Файл: Урок 12 общее учение о болезни.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 496

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




  1. По результатам изучения заполните таблицу:




Этап

Факторы риска для здоровья

Причины

Распространенность

Младший дошкольный (ясельный)

(1,5-3 года)










Средний дошкольный

(4-5 лет)










Старший дошкольный

(6-7 лет)










  1. Напишите эссе «Здоровые дети – здоровое общество».

Форма отчетности: заполненная таблица, эссе.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗДЕЛУ «ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПАТОЛОГИИ»


  1. Терминологический диктант

Здоровье. Норма. Предболезнь. Болезнь. Патологический процесс. Патологическое состояние. Патогенез. Дефект. Этиология. Конституция

  1. Творческое задание

Создайте «портрет» ребенка дошкольного возраста, проиллюстрировав негативное влияние на его здоровье определенных факторов окружающей среды.
Раздел 2. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ


№ урока

Раздел, тема

Количество часов

Вид занятия

Задание для ВСР

Количество часов ВСР

Форма контроля

7-8

2.1. Общая характеристика наследственных болезней.

2

семинар

Конспект по теме «Человек как объект генетических исследований».

3

Устный опрос, проверка наличия конспекта

9-10

2.2. Наследственно обусловленные формы онтогенеза у детей. Генетика интеллектуальных нарушений, эмоционально-личностных расстройств, девиантного поведения в детском возрасте.

2

лекция







Взаимоопрос

11-12

2.3. Роль генетических факторов в возникновении расстройств речи; тугоухости и глухоты; слабовидения и слепоты; нарушений опорно-двигательного аппарата.

2

лекция





Письменный опрос

13-14

2.4. Решение ситуационных (генетических) задач.

2

ПРЗ







Результаты выполнения

15-17

2.5. Изучение по родословным аутосомно-доминантного, аутосомно-рецессивного, сцепленного с полом типов наследования.

3

ПРЗ

Составление и анализ родословной.

3

Родословная с выводами




Всего:

11/5







6






Внеаудиторная самостоятельная работа № 2

ЧЕЛОВЕК КАК ОБЪЕКТ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Количество часов: 3

Цель: организация внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине

Задачи

  • систематизировать знания по теме, изученные в школьном курсе биологии

  • совершенствовать исследовательские навыки (работа с первоисточником, конспектирование теоретического материала по теме, оформление научной работы в соответствии с требованиями ГОСТа)

  • ОК 1,2,6

Задание

Изучите рекомендуемую литературу по разделу. Составьте конспект по следующему плану:

План

1. Генетика как наука. Биологические и цитологические основы наследственности человека. Влияние наследственности и окружающей среды на развитие организма.

2. Строение, функции и типы деления животной клетки. Митоз и мейоз, патология митоза и мейоза. Хромосома как носитель наследственной информации. Кариотип. Ген. Геном. Генотип.

3. Менделевская генетика.

4. Изменчивость и ее виды. Мутагены. Мутации и их типы.

5. Методы исследования генетики человека Значение медико-генетического консультирования в предупреждении наследственных болезней. Этические нормы генетического консультирования.

Форма отчетности: конспект, зашита на семинарском занятии.

Рекомендуемые информационные источники

  1. Дубинин, Н.П.. Генетика, поведение, наследственность [Текст] / Н.П.Дубинин. - М.: Просвещение, 1989.

  2. Мастюкова, Е.М. Основы генетики [Текст] / Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина. – М.: ВЛАДОС, 2001.

  3. Мутовин, Г.Р. Основы клинической генетики (лекции) [Текст] / Г.Р. Мутовин. – М.: Высшая школа, 1997.

  4. Мутовин, Г.Р. Клиническая генетика [Текст] / Г.Р. Мутовин. – М.: Просвещение, 1997.

  5. Приходченко, Н.Н. Основы генетики человека [Текст] / Н.Н. Приходченко, Т.П. Шкурат. – Ростов-на-Дону.: , 1997.

  6. Самсонов, Ф.А. Основы генетики в дефектологии [Текст] / Ф.А.Самсонов.– М.: Просвещение, 1995.

  7. Слюсарев, А.А. Биология с общей генетикой [Текст] / А.А. Слюсарев. – М.: Просвещение, 1978.

  8. База знаний по биологии человека: физиология, эндокринология, генетика, биохимия, иммунология, репродукция и развитие, патология, молекулярная эволюция [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://obi.img.ras.ru

  9. Генетика, биология, развитие. Материалы по нормальному и патологическому эмбриональному развитию [Электронный ресурс] / – Режим доступа:URL: http: // mglinets.narod.ru/

  10. Экологическая генетика. Что это такое? Структура и задачи экологической генетики [Электронный ресурс] / - Режим доступа: URL: http: // www.issep.rssi.ru/cgi-bin/soros/readdb.pl?f=ST436



Урок 7-8


Тема 2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАСЛЕДСТВЕННЫХ БОЛЕЗНЕЙ

Количество часов: 2

Вид занятия: семинарское.

Форма проведения: беседа по содержанию конспекта, составленного в рамках ВСР

Цель: углубление и систематизация ранее изученного материала

Задачи:

  • углубить и систематизировать сведения по основам генетики, изученным в школьном курсе биологии

  • совершенствовать исследовательские навыки (работа с первоисточником, конспектирование теоретического материала по теме, оформление научной работы в соответствии с требованиями ГОСТа), навыки выступления перед аудиторией, отстаивания своего мнения, развитие устной речи

  • ОК 1,6

Вопросы для беседы

1. Генетика как наука. Биологические и цитологические основы наследственности человека. Влияние наследственности и окружающей среды на развитие организма.

2. Строение, функции и типы деления животной клетки. Митоз и мейоз, патология митоза и мейоза. Хромосома как носитель наследственной информации. Кариотип. Ген. Геном. Генотип.

3. Менделевская генетика.

4. Изменчивость и ее виды. Мутагены. Мутации и их типы.

5. Методы исследования генетики человека Значение медико-генетического консультирования в предупреждении наследственных болезней. Этические нормы генетического консультирования.

Дополнительный теоретический материал

В генетике термины «болезнь» и «синдром» являются синонимами. Понятие «наследственные болезни» ошибочно отождествляют с понятием «врожденные болезни». Необходимо знать, что с врожденным пороком ребенок рождается, а наследственная патология может (!) проявляться в любом возрасте и ее развитие будет зависеть от образа жизни человека, уровня здравоохранения, социальной состоятельности носителя (его профессии, материального достатка и т.д.). // Порок сердца – врожденный порок развития, чаще всего он обнаруживается сразу в момент рождения или в течение первого года жизни ребенка. Гипертоническая болезнь – наследственная патология. Ребенок не рождается с гипертонией, даже если этим заболеванием больны все родственники. Предположим, что мужчина с подобной наследственной отягощенностью имеет вредные привычки. Доказано, что курение, алкоголь, кофе сужают кровеносные сосуды, а значит, повышают АД. Он игнорирует профилактические осмотры у кардиолога, следовательно, невозможно отметить первые признаки повышенного артериального давления и дать рекомендации, пролечить. Кроме того, наш пациент много нервничает, имея ненормированный рабочий день. Итак, гипертоническая болезнь ему обеспечена.


В эмбриональном периоде развития организма человека выделяют несколько критических периодов, которые характеризуются повышенной чувствительностью эмбриона к повреждающему действию факторов внешней среды. Если негативное воздействие в первые 2 недели беременности приводит к гибели зародыша, то следствием более поздних повреждений будут пороки развития, такие как…

- алкогольный синдром плода – это сумма различных патологических симптомов, обусловленных употреблением спиртных напитков беременной женщиной: удлинение лица, низкий лоб, недоразвитие подбородка, маленький седловидный нос, отсутствие ушных раковин, укорочение длины глазных щелей, косоглазие, уплощение затылка, врожденные пороки сердца, множественные гемангиомы («кровяные опухоли»), аномалии половых органов. Кроме того, наблюдаются нарушения функций организма (особенно психических), микроцефалия, снижение координации движений, замедление роста и развития.

- краснушная эмбриофетопатия. Вирус краснухи особо опасен для плода с точки зрения тератогенных действий. Если беременная, раньше не болевшая краснухой, заболевает ею в первый месяц беременности, то в 90-100% случаев у плода выявляются пороки развития: пороки сердца, глухота (50% риска), слепота (75%), микроцефалия, энцефалит, недоношенность, низкая масса тела.

- диабетическая эмбриопатия наблюдается у детей от матерей с сахарным диабетом. Такие дети имеют задержку внутриутробного развития, а также множественные или изолированные врожденные пороки развития: отсутствие или недоразвитие различных отделов позвоночника, отдельных костей; пороки мозга; обратное расположение органов; пороки сердца; отсутствие головного мозга; дефекты губы и неба и т.д.

НБ называют те, причиной которых является мутация (Н.П. Бочков; 1978). В настоящее время изучено более 10 тысяч НБ, и это число постоянно растет. Кроме того, в рамках уже известных синдромов выделяют новые формы. Поэтому единой классификации НБ нет, а существующие авторские требуют доработки.

Классификация НБ, предложенная Н.П. Бочковым (1984), основана на взаимодействии наследственности и внешней среды, их влиянии на возникновение, особенности течения и исход заболевания.