Файл: История как наука. Исторические источники. Исторические концепции и принципы изучения истории. Основные этапы исторического развития. Краткая характеристика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 191

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. История крепостного права в России.

Иван Грозный, основавший и вылепивший новое Московское государство, не имел иного выбора, кроме как устранить старую аристократию, а чтобы иметь в своём распоряжении войско и администрацию, создал новое служилое дворянство, помещиков, которым жаловались в пожизненное владение земли, конфискованные у старой знати или же новые и пустынные земли в южных степях. 1.На формирование российского государства XIV - XVI веков существенное влияние оказали природно-климатические условия, архаичная система земледелия с низкими урожаями, когда проблема аграрного перенаселения разрешалась за счет стихийной колонизации, прокладывающей дорогу государственной политике захвата и расширения территорий. 2.В обществе с минимумом прибавочного продукта госаппарат на всем протяжении активно вмешивался в хозяйственно-экономическую жизнь населения в интересах господствующего класса феодалов и самого государства. С конца XV века стала оформляться государственно-крепостническая система : власть феодала над крестьянином и прикрепление крестьян к земле. Процесс этот завершился в середине XVII века. Аналога такой системы феодальных отношений в Европе не было. 3.Все формы крестьянского протеста, в том числе три крестьянские войны - Болотникова, Разина, Пугачева - не расшатывали феодально-крепостническую систему, а заставляли принимать более жесткие меры подавления этих протестов. 4.Апогей крепостничества - Петровская эпоха, когда в рамках феодально-крепостнической системы была проведена модернизация политической и экономической жизни. 5.С конца XVIII века начался кризис крепостной системы, были исчерпаны возможности дальнейшего развития, но поскольку масштабы Российской империи были огромны, то стагнация растянулась на целое столетие. Осознание необходимости отмены крепостного права подвигло дворянскую оппозицию - декабристов - на открытое выступление против самодержавия. На правительственном уровне рассматривались проекты реформ Сперанского, Киселева, Новосильцева. Но только унизительное поражение России в Крымской войне поставило правительство перед альтернативой превращения России во второстепенную державу или незамедлительной модернизации. 6.Аграрная реформа освободила все категории крестьян, создала предпосылки для преобразования многих сторон жизни общества. Но в угоду 1% населения - помещикам - были сохранены пережитки феодализма. Крестьянское малоземелье,
изначально заложенное в реформу, обусловило рост аграрного перенаселения, что вместе с непомерными платежами в пользу государства вело к обнищанию деревни. 7.Незавершенность реформы 1861 года, привязавшей крестьян к наделу, общине, наложила отпечаток на индустриализацию, проводимую "сверху", за счет огромных средств, собираемых государством с крестьян. Нехватка квалифицированных рабочих рук тормозила технический прогресс, а узость внутреннего рынка преодолевалась за счет казенных заказов, привлечения иностранного капитала. Система "государственного феодализма" превращалась к началу ХХ века в государственно-монополистическую при крайней нищете и правовой незащищенности основной массы населения, неразвитости средних сословий.
  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Внешняя политика Российского государства в XVII в.: основные направления, итоги.

Внешнеполитические задачи России середины XVII в. диктовались необходимостью воссоединить территории восточных славян и выйти к Балтийскому и Черному морю.

Урегулирование внешнеполитических вопросов с Польшей и Швецией являлось приоритетной задачей нового правительства Михаила Романова. В 1617 г. в деревне Столбово был заключен Столбовой мир между Россией и Швецией, по которому шведы возвращали новгородскую землю. Польский королевич Владислав в 1617 г. организовал военный поход на Москву. Речь Посполитая потерпела поражение, но по Деулинскому перемирию сохранила за собой Черниговские и Смоленские земли. .

В 1632—1634 гг. прошла неудачная война за возвращение Смоленска. В 1637 г. донские казаки захватили турецкую крепость Азов, однако Земский собор принял решение вернуть Азов, так как Россия была не готова к войне с Крымом и Турцией.

Территории Белоруссии и Украины входили в состав Речи Посполитой. Местные крестьяне находились в крайне тяжелом положении, барщина доходила до 6 дней в неделю работы. Немаловажным было и религиозное притеснение православия со стороны католиков. В 1648 г. гетманом (главой) Запорожской Сечи стал Богдан Хмельницкий, опиравшийся в освободительной борьбе против Речи Посполитой на Россию. 1 октября 1653 г. по решению Земского собора Россия объявила войну Польше, поддерживая освободительную борьбу украинского и белорусского народа. В 1654 г. состоялась Переяславская Рада, по решению которой Украина была принята в состав России.

Русско-польская война (1654—1667 гг.) завершилась подписанием Андрусовского перемирия, по которому России отходила Левобережная Украина, Смоленск, но она вынуждена была отказаться от Белоруссии. Параллельно с русско-польской войной в 1656—1658 гг. прошла русско-шведская война. Попытка России получить остро необходимый выход к Балтийскому морю потерпела неудачу, эта задача оставалась одной из приоритетных во внешней политике.

  1. Культурное развитие России в XVI-XVII вв.: основные направления и их краткая характеристика.

В XVI в. культурная жизнь России была проникнута религиозным мировоззрением. С XVII в. в культуре начался процесс «обмирщения», т. е. распространения в ней светских элементов.


Важнейшим памятником литературы является переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским, в которой царь обосновывает свое право управления государством. В 1564 г. в России началось книгопечатание, организованное Иваном Федоровым. В XVII в. получили распространение такие жанры в литературе, как сатирические повести («Служба кабаку», «Повести о куре и лисе»), мемуары и любовная лирика. Все это свидетельствовало об элементах обмирщения, распространяющегося в культуре.

В архитектуре при Иване Грозном в честь взятия Казани был построен Собор Василия Блаженного (Покровский собор). В XVII в. получил распространение нарышкинский стиль. В XVIII веке прославились архитекторы В. И. Баженов (дом Пашкова) и М. Ф. Казаков (здание Сената в Кремле)

В 1687 г. в Москве было открыто первое высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия. С начала XVIII в. все более широкое распространение получало светское образование. При Петре I Россия нуждалась в специалистах в разных сферах, стали открываться учебные заведения преимущественно для дворянского сословия. В 1725 г. была открыта Академия наук в Петербурге, а в 1755 г. Московский университет. Большую роль в научной жизни сыграл русский ученый-энциклопедист М. В. Ломоносов.

В 1672 г. был создан театр в Москве, а в 1750 г. возник первый русский профессиональный театр.

С середины XVII в. первопроходцы С. Дежнев и Е. Хабаров открывают восточные земли России, двигаясь к Тихому океану.

  1. XVIII век в европейской и мировой истории: реформы и революции. Европейское просвещение и его влияние на историческое развитие России.

Восемнадцатое столетие вошло в мировую историю как век Просвещения. Важно понять, что Просвещение - необходимая ступень в культурном развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом жизни. Оно явилось выражением буржуазной оппозиции против всех проявлений и пережитков феодализма в общественных отношениях , государственном строе и господствующей идеологии, тормозивших развитие капитализма. Следовательно, это интернациональное движение, хотя и не привязанное к определённой хронологии. Распад феодальных отношений происходил в разных странах в разное время. Уясните для себя сущность этих идей 1.Возникновению государства предшествовало естественное состояние полной свободы в отношении действий людей, распоряжении своим имуществом. 2.Переход от естественного состояния к гражданскому обществу - следствие общественного договора, когда общество наделяло определённую группу людей властными функциями. 3.Государство не имеет права покушаться на естественные права граждан и для того, чтобы оно не превышало своих полномочий, необходим специальный конституционный механизм разделения властей. 4.Сползанию государства к деспотизму должен препятствовать принцип законности, согласно которому ни для одного человека, находящегося в обществе, не может быть сделано исключение. Однако жизнь показала-теории просветителей сыграли совсем иную - революционизирующую роль в общественном сознании. Английская, американская и французская революции шли под знаком идей Просвещения, прежде всего теорий естественного равенства людей и общественного договора. В России эти же теории вызвали мощную волну антикрепостнических настроений среди интеллектуальной элиты и в XVIII , и в XIX вв Первая буржуазная американская революция (война за независимость)1775-1783 гг. и Великая Французская революция 1789-1794 гг. Они явились продолжением эпохи Просвещения, попыткой претворить её идеалы в жизнь.

Характеристика эпохи просвещения в России: 1) Конец XVIII (развитие протестантизма вместо католицизма, образование национальных гос-в, изменение международных отношений, начало крушения феодальной структуры общества) – начало XIX в. (1804 – Франция становится империей, завершается ВФР, борьба за независимость от Великобритании, образование США). 2) Формирование нового типа мировоззрения, переход от провиденционалистскому к рационалистическому. 3) Сознание – “я действую” утверждает тип активного человека – следствие рационального сознания, человека, который определяет цель и средства ее достижения, знающего человека (взлет науки). Научная революция 4) Общество формирует новую элиту – просвещенную, стремящуюся сохранить влияние через просвещение. 5) Новые элементы: этикет, мода, тайные общества. 6) Сопутствующие явления: индивидуализм, космополитизм, усугубление разрыв между “верхами” и “низами”, оязычивание психологии, филантропия как подчеркивание своего достоинства, в моде – язычество, атеизм, открытие домов презрения, участие в жизни заключенных. 7) Просвещенный абсолютизм. С конца XVII в. в мире устанавливаются абсолютные монархии, в XVIII устанавливается новая сила: абсолютная монархия “бежит впереди паровоза по пути просвещения”, стремясь открывать школы, помогать бедным и т.д. XVIII в.: Австрия – Мария Терезия, сын Иосиф II, Пруссия – Фридрих II, Испания – Карл III, Россия - от Петра I до Александа I. В связи с образованием национальных гос-в изменяется система международных отношений: 1. Национальный интерес рождает механизм регулирования отношений 2. Международное право до конца XVIII в. 3. Страны осознают зависимость друг от друга. 4. Госуд. интерес носит устойчивый характер. Политика становится предсказуемой. 5.Появляется термин “Большая европейская политика” с конца XVII-XVIII 6. Госуд. защищает свои интересы в коалициях – c конца XVIII образуются военно-полит. блоки: Коалиции: Россия – Турция – Пруссия, Россия – Австрия – Пруссия + Англия против Швеция – Франция - Турция 7. Эпоха непрерывных войн. Причины: борьба за колонии, меняется состав союзников и противников, перегруппировка коалиций 8. Гос. интерес приобретает династический характер. 9.Многополюсность мировой политики. 10. Дипломатическая революция. 11.Возрастание общественной роли. Эпоха просвещения в России.

Имеет те же черты, что и эпоха просвещения в Европе. Заключалась в использовании положений просветительской идеологии для укрепления крепостнического строя в условиях его начавшегося разложения при сохранении неограниченного самодержавия. Особенности: 1.В Европе – падение аристократии, крушение сословного строя, в России – усиление аристократии, дворянство – привелигерованный слой, ужесточение сословного строя, усиление консервативного сосл. Строя, расколотость всех процессов, их усугубление 2. В Европе – гражданское общество, в России – закрепощение кр-ва, ужесточение, дворянство и власть едины, единство правящего сословия. 3.Россия остается верной самой себе, во всем доходит до логического конца 4. В России складывается стабильная идея, кодекс чести – конституция, единый закон для всех, система образования 5. Разные этапы царствования – либеральные устремления, откат от нах 6.XVIII – корректировка созданной Петром I модели: положение дворянства, его самораскрепощение, армия. 7. Внешняя политика: при Петре I – имперская, после Петра I –