Файл: Урок 12 общее учение о болезни.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 504

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Нарушение мозгового кровообращения (НМК)

как правило, развивается на фоне сосудистых заболеваний, в основном, атеросклероза, и повышенного артериального давления. Одной из клинических форм НМК являются начальные проявления недостаточности кровоснабжения мозга (НПНКМ).

Острое нарушение мозгового кровообращения (ОНМК). Под этим термином объединяют все виды острого нарушения мозгового кровообращения, которые сопровождаются преходящей или стойкой неврологической симптоматикой. Для ОНМК характерно появление клинических симптомов со стороны нервной системы на фоне существующих сосудистых изменений. Заболевание характеризуется острым началом и отличается значительной динамикой общемозговых и локальных симптомов поражения мозга.

Инсульты подразделяются на ишемические (инфаркт мозга) и геморрагические - выход крови в окружающие ткани и пропитывание их.

В детском возрасте расстройства мозгового кровообращения могут быть обусловлены пороками развития мозговых сосудов, инфекционным заболеванием, протекающим с поражением сосудов, болезнями крови, врожденными и приобретенными пороками сердца, черепно-мозговыми травмами и др. Характер поражения мозговых сосудов может быть различным. Сужение просвета сосуда или его полная закупорка возможны вследствие длительного спазма, формирования тромба (кровяной сгусток), сдавления сосуда опухолью, образования бляшек при атеросклерозе, внезапного закрытия просвета сосуда оторвавшимся сгустком крови, кусочками ткани, воздухом и др. Разрыв стенки сосуда наблюдается при гипертонической болезни, чепномозговой травме, аневризме (резкое расширение сосуда), болезнях крови, опухолях мозга. Повышение сосудистой проницаемости, связанное с изменением строения стенки сосуда, возможно при инфекционно-аллергических заболеваниях, нарушениях свертывающей системы крови. Перечисленные выше нарушения изолированно встречаются редко, обычно они комбинируются.

Различают динамические, т.е. преходящие, нарушения мозгового кровообращения и расстройства мозгового кровообращения, вызывающие необратимые изменения в ткани мозга.

Черепно-мозговая травма (ЧМТ)

это повреждение костей черепа или мягких тканей, таких как ткани мозга, сосуды, нервы, мозговые оболочки. Выделяют две группы черепно-мозговых травм - открытые и закрытые. Закрытые ЧМТ:


  • сотрясение головного мозга - травма, при которой не отмечается стойких нарушений в работе мозга. Все симптомы, возникающие после сотрясения, обычно со временем (в течение нескольких дней) исчезают. Стойкое сохранение симптоматики является признаком более серьезного повреждения головного мозга. Основными критериями тяжести сотрясение мозга являются продолжительность (от нескольких секунд до часов) и последующая глубина потери сознания и состояния амнезии. Не специфические симптомы - тошнота, рвота, бледность кожных покровов, нарушения сердечной деятельности.

  • сдавление головного мозга (гематомой, инородным телом, воздухом, очагом ушиба). Проявления: распирающая головная боль, нарушается сознание. К этому присоединяются признаки сдавления ствола головного мозга в виде нистагма, “плавающих” движений глазных яблок, нарушения дыхания, глотания, сердечной деятельности. При несвоевременной диагностике сдавления мозга может наступить смерть.

  • ушиб головного мозга: лёгкой, средней и тяжёлой степени. При ушибах головного мозга наряду с выраженными общемозговыми симптомами наблюдаются четкие локальные нарушения. Расстройства сознания при ушибе мозга более длительны, чем при сотрясении мозга, и достигают большей глубины. Очаговые симтомы разнообразны: расстройства функций черепно-мозговых нервов парезы и параличи конечностей, нарушения координации, речи, судороги и др.

При открытых повреждениях нарушается целость кожных покровов и костей черепа.

Одновременно могут наблюдаться различные сочетания видов черепно-мозговой травмы: ушиб и сдавление гематомой, ушиб и субарахноидальное кровоизлияние, диффузное аксональное повреждение и ушиб, ушиб головного мозга со сдавлением гематомой и субарахноидальным кровоизлиянием.


Минимальные  мозговые  дисфункции (ММД)

у детей представляют собой наиболее распространенную форму нервно–психических нарушений в детском возрасте. По данным отечественных и зарубежных исследований, частота встречаемости ММД среди детей дошкольного и школьного возраста достигает 5–20%.
В настоящее время ММД рассматриваются, как последствия ранних локальных повреждений головного мозга, выражающиеся в возрастной незрелости отдельных высших психических функций и их дисгармоничном развитии.

Характерными признаками ММД являются повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, диффузные легкие очаговые неврологические симптомы, умеренно выраженные сенсомоторные и речевые нарушения, расстройства восприятия, отвлекаемость, трудности поведения, недостаточная сформированность навыков интеллектуальной деятельности, трудности обучения. ММД чаще всего выявляется в школьном возрасте; ранние симптомы синдрома у некоторых детей можно обнаружить уже на первом году жизни.

АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРИМЕРОВ РАССТРОЙСТВ СОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ ПРИ РАЗНЫХ КЛИНИЧЕСКИХ КАРТИНАХ.


  1. Разделите перечисленные ошибки восприятия, положив в основу локализацию поражения (левое/правое полушарие), заполнив таблицу:




Особенности зрительного восприятия с поражением

левого полушария

правого полушария








Ошибки восприятия: телефон – «часы», настольная лампа – «гриб», фуражка – «тарелка» или «чашка», помидор – «яблоко», автобус – «трамвай», флаг – «плакат», лампа – «гриб», телефон – «часы»; ландыш, перечеркнутый спиралевидной линией, воспринимается как «ветки», «листочки»; молоток, перечеркнутый пилообразной линией, «как палочка», «подъемный кран»; перечеркнутая бабочка – «как цветок какой-то», гриб – «тент под которым сидят», не узнает соседей по палате, помнит имена всех знакомых, но не знает, кому какое имя принадлежит.


  1. Проанализируйте приведенные ниже примеры психических отклонений у детей при разных клинических картинах

Пример 1: Больная Л., 15 лет. Психические расстройства возникли через две недели после перенесенного гриппа, который продолжался с температурой 39°. После падения температуры девочка жаловалась на слабость, головную боль, повышенную сонливость, однако приступила к школьным занятиям. Спустя две недели обострились нарушения сна: повышенная сонливость чередовалась с бессонницей. Настроение было подавленным. Много плакала, чего-то боялась. Высказывала идеи отношения и преследования. Убегала из дома, стремилась совершить суицидальную попытку.

Пример 2: Больной С., 5 лет. Заболел после того, как его ударил палкой мальчик. Сильного ушиба не было, но больной С. испугался, долго плакал. Ночью плохо спал. Внезапно прижался к матери, закричал, указывая на угол: «Там какая-то страсть!» Через несколько дней обратился к матери: «Посмотри на потолок, там корова висит». В течение дня был возбужденным, появились странные высказывания, принимал защитные позы, закрывал лицо руками. Сердился на мать, грубил ей, с отцом перестал разговаривать совсем. В течение дня неоднократно возникали приступы страха, сопровождающиеся зрительными галлюцинациями. В этот момент становился напряженным, растерянным, с испугом закрывал лицо руками, пронзительно кричал, махал руками.

Пример 3: Больная Р., 13 лет. Раннее развитие девочки своевременное. Хорошо училась, была общительна, ласкова, трудолюбива. Ничем тяжелым не болела. За 3 месяца до начала заболевания стала хуже учиться. Появились головные боли. Становилась все более раздражительной и строптивой. Плакала, если не могла подготовить уроки. Жаловалась на плохое настроение. За три дня до начала приступа плохо спала, была очень тревожна. Неясно воспринимала окружающую обстановку. Нарастали тревога и двигательное беспокойство. У врача малодоступна, молчалива, не сразу отвечает на вопросы, к чему-то прислушивается, испытывает слуховые галлюцинации. Окружающих не узнает. Появились страхи, ей казалось, что надвигается кто-то в белом.

Пример 4: Т., 14 лет. Развивалась своевременно, но была вялой, робкой, застенчивой, малоактивной. Боялась темноты и одиночества. В возрасте 11 лет перенесла приступ суставного ревматизма. Возникли головная боль, утомляемость, еще большая вялость, стала хуже учиться. В 14 лет появилась безотчетная тоска, страхи. Ей казалось, что кто-то сидит под кроватью и может схватить ее, что случится что-то плохое: упадет столб, раздавит машина.


Пример 5: Р., 14 лет. У отца мальчика в детстве наблюдались проявления навязчивости: по дороге в школу он должен был прыгать вокруг каждого колодца. Был раздражительным, вспыльчивым. Ушел из семьи, когда мальчику исполнилось 10 лет. Бабушка, по мнению отца, тяжелого характера, властная. Мать мальчика мнительная и тревожная, постоянно беспокоится о здоровье сына. Бабушка, по мнению матери, тоже мнительная. Мальчик родился в асфиксии, но развивался своевременно. Был тихим, послушным, постоять за себя не мог. Учился хорошо, тяжело переживал плохие отметки. В возрасте 14 лет появились страхи заразиться от грязных рук, боялся дотрагиваться до дверных ручек, открывал дверь ногами. Тревожился, что слесарь, чинивший водопровод в их квартире, может их заразить какой-нибудь болезнью. Стал грубым с родными. Иногда возникали немотивированные состояния возбуждения.

Пример 6: В., 14 лет. Мальчик отказывается от еды, не говорит с родными, избегает матери, в ее присутствии уходит из дома. До болезни был спокойный, послушный, привязан к матери. Охотно играл с детьми, хорошо учился в школе. С 13 лет снизилась успеваемость, перестал общаться со сверстниками. Появилось враждебное отношение к матери. В ее присутствии нервничал, стучал ногами, требовал, чтобы она ушла. Отказывался есть приготовленную ее пищу. Сам готовил еду. Иногда не ел по нескольку дней.

Пример 7: Т., 15 лет. Утверждает, что мать стала неискренней, ее отношение наигранное, она хочет его отравить или «переделать в девочку». Поэтому он решил, что это не мать, а мачеха.

Пример 8: Больная Л., 5 лет. Абцесс височно-лобной области сопровождается грубейшей амнестической афазией. При сохранности спонтанной речи больная не могла назвать ни одного из предъявленных ей изображений: слон – «водичку набирает», стол – «кушают», машина – «ехать», телефон – «звонят».

Пример 9: Больная К., 7 лет. Со злокачественной опухолью левой височной доли, жаловалась на забывание слов и трудности их подбора: «Когда будет этот, ну, как его ...?».

Пример 10: Больной Ч., 14 лет. Предложено переделать рассказ «Муравей и голубка». Воспроизвел рассказ после прослушивания следующим образом: «Жили около речки. Жили вместе, и пошли к речке купаться… к ручью пошли купаться. Муравей стал тонуть, увидел его жук, его увидел и стал помогать. Он дал ему палку, и по палке муравей выбежал. Так был спасен муравей». Вторая часть рассказа больным совсем не воспроизведена.