Файл: Отчет о доходах и расходах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 152

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Финансовый анализ
Пользователи финансовой информации:
Собственники -> Менеджмент
- Правительственные органы
- Кредиторы и поставщики
- Потенциальные собственники
- Покупатели
- Конкуренты
- Работники

Кто пользователи и какая информация?
• Инвесторы – определяют: покупать, держать или продавать свои акции
• Служащие – стабильность, доходность и дальнейшие возможности предприятия по выплате заработной платы и предоставления иных льгот своим сотрудникам
• Граждане – вклад в развитие местной экономики, занятности и сохранение положительных тенденций
• Поставщики и другие кредиторы – оценивают риск и гарантии погашения задолженности в срок
• Правительства и другие учреждения – выделение средств, регулирование, налогообложение и статистика
Виды учета и отчетности:
Финансовый учет (Financial accounting) –внешняя отчетность предприятия
Управленческий учет (Management accounting)- внутрифирменный учет
Налоговый учет (Tax accounting) – отчетность, вводимая государственными налоговыми органами для контроля за своевременностью и правильностью уплаты налогов
Отличие управленческого и финансового учета

Финансовый учет
• Обобщенная информация о деятельности компании в целом
• Для внешних пользователей
• Стандартные формы отчетности
• Высокая точность
• Результаты финансовых событий, происходящих вследствие прошлых решений
• Исходная информация для анализа
Управленческий учет
• Информация об отдельных подразделениях, ориентированная на их текущий контроль
• Для внутренних пользователей
• Отсутствие стандартных форм представления отчетности
• Меньшая точность
• Основное внимание уделяется будущим возможностям в достижении внутренних целей
• Исходная информация для прогноза
Основные финансовые отчеты:
- Баланс
- Отчет о доходах и расходах
- Отчет о движении денежных средств
- Отчет об изменениях в капитале
Цели представления финансовых отчетов
Информация о финансовом положении главным образом представляется в балансе компании.
Балансовый отчет иллюстрирует структуру имущества предприятия и соотношение между имуществом и источниками его финансирования

Информация о финансовой деятельности главным образом представляется в рамках отчета о прибылях и убытках, который очень напоминает “фильм” о коммерческой деятельности предприятия.
Отчет о доходах характеризует эффективность текущей деятельности предприятия, устанавливая соотношение между доходами и расходами
Информация об изменениях в финансовом положении главным образом представляется в финансовой отчетности в рамках отдельного отчета- отчета о движении денежных средств.
Отчет о движении денежных средств описывает источники и направления использования финансовых ресурсов.
Счета актива:
• Краткосрочные активы – это наиболее ликвидные счета, которые можно быстро обратить в наличность дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства, производственные запасы, незавершенное производство, готовая продукция, товары).
• Долгосрочные активы (постоянный капитал) включают:
- Основные средства (земельный участок, здания, машины и оборудование)
- Нематериальные активы ( права пользования земельными участками и другими природными ресурсами, “гудвилл”, патенты, программные продукты)
- Незавершенные капиталовложения
- Долгосрочные вложения ( имущество, приобретенное для передачи в лизинг, долгосрочные финансовые вложения)
Актив (стоимость имущества и долговых прав, которыми распологает и которые контролирует предприятие на определенную дату.
1. Оборотные активы (текущие)
- Денежные средства и срадства в расчетах
- Запасы и затраты


2. Внеоборотные активы (постоянные)
- Материальные и нематериальные активы
- Капитальные и финансовые вложения
Пассив (обязательства предприятия, погашение которых приведет к уменьшению стоимости имущества или поступающих доходов)
1. Собственный капитал или акционерный капитал
- Уставной капитал
- Нераспределенная прибыль
2. Заемный капитал
- Краткосрочная задолженность, банковские и прочие кредиты
- Долгосрочная задолженность
АКТИВ = ПАССИВ

Внеоборотные активы + Текущие активы = Участие акционеров +
Прибыль и убыток ( в текущем году) + Долгосрочный долг +
Краткосрочные обязательства

Прибыль и убыток = Доход от реализации – Расходы

Внеоборотные активы + Текущие активы = Участие акционеров + Доход от реализации – Расходы + Долгосрочный долг + Краткосрочные обязательства

Внеоборотные активы + Текущие активы + Расходы = Участие акционеров + Доход от реализации + Долгосрочный долг +
Краткосрочные обязательства
Балансовый отчет
• Может использоваться для записи каждой операции (сделки)
• Содержит состояние всех счетов в конкретный момент времени
• Находится в состоянии баланса (равновесия), потому что по каждой операции делается две записи

• Суммирует и группирует информацию по классификациям (т.е. классифицирует информацию)
• Содержит актив в одной части, а пассив- в другой ; т.е. иск напротив актива
• Мы можем рассматривать Балансовый отчет как описание источников и расходования фондов
ЧИСТЫЕ АКТИВЫ

Внеоборотные активы + Текущие активы – Краткосрочные обязательства = Чистые активы

Текущие активы – Краткосрочные обязательства = Чистые текущие активы

Внеоборотные активы + Чистые текущие активы = Чистые активы
Понятие экономического анализа
Экономический анализ финансового состояния предприятия представляет собой аналитическое исследование способности предприятия финансировать свою деятельность.
Недостатки анализа

Его успех зависит от достоверности и полноты анализируемой информации

Анализ экстраполирует прошлое в будущее. Даже при наличии безоговорочного аудиторского заключения анализ финансовой отчетности– это не точная наука, на основе которой можно прийти к абсолютно верным выводам.

Анализ не дает однозначных ответов.
Методы и приемы, используемые в финансовом анализе
1. Экономико-логические (неформализованные_
- Разработка системы показателей

- Метод сравнения
- Построение аналитических таблиц
- Метод детализации
- Методы экспертных оценок
2. Экономико-математические (формализованные)
- Метод группировки
- Метод средних и относительных величин
- Корреляционно-регрессионные методы
- Интегральный метод
- Прием цепных подстановок
- Индексный метод
- Анализ чувствительности
- Методы дисконтирования
3. Эвристические
- Методы комплексной рейтинговой оценки
Виды сравнительного анализа
Горизонтальный анализ - сравнение фактического уровня исследуемых показателей с базовым (плановым, нормативным, прошлого периода, средним уровнем, передовым уровнем)
Вертикальный анализ – изучение структуры экономических явлений и процессов путем расчета удельного веса частей в целом или соотношения частей целого между собой
Трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов с целью определения тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя
Вертикальный анализ
Вертикальный (структурный) анализ - определение удельного веса отдельных статей отчетности в общем итоговом показателе и сравнение полученного результата с данными предыдущего периода.
С помощью вертикального анализа баланса:


• определяется удельный вес отдельных статей в итоге баланса, что позволяет установить и спрогнозировать структурные изменения активов и источников их покрытия;
• проводится сравнение с другими предприятиями, различающимися по величине используемых ресурсов и другим объемным показателям; сглаживается влияние инфляционных процессов, которые могут искажать абсолютные показатели финансовой отчетности и тем самым затруднять их сопоставление в динамике.
Признаки “хорошего баланса”:
• Обоснованный рост валюты баланса
• Рост чистых активов и рабочего капитала
• Превышение темпов роста собственного капитала над темпами роста заемного капитала
• Сбалансированность темпов роста дебиторской и кредиторской задолженности
• Отсутствие убытков
• Рост показателей оборачиваемости активов (капитала)
Основные балансовые соотношения:
ВА><ТА…………………….Специфика отрасли
ТА >ТО…………………………..Рекомендовано
Д
о
(ДЗ)<Д
о
(КЗ)…………………Рекомендовано
Т
р
(СК)> Т
р
(ЗК)……………Стратегия компании
Т
р
(П)> Т
р
(ВР)> Т
р
(А)……….Рекомендовано
Т
р
– темп роста
Д
о
– длительность оборота
Принципы построения системы показателей
• Внутренняя взаимосвязь показателей
• Древовидная структура системы показателей - обеспечение логического развертывания частных показателей в обобщающие
• Обозримость - необходимая широта охвата показателями всех сторон изучаемого субъекта

• Допустимая мультиколлинеарность – использование существенных и незначительно коррелирующих между собой показателей
• Разумное сочетание абсолютных и относительных показателей
Проверяемость – наличие алгоритма расчета и информационного обеспечения.
Основные индикаторы (highlights) - ключевые финансовые показатели, комплексно характеризующие финансовое положение и результаты деятельности компании.
36 слайд
Коэффициенты рентабельности (продолжение)
Коэффициент рентабельности инвестиций (Return on investment)
RO I= Profit after tax = Прибыль
Total assets Всего активов
Эти показатели являются индикаторами эффективности вложения капитала.
Обычно их сравнивают с возможным альтернативным вложением средств.
Измерение деловой активности
1. Рентабельность капитала
Прибыль до начисления процентов и вычета налогов
Используемые чистые активы
2. Рентабельность продаж
Прибыль до начисления процентов и вычета налогов
Сбыт
3. Оборачиваемость капитала
Сбыт
Используемые чистые активы
Составляющие пропорции прибыльности
Прибыль х Сбыт = Прибыль
Сбыт Активы Активы


Производственный, операционный и финансовый циклы
• Производственный цикл (ПЦ) характеризует общее время (в днях), в течение которого финансовые ресурсы мобилизованы в запасах сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции
ПЦ = Оборот запасов
• Операционный цикл ( ОЦ) характеризует общее время (в днях), в течение которого финансовые ресурсы мобилизованы в запасах и дебиторской задолженности
ОЦ = Оборот запасов + Оборот дебиторов
• Финансовый цикл (ФЦ) характеризует время между сроком платежа по своим обязательствам перед поставщиками и получением денег от покупателей, т.е. время в течение которого денежные средства отвлечены из оборота
ФЦ = ОЦ – Оборот кредиторов
Операционный цикл – время, которое требуется предприятию, чтобы изготовить продукцию, продать продукт или услугу и получить деньги за проданный товар.
Цикл ожидания наличности
Время оборота запасов
157 дней
+
Продолжительность оборота дебиторской задолженности
392 дня
_
Продолжительность оборота кредиторской задолженности
338 дней
=

Цикл ожидания наличности
(потребность в оборотных средствах)
211 дней оборота
Потребность в оборотном капитале определяется по разности между нормируемыми текущими активами и нормируемыми текущими пассивами
Нормируемые текущие активы:

Запасы сырья и материалов

Незавершенная продукция

Готовая продукция

Товары

Счета к получению

Резерв денежных средств
Нормируемые текущие пассивы:

Счета к оплате

Расчеты с бюджетом

Расчеты с персоналом
Минимальная потребность в оборотном капитале
(working
Capita l
Requirements)
Оценка темпов экономического роста предприятия
T
прибыли
>T объема продаж
> T активов
> 100 %, где T
прибыли,
T объема продаж,
T активов – соответственно темпы изменения суммы прибыли
(до налогообложения),объема продаж, стоимости имущества (активов)
Это соотношение означает:
• Прибыль увеличивается более высокими темпами, чем объем продаж продукции, что свидетельствуют об относительном снижении издержек производства и обращения;

• Объем продаж возрастает более высокими темпами, чем активы
(капитал) предприятия, то есть ресурсы предприятия используются более эффективно;
• Экономический потенциал предприятия возрастает по сравнению с предыдущим периодом.
Оборотные средства предприятия
Оборотные средства включают денежную наличность, а также те активы, которые могут быть и будут обращены в наличность в течение года:
• денежные средства,
• дебиторская задолженность,
• краткосрочные финансовые вложения,
• запасы сырья,
• незавершенное производство,
• готовая продукция
Оборачиваемость оборотных средств (продолжительность оборота в днях)
• 1. Оборачиваемость оборотных средств в днях (Z)– это продолжительность одного оборота, совершаемого от первой фазы
(приобретение материалов) до последней – реализации готовой продукции, в днях и представляет собой отношение суммы среднего остатка оборотных средств к сумме однодневной выручки за анализируемый период:
Z = O х t /Т где Z - оборачиваемость оборотных средств, дней;
О - средний остаток оборотных средств, руб.; t - число дней анализируемого периода (90, 360);
Т - выручка от реализации продукции за анализируемый период, руб.
Оборачиваемость оборотных средств (продолжительность оборота в днях)
• 1. Оборачиваемость оборотных средств в днях (Z)– это продолжительность одного оборота, совершаемого от первой фазы
(приобретение материалов) до последней – реализации готовой продукции, в днях и представляет собой отношение суммы среднего

остатка оборотных средств к сумме однодневной выручки за анализируемый период:
Z = O х t /Т где Z - оборачиваемость оборотных средств, дней;
О - средний остаток оборотных средств, руб.; t - число дней анализируемого периода (90, 360);
Т - выручка от реализации продукции за анализируемый период, руб.
Средний остаток оборотных средств
• Средний остаток оборотных средств определяется как средняя хронологического моментного ряда, исчисляемая по совокупности значения показателя в разные моменты времени:
О = (1/2О
1

2

3
+… +О
n-1
+ 1/2О
n
) : (n-1) где О
1
, О
2
, О
n
- остаток оборотных средств на 1-е число каждого месяца, руб.; n - число месяцев.
Коэффициент оборачиваемости средств(скорость оборота)
• 2.Коэффициент оборачиваемости средств (К
0
) характеризует размер объема выручки от реализации в расчете на один тгль оборотных средств.
Он определяется как отношение суммы выручки от реализации продукции среднему остатку оборотных средств по формуле:
К
0
= Т/O где К
0
- коэффициент оборачиваемости, оборотов за анализируемый период;
Т - выручка от реализации продукции за анализируемый период, руб.;
О - средний остаток оборотных средств, руб.
Коэффициент оборачиваемости средств(скорость оборота)
• Коэффициент оборачиваемости одновременно показывает число оборотов оборотных средств за анализируемый период и может быть рассчитан делением количества дней анализируемого периода на продолжительность одного оборота в днях (оборачиваемость в днях):
К
0
= t/Z где К
о
- коэффициент оборачиваемости средств, оборотов;
t - число дней анализируемого периода (90, 360);
Z - оборачиваемость оборотных средств, дней.
Коэффициент загрузки средств в обороте
• 3. Коэффициент загрузки средств в обороте (К
3
) характеризует сумму оборотных средств, авансируемых на 1 руб. выручки от реализации продукции. Коэффициент загрузки средств в обороте представляет собой отношение среднего остатка оборотных средств к сумме выручки от реализации продукции:
К
3
= О/Tх100% где К
3
- коэффициент загрузки средств в обороте, %;
О - средний остаток оборотных средств, руб.;
Т - выручка от реализации продукции за анализируемый период, руб.
Коэффициент загрузки средств в обороте (К
3
) - величина, обратная коэффициенту оборачиваемости средств (К
о
).
К
3
=1/К
о
Эффективность использования оборотных активов
Период оборота оборотных средств
(Оборачиваемость оборотных средств ОбС)
Средний остаток ОбС за период
Х
Число календарных дней в периоде
Объем продаж
Коэффициент оборачиваемости
(скорость оборота)
Объем продаж
Средний остаток ОбС за период
Коэффициент закрепления оборотных средств в обороте
(обратный коэффициент оборачиваемости)
Средний остаток ОбС за период
Объем продаж
Основные средства предприятия