Файл: Ответы на экзамен по философии современного искусства.docx

Добавлен: 10.02.2019

Просмотров: 2678

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

синтетических, не замещающих, а отражающих действительность»[1]. В классических трудах Р. Арн- хейма [6-8], Б. Балаша, В. Пудовкина [63], С. Фрейлиха [89], С. Эйзенштейна [102] и ряде других проблемы экранного творчества исследовались конкретнее и глубже, нежели в работах, где использован лингвистический инструментарий. Отмечая это, К. Разлогов (см. [73]) видит проблему в создании целостной системы коммуникативности и выразительности экрана. Попытки создания такой системы неизбежно приводили современных исследователей к идеям и опыту С. Эйзенштейна. Так П. Уоллен в работе 1969 года «Знаки и значения в кино» писал: «Следует перечитать и переосмыслить все то, что Эйзенштейн излагал в терминах языка, в понятиях языковой деятельности» (Цит. по: [73]).

При всем разнообразии современных подходов в изучении феномена «экранное™»[2] данное исследование опирается на классическое киноведение, связанное с именами Эйзенштейна и его последователей. Избранная позиция, как представляется, открывает возможности для рассмотрения киноискусства в контексте истории искусств, что, в свою очередь, позволяет определить его место в современной культуре. Вне сколько- нибудь серьезного понимания кинематографической специфики, без элементарного знания образного языка кино (шире - языка экранных искусств) духовный потенциал киноискусства никогда не будет востребован. Игнорирование этого обстоятельства способно усугубить ситуацию, при которой коммерческое кино (поп-кино), в ряде случаев агрессивное и деструктивное, сможет во весь голос заявить об окончательной победе над киноискусством. В завершение разговора о языке кино предлагается схема[3], в которой наглядно представлена структура и взаимодействие элементов киноязыка.













































Вопрос 23. Понятие «Жизненного мира». Проблема поэтизации мышления. «Поэзия мира» Хайдеггера

Онтология – учение о бытии.

Понятие Дазайн (здесь – бытие), то есть по Хайдеггеру необходимо «схватить», «уловить» этот момент бытия, здесь-бытия.

Человек погружен в Дазайн.

По Хайдеггеру – «язык – это дом бытия». Оно обнаруживается через язык. Надо уметь вслушиваться в бытие. Хайдеггер большое внимание уделяет языку, причем язык воспринимается предельно широко, как форма выражения сути. Эталоном для Хайдеггера является поэт. Поэт выше, чем философ, так как поэт для него – это человек, который называет вещи своими именами. Поэтому философия должна стремиться к поэзии, то есть говорит о поэтизации мышления.

Итак, помыслить бытие во времени есть, как можно судить по Названию основного хайдеггеровского труда, основная задача философа. Логично предположить, что свои размышления Хайдеггер и должен был бы начать с бытия. Однако главный итог того влияния, которое оказала на его мышление феноменология Гуссерля, как раз и делает этот вариант невозможным. Хайдеггер не может сразу приступить к рассмотрению бытия. В противном случае его подход можно было бы назвать догматическим: он рассматривал бы «бытие» некритически, как нечто самоданное. Поэтому он начинает с «прояснения самого смысла» вопроса о бытии.


Надо сперва выяснить, каково же то сущее, которое ставит вопрос о бытии. Поэтому анализ Dasein становится той основой, фундаментом, на котором может быть сформулирован главный вопрос, волнующий Хайдеггера. Эту подготовительную работу философ и называет фундаментальной онтологией. В свою очередь ее главная составляющая — аналитика Dasein.

Автор «Бытия и времени» заключает: анализируя Dasein, здесь-бытие (т.е. создавая, по терминологии Хайдеггера, экзистенциальную аналитику), мы делаем единственно верный шаг к созданию фундаментальной онтологии, т.е. учения о бытии как таковом. Но почему аналитику Dasein Хайдеггер называет экзистенциальной? Мы уже видели, что Хайдеггер именует экзистенцией способность здесь-бытия, Dasein, особым образом «устанавливаться» по отношению к бытию — быть открытым к непотаенности бытия. Тем самым Dasein обретает, согласно Хайдеггеру, преимущества перед всяким сущим. Человеческое сущее решающим образом определено экзистенцией (здесь первое — онтическое, т.е. относящееся к самому бытию, преимущество Dasein — S.I 2). «Устанавливание» по отношению к бытию как таковому дает Dasein еще одно преимущество: второе — онтологическое, т. е. относящееся к философии бытия, — преимущество Dasein. Третье преимущество Dasein возникает из объединения первого и второго моментов («онтически-онтологическое» преимущество, условие возможности всякой онтологии — S.12,13). Здесь-бытие, продолжает Хайдеггер, есть сущее, которое в своем бытии понимающим образом «устанавливается к этому бытию». Или, как мы уже видели из разъяснений Хайдеггера: «здесь-бытие экстатирует» (S.52-53). Особенности и преимущества Dasein, разъясняет Хайдеггер, состоят в том, что оно — единственное бытие, которое способно «вопрошать» о самом себе и бытии вообще, благодаря чему оно, собственно, и «устанавливает себя» («устанавливается») по отношению к бытию (S.7). Вот почему такое Dasein, или бытие-экзистенция, и есть, согласно раннему Хайдеггеру, фундамент, на котором должна строиться всякая онтология.







































Вопрос 24. Мир современных Масс-медиа (Мода, реклама, телевидение)

Телевидение

История изобретения телевидения длится почти 100 лет. В отличие от радио, которое было открыто одномоментно двумя людьми в разных точках мира, телевидение – это сложное, поэтапное создание технологии. Каждая страна имеет собственную версию истории открытия телевидения, в которой делает акцент на участии своих ученых в этом процессе. Это объясняется тем, что технология создавалась целыми коллективами в виде решения отдельных технических задач. Чтобы не вдаваться в технические тонкости, назовем основных инженеров, причастных к этому событию. У истоков стоит Уиллоуби Смит, изобретший фотоэффект в селене. Следующий этап открытия связан с именем русского ученого Бориса Розинга, который запатентовал электрический способ передачи изображений. Также вклад в открытие сделали П. Нипков, Д. Бэрд, Дж. Дженкинс, И. Адамян, Л. Термен, которые независимо друг от друга в разных странах создают передатчики для трансляции изображений. Следующий виток развития технологии связан с появлением электронного телевидения. М. Дикман и Г. Глаге зарегистрировали создание трубки для передачи изображений. Но первый патент на технологию, которая и сегодня используется в телевизорах, был получен Борисом Розингом в 1907 году. Далее целая плеяда ученых работала над усовершенствованием технологии. И в 1931 году инженер В. Зворыкин создает иконоскоп, который и считают первым телевизором. На основе этого изобретения Ф. Фарнсуот создает кинескоп.


Телевидение давно уже стало важным социальным феноменом, у него есть немало значимых функций. Благодаря своему огромному охвату, доступности и убедительности, телевидение является важнейшим средством массовой информации. Именно телевидение является действенным инструментом распространения информации среди большей части населения. Таким образом, история телевидения кратко может быть описана словом «информирование». Вторая по важности функция – это формирование общественного мнения, не напрасно политики и реклама так стремятся попасть в телевизор, именно этот канал позволяет убедить человека в правильности той или иной точки зрения и воздействовать на его поведение. Также телевидение выполняет культурно-просветительскую функцию. Оно транслирует культурные нормы и ценности, распространяет общественно одобряемые стандарты, оно передает человеку знания, формирует у него критерии оценки событий и явлений. Телевидение также способно выполнять интегративную функцию, так как может объединять людей в определенные сообщества. Как и все СМИ, телевидение выполняет воспитательную функцию: оно рассказывает о том, что есть добро и зло, задает моральные нормы и ценности. И, конечно же, телевидение выполняет развлекательную функцию, оно помогает человеку расслабиться, получить удовольствие от просмотра телепередачи

Вся история телевидения – это путь поиска новых форматов телевизионных программ. Каналы борются за зрителя и поэтому вынуждены создавать все новые разновидности. Современный телевизионный контент можно разделить на следующие виды: Развлекательные передачи. Телевидение для многих людей является основным средством проведения досуга, поэтому каналы стараются предложить самые разные развлекательные передачи для различных групп зрителей. Информационные передачи. История появления телевидения связана в первую очередь с необходимостью распространять информацию, и до сих пор многие люди включают телевизор для того, чтобы узнать новости и получить дополнительные сведения о явлениях и фактах. Информационно-развлекательные программы. Сочетание двух важнейших функций позволяет заинтересовать большее количество зрителей, и поэтому продюсеры стараются совместить два формата в одном виде программ. Образовательные передачи. Эти передачи направлены на углубление и расширение знаний по каким-либо вопросам. Они предоставляют зрителям полезную информацию, позволяют узнать что-то новое и расширить свой кругозор. Социально-

активизирующие передачи. Этот контент направлен на мобилизацию зрителей, вовлечение их в какую-либо общественно значимую деятельность, например, выборы

Реклама

Реклама – это информация, произведенная в процессе определенного вида деятельности, которая доносится до потребителя несколькими способами, при этом содержит сведения об определенном товаре, услуге и т. д. Делается это для популяризации продукции с целью привлечь внимание к рекламируемому объекту.


Функции:

1. Информирование потребителей о рекламируемом товаре;

2. Формирование имиджа торговой марки;

3. Убеждение людей в необходимости совершить какие-либо действия (например, купить товар или воспользоваться услугой);

4. Напоминание о необходимости приобрести рекламируемый товар.

5. Закрепление опыта, ранее совершенной покупкой.

Роль в современном обществе:

1. Экономическая (получение прибыли);

2. Социальная (достижение общественно полезных целей);

3. Политическая (формирование лояльности к системе управления обществом);

4. Идеологическая (фактор, влияющий на становление и формирование мировоззрения человека);

5. Психологическая (воздействует на желания и мечты покупателя, не взывая к его разуму);

6. Образовательная. В процессе просмотра рекламы, а также внедрения новых технологий товаров и услуг, о которых она вещает, человек может почерпнуть для себя информацию абсолютно из всех сфер жизни;

7. Эстетическая (культурная).

Виды рекламы:

По цели:

1. Коммерческая (экономическая) реклама. Целью экономической рекламы становится потребитель (потенциальный покупатель), предложив товар которому, можно получить взамен от него прибыль.;

2. Политическая. Ярким представителем политической рекламы является предвыборная агитация населения. В таких рекламных роликах проголосовать за определенного кандидата в депутаты, партию и т. д.

3. Социальная. Такая реклама направлена на достижение каких-либо важных общественных или благотворительных целей.

Также в зависимости о специфичности цели реклама подразделяется на:

* Контррекламу – это опровержение информации, которая была представлена из-за недобросовестной рекламы;

* Антирекламу – информация, которую распространяют с целью понизить спрос на определенный товар или дискредитировать его.

По способу размещения:

Наружная реклама-эта реклама, которая находится на улице, то есть вне закрытого пространства. Она рассчитана на визуальное восприятие человеком (билборды, вывески, афиши, плакаты и т. д.).

Реклама в СМИ: * Телевизионная (видеоролик в рекламном блоке, рекламная пауза, текст в бегущей строке,…) * Радио (ролики, реже «джинса» — «на правах рекламы»). * Печатная (принты, листовки, наклейки, визитки). * Интернет-реклама

Рекламная индустрия

В настоящее время развитие рекламы привело к тому, что рекламная деятельность трансформировалась в особый социальный институт, который удовлетворяет общественную потребность в рекламных услугах. Производственную основу этого института составляет комплекс деятельностей, который принято определять понятием «индустрия рекламы». Понятие «индустрия рекламы» стало формироваться в современной экономике с приобретением рекламной деятельностью массового характера. Планомерное ведение рекламной деятельности, системное взаимодействие субъектов рынка рекламы с участниками различных секторов экономики, наличие предприятий, производящих


рекламные продукты и оказывающих рекламные услуги, позволяет предположить, что рекламная деятельность приобрела черты индустрии.

Как и любой вид деятельности, реклама имеет свои положительные и отрицательные стороны:

Мода

Мода – это совокупность привычек и вкусов, господствующих в определенной среде и в определенное время, она соответствует понятиям «манера поведения», «обычай». Многие авторы связывают с понятием моды быстро проходящую популярность, непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни или культуры. Однако с начала 20 века мода превращается в массовое социальное явление, играющее важную экономическую, культурную и даже политическую роль. На протяжении 20 столетия постепенно складываются и развиваются экономика массового производства и массового потребления, культура массовых зрелищ и развлечений. Социальный институт моды сегодня развивается экстенсивно, обнаруживая свое влияние и встраивая свои институционные компоненты во все сферы общественной жизни.

Черты:

1) Идеологичность

2) Сменяемость

3) Мода связана с общественным идеалом и указывает направление на развитие

4) Связь с массовой культурой и элитарной

- Мода изначально оформляется как организованный, целенаправленный и функциональный тип деятельности. Эта деятельность преследует социальные, культурные и политические цели, которые формируются и заявляются на уровне социальной и экономической политики. Результатом этой деятельности становится создание современного института моды.

- Мода как социальный институт удовлетворяет такую фундаментальную потребность общества, как потребность в символическом социальном порядке, она замещает собой функцию обычая в современных обществах. Она создает в обществе специфический, образный, символический порядок. В рамках этого порядка существует своя символическая система статусов, система коммуникаций, в нем оформляются ресурсы и средства для саморепрезентации и символического оформления индивидуальной и групповой идентичности.

- К специфическим функциям моды следует отнести функцию производства и поддержания символического порядка; функцию определения социального статуса; функцию определения и структурирования процесса современного потребления; функцию ускоренного устаревания предметов потребления, связанного с требованиями современного массового производства и его сетевой структуры; функцию глобализации.

















Вопрос 25

На протяжении большей части XX века понятие «повседневности» редко выходило на поверхность, считаясь маловажным компонентом социологической традиции. Оно было популяризировано в 1980-е годы в рамках полемики в области исследований культуры и вошло в дискурс современного искусства в середине-конце 1990-х годов. За выходом понятия повседневности на авансцену последовал период замешательства и неопределенности в сфере теории. После десятилетий насыщенных споров об отношениях между искусством, властью и дискурсом последовало затишье, и новых работ о значении социального контекста искусства не появлялось. Казалось, что введение в оборот понятия повседневности было нейтральным обозначением самых разных форм художественной практики. Если отношения между искусством, политикой и теорией зашли в тупик, то, как предполагалось, концепция повседневности поможет обнаружить особые формы жизненного опыта, которые направляют работу художника и взаимодейстуют с политикой, не ориентируясь при этом на какую-либо теорию с предвзятыми идеологическими установками.