходится с понятием действий и резуль- татов. Ничто не может быть дальше от истины, чем такое убеждение. Веру нужно рассматривать как открытую дверь к совершенству именно потому, что в ней нет ничего отрешенного или статичного.
Именно наша вера определяет, какую часть потен- циала мы сможем запрячь в работу. Верования могут открывать или перекрывать поток свежих идей. Пред- ставьте себе следующую ситуацию. Кто-то просит вас:
«Принеси, пожалуйста, соль». Вы идете в соседнюю ком- нату, думая про себя: «Я не знаю где она». Оглядываясь кругом в течение нескольких минут, вы кричите: «Я ее не вижу». Тогда этот человек встает, приходит на кухню и берет соль с полочки, которая находится прямо перед вами, говоря при этом: «Посмотри, она прямо у тебя перед глазами. Если бы она была змеей, то ужалила бы тебя». Когда вы сказали: «Я ее не вижу», вы дали своему мозгу команду не видеть соль. В психологии это называется схотомой. Помните, что любой человеческий опыт, все, что вы когда-либо говорили, видели, слышали, чувствовали, нюхали или пробовали на вкус, сохраняется в вашем мозгу. Когда вы говорите с убеждением, что чего- то не помните, вы абсолютно правы. Но когда вы с таким же убеждением говорите, что вы можете что-то сделать, вы даете команду своей нервной системе, и она открывает те каналы вашего мозга, которые потенциально содержат ту информацию, которая нужна вам для ответа или действия.

Они могут, потому что они считают, что
могут.
Вергилий
Итак, что же такое вера? Это заранее организован- ная, построенная в виде определенной структуры система подходов к восприятию окружающего мира, которая постоянно фильтрует нашу связь с самими собой.
Откуда же берется вера? Почему у одних людей такие убеждения и верования, которые толкают их к успеху, в то время как у других такая вера, которая постоянно приводит их к поражению? Если мы хотим моделиро- вать такую веру, которая приведет нас к совершенству, то первое, что мы должны сделать, — выяснить, откуда эта вера берется.
Первый источник — окружающая среда. Вот где наиболее явственно можно проследить, как успех поро- ждает успех, а поражение — поражение. Самое ужасное в жизни в гетто — это не ежедневный страх и лишения.
Люди могут смириться с этим. Настоящим кошмаром является то воздействие, которое оказывает такое окружение на верования и мечты человека. Если все, что вы видите кругом, — отчаяние, если все, что вы видите кругом, — несчастье, то очень трудно построить в себе такое внутреннее представление, которое вело бы к успеху. Как вы помните, в предыдущей главе мы говорили о том, что моделирование — это процесс, которым мы занимаемся постоянно. Если вы растете среди богатства и успеха, вам легче моделировать богатство и успех. Если же вы растете среди нищеты и отчаяния, откуда могут взяться ваши модели благоприятных возможностей?
Альберт Эйнштейн говорил: «Немногие люди способны спокойно выражать воззрения, отличные от пред- рассудков их социального окружения. Большинство людей не способны даже сформировать в себе такие убе-