Файл: Курсовая работа по дисциплине Методика обучения и воспитания.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 118
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие дифференцированного подхода и его роль в обучении
1.2. Виды и особенности применения дифференцированного подхода на уроках экономики
1.3 Средства реализации дифференцированного подхода в процессе обучения экономике.
2.1. Рекомендации к разработке разноуровневых заданий для самостоятельных работ на уроках экономики
2.2. Разработка комплекса разноуровневых самостоятельных работ по экономике
Под внутренней дифференциацией же понимают смешанные классы, где детей не делят по способностям изначально, классы разнородны, а учет особенностей детей проходит в специально отобранных группах этого класса, при этом деление на группы бывает неявным, тогда ее состав меняется в зависимости от намеченной учебной задачи [16]. Формой внутренней дифференциации является уровневая дифференциация.
Приоритетным направлением изучения в данной работе является как раз уровневая дифференциация. Обучение в условиях уровневой дифференциации – это такая форма организации учебного процесса, при которой педагог работает с группой учащихся, составленной с учетом различия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих особенностей с использованием комплекса методических, психолого-педагогических и организационных мероприятий. Цель уровневой дифференциации – дать возможность каждому учащемуся достичь обязательного уровня усвоения материала, создать условия для усвоения продвинутого и повышенного уровня для желающих, обеспечить системный подход в обучении и контроле [3]. При этом главной педагогической идеей уровневой дифференциации является формирование мотивации у обучающихся. При обучении в условиях уровневой дифференциации каждый учащийся может достичь обязательных результатов обучения по каждой теме. За учащимся закрепляются не только его обязанности - усвоить материал на обязательном уровне, а также права. Важнейшим правом каждого учащегося является право выбора - получить ли в соответствии со своими способностями и склонностями повышенную подготовку по предмету или ограничиться обязательным базовым уровнем усвоения. Для реализации основных принципов уровневой дифференциации учитель должен использовать различные формы и методы обучения. Наиболее известными и часто применяемыми формами организации являются: трёхвариантные задания по степени трудности — облегчённый, средний и повышенный где выбор варианта предоставляется учащемуся; индивидуальные дифференцированные задания; групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся, где вариант определяет учитель [3]. Рассмотрим поподробнее.
По мнению сторонника трехуровневой дифференциации В. В. Гузеева, оптимальным является выделение трех уровней обученности учеников [9]. Первый уровень, или минимальный (А), предоставляет обязательный минимум, который позволяет создать цельную картину основных представлений. Задания этого уровня отвечают минимальным установкам образовательного стандарта. В первую группу входят школьники с низкой успеваемостью, которые при усвоении нового материала испытывают определённые затруднения. Если ученики ориентируются по учебному материалу по случайным признакам и выбирают репродуктивные задания, то за их выполнение ставится отметка "удовлетворительно".
Второй уровень — базовый, или общий (В) расширяет материал первого уровня, демонстрирует, иллюстрирует и уточняет основную информацию, показывая, как применять концепции на практике. Этот уровень увеличивает объем знаний и помогает углубить понимание основной темы, создавая более цельную картину. Требует глубокого знания системы понятий, умения решать проблемные ситуации в рамках курса. Вторую группу составляют ученики со средней успеваемостью, которые могут решать задания не по образцу, а также усложнённые задачи, опираясь на указания учителя. Если учащиеся могут использовать локальные признаки для получения фактов, проводя анализ и решают задачи, разбитые на подзадачи с явной связью, то они получают оценку "хорошо".
Третий уровень (С) представляет собой продвинутый уровень знаний, который погружает учащегося в глубокий материал и помогает ему раскрыть логическое обоснование концепции, открывая возможности для творческого применения знаний. Этот уровень позволяет ученику проявить себя в ходе дополнительной самостоятельной работы. Для его достижения необходима способность решать сложные задачи, связанные с общим курсом и смежными курсами, выбирая собственную программу действий и определяя конечную цель.
Однако, наиболее широкие возможности для внутренней дифференциации представляет дифференцированная самостоятельная работа, которая проходит в индивидуальном темпе. Индивидуализация достигается путем выдачи уникальных заданий, структурирования класса и группировки учащихся по разным критериям [2]. Такая дифференциация сводится к изменению характера инструкции для самостоятельной работы, т.е. в самостоятельную работу включаются подготовительные вопросы или упражнения, выполнение которых подводит к решению основного задания. Слабоуспевающий ученик в дополнение к заданию получает карточку с теоретической справкой, предписанием, алгоритмом действия, использование которой – помощь в таком опосредованном виде.
Много возможностей для внутренней дифференциации представляет групповая работа. Она подразумевает разделение класса на группы от 3 до 8 человек, чаще всего на 4, для выполнения задания, которое предоставляется группе в целом, а не отдельному ученику. Такой подход создает более благоприятные условия для учащихся, чем при фронтальной работе, поскольку они могут высказать свое мнение и активнее взаимодействовать в малой группе в соответствии со своими интересами и способностями [1]. Некоторые группы могут быть структурированы на основе уровня развития учащегося или их собственных желаний. Однако, есть опасность того, что более сильные и усердные ученики могут заглушить инициативу более пассивных и ленивых учащихся.
Дифференцированный подход в педагогике заключается в адаптации методов и форм работы к индивидуальным особенностям учеников с целью развития личности, а не изменением целей и содержания обучения и воспитания, которые определяются государственной программой и являются общими для всех. Безусловно, у дифференцированного подхода есть свои недостатки. К ним относится нехватка ресурсов для внедрения данного подхода в школе, а также профессионального развития, чтобы должным образом подготовить преподавателей. Кроме того, дифференцированный подход занимает много времени, сил и ресурсов у преподавателей для подготовки занятий. К преимуществам же можно отнести эффективность дифференциации как для учащихся с высокими способностями, так и для учащихся с ограниченными возможностями, высокую вовлеченность в процесс обучения, а также более осознанное отношение к обучению со стороны учащихся, следствием чего является повышение уровня знаний [9].
Итак, в данной работе основным будем считать следующее определение: уровневая дифференциация - это организация обучения, где учащиеся имеют возможность изучать программу на различных уровнях, но не ниже обязательных требований, и выбирать объем и глубину учебного материала в соответствии со своими способностями, интересами и потребностями. В настоящее время для грамотной реализации дифференцированного подхода в процессе обучения экономике одной из важных задач для учителя является задача в поиске методов и средств реализации уровневой дифференциации.
Итогами данного пункта являются следующие положения: рассмотрение двух видов и их основных форм дифференциации –уровневая и профильная, а также определение опорного для нас понятия уровневой дифференциации.
1.3 Средства реализации дифференцированного подхода в процессе обучения экономике.
Для продуктивной реализации уровневой дифференциации следует учитывать возможности учащихся и их умения. Задача учителя заключается в поиске приемов и средств для реализации дифференцированного подхода. Анализ литературы показал, что авторы выделяют различные средства для реализации дифференцированного подхода:
1) разноуровневые задачи;
2) дифференцированные домашние задания;
3) уровневые тесты для контроля
4) дифференцированные самостоятельные работы
Итак, подробно рассмотрим каждое средство дифференциации.
Начнем с разноуровневых задач. Задачи представляют собой дидактические единицы, направленные на формирование знаний, умений и навыков решения различных типов задач, а также на развитие творческого мышления, интеллекта, мировоззрения и нравственных качеств учеников. В процессе обучения и воспитания задачи и их решение играют ключевую роль и являются основой для достижения поставленных перед ними целей. Чтобы задача выполняла свое назначение, необходимо выбирать уровень сложности с учетом возможностей каждого ученика, поскольку решение базовых задач будет неэффективным для учащихся с повышенным уровнем знаний [20]. Поэтому в учебном процессе необходимо использовать разноуровневые задачи, которые являются дифференцированными, то есть адаптированными к уровню знаний, умений и способов деятельности учеников. В данной работе под разноуровневыми задачами будем понимать задачи, которые учитывают особенности типологических групп учащихся, объединенных одинаковым уровнем знаний, умений и способов деятельности.
Если рассматривать дифференцированные домашние задания, то они помогают закрепить и более глубоко усвоить изученный материал в практическом применении, а также развить творческие способности и учебные навыки. Хорошая домашняя работа по экономике должна содержать не только задания для отработки знаний, соответствующие образовательной программе, но и помогать развивать личность ученика. При этом дифференциация домашнего задания помогает учителю учитывать индивидуальные способности и возможности учеников [17]. Домашняя работа характеризуется двумя признаками: наличие учебного задания и самостоятельной работой учащихся по выполнению этого задания.
Один из методов контроля знаний учащихся - уровневые тесты. Они помогают определить степень усвоения материала. Тесты бывают двух видов: закрытого типа, то есть с готовыми вариантами ответов и открытого типа. Эти задания также могут быть классифицированы по типу ответов - однозначный выбор, многозначный выбор, дополнение и перекрестный выбор. Дифференцированный подход в тестировании предполагает различные формы и методы организации деятельности учащихся, а также дифференциацию заданий по объему и сложности [20].
Для эффективной реализации дифференцированного подхода в обучении, учителям - предметникам необходимо решать несколько важных задач, в том числе контроль знаний и вовлечение всех учащихся в учебную деятельность. Для этого используется самостоятельная работа, которая помогает учащимся систематически пополнять свои знания и развивать навыки ориентации в потоке информации. В частности, при изучении экономики, использование дифференцированной самостоятельной работы становится особенно целесообразным, так как этот предмет требует от учащихся умения абстрактно мыслить и связывать теоретические знания с практическими ситуациями. Дифференцированная самостоятельная работа направлена на решение конкретных задач с учетом уровня знаний и умений каждой типологической группы учащихся [18].
Анализ литературы позволил выделить условия, которые необходимые соблюдать учителю при использовании в процессе обучения экономике дифференцированных самостоятельных работ:
1. Выделить и охарактеризовать типологические группы обучаемых.
2. Определить уровни знаний и умений, которыми должны владеть обучаемые выделенных типологических групп.
3. Составить задания для самостоятельной работы на каждом уровне
Таким образом, при успешном освоении предмета каждым учеником и вовлечения в самостоятельную учебную деятельность при обучении экономике всех учащихся, целесообразно использовать дифференцированные самостоятельные работы, которые включают задания с учетом выделенных уровней усвоения знаний и умений обучающихся. Для успешного преподавания экономики важно учитывать индивидуальные особенности учеников. При этом дифференцированный подход должен охватывать не только содержание, но и организацию уроков. Эффективность методики обучения зависит от формирования самостоятельности обучающихся. Сегодня необходимы специалисты, которые могут мыслить творчески, решать нестандартные задачи и принимать оптимальные решения. Поэтому наиболее значимым в данной работе будет рассмотрение дифференцированных самостоятельных работ как средство реализации уровневой дифференциации.
Выводы по главе 1
В главе был проведен анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования. Проанализировав различные подходы к определению понятия «дифференцированный подход», за основу была выбрана следующая формулировка определения: дифференцированное обучение — это комплексная система, введение которой в образовательный процесс предполагает выявление и учет индивидуальных особенностей учащихся, определение сложности и темпа обучения в соответствии с индивидуальными особенностями отдельных учащихся и особенностей групп школьников, применение соответствующих форм