Файл: Учебная практика научноисследовательская работа семестра, соответствующий учебному плану 2 Тема Информационные технологии в управлении предприятием и направления их эффективного использования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, ежемесячных и годовых результатах. MIS, как правило, решают структурные проблемы, которые известны заранее. Эти системы совсем не являются гибкими и обладают ограниченными аналитическими возможностями. Большинство MIS используют простые устоявшиеся методы, такие как обобщения и сравнения, в отличие от сложных математических моделей или статистических методов.

Системы поддержки принятия решений (DSS). В 1970-х годах некоторые компании начали разрабатывать информационные системы, которые полностью отличались от традиционных систем MIS. Эти новые системы были меньшего размера, интерактивными и предназначались для того, чтобы помочь конечным пользователям использовать данные и модели для обсуждения и решения слабо структурированных и неструктурированных проблем. В конце 1980-х годов эти первые усилия по оказанию помощи в принятии индивидуальных решений были распространены на группы и целые организации.

Учитывая их особую важность для менеджеров, давайте рассмотрим их более подробно. Как мы отмечали ранее, системы поддержки принятия решений (DSS) помогают принимать управленческие решения, объединяя данные, сложные аналитические модели и удобное программное обеспечение в единую мощную систему, которая может поддерживать плохо структурированное или неструктурированное принятие решений. Основная концепция DSS заключается в предоставлении пользователям инструментов, необходимых для анализа важных блоков данных с использованием легко управляемых сложных моделей гибким способом.

Принятие решений состоит из четырех этапов: признание, проект, отбор и реализация. Хорошо продуманные DSS могут использоваться на многих уровнях организации. Генеральные менеджеры могут использовать финансовые DSS для прогнозирования пригодности общих фондов для инвестирования департаментом. Менеджеры среднего звена в отделах могут использовать эти оценки, а также ту же систему и данные для принятия решений относительно распределения средств департамента на проекты. Менеджеры проектов в отделах могут по очереди использовать эту систему для запуска своих проектов, регулярно информируя систему (и, в конечном счете, старших менеджеров) о том, сколько денег было потрачено4.

Ошибочно думать, что решения принимались только отдельными лицами в крупных организациях. На самом деле большинство решений принимается коллективно. Часто решения должны быть согласованы с отдельными группами, прежде чем они будут приняты. В крупной организации принятие решений - это, по сути, групповой процесс, и DSS может быть разработана для облегчения группового принятия решений.


Компоненты DSS. Система поддержки принятия решений состоит из трех основных компонентов: базы данных, модели и программной системы DSS. База данных DSS представляет собой набор текущих или исторических данных из ряда приложений или групп, организованных для легкого доступа к областям применения. Модель - это набор математических и аналитических моделей, к которым пользователь DSS может легко получить доступ. Модель - это абстрактное представление, которое объясняет компоненты или связи явления.

Анализ моделей часто используется для прогнозирования продаж. Пользователю модели такого типа может быть предоставлен набор предыдущих данных для оценки будущих условий и продаж, которые могут возникнуть в результате этих условий. Затем производитель решения может изменить эти будущие условия (например, увеличение затрат на сырье или появление новых конкурентов на рынке), чтобы определить, как эти новые условия могут повлиять на продажи. Компании часто используют это программное обеспечение, чтобы попытаться предсказать действия конкурентов5.

Среди наиболее широко используемых моделей - модели анализа чувствительности, которые многократно задают вопросы "что, если", чтобы определить влияние изменений в одной или нескольких факторизациях на результаты. Работа анализа "что, если", основанного на известных или принятых условиях, позволяет пользователю изменять некоторые значения результатов теста, чтобы лучше прогнозировать результаты, если в этих значениях появятся изменения. Что произойдет, если мы повысим цену на 5 процентов или увеличим смету расходов на рекламу на 100 000 долларов? Что произойдет, если мы сохраним цены и смету расходов на рекламу прежними? В противоположном направлении программное обеспечение для анализа чувствительности используется для целевого поиска: если я хочу продать миллион единиц товара в следующем году, насколько я должен снизить цену товара?

Третьим компонентом DSS является программная система DSS. Программная система DSS обеспечивает простое взаимодействие между пользователями системы и базой данных DSS и структурой модели. Программная система DSS управляет созданием, хранением и восстановлением моделей на основе моделей и интегрирует их с данными в базе данных DSS. Программная система DSS также предоставляет графический, простой в использовании, гибкий пользовательский интерфейс, который поддерживает диалог между пользователем и DSS. Пользователи DSS обычно являются исполнителями или менеджерами. Часто у них мало или совсем нет опыта работы с компьютером и нет терпения, чтобы научиться пользоваться комплексным инструментом, поэтому интерфейс должен быть дружественным.



Системы поддержки принятия решений помогают найти ответы не только на прямой вопрос "что, если?", но и на аналогичные. Вот типичные вопросы о системах поддержки принятия решений (DSS).

Анализ случая - это оценка значений выходных переменных для заданного набора значений входных переменных.

1. Параметрический ("что, если") анализ - оценка поведения выходных величин при изменении значений входных переменных.

2. Анализ чувствительности - изучение поведения результирующих переменных в зависимости от изменений значений одной или нескольких входных переменных.

3. Анализ возможностей нахождения значений входной переменной, обеспечивающих желаемый конечный результат (также известный как "поиск решений, анализ значений целей", "управление, но с целями").

4. Анализ влияния - определите переменную, выбранную для всех входных переменных, которые влияют на ее значение, и оценку изменения результирующей переменной для этого изменения входной переменной, скажем, от 1%.

5. Анализ данных – прямой ввод ранее доступных данных в модель и манипулирование ими во время прогнозирования.

6. Сравнение и агрегирование - сравнение результатов двух или более прогнозов, сделанных с различными исходными допущениями, или сравнение прогнозируемых результатов с фактическими, или объединение результатов, полученных с использованием разных прогнозов или для разных моделей.

7. Последовательности команд - возможность записывать, выполнять, сохранять для последующего использования регулярно выполняемые серии команд и сообщений.

8. Анализ рисков - оценка изменений выходных переменных при случайных изменениях входных значений.

9. Оптимизация - поиск значений контролируемых входных переменных, которые обеспечивают наилучшее значение одной или нескольких результирующих переменных6.

Исполнительные системы (ESS). Старшие менеджеры используют класс информационных систем, называемых Системами поддержки управленческих решений (ESS). ESS обслуживает стратегический уровень организации. Они адресованы неструктурным решениям и выполняют системный анализ окружающей среды лучше, чем любые прикладные и специфические системы. ESS предназначены для включения данных о внешних результатах, таких как новое налоговое законодательство или конкуренты, но они также берут сводные данные из внутренних MIS и DSS. Они фильтруют, сжимают и идентифицируют критически важные данные, сокращая время и усилия, необходимые для получения информации, полезной для менеджеров. ESS использует современное графическое программное обеспечение и может немедленно доставлять графики и данные из многих источников в офис старшего менеджера или зал заседаний.


В отличие от других типов информационных систем, ESS не предназначены для решения конкретных задач. Вместо этого ESS предоставляют обобщенные возможности вычислений и передачи данных, которые могут быть применены к изменяющемуся набору задач. В то время как DSS предназначены для высокой насыщенности аналитикой, ESS, как правило, меньше использует аналитические модели.

Решения, связанные с ESS, помогают найти ответы на следующие вопросы:

-Каким видом бизнеса мы должны заниматься?

-Что делают конкуренты?

-Какие новые приобретения защитят нас от циклических колебаний в бизнесе?

-Какие подразделения мы должны продать, чтобы увеличить средства на приобретение?

-Каждый из основных типов информационных систем, описанных ранее, полезен для оказания помощи организациям в решении важных проблем. В последнее десятилетие некоторые из этих систем стали особенно важными для долгосрочного процветания и выживания фирмы. Такие системы, которые являются мощными инструментами для участия в конкуренции, называются стратегическими информационными системами.

-Стратегические информационные системы изменяют цели, действия, продукты, услуги или экологические коммуникации организаций, чтобы помочь им получить преимущество перед конкурентами. Системы, которые дают такие результаты, могут даже изменить бизнес организаций.

-Стратегические информационные системы должны отличаться от систем стратегического уровня для руководителей высшего звена, которые сосредоточены на долгосрочных проблемах принятия решений. Стратегические информационные системы могут использоваться на всех уровнях организации и решать более глубокие и широкие проблемы, чем другие типы систем, которые мы описали. Стратегические информационные системы существенно меняют цели компании, продукты, услуги или внутренние и внешние коммуникации. Стратегические информационные системы радикально меняют способ управления фирмой или сам бизнес фирмы7.

Информационные технологии используются практически повсеместно. Технологии планирования и управления, исследования и разработки, эксперименты, дизайн, денежные операции, криминология, медицина, образование и т.д. - сегодня они не могут обойтись без участия компьютеров.

Основной целью использования информационных технологий является автоматизация производственной или административной работы. Персональные компьютеры выступают в качестве основного средства автоматизации информационной и управленческой деятельности. Сотрудник выполняет свою работу в офисе посредством реализации различных информационных процессов, т.е. процессов получения, регистрации, накопления, преобразования, генерации, отображения и передачи информации.


     Наиболее эффективные ПК используются в сочетании с различными средствами связи (коммуникации). Современные средства связи, разработанные для персональных компьютеров, предоставляют пользователям доступ к компьютерам более высокого класса, подключая их к глобальным и локальным компьютерным сетям, в дополнение к обширным возможностям ПК как таковых. Последнее особенно важно для офисов, так как обеспечивает переход от автоматизации индивидуальной работы сотрудников к распределенной обработке данных в условиях взаимосвязанных автоматизированных рабочих станций.

Автоматизированное рабочее место - это система управления информацией, оснащенная инструментами, обеспечивающими участие человека в реализации функций автоматизированных систем управления (АСУ).

Таким образом, автоматизированная система управления в системе управления представляет собой проблемно-ориентированный комплекс технических, программных, лингвистических (языковых) и т.д. средств, устанавливаемых непосредственно на рабочем месте пользователя и предназначенных для автоматизации операций взаимодействия пользователя с компьютером в процессе проектирования и реализации задач.

Глава 2. Основные направления использования информационных систем в управлении предприятием



Средства информационных систем и компьютерных технологий являются неотъемлемыми компонентами систем более высокого уровня - систем управления и в то же время могут рассматриваться как самостоятельные процессы, обеспечивающие набор целей предприятий. Давайте перечислим основные цели:

  1. -коммерческий;

  2. -производство;

  3. -финансовые.

Производственные цели должны обеспечивать эффективность управления предприятием, бесперебойную доступность ресурсов, минимизацию затрат, рост производства высококачественной продукции, увеличение объема продаж8.

Они направлена на систематизацию данных о финансовой деятельности предприятия, автоматизацию, бухгалтерский учет и отчетность, максимизация прибыли, увеличение доходов компании, удержание налогов и сборов.

Систематизация, структурный и параметрический синтез информационных систем и компьютерных технологий, их оптимизация, а также разработка алгоритмов оперативного управления основаны на методах, включенных в концепцию информатизации системы управления, планирования и эффективного использования ресурсов предприятия. Информационная методология методики информационных систем в управлении предприятием (ISM) направлена на планирование и эффективное управление предприятием, автоматизацию бухгалтерского учета, регулирование наличия и состояния запасов, обеспечивающих бесперебойную работу предприятия и увеличение прибыли. Важнейшей функцией IPM является предоставление всей необходимой информации тем пользователям, которые принимают решения в системе управления предприятием, обеспечивая эффективное использование ресурсов, управление финансами и надлежащий уровень качества продукции. Совместное планирование финансовых потоков и производственных мощностей в информационной системе управления предприятием позволяет точно определить ритм поставок необходимых ресурсов, объемы выполнения плана и реализации продукции, обеспечить контроль качества, улучшить финансовые результаты