Файл: Учебник для бакалавров и специалистов Москва 2011 2 удк 101(075) ббк 87я73 п 81 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 1130

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

21
альности, исходя из опыта и эксперимента. Поэтому все сверхчувст- венное исключается из сферы ее исследования. Научными считаются лишь те утверждения, которые можно эмпирически проверить или опровергнуть. Философия же ищет нечто безусловно устойчивое, не- изменное, абсолютное в чувственно воспринимаемом нами мире, ми- ре бесконечно изменчивых вещей, выражая тем самым тягу смертного человека к вечности. Понятно, что никакой опыт или эксперимент не позволяет постичь мир как нечто целое, единое, беспредельное в про- странстве и непреходящее во времени.
Демонстрируя свое единство и в то же самое время противопо- ложность с системой научного знания, философия более четко обна- ружила свою специфику как формы универсального знания.
Как форма универсального знания, которое является максимально широким, всеобщим по своим выводам и результатам, философия по своему объекту и предмету существенным образом отличается от всех конкретных наук. Если любая конкретная наука адекватно отражает лишь некоторую часть действительности, то объектом философии
является все сущее во всей его полноте, в единстве всех его состав- ляющих.
Философия нацелена на то, чтобы установить внутреннюю связь и единство всех элементов мира, раскрыть универсальные, всеобщие законы и основные тенденции развития мира, общества и познания, с которыми человек может соотнести свою жизнь и понять свое место в мире. Предмет философии — это всеобщее во взаимодействии чело- века и мира.
История развития человеческого познания свидетельствует, что философия и конкретные науки необходимо дополняют друг друга.
Во многих случаях философия в своем развитии опережала конкрет- ные науки. Например, идеи атомистики, относительности пространст- ва и времени первоначально обсуждалась в философии и затем уже в естествознании. В свою очередь открытия в конкретных областях на- учного знания изменяли формы философского мышления. Так, воз- никновение диалектической формы материализма было обусловлено созданием теории биологической эволюции, открытием закона сохра- нения энергии, периодического закона химических элементов.

22
Философия, рассматривая мир как целое, формирует предельно общие понятия — категории.
Философские категории отражают наиболее общие связи и от- ношения реальности. Они не являются формулами всеобщих свойств какой-то определенной области, они приложимы к любым явлениям.
Например, без категории «причина» невозможно обойтись ни в по- вседневной жизни, ни в науке, ни в практической деятельности. К универсальным философским категориям относятся также категории
«бытие», «материя», «сознание», «изменение», «связь», «случайное —
необходимое», «содержание — форма» и др.
Основные усилия философии с момента ее возникновения были направлены на то, чтобы найти высшее начало и смысл бытия, опре- делить отношение человека к Богу, уяснить идею души, определить природу и пределы познания, наметить решение нравственных про- блем. Эти и другие фундаментальные проблемы, составляющие пред- метное содержание философии, раскрываются в основных разделах философского знания.
§ 3. Структура философского знания.
Функции и назначение философии
Философия имеет достаточно сложную структуру, все элементы которой тесно взаимосвязаны между собой. И, как правило, крупней- шие философские системы охватывают собой весь комплекс фило- софского знания.
Уже в античности философия обрела свою внутреннюю структу- ру. Например, древнегреческий мыслитель Эпикур выделял в фило- софии три раздела: канонику (учение о познании) и физику (учение о природе), которые выступали обоснованием главной части его фило- софии — этики. Подобная структура философии была характерна и для стоиков. У них философия начиналась с логики, затем следовала
физика, и, наконец, этика.
Предложенная античными мыслителями структура философии сохранила свое значение и в настоящее время. Но только то, что в ан- тичности именовали физикой, в дальнейшем получило название он-


23
тологии, а для обозначения учения о познании стали использовать термин «гносеология».
Онтология — это учение о бытии как таковом. Она изучает фун- даментальные, неизменные принципы бытия, наиболее общие сущно- сти и категории бытия.
Гносеология — это учение о познании. Она исследует всеобщие предпосылки, природу и возможности познания, условия его досто- верности и истинности.
Философия также включает в себя философскую антропологию
(учение о человеке и его бытии в мире), социальную философию
(учение о сущности и развитии человеческого общества), философию
истории (учение о развитии и закономерностях человеческой исто- рии), аксиологию (учение о ценностях), философию науки (учение о функционировании и развитии науки как системы знания и как сферы человеческой деятельности), историю философии (учение о развитии самой философской мысли), методологию (учение о методе), логику
(учение о законах и формах правильного мышления).
Вопрос о целях человеческого существования, об их связи с доб- родетелью и красотой, о высшем благе и абсолютных ценностях мо- гут решаться лишь на том уровне, где человеческая личность рас- сматривается в ее отношении к мировому целому, то есть философски. В результате философского анализа содержания морали, религии, искусства сформировались такие разделы философского знания, как философия морали, или этика,философия искусства, или эстетика и философия религии.
Этика — это учение о морали, нравственности как формах обще- ственного сознания. Эстетика как учение о прекрасном изучает при- роду и специфику эстетического в системе ценностного отношения человека к миру и сферу художественной деятельности людей. Фило-
софия религии исследует феномен религии с точки зрения ее проис- хождения, той роли, которую она играет в жизни людей, осуществля- ет анализ человеческих верований в Бога.
На границе философского и конкретно-научного знания возника- ют проблемы, которые решаются в рамках такого раздела философии, как философские проблемы естественных, технических и гумани-
тарных наук.

24
Рассмотрение проблемы взаимоотношения философии и науки позволяет выделить основные функции философии. Философия, об- ладая признаками научности, решает при этом особые задачи и вы- полняет функции, отличные от функций науки. Прежде всего, выде- ляют две важнейшие функции философии — мировоззренческую и методологическую.
Мировоззренческая функция состоит в том, что философия фор- мирует целостный взгляд на мир и место в нем человека, обосновыва- ет жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, ценностные ориентации. При этом философия вовсе не преследует цель навязать единое и обязательное для всех мировоззрение. Она расширяет гори- зонт сознания человека, помогая ему осознать себя в мире и вырабо- тать разумное отношение к своему собственному существованию, к другим людям и к миру в целом. Философия включает человека в систему высших историко-культурных идеалов и ценностей. По сло- вам замечательного русского философа В.С. Соловьева, суть миро- воззренческой функции философии состоит в том, что, разрешая су- щественные вопросы ума, вопросы об истине сущего, о смысле явлений, она определяет верховную норму деятельности, дает внут- реннее содержание всей жизни человека.
Мировоззренческая функция философии раскрывается через ак- сиологическую, критическую, культурно-воспитатательную и гума- нистическую функции.
Аксиологическая функция заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей — нравст- венных, эстетических, социальных, идеологических и др. Философ- ское знание помогает человеку формировать ценностное сознание, представление об общественном идеале и осмысливать социальную действительность, различая в ней добро и зло, и на этой основе нахо- дить верные ориентиры в мире.
Формирование нового мировидения обычно сопровождается кри- тикой разного рода заблуждений, ошибок, стереотипов, встающих на пути к истинному познанию и правильному действию. Философия, в которой нет запрета на сомнение и для которой характерен вечный поиск истины, критически подходит ко всем формам духовного опыта человека и генерирует новые социальные идеалы, ценности, цели. В


25
этом состоит критическая функция философии. Конечная задача данной функции — расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.
Выполняя свою культурно-воспитательную функцию, филосо- фия прививает человеку гуманистические идеалы, помогает ему сформироваться как личности, выработать терпимое отношение к ок- ружающим его людям, ориентирует на самостоятельный поиск своего жизненного пути.
Философия существует во имя человека. Ортега-и-Гассет,
М.К. Мамардашвили и др. видные представители философской мысли современности утверждают, что философия появляется в ответ на возникновение в человеческом обществе гигантского отчуждения в духовной жизни.
Назначение философии состоит, в конечном счете, в возвышении человека, в воспитании его высоких моральных качеств, в придании его жизни истинного смысла, в открытии пути к самым совершенным ценностям, к истине, добру и красоте, в обеспечении универсальных условий для совершенствования человечества. В этом проявляется
гуманистическая функция философии.
Для решения проблем общечеловеческого масштаба необходима общая методология деятельности и познания, которая зависит не от отдельных частных систем знаний, а от мировоззрения в целом. Такой всеобщий метод являет собой философия. Методологическая функ-
ция философии заключается в выработке системы принципов и спо- собов организации и построения теоретической и практической дея- тельности людей. Философия обосновывает и оправдывает самые общие нормы и правила, которыми человек должен руководствовать- ся в своей деятельности, направленной на достижение поставленных целей.
Философия формирует также общий метод познания мира, обоб- щает достижения науки, опирается на них. Философские принципы и категории составляют основания научной теории, участвуют в ее ста- новлении, направляют процесс ее развертывания. Как методология научного знания философия оказывает влияние на характер и страте- гию процесса познания в каждой отдельной области знания.

26
Методологическая функция философии включает в себя гносео- логическую, эвристическую, прогностическую функции.
Гносеологическая функция состоит в том, что философия, выяв- ляя наиболее общие идеи, представления, формы опыта, на которых базируется культурная, общественно-историческая жизнь людей, рас- крывая связи и законы мира, вооружает людей знанием о мире и оп- ределяет общую логику их познавательного отношения к действи- тельности.
Одна из важнейших задач, стоящих перед философией, — выра- ботка такой методологии, которая бы содействовала приросту науч- ного знания и делала бы труд ученого более эффективным на пути со- вершения новых открытий. В этом проявляется эвристическая
функция философии.
Осуществляя свою познавательную работу, философия может вы- полнять и прогностическую функцию. На основе имеющихся знаний она выдвигает разного рода гипотезы, делает различные прогнозы о действительности. По образному выражению немецкого мыслителя
Ф. Ницше, философы простирают творческую руку в будущее.
Философия, поскольку она распространяется на все доступное для человеческого познания, по утверждению французского философа
Р. Декарта, «…одна только отличает нас от дикарей и варваров и
каждый народ тем более гражданственен и образован, чем лучше в
нем философствуют»
5
§ 4. История философии как способ существования самой
философии. Типологизация философских учений
Развитие философии имеет длительную историю. На первый взгляд история философии предстает как непрерывная смена различ- ных, подчас исключающих друг друга идей и концепций, учений и школ, течений и направлений. Складывается представление о том, что история философии есть не что иное, как процесс опровержения ста- рых учений новыми, что нет никакой преемственности между ними.
На этом основании говорят об отсутствии в философии единого сис-
5
Мир философии. Книга для чтения : в 2-х ч. Ч. 1. М., 1991. С. 25.


27
тематизирующего начала и, следовательно, о невозможности развития в области философского знания.
Немецкий философ Г. Гегель был первым, кто указал на внут- реннее единство философских учений. Критикуя предрассудки обы- денного сознания в воззрениях на философию, он писал, что не сле- дует преувеличивать различия между философскими системами, ибо
«…как бы различны ни были философские учения, они все же имеют
то общее между собою, что все они являются философскими уче-
ниями»
6
. Гегель признавал ценность каждого философского учения, но в то же время подчеркивал и ее относительность.
Многообразие философских учений Гегель связывал с многообра- зием действительности, постижением которой они являются. Кроме того, он обращал внимание на историческую обусловленность фило- софии, которая, по его мнению, есть «эпоха, схваченная в мысли».
Каждому крупному философу и каждой его идее Гегель нашел свое место, ограниченное рамками той эпохи, в которой мыслитель жил и творил.
Разнообразие философских учений породило в историко- философской науке проблему их типологизации. Немецкий философ
И. Фихте полагал, например, что возможны лишь две философские системы — идеализм и догматизм, под которым он понимал материа- лизм. «Спор между идеалистом и догматиком, — писал Фихте, —
собственно сводится к тому, должна ли самостоятельность вещи
быть принесена в жертву самостоятельности Я, или, наоборот, са-
мостоятельность Я — самостоятельности вещи»
7
. По сути дела,
Фихте выделил вопрос, который впоследствии другой немецкий мыс- литель Ф. Энгельс назвал основным вопросом философии.
В своей наиболее простой форме основной вопрос философии есть вопрос об отношении бытия и мышления, природы и духа, мате-
рии и сознания. В зависимости от соответствующего решения этого вопроса в философии выделяют два основных направления — идеа- лизм и материализм. Их противоположность фиксируется самыми
6
Мир философии. Ч. 1. С.149.
7
Мир философии. Книга для чтения. С. 136.

28
разными мыслителями, хотя сам вопрос — большинством философов не формулируется в качестве основополагающего.
Смысл основного вопроса философии заключается в признании двух типов реальности — материальной и духовной, — из которых одна предшествует другой и порождает ее. Материализм за первоос- нову мира берет природу, материю, которые существуют независимо от сознания. Идеализм, напротив, объясняет мир, исходя из духа, сознания, которое изначально обладает способностью мышления.
Материализм и идеализм существуют в своей определенной исто- рической форме.
Среди исторических форм материализма различают стихийный материализм древних греков, метафизический и механистический ма- териализм философии нового времени, естественнонаучный материа- лизм ученых-естествоиспытателей, диалектический материализм.
Идеализм выступает в объективной и субъективной формах.
Объективные идеалисты признают существование реального ми- ра вне человека, но считают, что в его основе лежит объективное ду- ховное начало, которое может называться абсолютной идеей, косми- ческим разумом, божественным абсолютом и т. п. Все материальное, с их точки зрения — это проявление, воплощение или инобытие (иная форма существования) объективного идеального начала.
Субъективные идеалисты отрицают существование объективного мира, независимого от человеческого сознания, полагая, что он есть порождение субъективных познавательных способностей человека.
Другими словами, субъективные идеалисты первичным признают сознание, разум отдельного человека, субъекта.
Принимая разделение философии на идеализм и материализм, следует иметь в виду, что, как любая классификация, оно достаточно условно и не исчерпывает содержания конкретных философских сис- тем, и что материализм и идеализм не являются оценочными характе- ристиками.
Если подходить к типологизации философских учений с точки зрения метода, то все их можно разделить на метафизические и диа- лектические. Метафизическая философия отрицает качественное саморазвитие бытия через внутренние противоречия и тяготеет к по- строению однозначной картины мира, преувеличивая ту или иную его


29
сторону: устойчивость, повторяемость, относительность и др. Диа-
лектическая философия, напротив, признает всеобщую взаимосвязь предметов и явлений мира, трактует движение и развитие бытия как результат действующих в нем самом внутренних противоречий.
Философские учения различаются также по тому, что в них рас- сматривается в качестве источника наших знаний. Философские уче- ния, признающие основную роль ощущений (опыта) в процессе по- знания, составляют сенсуалистическое (эмпирическое) направление.
Противоположное ему направление — рационализм — образуют фи- лософские учения, в которых, хотя и не отрицается чувственное зна- ние, но главная роль в процессе познания отводится разуму. Полное отрицание роли разума как орудия постижения мира привело к появ- лению такого философского направления, как иррационализм.
Существуют и другие основания типологизации философских учений. Например, по отношению к науке выделяют сциентистскую
и антисциентистскую философии, а по отношению к религии фи- лософские учения делят на нерелигиозные и религиозно-
идеалистические.
Широкое распространение получила типологизация философских учений по временному признаку. По данному признаку выделяются исторические типы философии.
Понятием «исторический тип философии» объединяются фило- софы разных взглядов и убеждений, но сформировавшиеся в едином пространстве и времени культуры. Историческая эпоха накладывает глубокий отпечаток на личность философа, на его приверженность тем или иным идеалам и ценностям.
Выделяют следующие исторические типы философии: древняя философия, философия средневековья, философия эпохи Возрожде- ния, философия нового времени и современная философия.
Каждый из этих исторических типов философии отличается рядом особенностей. Но при всем своеобразии исторических типов филосо- фии в разные периоды развития философской мысли сохранялась и преемственность между ними. Неоспоримым является тот факт, что
«…все философии образуют одну связанную цепь, знание одного звена

30
которой неизменно требует знания другого»
8
, а также то, что делала философия на протяжении всей истории ее существования. На этот вопрос, как считал Вл. Соловьев, мы имеем право ответить: «Она де-
лала человека вполне человеком»
9
Контрольные вопросы
1. Что такое мировоззрение? Все ли люди обладают мировоззре- нием?
2. Каковы особенности мифологического мировоззрения?
3. Каковы основные черты религиозного мировоззрения?
4. Как соотносятся между собой философия и мировоззрение?
5. Какова специфика философского знания?
6. Является ли философия наукой?
7. Каковы основные функции философии?
8. В чем назначение философии?
9. Каковы основные разделы философского знания?
10. Что изучает история философии?
11. Каковы критерии типологизации философских учений?
12. Что такое «исторический тип философии»?
13. Какие основные исторические типы философии Вы можете назвать?
Основная литература
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. — М., 2009.
Введение в философию : учеб. пособие для вузов / авт. колл. :
Фролов И.Т. и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2002.
Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. —
М., 2001.
Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Момджян К.Х., Миронов В.В. Фи- лософия. — М., 2009.
Марков Б.В. Философия. — СПб., 2009.
8
Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. М., 1983. Т. 2. С.104.
9
Вопросы философии. 1988. № 8. С. 125.