Файл: Урок 12 общее учение о болезни.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 500

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Пример 11: Больной С., 10 лет. В возрасте 3 лет у мальчика начались судорожные припадки с потерей сознания и последующим сном. В семилетнем возрасте они сменились малыми припадками. Стал грубым, плаксивым. Снизилась успеваемость. Начал неожиданно уходить из дома на 2–3 дня. Возвращался похудевшим, не помнил, где был. Никаких мотивов для этого не было. Об уходе из дома говорил неохотно, «что сам этого не хотел». Сохранялись лишь отдельные воспоминания этого периода.

Пример 12: Больной объясняет пословицу «Не все то золото, что блестит» следующим образом: «Золото – это прекрасные золотые часы, подарил мне брат, он у меня очень хороший. Когда мы вместе учились, мы ссорились, но потом жили мирно. Брат очень любил театр, мы видели с ним пьесу…».

Пример 13: При предъявлении той же пословицы другая больная говорит: «Это значит, что надо обращать внимание не на внешность, а на внутреннее содержание. Но все же я должна сказать, что с точки зрения диалектики это не совсем правильно, ведь существует же единство формы и содержания, значит, надо обращать внимание и на внешность».

Пример 14: Мальчик К., 12 лет. Учится в 3-м классе вспомогательной школы. Ребенок от первой беременности, родился недоношенным. С самого раннего детства отмечается значительная задержка в развитии. Первые слова начал говорить к трем годам. Всегда был двигательно беспокоен, криклив, плаксив. С детьми играть не умел. Обижал младших, отнимал у них игрушки. Импульсивен, груб, развязан. Учиться начал в 7 лет. За год обучения не овладел грамотой, другими школьными навыками. Во время уроков ни минуты не оставался спокоен, играл с разными предметами, гримасничал, расхаживал по классу, задевал соседей, выкрикивал. На перемене становился еще более расторможенным. Психологическое исследование выявило крайне ограниченный запас сведений. Знал всего лишь несколько букв, понятие о числе отсутствовало, часто соскальзывал с данного ему задания, легко отвлекался, реактивно реагировал на случайные раздражители. Узнает предметы на картинках в прямом и перевернутом положении, узнает пунктирный рисунок, в силу большой отвлекаемости допускает ряд ошибок при выполнении сравнительно легких заданий, хорошо переключается с одной позы руки на другую, вместе с тем легко теряет данные ему задания и переходит на какую-либо иную деятельность. Понимает обиходную речь, отмечается затруднение при необходимости найти нужное слово в процессе активной речи. Словарь бедный, фразы строит с трудом. Произношение слегка косноязычное. При решении задач на сложение и вычитание в пределах 10 наряду с правильными ответами дает случайные. В задачах на установление нужных смысловых связей заменяет решение импульсивным перенесением элемента условия в ответ.


Пример 15: Больной С., 15 лет. Развивался нормально. Рос здоровым, общительным, послушным. В возрасте 7 лет перенес грипп с высокой температурой и с длительным бессознательным состоянием. Вскоре после выздоровления ушиб голову, около часа был без сознания. Стал драчливым, возбудимым, неустойчивым. Учился удовлетворительно, но постоянно нарушал дисциплину. Был исключен из школы в связи с крайней недисциплинированностью и агрессивностью. Психический статус: вял, апатичен, бездеятелен. По собственной инициативе в разговор не вступает, со сверстниками не общается, не читает, интерес ни к чему не проявляет. Желания ограничиваются едой и примитивными бытовыми удобствами. О родных не вспоминает, пребыванием в больнице не тяготится, о будущем не думает. Несмотря на регулярные занятия, новых знаний не усваивает.

Пример 16: Больной Д., 14 лет. Раннее развитие своевременное. Воспитывался дома. Привязан к матери. Любил игры в войну. С детьми общался, но не мог постоять за себя. В 8 лет получил травму головы без сотрясения мозга. Школу посещал с 8 лет. Учился хорошо, был добросовестным, исполнительным. С 11 лет стал рассеянным, успеваемость резко снизилась. Через год умер дедушка. Тяжело переживал его смерть, впадал в тоску. Начал тревожиться за родителей. Часто тосковал, звал на помощь мать: «Помоги мне, я не могу ни писать, ни читать, я понимаю, что у нас дома все хорошо, но мне очень грустно». Перестал гулять, появились мысли о смысле жизни, в дальнейшем появились видения: представлялись гробы с покойниками. Мучительно переживал, что не может избавиться от этих видений. Возникли мысли о смерти. Не мог отделаться от желания повеситься. Говорил вяло, монотонно, без эмоциональной окраски. Несмотря на хороший интеллект, успеваемость была низкой. Постоянно бездеятельный, безучастный, ни к чему не проявляет интерес. Ответы односложные, малодоступен.

Пример 17: Больной М., 16 лет. Раннее развитие протекало нормально. Рос здоровым, послушным и спокойным. В возрасте 2 лет болел натуральной оспой в тяжелой форме, был без сознания в течении двух суток. После болезни полностью поправился, развивался своевременно, вел себя правильно. В 7 лет перенес тяжелый грипп с последующим переходящим парапорезом. Стал возбудимым, непоседливым, нетерпимым. Поэтому со 2-го класса переведен во вспомогательную школу. По физическому развитию соответствует возрасту. Психический статус: легко вступает в контакт, держится развязно, неуместно и плоско шутит. Шумлив, суетлив, часто раздражается, но быстро успокаивается. Незлобив, доброжелателен, но постоянно нарушает режим, вступает в конфликт со сверстниками, грубит старшим. Интересы непостоянны. Охотно берется за любое дело, но ничего не доводит до конца, так как все быстро надоедает. В ситуациях и поступках несамостоятелен, очень внушаем. Учебные задания выполняет небрежно, поспешно. Внимание нефиксируемо, однако при чтении может на некоторое время сосредоточиться. Память удовлетворительная, но воспоминания неполные и неточные. Причинно-следственные связи явлений доступны. Интереса к занятиям нет, о будущем, профессии не задумывается.



Пример 18: Больной А., 13 лет. По линии отца и матери много родственников, страдавших алкоголизмом. Развитие речи и двигательных навыков с задержкой. Страдает ночным энурезом. В дошкольном возрасте перенес инфекционное заболевание, сопровождавшееся судорожными припадками. Начал жаловаться на головные боли, заметно отставать в росте, стал двигательно беспокойным, упрямым, непослушным. Учился удовлетворительно, но из-за недисциплинированности был исключен из 2-го класса. В семье никого не слушался. Большую часть времени проводил вне дома. Начал употреблять алкоголь. Психический статус: внешне доступен, легко вступает в беседу, держится развязно, о невыгодных для себя фактах умалчивает, старается их приукрасить. Непоседлив. Движения замедленны, плохо координированы. Со старшими самоуверен, груб, не терпит замечаний. Со сверстниками часто ссорится, легко возбуждается, дерется, цинично бранится. Сексуален. Интеллект без грубых нарушений. Практически ориентирован. К занятиям интереса нет, читать не любит. От всякой работы отказывается, время проводит в болтовне, рассказах о своих подвигах.
"Цветы для Элджернона" (главный герой – шизоид)

"Одиночество простых чисел" Паоло Джордано (главная героиня – анорексичка).

Что привело к особому развитию, к депрессивному состоянию героя: семейный фактор или уже человек родился такой?

Каррера "Зимний лагерь" (мальчик-аутист)

«Анна Каренина» Л.Н. Толстого (Анна - истероидная личность; Левин - детская депривация, отсутствие привязанности в детстве. У таких людей идет идеализация любви: если любить, значит всецело, полностью отдаваться чувству. Им нужен идеализированный объект любви. Это, с одной стороны, инфантильность личности, незрелость: "Если не позвонил, то не любит, значит я суицидну"




ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НЕРВНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Современные методы лечения заболеваний нервной системы
Лечение болезней нервной системы основано на трех методических принципах, связанных с пониманием сущности заболевания. К ним относятся этиологическая, патогенетическая и симптоматическая терапия.

Этиологическая терапия
направлена на устранение болезнетворной причины. Это “причинная” терапия. Данный вид терапии имеет наибольшее значение при лечении инфекционных болезней. Во многих случаях уничтожение или резкое ослабление вредоносных свойств микроорганизма приводит к выздоровлению. Этиологическую терапию проводят прежде всего при нейроинфекциях (менингиты, энцефалиты, невриты и т.д.).

При многих болезнях, в том числе некоторых инфекционных, возбудитель как первопричина болезни является лишь пусковым фактором в развитии заболевания и впоследствии утрачивает значение. Например, острое кислородное голодание плода во время родов может длиться несколько минут. В дальнейшем этот фактор перестает действовать, но в организме продолжают развиваться сложные процессы — как защитно-приспособительные, так и патологические.

В других случаях (в частности, при наследственных заболеваниях нервной системы) первопричина заключается в дефекте генетической программы. Современная медицина пока не в состоянии исправлять генетический код человека. Единственный выход — возействие на те патологические процессы, которые обусловлены искаженной генетической программой. Отсюда вытекает другое направление в терапии.

Патогенетическая терапия направлена на механизм развития болезни. Этот вид терапии является важнейшим в современной медицине. Она заключается не только в блокировании патологических процессов, но и в 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Физиотерапия включает в себя водные процедуры, грязелечение, воздействие теплом, электрическими, электромагнитными полями, ионами различных веществ и т.д.

Лечебный массаж и лечебная физкультура занимают большое место в системе коррекционно-восстановительных мероприятии при различных органических поражениях нервной системы. Важно научить больных и их родственников специальным лечебным приемам. Это позволит выполнять комплексы упражнений лечебной физкультуры в домашних условиях.

Иглотерапия основана на использовании приемов древней восточной медицины. В специальные точки на туловище, конечностях, лице, ушных раковинах вводятся золотые, серебряные или стальные иглы. Модификацией метода является раздражение точек слабым электрическим током. Механизмы лечебного действия иглотерапии недостаточно ясны, однако в ряде случаев она дает хороший эффект.

Психотерапия заключается в лечебном воздействии на психику больного различными способами (внушение наяву и в гипнозе специальные групповые занятия, воздействие специально подобранной музыкой и др.). Важно учитывать, что обстановка в больничном или другом специализированном учреждении может оказать на больного благоприятное или неблагоприятное воздействие. Нейрохирургические методы. Для лечения некоторых двигательных расстройств, в частности гиперкинезов, предпринимают избирательное воздействие на определенные подкорковые образования мозга (стереотаксическая нейрохирургия). В ряде случаев удается добиться выраженного стойкого эффекта.

Ортопедические методы и протезирование. Ортопедия — хирургическая коррекция двигательных расстройств, таких, например, как косолапость, врожденное укорочение конечности, ограничение подвижности в суставе. Протезирование применяют для коррекции двигательных нарушений; кроме того, его осуществляют при расстройствах зрения и слуха. Созданы и постоянно совершенствуются слуховые аппараты, позволяющие эффективно использовать остатки слуха. Для занятий со слабослышащими разработаны устройства, преобразующие звуковые сигналы в зрительные.