Файл: Методические указания по организации практики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 133

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Закупки товаров, работ и услуг в сфере государственного управления составляют весьма значимую составляющую часть бюджетных расходов государства – в среднем 15-30% от ВВП, а в некоторых странах даже больше. Среди многочисленных функций государства именно эта в наибольшей степени подвергнута воздействию коррупции. По данным Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл – Р» (Transparency International), пагубное воздействие коррупции составляет в среднем 10-25%, а в некоторых случаях достигает и 40-50% от общей стоимости заключаемого контракта [35].

Борьба с коррупцией в данной сфере крайне важна, однако весьма затруднена комплексностью государственных закупок. В процедурах государственных закупок сложен и неоднозначен как предмет закупки – он охватывает множество различных ситуаций и потребностей: от простых товаров (канцелярских принадлежностей и др.) до разработки научно-исследовательских проектов и конструирования различных строительных объектов – так и сама организационная структура. В зависимости от специфики закупок и конкретной ситуации зоны риска (с возможностью возникновения коррупции) различаются, и в условиях ограниченной прозрачности процессов закупок крайне трудно выявлять правонарушения на ранних стадиях. Поэтому среди множества предлагаемых и внедряемых экспертами методов противодействия коррупции один из наиболее популярных и обсуждаемых – повышение прозрачности государственных закупок.

К сожалению, не существует какого-либо общепризнанного определения термина «коррупция» в отношении государственных закупок. Однако большинство экспертов (в том числе аналитики центра Трансперенси Интернешнл, ГуставоПига) согласны со следующим толкованием: «злоупотребление служебным положением с целью извлечения личной выгоды». Такое определение имеет очень широкие границы применимости, то есть оно универсально.

Относительно источника коррупционных рисков можно выделить два вида коррупции, затрагивающей сферу государственных закупок: политическую, или высокоуровневую, и административную, или бюрократическую. Политическая коррупция возникает в процессе планирования бюджета, когда принимаются политические решения. Более того, данный вид коррупции отражает ситуацию, когда разрабатывают и реализуют комплекс мероприятий по улучшению эффективности закупочной деятельности государства. Административная коррупция проявляется во время исполнения бюджета, то есть непосредственно при осуществлении процедур государственных закупок. В данной работе рассматривается именно второй тип коррупции.


Административная коррупция может возникнуть на любой стадии проведения государственных торгов. В связи с этим действия, которые можно отнести к коррупционным, очень разнообразны. В качестве примера показательным является исследование, проводившееся в январе 2021 года среди частного сектора Европы. Оно показывает, с какими коррупционными действиями сталкивались участники торгов на завершающих стадиях проведения государственных закупок, данные представлены на рисунке 1.


Рисунок 1 - Виды коррупционных действий на завершающих стадиях торгов
По этим данным самыми распространенными видами коррупционных действий являются предоставление неоправданного преимущества какому-либо участнику торгов (40,9%) и манипуляция критериями оценки (31,8%). Важно отметить, что отсутствие прозрачности также весьма распространенное явление (22,7%).

В процессе выявления форм коррупции и сфер ее возникновения эксперты сходятся во мнениях, что процесс государственного заказа необходимо делить на стадии, однако точки зрения относительно количества стадий, а соответственно и их детальности, различаются [26].

В общих чертах можно выделить три главных стадии: до начала ведения торгов (pre-bidding; далее - подготовительная), непосредственно торги (bidding; далее - торги) и после торгов (post-bidding; далее - завершающая). Рассмотрим основные зоны риска возникновения коррупции, существующие на каждой стадии.

На подготовительной стадии можно выделить следующие проблемные зоны:

  • Отсутствие адекватной оценки потребностей, неэффективное планирование бюджета и процедуры закупки.

  • Дублируемость обязанностей государственных служащих и вмешательство лиц высших чинов.

  • Проблемы разработки технических спецификаций предмета закупки – расплывчатые, нечеткие характеристики, способствующие двоякому восприятию, или создание характеристики, описывающей продукт одной конкретной компании.

  • Неясные, необъективные или несвоевременно раскрытые критерии отбора победителя.

  • Неподходящий для данного объекта выбор процедуры закупок.

  • Несоблюдение или неверный расчет сроков проведения торгов

В ходе ведения торгов наиболее часто встречаются:

  • Непоследовательность доступа к информации о проводимой закупке участников торгов.

  • Отсутствие конкуренции или образование сговора в результате неадекватности цен.

  • Конфликт интересов, способствующий предвзятой оценке участников;

  • Отсутствие доступа к документации по выбору победителя, что ведет к неспособности остальных участников оспорить итоговое решение.


Основные существующие проблемы на завершающей стадии включают в себя:

  • Недостаточный контроль за исполнением заключенного контракта (это касается в основном качества и временных рамок).

  • Непрозрачность выбора или отсутствие подотчетности субподрядчиков и партнеров.

  • Отсутствие инспектирования или двойственность обязанностей государственных служащих.

  • Недостаточный контроль за системой оплаты заказа.

Выявление конкретных проблем в процедурах закупок помогают в дальнейшем разрабатывать комплекс мер по улучшению качества государственного заказа и уменьшению существующей коррупции [30].

Коррупция в сфере государственных закупок приводит к колоссальным потерям для любой страны, при чем потери эти не только финансовые. Ущерб государства и общества от коррупционных действия в процессе размещения государственного или муниципального заказа можно разделить на четыре вида.

  1. Финансовые потери – заключение сделок на невыгодных для государства и общества финансовых условиях. В первую очередь это завышение цен закупаемой продукции по сравнению с текущем рыночным уровнем, включения в условия государственного контракта условия предоплаты вместо отсрочки платежа.

  2. Количественные потери – завышение или занижение объема поставляемого товара или оказываемых услуг по сравнение с необходимым количеством, приобретения товара или услуг в личных целях ответственных чиновников, а не для удовлетворения государственных нужд.

  3. Качественные потери – заключения сделок с нарушением требуемых технических условий, таких как поставка товаров, выполнения работ или оказания услуг ненадлежащего качества, худшие условия гарантийного и послегарантийного обслуживания, недостаточные требования по контролю качества выполнения работ или услуг.

  4. Политические потери – ухудшение инвестиционного климата в стране, потеря доверия со стороны граждан к государственным структурам и государству в целом, расшатывание экономической и финансовой системы страны, нарушение принципов свободной конкуренции [49].

Для эффективного противодействия экономической преступности, необходимо понимать какой из видов преступлений является наиболее распространенным в тех или иных социально-экономических условиях. Все виды преступлений объединимв более ёмкие группы (мошенничество, коррупция, махинации, киберпреступления) и рассмотрим статистику преступлений в России и Германии. Такой выбор обусловлен тем, что экономические преступления, как и любые другие, характерны для всех стран мира, но различаются по своей структуре, рассмотрим статистику правонарушений, подразделяя страны на передовые и развивающиеся (согласно классификации Международного валютного фонда). Данные по видам экономических преступлений.




Рис. 2. Статистика экономических преступлений в Германии, 2021г.
Из данного рисунка видно, что наиболее популярной группой экономических преступлений в Германии, представляющей передовые страны, являются преступления с использованием компьютерных технологий. На последнем месте находятся преступления, связанные с коррупцией. Так как Германия относится к высокоразвитым в социально-экономическом плане странам, в ней преобладают более сложные виды преступлений, требующие большего научно-технического оснащения.

Рис. 3. Экономические преступления в России, 2021г.
В России наблюдается отличная от Германии ситуация. На последнем месте находятся киберпреступления, а первое занимает мошенничество преступления более традиционного характера, не требующие высокого развития технологий. Данная группа, включает в себя наиболее широкий спектр преступлений.

Анализ зарубежного опыта в данной сфере позволяет не только совершенствовать свои методы борьбы с преступностью, но и разрабатывать принципиально новые, опираясь на имеющиеся данные. В Германии наряду с использованием частных агентств широко используют национальную службу, создающую современные структуры контрразведки, выполняющие функции охраны и безопасности. Они поддерживают регулярные контакты и обмениваются информацией с полицией, в некоторых случаях даже выполняют совместные мероприятия по обеспечению экономической безопасности. Другой характерной особенностью обеспечения экономической безопасности в Германии является повышенное внимание к защите коммерческих и промышленных интересов. Министерство внутренних дел Германии принимает активное участие в процессе совершенствования законодательства, регулирующего порядок проведения мероприятий по предотвращению утечки информации, составляющей промышленную или коммерческую тайну.

Среди основных причин коррупционных преступлений, посягающих на систему закупок можно выделить: несовершенство действующего законодательства в области закупок; неполное и нерегулярное финансирование закупок; незнание и непонимание специалистами, занятыми в сфере закупок своих прав и обязанностей; недоверие участников размещения заказа к системе конкурсных закупок, возможности честной конкуренции, беспристрастности заказчиков; недостаточно активные роли Министерства экономического развития РФ, Федеральной антимонопольной службы РФ и иных уполномоченных органов государственной власти в обеспечении контроля сферы закупок; недобросовестные действия отдельных чиновников, принимающих решения о проведении и о ходе процедур закупок. Также необходимо отметить такие факторы, как фактическое отчуждение большей части населения от власти, в частности, от управления имуществом, от правотворчества и правоприменения, отсутствие механизма быстрого лишения полномочий государственных и муниципальных служащих, скомпрометировавших себя в глазах населения своими действиями, крайне низкий уровень фактической раскрываемости преступлений в сфере закупок для нужд заказчиков [35].


Борьба с коррупцией крайне важна, однако весьма затруднена комплексностью государственных закупок. В процедурах государственных закупок сложен и неоднозначен как предмет закупки - он охватывает множество различных ситуаций и потребностей: от простых товаров до разработки научных исследований и конструирования строительных объектов, так и сама организационная структура.

Рост потерь денежных средств, в разные периоды, связан с тем, что ранее все аукционы, проводились путем заявок на бумажном носителе, и при личном присутствии самих участниках процедур, что давало поставщикам возможность для коррупционных схем. Большие изменения произошли в 2010 году, это связано с тем, что в этом году было принято ввести электронные торги.

Недостатки Федерального закона N 94-ФЗ, проявившиеся в течение времени своего функционирования, привели к коррупции в этой сфере.

Чаще всего применялись— запрос котировок (если сумма госконтракта не превышает 500 тыс. руб.) и открытый конкурс или открытый аукцион (если сумма госконтракта больше 500 тыс. руб.).

При запросе котировок госзаказчик публикует на федеральном или региональном сайте конкурсную документацию, в которой указываются начальная максимальная цена контракта, сроки выполнения работ и прочие условия. Подрядчики направляют заказчику котировки с указанием цены, за которую они берутся выполнить данный объем работ [29].

Нами в диссертационном исследовании уточнены коррупционные схемы, которые могут быть использованы, этом типе закупок:

  • фирма, участвующая в сговоре, всегда успеет подать заявку на сумму заведомо ниже, чем у всех остальных участников;

  • сроки выполнения работ выставляются минимальные, заведомо не выполнимые для участников не участвующие в сговоре с заказчиком;

  • объемы работ выставляются очень большие, заведомо не выполнимые за указанную сумму;

  • указываются огромные сроки оплаты за выполненные работы, например, «через 45 дней после подписания актов выполненных работ, при условии поступления денег из федерального бюджета». Посторонних заказчиков это часто пугает. Реальные сроки окончательной оплаты фирма, участвующая в сговоре, знает всегда.

Открытый аукцион означает, что госзаказчик публикует на федеральном или региональном сайте конкурсную документацию, в которой указываются начальная максимальная цена контракта, сроки выполнения работ и прочие условия. Подрядчики направляют заказчику заявки на участие в аукционе, комиссия госзаказчика в определенный день рассматривает заявки и выдает решение о допуске или недопуске подрядчиков на аукцион.