ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 1010
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
свои минусы. Однако я собираюсь открыть вам гораздо более простые способы, которые не менее эффективны и во многих случаях действуют гораздо быстрее и вернее.
ДЕННИС-БЕСЕНОК*
«ПОЧЕМУ, ЧЕРТ ВОЗЬМИ. ТАК ПРИЯТНО
ВОЗИТЬСЯ С ЭТИМИ БЕССЛОВЕСНЫМИ
СОЗДАНИЯМИ ДО ТЕХ ПОР.
ПОКА ОНИ ЖИВЫ?»
Рисунок Денниса-бесенка воспроизведен с согласия Хэнка Кетчмана и компании «Ньюс Америка синдикат».
Если все наше поведение является результатом состояния, в котором мы пребываем, то наши контакты и
Деннис-бесенок (Dennis the Menace) — персонаж комиксов
(1951), а впоследствии телесериала (1959-1963), пятилетний мальчишка, шалун и непоседа. Прим. ред.
ДЕННИС-БЕСЕНОК*
«ПОЧЕМУ, ЧЕРТ ВОЗЬМИ. ТАК ПРИЯТНО
ВОЗИТЬСЯ С ЭТИМИ БЕССЛОВЕСНЫМИ
СОЗДАНИЯМИ ДО ТЕХ ПОР.
ПОКА ОНИ ЖИВЫ?»
Рисунок Денниса-бесенка воспроизведен с согласия Хэнка Кетчмана и компании «Ньюс Америка синдикат».
Если все наше поведение является результатом состояния, в котором мы пребываем, то наши контакты и
Деннис-бесенок (Dennis the Menace) — персонаж комиксов
(1951), а впоследствии телесериала (1959-1963), пятилетний мальчишка, шалун и непоседа. Прим. ред.
реакция на окружающее в тех случаях, когда мы нахо- димся в активном, продуктивном состоянии, будут от- личаться от контактов и поведения, которые мы прояв- ляем в непродуктивном, пассивном состоянии. Тогда возникает вопрос: что же создает то состояние, в котором мы в данный момент находимся? У каждого состояния есть два основных компонента. Первый — это наше внутреннее представление, а второй — физиологические условия использования ресурсов организма. То, каким вы представляете себе окружающий мир, а также то, что и как вы говорите самому себе о сложившейся ситуации, и создает то состояние, в котором вы находитесь, и определяет то поведение, которое вы вы- казываете. Например, как вы встретите своего супруга
(супругу) или друга (подругу), если он придет домой гораздо позже, чем обещал? Ваше поведение будет в значительной степени зависеть от того состояния, в ко- тором вы будете находиться в момент возвращения вашего возлюбленного (возлюбленной), а это состояние, в свою очередь, будет в значительной степени оп- ределяться тем, какие картины вы представляли в своем сознании по поводу причин его задержки. Если на протяжении долгих часов ожидания вы представляли себе его попавшим в аварию, всего в крови, мертвым или в больнице, то в тот момент, когда он войдет в дверь, вы встретите его со слезами радости и вздохом облег- чения и устроите ему маленькую взбучку, расспраши- вая, что случилось. Такое поведение является резуль- татом состояния обеспокоенности. Однако, если перед этим вы рисовали себе картины жестокой измены или повторяли себе снова и снова, что человек опаздывает просто потому, что ему нет дела до вашего времени и ваших чувств, тогда вы встретите его совсем по-другому, и эта встреча также будет результатом вашего со- стояния. Это значит, что из чувства злости и чувства
(супругу) или друга (подругу), если он придет домой гораздо позже, чем обещал? Ваше поведение будет в значительной степени зависеть от того состояния, в ко- тором вы будете находиться в момент возвращения вашего возлюбленного (возлюбленной), а это состояние, в свою очередь, будет в значительной степени оп- ределяться тем, какие картины вы представляли в своем сознании по поводу причин его задержки. Если на протяжении долгих часов ожидания вы представляли себе его попавшим в аварию, всего в крови, мертвым или в больнице, то в тот момент, когда он войдет в дверь, вы встретите его со слезами радости и вздохом облег- чения и устроите ему маленькую взбучку, расспраши- вая, что случилось. Такое поведение является резуль- татом состояния обеспокоенности. Однако, если перед этим вы рисовали себе картины жестокой измены или повторяли себе снова и снова, что человек опаздывает просто потому, что ему нет дела до вашего времени и ваших чувств, тогда вы встретите его совсем по-другому, и эта встреча также будет результатом вашего со- стояния. Это значит, что из чувства злости и чувства
пренебрежения вами возникает совершенно новый набор моделей поведения.
Вторым очевидным вопросом будет следующий: что заставляет одного человека представлять себе картины, характерные для состояния беспокойства, в то время как другой создает свои внутренние представления, основанные на состоянии неверия или злости?
Однозначный ответ дать трудно, здесь действуют многие факторы. Вы можете в таких ситуациях моделировать реакцию своих родителей или повторять какие-то другие ролевые модели, исходя из собственного опыта.
Если, например, когда вы сами были ребенком, ваша мать всегда беспокоилась, когда ваш отец приходил домой поздно, вы будете представлять вещи точно таким же образом, испытывая беспокойство. Если же ваша мать в таких случаях говорила о том, что она не верит отцу, вы, возможно, станете моделировать такую модель поведения. Таким образом, наши верования, подходы к жизни, ценности и прошлый опыт общения с конкретным человеком — все это влияет на то, как мы представляем его поведение.
Существует еще один, более важный и мощный фактор, который влияет на то, как мы воспринимаем и представляем себе окружающий мир, и этот фактор — состояние и модели функционирования нашей собст- венной физиологии. Такие вещи, как мышечное напря- жение, работа кишечника, легких, поза, обмен ве- ществ, — все это оказывает колоссальное влияние на состояние. Внутренние представления и физиологические функции совместно образуют кибернетическую замкнутую петлю: все, что влияет на один элемент, будет автоматически влиять на другой. Поэтому перемена состояний подразумевает перемену внутренних пред- ставлений и перемену физиологии. Если ваш возлюб- ленный (супруг, ребенок) задерживается, но ваш
Вторым очевидным вопросом будет следующий: что заставляет одного человека представлять себе картины, характерные для состояния беспокойства, в то время как другой создает свои внутренние представления, основанные на состоянии неверия или злости?
Однозначный ответ дать трудно, здесь действуют многие факторы. Вы можете в таких ситуациях моделировать реакцию своих родителей или повторять какие-то другие ролевые модели, исходя из собственного опыта.
Если, например, когда вы сами были ребенком, ваша мать всегда беспокоилась, когда ваш отец приходил домой поздно, вы будете представлять вещи точно таким же образом, испытывая беспокойство. Если же ваша мать в таких случаях говорила о том, что она не верит отцу, вы, возможно, станете моделировать такую модель поведения. Таким образом, наши верования, подходы к жизни, ценности и прошлый опыт общения с конкретным человеком — все это влияет на то, как мы представляем его поведение.
Существует еще один, более важный и мощный фактор, который влияет на то, как мы воспринимаем и представляем себе окружающий мир, и этот фактор — состояние и модели функционирования нашей собст- венной физиологии. Такие вещи, как мышечное напря- жение, работа кишечника, легких, поза, обмен ве- ществ, — все это оказывает колоссальное влияние на состояние. Внутренние представления и физиологические функции совместно образуют кибернетическую замкнутую петлю: все, что влияет на один элемент, будет автоматически влиять на другой. Поэтому перемена состояний подразумевает перемену внутренних пред- ставлений и перемену физиологии. Если ваш возлюб- ленный (супруг, ребенок) задерживается, но ваш
организм пребывает в активном, продуктивном состоя- нии, то вы просто будете думать, что он попал в автомо- бильную пробку по пути домой. Но, если вы по каким- либо причинам находитесь в физиологическом состоя- нии крайнего мышечного напряжения или сильной усталости, или если вы больны, или у вас низкое содер- жание сахара в крови, вы начнете представлять себе такие картины, которые будут увеличивать ваши от- рицательные эмоции и чувства. Когда вы чувствуете себя физически здоровым и полным жизни, разве не воспринимаете вы окружающий мир иначе, чем тогда, когда вы устали или больны? Подумайте над этим.
Состояние вашей физиологии буквально преображает ваши представления о мире и, следовательно, его вос- приятие. Когда вы воспринимаете вещи как сложные или огорчительные, разве ваше тело при этом не испы- тывает неудобства и напряжения? Таким образом, эти два фактора — внутренние представления и физио- логия — постоянно взаимодействуют друг с другом и создают то состояние, в котором мы находимся. А уже это состояние определяет тип поведения, которое мы проявляем. Таким образом, для того, чтобы непосред- ственно контролировать собственное поведение, мы должны научиться контролировать свои состояния и управлять ими, а для того, чтобы контролировать со- стояния, мы должны сознательно направлять наши внутренние представления об окружающем мире и фи- зиологии. Только представьте себе, что вы могли бы на сто процентов контролировать все свои состояния в любой момент!
Прежде чем научиться управлять собственным жиз- ненным опытом, мы должны сначала понять, как мы вби- раем в себя этот опыт. Как и все млекопитающие, люди получают информацию об окружающей среде посред- ством специальных рецепторов и органов чувств. У че-
71
Состояние вашей физиологии буквально преображает ваши представления о мире и, следовательно, его вос- приятие. Когда вы воспринимаете вещи как сложные или огорчительные, разве ваше тело при этом не испы- тывает неудобства и напряжения? Таким образом, эти два фактора — внутренние представления и физио- логия — постоянно взаимодействуют друг с другом и создают то состояние, в котором мы находимся. А уже это состояние определяет тип поведения, которое мы проявляем. Таким образом, для того, чтобы непосред- ственно контролировать собственное поведение, мы должны научиться контролировать свои состояния и управлять ими, а для того, чтобы контролировать со- стояния, мы должны сознательно направлять наши внутренние представления об окружающем мире и фи- зиологии. Только представьте себе, что вы могли бы на сто процентов контролировать все свои состояния в любой момент!
Прежде чем научиться управлять собственным жиз- ненным опытом, мы должны сначала понять, как мы вби- раем в себя этот опыт. Как и все млекопитающие, люди получают информацию об окружающей среде посред- ством специальных рецепторов и органов чувств. У че-
71
Как мы создаем наши состояния и
модели поведения
Внутренние представления:
Что и как мы отображаем в нашем сознании
Что и как мы говорим и слышим в нашем сознании
Физиология:
Поза
Биохимические процессы
Нервная энергия
Дыхание
Мышечное напряжение/расслабление
Поведение:
Речевое — говорить
Физическое — делать
Изменение цвета кожи
Дыхание
ловека пять органов чувств: вкус, обоняние, зрение, слух и осязание, или кинестетика. Как правило, мы принимаем большую часть решений, воздействующих на наше поведение, пользуясь тремя основными органами чувств: зрением, слухом и осязанием.
Эти специализированные рецепторы преобразуют внешние стимулы в сигналы, поступающие в мозг. Затем, используя процессы обобщения, изменения и стирания, мозг преобразует эти электрические сигналы и от- фильтровывает их в единое внутреннее представление.
Таким образом, ваши внутренние представления, ваше восприятие события не совсем соответствуют тому, что произошло, скорее это ваше персонифицированное
(личное) внутреннее представление о происходящем.
Сознание человека не может обработать все сигналы, которые получает. Мы наверняка сошли бы с ума, если бы начали сознательно воспринимать тысячи различ- ных раздражителей, начиная от пульсирования крови в левом мизинце и кончая вибрацией барабанных пере- понок. Поэтому наш мозг отфильтровывает и накапли- вает только ту информацию, которая нам нужна сейчас, или ту, которая может понадобиться позднее, отбрасывая при этом все остальное.
Процесс фильтрации объясняет широкий диапазон человеческого восприятия мира. Два человека могут запомнить дорожную аварию совершенно по-разному и по-разному рассказывать о ней. Один мог обратить больше внимания на то, что он увидел, другой — на то, что услышал. Они видели происходящее под разными уг- лами. У них в этот момент была различная физиология, и у них по-разному был организован процесс вос- приятия. У одного, например, стопроцентное зрение, а другой видит неважно. Возможно, один из них ранее сам побывал в подобной аварии, и у него уже есть ка- кое-то внутреннее представление об этом. Как бы то ни
73
Эти специализированные рецепторы преобразуют внешние стимулы в сигналы, поступающие в мозг. Затем, используя процессы обобщения, изменения и стирания, мозг преобразует эти электрические сигналы и от- фильтровывает их в единое внутреннее представление.
Таким образом, ваши внутренние представления, ваше восприятие события не совсем соответствуют тому, что произошло, скорее это ваше персонифицированное
(личное) внутреннее представление о происходящем.
Сознание человека не может обработать все сигналы, которые получает. Мы наверняка сошли бы с ума, если бы начали сознательно воспринимать тысячи различ- ных раздражителей, начиная от пульсирования крови в левом мизинце и кончая вибрацией барабанных пере- понок. Поэтому наш мозг отфильтровывает и накапли- вает только ту информацию, которая нам нужна сейчас, или ту, которая может понадобиться позднее, отбрасывая при этом все остальное.
Процесс фильтрации объясняет широкий диапазон человеческого восприятия мира. Два человека могут запомнить дорожную аварию совершенно по-разному и по-разному рассказывать о ней. Один мог обратить больше внимания на то, что он увидел, другой — на то, что услышал. Они видели происходящее под разными уг- лами. У них в этот момент была различная физиология, и у них по-разному был организован процесс вос- приятия. У одного, например, стопроцентное зрение, а другой видит неважно. Возможно, один из них ранее сам побывал в подобной аварии, и у него уже есть ка- кое-то внутреннее представление об этом. Как бы то ни
73
было, оба свидетеля будут иметь совершенно различ- ные представления об одном и том же событии. При этом они будут по-разному сохранять эти представле- ния, вовлекая в работу новые фильтры, через которые будут пропускать события в дальнейшем.
Есть одна важная концепция, которая используется в
НЛП: «Карта — это не территория». Как отмечает
Альфред Коржибский в своей книге «Наука и здоро- вье», «важные характеристики карты имеют смысл. Карта не является той территорией, которую она представляет, но, если она сделана правильно, она имеет ту же структуру, что и территория, именно поэтому ею можно пользоваться». Тем более внутреннее представление че- ловека не является точным отражением события. Это просто одна из его интерпретаций, пропущенная через конкретные личные фильтры, основанные на индиви- дуальных верованиях, подходах к жизни, ценностях и на множестве других вещей, которые называются мета- программами. Возможно, именно поэтому Эйнштейн од- нажды сказал: «Кто бы ни попытался поставить себя верховным судьей на поле правды и знаний, он будет мгновенно опрокинут смехом богов».
Поскольку мы никогда не знаем действительного положения вещей, а имеем только свою версию проис- ходящего, почему бы тогда не представлять себе ситуации такими, чтобы это вдохновляло и придавало энергии и нам, и другим, а не создавало ограничений? Чтобы этого добиться, надо уметь управлять своей памятью — нормировать такие представления, которые создавали бы наиболее выгодные и вдохновляющие ситуации каждого отдельного человека. В любом опыте вы можете сосредоточить свое внимание на самых разных вещах. Даже самый удачливый человек может размечтаться о том, что неосуществимо, и в результате впасть в депрессию или разозлиться, но ведь он может
Есть одна важная концепция, которая используется в
НЛП: «Карта — это не территория». Как отмечает
Альфред Коржибский в своей книге «Наука и здоро- вье», «важные характеристики карты имеют смысл. Карта не является той территорией, которую она представляет, но, если она сделана правильно, она имеет ту же структуру, что и территория, именно поэтому ею можно пользоваться». Тем более внутреннее представление че- ловека не является точным отражением события. Это просто одна из его интерпретаций, пропущенная через конкретные личные фильтры, основанные на индиви- дуальных верованиях, подходах к жизни, ценностях и на множестве других вещей, которые называются мета- программами. Возможно, именно поэтому Эйнштейн од- нажды сказал: «Кто бы ни попытался поставить себя верховным судьей на поле правды и знаний, он будет мгновенно опрокинут смехом богов».
Поскольку мы никогда не знаем действительного положения вещей, а имеем только свою версию проис- ходящего, почему бы тогда не представлять себе ситуации такими, чтобы это вдохновляло и придавало энергии и нам, и другим, а не создавало ограничений? Чтобы этого добиться, надо уметь управлять своей памятью — нормировать такие представления, которые создавали бы наиболее выгодные и вдохновляющие ситуации каждого отдельного человека. В любом опыте вы можете сосредоточить свое внимание на самых разных вещах. Даже самый удачливый человек может размечтаться о том, что неосуществимо, и в результате впасть в депрессию или разозлиться, но ведь он может
сфокусироваться на том, что у него получается лучше.
Как бы ни ужасна была ситуация, вы можете предста- вить ее себе таким образом, что она вдохновит вас на позитивные действия.
Преуспевающие люди имеют постоянный доступ к таким своим внутренним состояниям, которые являются наиболее продуктивными. Не в этом ли заключается их главное отличие от неудачников? Вспомните опять об
У. Митчелле. Определяющим было не то, что с ним произошло, а то, как он представлял себе это. Несмотря на то, что он был страшно обожжен, а позднее и парали- зован, он смог ввести себя в активное, продуктивное со- стояние. Помните, ничто не является по своей сути аб- солютно плохим или абсолютно хорошим. Оценка — это то, как мы представляем себе происходящее. Мы можем представить себе вещи таким образом, что это представление введет нас в положительное состояние, а можем поступить и наоборот. Найдите время вспом- нить о том периоде вашей жизни, когда вы были в наи- более активном творческом состоянии.
Это как раз то, что мы делаем, когда ходим босиком по раскаленным углям. Если я сейчас попрошу вас от- ложить книгу и пройтись босиком по раскаленным уг- лям, я сомневаюсь, что вы встанете и сделаете это. Это пока не то занятие, которое позволит вам сделать свое состояние продуктивным. И как бы я ни убеждал вас, этого недостаточно для того, чтобы вы смогли предпри- нять данное действие.
Хождение по углям учит людей изменять свое со- стояние и поведение так, чтобы вдохновить себя на дей- ствия, которые могут быть совершены, несмотря на страх и прочие ограничивающие факторы. Люди, которые ходят босиком по углям, — это те же самые люди, которые совсем недавно пришли на занятия, думая, что это совершенно невозможно. Однако они научились менять
Как бы ни ужасна была ситуация, вы можете предста- вить ее себе таким образом, что она вдохновит вас на позитивные действия.
Преуспевающие люди имеют постоянный доступ к таким своим внутренним состояниям, которые являются наиболее продуктивными. Не в этом ли заключается их главное отличие от неудачников? Вспомните опять об
У. Митчелле. Определяющим было не то, что с ним произошло, а то, как он представлял себе это. Несмотря на то, что он был страшно обожжен, а позднее и парали- зован, он смог ввести себя в активное, продуктивное со- стояние. Помните, ничто не является по своей сути аб- солютно плохим или абсолютно хорошим. Оценка — это то, как мы представляем себе происходящее. Мы можем представить себе вещи таким образом, что это представление введет нас в положительное состояние, а можем поступить и наоборот. Найдите время вспом- нить о том периоде вашей жизни, когда вы были в наи- более активном творческом состоянии.
Это как раз то, что мы делаем, когда ходим босиком по раскаленным углям. Если я сейчас попрошу вас от- ложить книгу и пройтись босиком по раскаленным уг- лям, я сомневаюсь, что вы встанете и сделаете это. Это пока не то занятие, которое позволит вам сделать свое состояние продуктивным. И как бы я ни убеждал вас, этого недостаточно для того, чтобы вы смогли предпри- нять данное действие.
Хождение по углям учит людей изменять свое со- стояние и поведение так, чтобы вдохновить себя на дей- ствия, которые могут быть совершены, несмотря на страх и прочие ограничивающие факторы. Люди, которые ходят босиком по углям, — это те же самые люди, которые совсем недавно пришли на занятия, думая, что это совершенно невозможно. Однако они научились менять
свою физиологию и свои внутренние представления о том, на что они способны и на что нет. Поэтому ходьба по углям превратилась для них из чего-то ужасного в то, что они поняли, знают и могут делать. Они научи- лись переводить себя в активное, творческое состояние, а находясь в этом состоянии, они способны на многие действия и результаты, в прошлом казавшиеся им со- вершенно невозможными.
Хождение по огню помогает людям получить новое внутреннее представление о своих возможностях. Если уж такая вещь, которая представлялась им ранее совершенно невозможной, является всего лишь огра- ничением в их сознании, то почему бы не преодолеть и другие «невозможности»? Одно дело — говорить о могуществе состояний. Другое дело — испытать это самому. Именно этому и служит хождение по углям.
Оно дает новую модель для веры в себя и собственные возможности, оно создает новые внутренние ощущения или состояния, которые могут сделать жизнь лучше и позволяют людям совершить такое, о чем они и не помышляли. Это четко демонстрирует людям, что их поведение является результатом того состояния, в котором они находятся, когда буквально тотчас, сделав несколько изменений в том, как они представляют себе свой опыт, они могут стать настолько уверенными в себе, что предпринимают эффективные и успешные действия. Очевидно, для достижения этого есть мно- жество путей. Прогулка босиком по углям — всего лишь один из очень эффективных и занимательных способов, который нескоро забудется.
Итак, ключ к получению желаемых результатов — так представить себе события, чтобы привести себя в активное состояние и, находясь в нем, получить воз- можность совершать действия, которые дали бы эти ре- зультаты. Если у вас это не получится, вы не только
Хождение по огню помогает людям получить новое внутреннее представление о своих возможностях. Если уж такая вещь, которая представлялась им ранее совершенно невозможной, является всего лишь огра- ничением в их сознании, то почему бы не преодолеть и другие «невозможности»? Одно дело — говорить о могуществе состояний. Другое дело — испытать это самому. Именно этому и служит хождение по углям.
Оно дает новую модель для веры в себя и собственные возможности, оно создает новые внутренние ощущения или состояния, которые могут сделать жизнь лучше и позволяют людям совершить такое, о чем они и не помышляли. Это четко демонстрирует людям, что их поведение является результатом того состояния, в котором они находятся, когда буквально тотчас, сделав несколько изменений в том, как они представляют себе свой опыт, они могут стать настолько уверенными в себе, что предпринимают эффективные и успешные действия. Очевидно, для достижения этого есть мно- жество путей. Прогулка босиком по углям — всего лишь один из очень эффективных и занимательных способов, который нескоро забудется.
Итак, ключ к получению желаемых результатов — так представить себе события, чтобы привести себя в активное состояние и, находясь в нем, получить воз- можность совершать действия, которые дали бы эти ре- зультаты. Если у вас это не получится, вы не только
обречены на неудачную попытку, у вас не хватит духу даже предпринять эту попытку. Естественно, соответст- вующими будут и результаты. Если я скажу вам: «Давайте пройдемся по углям», то стимулы, которые я передаю вам словами, попадут в ваш мозг и сформируют соответствующее представление. Если вы представите себе при этом дикарей с кольцами в носу, выполняющих какой-то жуткий обряд, или людей, которых сжигают заживо, это вряд ли вызовет в вас продуктивное состояние. Если вы представите самого себя обгоревшим, ваше состояние окажется еще хуже.
Однако, если вы представите себе веселых людей, пры- гающих и танцующих у костра, если вы представите себе сцену общей радости и возбуждения, вы окажетесь в совершенно другом состоянии. Если вы представите самого себя совершенно спокойно и с радостью прогу- ливающимся по углям и если вы скажете самому себе: «Да, я абсолютно уверен, что могу это сделать», и будете управлять своим телом так, как будто вы абсолютно уверены в успехе, тогда ваши неврологические сигналы приведут вас в такое состояние, в котором вы, скорее всего, отважитесь на этот поступок, и он закончится успехом.
Эти же рассуждения верны абсолютно для всего в нашей жизни. Если мы представляем себе, что ничего не выйдет, ничего таки и не выйдет. Если же мы представим, что все будет нормально, мы создадим в себе внутренние ресурсы, требующиеся нам для перевода себя в соответствующее состояние, которое будет поддерживать нас при получении положительных результатов. Разница между Тедом Тернером, Ли Якоккой, У. Митчеллом и обычными людьми заключается в том, что первые представляют себе мир как место, где они могут добиться любых результатов, каких только пожелают. Конечно, даже в самом активном состоянии мы не
Однако, если вы представите себе веселых людей, пры- гающих и танцующих у костра, если вы представите себе сцену общей радости и возбуждения, вы окажетесь в совершенно другом состоянии. Если вы представите самого себя совершенно спокойно и с радостью прогу- ливающимся по углям и если вы скажете самому себе: «Да, я абсолютно уверен, что могу это сделать», и будете управлять своим телом так, как будто вы абсолютно уверены в успехе, тогда ваши неврологические сигналы приведут вас в такое состояние, в котором вы, скорее всего, отважитесь на этот поступок, и он закончится успехом.
Эти же рассуждения верны абсолютно для всего в нашей жизни. Если мы представляем себе, что ничего не выйдет, ничего таки и не выйдет. Если же мы представим, что все будет нормально, мы создадим в себе внутренние ресурсы, требующиеся нам для перевода себя в соответствующее состояние, которое будет поддерживать нас при получении положительных результатов. Разница между Тедом Тернером, Ли Якоккой, У. Митчеллом и обычными людьми заключается в том, что первые представляют себе мир как место, где они могут добиться любых результатов, каких только пожелают. Конечно, даже в самом активном состоянии мы не
всегда достигаем того, чего хотим, однако, когда мы соз- даем соответствующее состояние духа, мы получаем са- мые благоприятные возможности для эффективного ис- пользования всех своих внутренних ресурсов.
Здесь весьма логично задать следующий вопрос: если внутренние представления и физиология работают совместно над достижением такого состояния, из которого рождается наше поведение, то что определяет конкретные типы поведения, которые мы проявляем, находясь в этом состоянии? Один человек в состоянии влюбленности задушит вас в объятиях, а другой робко признается вам в любви. Ответ на этот вопрос будет таков: когда мы приходим в то или иное состояние, наш мозг получает доступ к различным, возможным моде- лям поведения. Количество вариантов определяется ко- личеством наших моделей внешнего мира. Некоторые люди, например, придя в ярость, имеют только одну мо- дель поведения и реакции: они готовы наброситься на собеседника с кулаками. Может быть, они извлекли ее из наблюдения за своими родителями или, возможно, однажды проверили эту реакцию в деле и добились ис- комого результата. Поэтому у них создалось устойчивое воспоминание, заставляющее и впредь в подобной ситуации действовать именно так.
У каждого из нас есть свой взгляд на мир, модели, формирующие наше представление об окружающей среде. Общаясь с людьми, читая книги и просматривая телепередачи, мы черпаем сведения, которые формируют образ внешнего мира и наши представления о s
том, что в нем возможно, а что нет. В случае с У. Митчеллом главным моментом, сформировавшим его, было воспоминание о человеке, которого он знал в детстве.
Этот человек был парализован, однако добился в жизни больших успехов. То есть у Митчелла была модель, которая помогла ему представить происшед-
Здесь весьма логично задать следующий вопрос: если внутренние представления и физиология работают совместно над достижением такого состояния, из которого рождается наше поведение, то что определяет конкретные типы поведения, которые мы проявляем, находясь в этом состоянии? Один человек в состоянии влюбленности задушит вас в объятиях, а другой робко признается вам в любви. Ответ на этот вопрос будет таков: когда мы приходим в то или иное состояние, наш мозг получает доступ к различным, возможным моде- лям поведения. Количество вариантов определяется ко- личеством наших моделей внешнего мира. Некоторые люди, например, придя в ярость, имеют только одну мо- дель поведения и реакции: они готовы наброситься на собеседника с кулаками. Может быть, они извлекли ее из наблюдения за своими родителями или, возможно, однажды проверили эту реакцию в деле и добились ис- комого результата. Поэтому у них создалось устойчивое воспоминание, заставляющее и впредь в подобной ситуации действовать именно так.
У каждого из нас есть свой взгляд на мир, модели, формирующие наше представление об окружающей среде. Общаясь с людьми, читая книги и просматривая телепередачи, мы черпаем сведения, которые формируют образ внешнего мира и наши представления о s
том, что в нем возможно, а что нет. В случае с У. Митчеллом главным моментом, сформировавшим его, было воспоминание о человеке, которого он знал в детстве.
Этот человек был парализован, однако добился в жизни больших успехов. То есть у Митчелла была модель, которая помогла ему представить происшед-