Файл: Курсовой проект по дисциплине теория конструкции локомотивов Вариант 22 Выполнил студент гр. 752 Коновалов М. А.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 160
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
– длительная сила тяги одного колёсно-моторного блока, кН;
M– длительный момент на валу ТЭД, кНм.
Длительная сила тяги одного колёсно-моторного блока определяется из выражения:
(1.13)
кН
где Fкп–расчётная сила тяги тепловоза, кН;
m–количество тяговых электродвигателей на секцию тепловоза.
Длительный момент на валу тягового электродвигателя M определяется, исходя из мощности тягового электродвигателя и длительной частоты вращения якоря по формуле:
(1.14)
Н*м,
где РТЭД – мощность тягового электродвигателя, кВт;
n – длительная частота вращения, об/мин.
Передаточное число i2 определяется по наибольшей частоте вращения якоря тягового электродвигателя при конструкционной скорости тепловоза Vk:
(1.15)
где nmax– наибольшая частота вращения якоря тягового электродвигателя;
nk– частота вращения колёсной пары при конструкционной скорости тепловоза.
Максимальная частота вращения колеса тепловоза определяется из выражения:
(1.16)
об/мин,
где Vk– конструкционная скорость тепловоза, км/ч;
Сравнить два передаточных числа i1 и i2, принять наименьшее. Окончательно передаточное число принимается таким, чтобы длина централи А (расстояние между осью вала якоря ТЭД и осью колёсной пары) осталось без изменения.
Длина централи АW, модуль зубчатой передачи m и число зубьев ведомой и ведущей шестерён z1 и z2 связаны между собой уравнением:
.(1.17)
Для тепловозов с опорно-осевым подвешиванием тяговых двигателей АW принять равным 448,8 мм. Модуль зубчатой передачи для тепловозов m= 10 ÷ 12.
Решая уравнение (1.17) относительно z2 получим, что z2=56
Для принятых значений АW и m определяются общее число зубьев тягового редуктора и число зубьев ведущей и ведомой шестерни. Минимальное число зубьев ведущей шестерни, z1 =19
Полученное передаточное число необходимо проверить на вписывание тягового редуктора в габарит подвижного состава из условия:
= 0,5*Dk- 0,5*d - е120 мм, (1.18)
мм
где d – диаметр делительной окружности зубчатого колеса тягового редуктора, d=m*z2 ;
е = 12÷17– расстояние от торца зубьев ведомого зубчатого колеса до нижней поверхности кожуха.
Диаметр делительной окружности зубчатого колеса тягового редуктора определяется из формулы:
d=m*z2
d= 12*56=672 мм
По окончании работы над разделом подводим итог расчетов.
Nk =1140 кВт- касательная мощность тепловоза;
ηn=0,857 - КПД тепловоза;
Мсц =134,557 кг -сцепная масса тепловоза;
Vn=11,328 км/ч- пороговая скорость тепловоза;
Dк =1350 мм- диаметр колеса;
i=4,455- передаточное число;
z2=56, z1=19– числа зубьев зубчатого колеса и ведущей шестерни;
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗМЕРОВ ЭКИПАЖНОЙ ЧАСТИ
2.1Определение размеров тележки тепловоза
При проектировании необходимо учитывать, что тепловоз или его секция выполняются по следующим осевым формулам: 20-20, 30-30, 20+20-20+20.
Экипажная часть тепловоза должна содержать прогрессивные конструктивные технические решения, применяемые в настоящее время в конструкциях отечественных и зарубежных тепловозов.
При конструкционных скоростях до 120 км/ч применяется опорно-осевое подвешивание тяговых двигателей, при более высоких скоростях – опорно-рамное подвешивание.
База тележки определяется главным образом компоновкой тягового привода. Для трехосных тележек при опорно-рамном подвешивании размер базы 4000 ÷ 4400 мм.
Основными геометрическими параметрами тележки, подлежащими определению являются:
При согласном расположении ТЭД расстояние между осями колёсных пар определяется по формуле:
(2.1)
960+500+40+1350/2+60=2197 мм,
где с – расстояние от оси колёсной пары до крайней точки носика ТЭД, мм
с =960 мм – при опорно-осевом подвешивании;
п – ширина поперечных скреплений рамы к её боковинам, мм:
п =400 ÷ 500 мм – для конструкции тележки с жестким шкворнем,
п=500÷650 мм – для конструкции тележки с шкворнем допускающим поперечные перемещения,
п=300÷400 мм – для конструкции тележки с маятниковыми опорами;
S– расстояние между гребнем бандажа колёсной пары и поперечным креплением рамы, мм , S=50 ÷ 300 мм;
в – зазор между опорным кронштейном ТЭД и поперечным креплением рамы тележки к её боковинам, мм:
в=40 ÷ 50 мм – при опорно-рамном подвешивании.
a2 = 2с +
n + 2в(2.2)
a2 = 2*960+500+2*40=2424 мм
База тележки:
2a= a1+a2(2.3)
2a= 2197+2424=4621 мм
Расстояние от оси колёсной пары до торца концевого поперечного крепления рамы тележки tопределяется исходя из положения ТЭД:
a) ТЭД повёрнут в сторону концевой балки:
(2.4)
=960+40+60=1022 мм
где l=60 ÷ 250 мм – ширина концевого поперечного крепления рамы тележки;
б) ТЭД повёрнут в сторону, противоположную концевому поперечному креплению:
(2.5)
=960 /2+60+60=600 мм
Длина рамы тележки:
(2.6)
=2197+2424+1022+600=6438 мм
2.2 Определение размеров тепловоза.
Длина локомотива по осям автосцепок устанавливается в процессе его компоновки. Предварительно эта длина определяется, в зависимости от величины мощности дизеля Nе, по эмпирическим формулам:
=1400*(10-0,0012*1400)=11650 мм
Окончательно длина локомотива устанавливается с учетом длин тележек и подкузовного оборудования (топливный бак, ящики аккумуляторных батарей и др.).
Соотношение между длиной локомотива L и его жесткой базой Lo, должно удовлетворять условию прохождения тепловоза в кривой радиуса 80 м.
Для тепловозов с трехосными тележками и длиной до 20 м при мощности дизеля до 2200 кВт отношение Lo/L=0,5 ÷ 0,52; в случае применения двухосных тележек Lo/L
=0,48; для более мощных локомотивов (Nе > 2200 кВт) с длиной 20 м и более отношение Lo/L =0,57 ÷ 0,6.
Lo/L =0,5 ÷ 0,52.
Lo=5824 мм
3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕПЛОВОЗА И КОМПОНОВКА ЭКИПАЖНОЙ ЧАСТИ
Компоновка дизель-генератора
Дизель-генератор 2А-9ДГ (рис. 2) состоит из дизеля типа 2А-5Д49 и синхронного генератора, установленных на общей поддизельной раме и соединенных муфтой пластинчатого типа. Дизель 2А-5Д49, созданный на базе двигателя 16ЧН 26/26 мощностью 3000 л. с, используемого на тепловозах 2ТЭ116 и 130, является его более форсированной модификацией.
Дизель-генератор 2А-9ДГ имеет до 90% узлов и деталей, унифицированных с узлами и деталями дизель-генераторов 1-9ДГ (тепловоз 130), 1А-9ДГ (тепловоз 2ТЭ116), 3-9ДГ (тепловоз ТЭ114). При создании дизель-генератора 2А-9ДГ был использован опыт постройки, эксплуатации и ремонта указанных дизель-генераторов.
Дизель-генератор удобен в обслуживании и ремонте. Его сборку и разборку производят агрегатами (узлами), что обеспечивает взаимозаменяемость. Высокая надежность и износостойкость дизеля обеспечиваются изготовлением деталей из высококачественных материалов, рациональным применением современных методов химико-термической обработки и поверхностного упрочнения деталей с применением качественных покрытий.
Дизель четырехтактный, V-образный, шестнадцатицилиндровый, с газотурбинным наддувом и охладителем наддувочного воздуха.
Дизель-генератор установлен на раме тепловоза на резино-металлических амортизаторах. Рама под дизель и генератор сварная. В емкость поддона заливают 1000 л масла. Подшипники коленчатого вала подвесного типа. Коленчатый вал цельнолитой из высокопрочного чугуна, азотированный. Для уменьшения напряжений, возникающих вследствие крутильных колебаний в системе (привод вспомогательных агрегатов — коленчатый вал дизеля — ротор генератора), на переднем конце коленчатого вала установлен комбинированный антивибратор.
Шатунный механизм состоит из главных и прицепных шатунов. Прицепной шатун болтами прикреплен к пальцу, установленному в проушинах главного шатуна.
M– длительный момент на валу ТЭД, кНм.
Длительная сила тяги одного колёсно-моторного блока определяется из выражения:
(1.13)
кН
где Fкп–расчётная сила тяги тепловоза, кН;
m–количество тяговых электродвигателей на секцию тепловоза.
Длительный момент на валу тягового электродвигателя M определяется, исходя из мощности тягового электродвигателя и длительной частоты вращения якоря по формуле:
(1.14)
Н*м,
где РТЭД – мощность тягового электродвигателя, кВт;
n – длительная частота вращения, об/мин.
Передаточное число i2 определяется по наибольшей частоте вращения якоря тягового электродвигателя при конструкционной скорости тепловоза Vk:
(1.15)
где nmax– наибольшая частота вращения якоря тягового электродвигателя;
nk– частота вращения колёсной пары при конструкционной скорости тепловоза.
Максимальная частота вращения колеса тепловоза определяется из выражения:
(1.16)
об/мин,
где Vk– конструкционная скорость тепловоза, км/ч;
Сравнить два передаточных числа i1 и i2, принять наименьшее. Окончательно передаточное число принимается таким, чтобы длина централи А (расстояние между осью вала якоря ТЭД и осью колёсной пары) осталось без изменения.
Длина централи АW, модуль зубчатой передачи m и число зубьев ведомой и ведущей шестерён z1 и z2 связаны между собой уравнением:
.(1.17)
Для тепловозов с опорно-осевым подвешиванием тяговых двигателей АW принять равным 448,8 мм. Модуль зубчатой передачи для тепловозов m= 10 ÷ 12.
Решая уравнение (1.17) относительно z2 получим, что z2=56
Для принятых значений АW и m определяются общее число зубьев тягового редуктора и число зубьев ведущей и ведомой шестерни. Минимальное число зубьев ведущей шестерни, z1 =19
Полученное передаточное число необходимо проверить на вписывание тягового редуктора в габарит подвижного состава из условия:
= 0,5*Dk- 0,5*d - е120 мм, (1.18)
мм
где d – диаметр делительной окружности зубчатого колеса тягового редуктора, d=m*z2 ;
е = 12÷17– расстояние от торца зубьев ведомого зубчатого колеса до нижней поверхности кожуха.
Диаметр делительной окружности зубчатого колеса тягового редуктора определяется из формулы:
d=m*z2
d= 12*56=672 мм
По окончании работы над разделом подводим итог расчетов.
Nk =1140 кВт- касательная мощность тепловоза;
ηn=0,857 - КПД тепловоза;
Мсц =134,557 кг -сцепная масса тепловоза;
Vn=11,328 км/ч- пороговая скорость тепловоза;
Dк =1350 мм- диаметр колеса;
i=4,455- передаточное число;
z2=56, z1=19– числа зубьев зубчатого колеса и ведущей шестерни;
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗМЕРОВ ЭКИПАЖНОЙ ЧАСТИ
2.1Определение размеров тележки тепловоза
При проектировании необходимо учитывать, что тепловоз или его секция выполняются по следующим осевым формулам: 20-20, 30-30, 20+20-20+20.
Экипажная часть тепловоза должна содержать прогрессивные конструктивные технические решения, применяемые в настоящее время в конструкциях отечественных и зарубежных тепловозов.
При конструкционных скоростях до 120 км/ч применяется опорно-осевое подвешивание тяговых двигателей, при более высоких скоростях – опорно-рамное подвешивание.
База тележки определяется главным образом компоновкой тягового привода. Для трехосных тележек при опорно-рамном подвешивании размер базы 4000 ÷ 4400 мм.
Основными геометрическими параметрами тележки, подлежащими определению являются:
-
a - расстояние между осями колесных пар; -
n - ориентировочные размеры поперечных скреплений рамы к ее боковинам ; -
t - расстояние от оси крайней колесной пары до торца концевой поперечной балки рамы тележки; -
l - длина рамы тележки.
При согласном расположении ТЭД расстояние между осями колёсных пар определяется по формуле:
(2.1)
960+500+40+1350/2+60=2197 мм,
где с – расстояние от оси колёсной пары до крайней точки носика ТЭД, мм
с =960 мм – при опорно-осевом подвешивании;
п – ширина поперечных скреплений рамы к её боковинам, мм:
п =400 ÷ 500 мм – для конструкции тележки с жестким шкворнем,
п=500÷650 мм – для конструкции тележки с шкворнем допускающим поперечные перемещения,
п=300÷400 мм – для конструкции тележки с маятниковыми опорами;
S– расстояние между гребнем бандажа колёсной пары и поперечным креплением рамы, мм , S=50 ÷ 300 мм;
в – зазор между опорным кронштейном ТЭД и поперечным креплением рамы тележки к её боковинам, мм:
в=40 ÷ 50 мм – при опорно-рамном подвешивании.
a2 = 2с +
n + 2в(2.2)
a2 = 2*960+500+2*40=2424 мм
База тележки:
2a= a1+a2(2.3)
2a= 2197+2424=4621 мм
Расстояние от оси колёсной пары до торца концевого поперечного крепления рамы тележки tопределяется исходя из положения ТЭД:
a) ТЭД повёрнут в сторону концевой балки:
(2.4)
=960+40+60=1022 мм
где l=60 ÷ 250 мм – ширина концевого поперечного крепления рамы тележки;
б) ТЭД повёрнут в сторону, противоположную концевому поперечному креплению:
(2.5)
=960 /2+60+60=600 мм
Длина рамы тележки:
(2.6)
=2197+2424+1022+600=6438 мм
2.2 Определение размеров тепловоза.
Длина локомотива по осям автосцепок устанавливается в процессе его компоновки. Предварительно эта длина определяется, в зависимости от величины мощности дизеля Nе, по эмпирическим формулам:
-
при Nе < 1100 кВт, ; -
при Nе = 1100 ÷ 3000 кВт, ; -
при Nе ≥ 3000 кВт, .
=1400*(10-0,0012*1400)=11650 мм
Окончательно длина локомотива устанавливается с учетом длин тележек и подкузовного оборудования (топливный бак, ящики аккумуляторных батарей и др.).
Соотношение между длиной локомотива L и его жесткой базой Lo, должно удовлетворять условию прохождения тепловоза в кривой радиуса 80 м.
Для тепловозов с трехосными тележками и длиной до 20 м при мощности дизеля до 2200 кВт отношение Lo/L=0,5 ÷ 0,52; в случае применения двухосных тележек Lo/L
=0,48; для более мощных локомотивов (Nе > 2200 кВт) с длиной 20 м и более отношение Lo/L =0,57 ÷ 0,6.
Lo/L =0,5 ÷ 0,52.
Lo=5824 мм
3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕПЛОВОЗА И КОМПОНОВКА ЭКИПАЖНОЙ ЧАСТИ
Компоновка дизель-генератора
Дизель-генератор 2А-9ДГ (рис. 2) состоит из дизеля типа 2А-5Д49 и синхронного генератора, установленных на общей поддизельной раме и соединенных муфтой пластинчатого типа. Дизель 2А-5Д49, созданный на базе двигателя 16ЧН 26/26 мощностью 3000 л. с, используемого на тепловозах 2ТЭ116 и 130, является его более форсированной модификацией.
Дизель-генератор 2А-9ДГ имеет до 90% узлов и деталей, унифицированных с узлами и деталями дизель-генераторов 1-9ДГ (тепловоз 130), 1А-9ДГ (тепловоз 2ТЭ116), 3-9ДГ (тепловоз ТЭ114). При создании дизель-генератора 2А-9ДГ был использован опыт постройки, эксплуатации и ремонта указанных дизель-генераторов.
Дизель-генератор удобен в обслуживании и ремонте. Его сборку и разборку производят агрегатами (узлами), что обеспечивает взаимозаменяемость. Высокая надежность и износостойкость дизеля обеспечиваются изготовлением деталей из высококачественных материалов, рациональным применением современных методов химико-термической обработки и поверхностного упрочнения деталей с применением качественных покрытий.
Дизель четырехтактный, V-образный, шестнадцатицилиндровый, с газотурбинным наддувом и охладителем наддувочного воздуха.
Дизель-генератор установлен на раме тепловоза на резино-металлических амортизаторах. Рама под дизель и генератор сварная. В емкость поддона заливают 1000 л масла. Подшипники коленчатого вала подвесного типа. Коленчатый вал цельнолитой из высокопрочного чугуна, азотированный. Для уменьшения напряжений, возникающих вследствие крутильных колебаний в системе (привод вспомогательных агрегатов — коленчатый вал дизеля — ротор генератора), на переднем конце коленчатого вала установлен комбинированный антивибратор.
Шатунный механизм состоит из главных и прицепных шатунов. Прицепной шатун болтами прикреплен к пальцу, установленному в проушинах главного шатуна.