Файл: 1. Знакомство со структурой налогового органа, функциями отделов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 276

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В отношении налоговых проверок деклараций, в том числе уточненных, за налоговые периоды до 1 июля 2021 действует более широкий перечень исключений, при наличии которых инспекция вправе провести камеральную налоговую проверку несмотря на проведение налогового мониторинга. В частности, речь идет о случаях представления декларации по НДС или акцизам с суммой налога к возмещению или представления уточненной налоговой декларации, в которой уменьшена сумма налога к уплате или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее отраженной в налоговой отчетности (п. 7 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2020 № 470-ФЗ, п. 1.1 ст. 88 НК РФ в ред., действующей до 01.07.2021).

Первый этап осуществляется автоматически информационной системой налоговых органов, без участия сотрудников инспекции. Декларации расчеты проверяются по контрольным соотношениям (сопоставимость данных, внесенных в различные строки декларации, или соответствие данных нормативно закрепленным показателям (например, соответствие средней зарплаты в организации средней зарплате в регионе, зарплаты сотрудников размеру МРОТ и пр.), показатели сопоставляются с другими данными отчетности самого налогоплательщика или его контрагентов (Письмо ФНС от

16.07.2013 №АС-4-2/12705).

Если система обнаружит расхождения, несоответствия, инспекция перейдет к углубленному этапу проверки, к которому уже подключаются сотрудники инспекции. На этом этапе проверяющие запрашивают у налогоплательщика пояснения или документы, используют иные способы налогового контроля, разрешенные Налоговом кодексом РФ.

Однако к декларациям по НДС и Расчету по страховым взносам особые требования. С 1 июля 2021 года в случае, если показатели декларации по НДС не соответствуют контрольным соотношениям, утвержденным Приказом ФНС России от 25.05.2021 №ЕД-7-15/519, декларация считается непредставленной (п 5.3 ст. 174 НК РФ в ред. с 1 июля 2021 года). О несоответствии декларации контрольным соотношениям инспекция сообщит по ТКС не позднее дня, следующего за днем получения декларации. Если в течение 5 рабочих дней налогоплательщик представит правильно заполненную декларацию, то она будет считаться представленной в день представления «неформатной» декларации (п.5.4 ст.174 НК РФ). На устранение несоответствий в Расчете по страховым взносам (например, если показатели по физическим лицам не совпадают с общей суммой) страхователю тоже дается 5 рабочих дней с даты получения от налогового органа уведомления об ошибках (п. 7 ст. 431 НК РФ). Расчет с ошибками не считается представленным. Но при своевременном их устранении датой представления Расчета будет день подачи «ошибочного» Расчета.


Полномочия инспекции в ходе камеральной проверки существенно ограничены положениями Налогового кодекса РФ. Проверяющие могут проводить следующие мероприятия налогового контроля:

  • истребование у проверяемого лица документов исключительно в прямо установленных Налоговым кодексом РФ случаях (п. 7 ст. 88 НК РФ);

  • истребование у проверяемого налогоплательщика пояснений как письменных, так и посредством вызова в инспекцию (пп. 4 п. 1 ст. 31, п. п. 3, 6, 8.8 ст. 88 НК РФ);

  • «встречные» проверки, т.е. направление запроса на информацию, документы контрагентам проверяемого лица (ст. 93.1 НК РФ);

  • осмотр помещений, территорий, документов и предметов в допустимых законодательством случаях (п. 1 ст. 92 НК РФ);

  • допрос свидетелей (пп. 12 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 90 НК РФ);

  • назначение экспертизы (пп. 11 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 95 НК РФ, п. 5 Письма ФНС России от 29.12.2012 N АС-4-2/22690).

Ситуации, когда проверяющие вправе потребовать у налогоплательщика представить документы, приведены в приложение 2.

Внесение изменений в декларацию представляются в виде уточненной декларации.

В ходе камеральной проверки налоговый орган вправе запросить у налогоплательщика дополнительные сведения или документы в следующих случаях:

- заявлена сумма НДС возмещению;

- заявлена льгота;

- отчетность представлена по налогам, связанным с использованием природных ресурсов;

- декларация по налогу на прибыль или налогу на доходы физических лиц представлена участником договора инвестиционного товарищества.

Если нарушения не выявлены, то камеральная проверка автоматически завершается. Сообщение налоговым органом налогоплательщику об отсутствии нарушений и окончании камеральной проверки законодательством не предусмотрено.

В случае, если нарушения были выявлены, то:

- в течение 10 рабочих дней с момента завершения камеральной проверки составляется акт камеральной проверки в соответствии со ст.100 НК РФ;

- акт не позднее 5 рабочих дней с даты составления вручается налогоплательщику;

- налогоплательщик в течение 1 месяца вправе подать возражения на акт камеральной проверки;

- в течение 10 рабочих дней после окончания срока представления возражений руководитель налогового органа обязан рассмотреть материалы проверки, возражений руководитель налогового органа обязан рассмотреть материалы проверки, возражения налогоплательщика, и вынести решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.



Сроки проведения камеральных налоговых проверок:

- по НДС, в том числе при возмещении НДС из бюджета срок камеральной налоговой проверки составляет 2 месяца. Отсчитывая срок камеральной проверки по НДС, начинает с даты (дня), когда декларация была получена налоговой службой. Крайний срок подачи декларации по НДС – 25 число месяца, наступившего за налоговым периодом, который истек;

- по налогу на прибыль организаций срок проведения камеральной налоговой проверки составляет 3 месяца со дня представления налоговой декларации;

- по налогу на имущество организаций срок камеральной налоговой проверки составляет 3 месяца с даты представления налоговой декларации;

- по транспортному налогу в части уплаты налога организациям камеральная налоговая проверка проводится в течение 3-х месяцев со дня представления налоговой декларации;

- по земельному налогу в части уплаты налога организациям камеральная налоговая проверка проводится в течение 3-х месяцев со дня представления налоговой декларации;

- по специальным налоговым режимам камеральная налоговая проверка проводится в течение 3-х месяцев со дня представления налоговой декларации;

- по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды камеральная налоговая проверка проводится в течение 3-х месяцев со дня

представления налоговой декларации;

- по НДФЛ (2-НДФЛ, 6-НДФЛ) камеральная налоговая проверка проводится в течение 3-х месяцев со дня представления расчета.0

Важно помнить, что полномочия налоговой инспекции в рамках проведения камеральной проверки, в том числе по истребованию документов, ограничены. В частности, пункт 7 ст. 88 НК РФ прямо закрепляет, что при проведении камеральной налоговой проверки «налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией не предусмотрено нормами НК РФ».

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положение законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Поэтому при получении требования от инспекции в рамках проведения проверки, в первую очередь, проверьте, находится ли оно в пределах, установленных законом или налогоплательщик вправе его не выполнять.
Особенно важно это выяснить, если объем истребуемых документов велик и вы не успеете их представить, если захотите выполнить «незаконную просьбу» налоговой инспекции. Для оценки требований налогового органа лучше обратиться к налоговым юристам.


Тема 4. Организация контроля налогового органа деятельности индивидуальных предпринимателей и самозанятых


Самозанятые граждане это лица, применяющие налог на профессиональный доход, получающие доход от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества. Правовое положение самозанятых регламентируется Федеральным законом от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (далее – Федеральный закон № 422-ФЗ)

С 1 января 2019 года в 4х субъектах РФ, в том числе в Московской области, стартовал эксперимент по применению физическими лицами и ИП нового налогового режима «Налог на профессиональный доход» (далее – режим для «самозанятых»).

Действовать этот режим будет в течение 10 лет.

Налог на профессиональный доход это не дополнительный налог, а новый специальный налоговый режим, предполагающий особый порядок исчисления и уплаты налогов.

Переход на него осуществляется добровольно.

Несовершеннолетние граждане в возрасте от 14 до 18 лет также при соблюдении ряда условий вправе перейти на новый налоговый режим.

При этом сфера деятельности «самозанятых» не ограничена, в связи с чем они могут получать дополнительные доходы как репетиторы, кондитеры, маркетологи, люди иных профессий в различных сферах жизни.

У тех налогоплательщиков, которые не перейдут на этот налоговый режим, остается обязанность платить налоги с учетом других систем налогообложения, которые они применяют в обычном порядке, чтобы избежать ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность.

Особенности режима «самозанятых»

1. Пониженная ставка налога.

Вместо 13% НДФЛ и 6% от деятельности индивидуальный предприниматель «самозанятые» уплачивают:

  • 4% налога, если доход получен от физического лица;

  • 6%, если от ИП и юридического лица.

Совмещать иные специальные налоговые режимы нельзя, даже по разным видам деятельности.

2. Простота регистрации и использования.

Регистрация осуществляется без посещения налоговых органов через мобильное приложение «Мой налог».

Дальнейшее применение режима не требует представления отчетов и декларации в налоговые органы.