Файл: 1. Знакомство со структурой налогового органа, функциями отделов.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 269
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Отдел информационных технологий отвечает за: поддержание
работоспособности аппаратной части, системного и прикладного программного
обеспечения общего применения. (администрирование сетевых ресурсов и обеспечение их резервного копирования баз данных и программных средств; консультирование пользователей прикладных программных средств общего применения, ведомственных программ; соблюдение технологии ведения
нормативно-справочной информации и т.д.).
Отдел ввода и обработки данных отвечает за: обработку информационных массивов, в т.ч. от сторонних организаций, уполномоченных лиц ввод данных налоговых деклараций и иных документов, бухгалтерской отчетности, поступивших на бумажных носителях и в электронном виде, деклараций о доходах и имуществе государственных служащих, сведений о счетах налогоплательщиков; контроль правильности ввода информации, анализ протокола ошибок и исправление ошибок; прием и ввод в базу данных платежных документов, поступивших из органов федерального казначейства, не прошедших автоматическую разноску, корректировка по результатам сверки. Аналитический отдел отвечает за: взаимодействие с органами федерального казначейства и местного самоуправления по вопросам учета доходов бюджетов (сверка по поступлениям; контроль за правильностью зачисления платежей в КЛС налогоплательщиков; подготовка решений об открытии и закрытии, слиянии и разделении КЛС налогоплательщиков; разрешение сложных ситуаций с невыясненными платежами; мониторинг, анализ и прогнозирование поступлений и начислений налогов, сборов и других платежей; контроль за выполнением установленных заданий по мобилизации налогов, сборов и других платежей в бюджетную систему РФ и т.д.).
Отдел урегулирования задолженностей и обеспечения процедур банкротства выполняет: мониторинг состояния, структуры, динамики и причин образования задолженности по налогам, сборам и другим платежам, а также эффективности мер по ее урегулированию (направление требований об уплате налогов, сборов; взыскание налогов, сборов и других платежей за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщиков; подготовка документов на возврат или зачет излишне уплаченных либо излишне взысканных сумм, а также возмещение НДС; приостановление операций по счетам налогоплательщиков для обеспечения взыскания; подготовка материалов для осуществления процедуры банкротства организаций, в отношении которых применен весь комплекс мер по принудительному взысканию; списание задолженности, невозможной к взысканию и т.д.).
Отдел камеральных проверок №3 отвечает за: планирование и подготовку налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов (предпроверочный анализ налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов о налогоплательщике, анализ схем уклонения от налогообложения, выработка предложений по их предотвращению и т.д.).
Отдел выездных проверок отвечает за: проведение выездных налоговых проверок налогоплательщиков; рассмотрение представленных возражений (объяснений) по актам выездных налоговых проверок; анализ эффективности проведенных выездных налоговых проверок; взаимодействие с правоохранительными органами и иными контролирующими органами по предмету деятельности отдела и т.д.; проведение встречных проверок по запросам налоговых органов. Отдел камеральных проверок №1 выполняет: проведение камеральных проверок налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов налогоплательщиков инспекции, с учетом анализа косвенной информации из внутренних и внешних источников (контроль своевременной сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности, принятие мер к налогоплательщикам, не представившим документы в установленный срок и т.д.). Отдел досудебного аудита: рассматривает заявления и жалобы налогоплательщиков, рассматривает возражения (разногласия) налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов) по актам налоговых проверок, подготавливает экспертные заключения по результатам рассмотрения.
Тема 2. Порядок приема налоговой и бухгалтерской отчетности
Налоговая отчетность включает в себя совокупность документов, отражающих сведения об исчислении и уплате налогов физическими лицами, индивидуальными предпринимателями и организациями.
К налоговой отчетности относится налоговая декларация и налоговый расчет авансового платежа. Налоговая декларация это официальное заявление налогоплательщика, которое содержит сведения об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, о сумме налога подлежащего уплате и о других данных, служащих основанием для исчисления налога. (ст. 80 НК РФ).
Налоговый расчет авансового платежа это официальное заявление налогоплательщика, которое содержит сведения об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, о сумме авансового платежа подлежащего уплате и о других данных, служащих основанием для исчисления авансового платежа. (ст. 80 НК РФ).
Расчёт сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ) это документ, содержащий обобщенную налоговым агентом информацию в целом по всем физическим лицам, получившим доходы от налогового агента (обособленного подразделения налогового агента), о суммах начисленных и выплаченных им доходов, предоставленных налоговых вычетах, об исчисленных и удержанных суммах налога, а также других данных, служащих основанием для исчисления налога.
Бухгалтерская отчетность это сведения об имущественном и финансовом положении организации и о конечных результатах ее хозяйственной деятельности в определенном периоде.
Отчетность представляется в налоговый орган по месту учета
налогоплательщика. Порядок представления налогоплательщиками налоговой
отчетности в налоговые органы регламентирован статьей 80 НК РФ.
Способы представления. Существует два варианта представления налоговой и бухгалтерской отчетности: на бумажном носителе и в электронной форме. Налоговая декларация может быть представлена по установленной форме на бумажном носителе.
ГИР БО это государственный информационный ресурс бухгалтерской отчетности. С 2020 года его ведет ФНС. В ресурс попадает бухотчетность почти всех организаций, за исключением организаций: госсектора; отчитывающихся в ЦБ РФ и самого Центробанка; религиозных; бухотчетность которых содержит сведения, отнесенные к гостайне; в некоторых случаях, установленных Правительством РФ. Например, это организации, находящиеся под иностранными санкциями (постановление от 22.01.2020 № 35).
В ГИР БО размещается следующая информация: бухгалтерская отчетность организаций; пояснения к ней; аудиторские заключения, в случае если отчетность подлежит обязательному аудиту; отчетность организаций, поднадзорных Банку России. В ресурс включена отчетность за 2019 и последующие годы. Для получения информации об отчетности за 2018 год и ранее необходимо обращаться в Росстат.
Сроки представления в ГИР БО: обязательного экземпляра бухотчетности не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода; аудиторского заключения вместе с отчетностью либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом; скорректированной отчетности не позднее чем через 10 рабочих дней со дня, следующего за днем внесения самого исправления либо за днем утверждения годовой бухгалтерской отчетности. Для ООО это 10 рабочих дней после 30 апреля, для АО 10 рабочих дней после 30 июня.
Сдавать отчетность нужно только в ФНС (сдача в Росстат отменена) и только в электронном виде. С отчетности за 2020 год электронная сдача обязательна и для СМП (напомним, что сдать отчетность за 2019 год в порядке исключения они могли на бумаге). Чем подтвердить прием отчетности
В общем случае отчетность является поступившей в ГИР БО, если организация получила квитанцию о приеме и извещение о вводе.
Но даже если налоговая прислала уведомление об уточнении, переживать не стоит. И в этом случае отчетность считается принятой. А уведомление об уточнении носит рекомендательный характер, и организация вправе самостоятельно решать, представлять скорректированную отчетность или нет. На это указала ФНС в письме от 18.02.2020 № ВД-4-1/2844.
Основаниями для отказа в приеме отчетности в ресурс являются (письмо ФНС от 18.02.2020 № ВД-4-1/2844): несоблюдение формата; отсутствие УКЭП или несоответствие данных владельца сертификата ключа проверки подписи данным в отчетности; отправка отчетности не в тот налоговый орган.
С мая 2020 года для всех пользователей стал доступен интернет-сервис ГИР БО, позволяющий бесплатно получить информацию о бухгалтерской отчетности любой организации. Также есть возможность получить экземпляр отчетности, подписанный электронной подписью ФНС.
Согласно п.90 раздела IV Приказа Минфина России от 29.07.1998 № 34н
публикация бухгалтерской отчетности производится не позднее 1 июля года, следующего за отчетным.
Кстати, на интернет-портале ГИР БО организована обратная связь. Если вы не находите в ресурсе свою отчетность или выявили в ней ошибку, можно подать соответствующее электронное обращение. Налоговики его рассмотрят, и если представленная отчетность действительно отличается от размещенной в ГИР БО, то оперативно ликвидируют расхождения. Для тех, кому отчетность нужна для масштабной аналитики, есть платное абонентское обслуживание стоимостью 200 тыс. руб. в год. За эти деньги абонент получает доступ к ежемесячно обновляемой полной базе бухотчетности в том формате, в котором она поступает в ФНС.
В электронном виде формы отчетности должны идти в том же порядке, что и на бумаге бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, пояснительная записка, затем налоговые расчеты и декларации. Разрешается в один файл вкладывать отчетность и головной организации, и ее филиалов. Для доказательства достоверности отчетности и факта утверждения ее руководителем введена электронно-цифровая подпись, которая представляет из себя набор символов. Он будет формироваться в процессе обработки файла с помощью криптографического алгоритма. Таким образом, подпись это не какая-то отдельная строчка, которая стоит в конце документа, а это механизм шифровки файла с отчетностью, которую пересылает бухгалтер. Для того чтобы зашифровать файл, бухгалтер предприятия должен будет получить специальный ключ, который будет выдаваться в уполномоченных на это органах. Вместе с ключом бухгалтерам будут выдаваться и сертификаты для подтверждения подлинности электронно цифровой подписи. Но прежде чем высылать отчетность в налоговую инспекцию в электронном виде, нужно будет соблюсти еще одну формальность. Сначала бухгалтер должен подать письменное заявление в налоговую инспекцию и получить согласие инспекции. При условии, если у инспекции есть все необходимые технические средства и компьютерная программа, отказывать в приеме отчетности в электронном виде инспекция не вправе.
Оператор связи, на сервер которого придет электронная почта, должен