Файл: Ipma ocb organizational Competence Baseline Требования к компетентности организации в области управления проектами.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 285
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
IPMA OCB
Organizational Competence Baseline
Требования к компетентности
организации
в области управления проектами
IPMA
International Project management Association
P.O. Box 7905 1008 AC Amsterdam
The Netherlands www.ipma.ch
‘IPMA’, ‘IPMA ICB’, ‘Уровень A IPMA’, ‘Уровень B IPMA’, ‘Уровень C IPMA’, ‘Уровень D IPMA’ и
‘IPMA Delta’ - зарегистрированные торговые знаки, находящиеся под защитой
законодательства в большинстве стран мира.
Ноябрь 2013
Собственник и автор настоящего документа
Юридический адрес:
International Project Management Association (IPMA) c/o Advokaturbüro Maurer & Stäger,
Fraumünsterstrasse 17,
Postfach 2018,
CH-8022 Zurich,
Switzerland
Адрес для связи:
International Project Management Association (IPMA)
P.O. Box 1167 3860 BD Nijkerk
The Netherlands
© 2013 International Project Management Association (IPMA ®)
Все права сохранены (в том числе на перевод на другие языки). Запрещено полное или частичное копирование настоящего документа в любой форме – в виде печатный копий, фотографий, микрофильмов или в любом другом виде – без письменного разрешения
Международной Ассоциации управления проектами.
‘IPMA’, ‘IPMA ICB’, ‘Уровень A IPMA’, ‘Уровень B IPMA’, ‘Уровень C IPMA’, ‘Уровень D IPMA’ и
‘IPMA Delta’ - зарегистрированные торговые знаки, находящиеся под защитой
законодательства в большинстве стран мира.
УДК 005.8 (083.74)
ББК 65.291.217я86
Т66
IPMA OCB, Organizational Competence Baseline/ Требования к компетентности
организации в области управления проектами
М.: ОЧУ «УКЦ «Проектная ПРАКТИКА», 2014 – 137 c.
ISBN 978-5-9905548-0-1
В последние несколько десятилетий большинство организаций всех размеров и во всех отраслях уделяют особое внимание успешной реализации проектов. Мир становится все более сложным и динамичным, и организации должны быть готовы оправдывать постоянно растущие ожидания заинтересованных сторон через более эффективное управление проектами, программами и портфелями проектов. И они должны уметь делать это, несмотря на различные ограничения, например, по срокам или бюджету. Кроме того, компании должны уметь реализовывать проекты результативно и эффективно, с оптимальным использованием ресурсов. И в то время как они, конечно, должны развивать компетентность отдельных сотрудников, им также следует анализировать и развивать компетентность организации в целом.
В настоящем стандарте, Требованиях к компетентности организации в области управления проектами (IPMA OCB), описывается концепция компетентности организации в управлении проектами. Это целостный подход, позволяющий совершенствовать управление проектами, программами и портфелями проектов в организации. В основе IPMA OCB – опыт и знания
Международной Ассоциации управления проектами (IPMA®), мирового лидера в сертификации компетентности в области управления проектами.
Перевод с английского: Исламова А.Р.
Редактор русского перевода: Полковников А.В.
Авторский коллектив:
Sergey Bushuyev, Martin Gosden, Hans Knöpfel, Gerrit Koch, Erik Mansson, Lixiong Ou, Beverly
Pasian, Alexey Polkovnikov, Mladen Vukomanovic, and Reinhard Wagner.
Издательство: ОЧУ «УКЦ «Проектная ПРАКТИКА»;
115419 Москва, ул. Шаболовка, д. 34;
+7 (495) 258-06-68; www.pmpractice.ru; info@pmpractice.ru.
© 2013 International Project Management Association (IPMA ®)
Все права сохранены (в том числе на перевод на другие языки). Запрещено полное или частичное копирование настоящего документа в любой форме – в виде печатный копий, фотографий, микрофильмов или в любом другом виде – без письменного разрешения
Международной Ассоциации управления проектами.
‘IPMA’, ‘IPMA ICB’, ‘Уровень A IPMA’, ‘Уровень B IPMA’, ‘Уровень C IPMA’, ‘Уровень D IPMA’ и
‘IPMA Delta’ - зарегистрированные торговые знаки, находящиеся под защитой
законодательства в большинстве стран мира.
ISBN 978-5-9905548-0-1
Содержание
Предисловие к русскому изданию ..................................................................................................................5
Предисловие ....................................................................................................................................................6
Краткий обзор...................................................................................................................................................8
Аббревиатуры и акронимы............................................................................................................................11
Термины и определения ...............................................................................................................................12
Список таблиц ................................................................................................................................................13
1. Введение ...................................................................................................................................................14
2. Цель документа и для кого он предназначен.....................................................................................16
3. Проекты с точки зрения организации..................................................................................................20 3.1 Проблемы, с которыми сталкиваются организации во время управления проектами................20 3.2 Организация и ее окружение ............................................................................................................23 3.3 От миссии, видения и стратегии к результатам..............................................................................25 3.4 Проекты, программы и портфели проектов как средство достижения результатов....................28
4. Компетентность организации в управлении проектами ..................................................................32 4.1 Концепция компетентности организации.........................................................................................32 4.2 Концепция компетентности организации в управлении проектами ..............................................33
5. Элементы компетентности, группы элементов компетентности и их взаимодействие............39 5.1 Группы элементов компетентности..................................................................................................39 5.2 Обзор элементов компетентности ...................................................................................................42 5.3 Взаимодействие элементов компетентности..................................................................................55
6. Развитие компетентности организации в управлении проектами.................................................56 6.1 Разработка классификации элементов компетентности организации..........................................57 6.2 Оценка компетентности организации ..............................................................................................66 6.3 Схема развития компетентности организации................................................................................70
Справочные приложения...........................................................................................................................75
Приложение A: Описание элементов компетентности..........................................................................75
Приложение B: Программа развития компетентности ........................................................................120
Приложение C: Рисунки и таблицы английской версии стандарта ....................................................126
Библиографический справочник............................................................................................................133
Предисловие к русскому изданию
© 2013 International Project Management Association (IPMA
®
) OCB IPMA 1.0 5
Предисловие к русскому изданию
Многие российские отрасли и компании достигли сегодня того уровня зрелости, когда дальнейшее развитие бизнеса невозможно без внедрения инноваций и осознанной перестройки организационных структур и бизнес-процессов. Особенно сложной является задача повышения эффективности реализации проектов и программ развития. Как показывает практика, просто обучить или принять на работу в организацию опытных руководителей проектов недостаточно для повышения эффективности проектной деятельности, необходимо создать организационную среду, которая будет поддерживать реализацию проектов и программ развития.
Стандарт IPMA OCB (Organizational Competence Baseline) является первым стандартом, определяющим требования к компетентности всей организации в области управления проектами (а не только отдельных специалистов). Компетентность организации в области управления проектами в стандарте определяется, как «способность организации интегрировать людей, ресурсы, процессы, структуры и культуры на проектах, программах и портфелях при поддержке системы управления и руководства». Стандарт позволяет четко выделить те элементы компетентности и системы, которые должны быть развиты в организации, для того, чтобы обеспечить эффективную реализацию проектов и программ.
Особое внимание уделяется корпоративной политике и системе руководства проектно- ориентированной деятельностью на уровне высшего руководства. Стандарт определяет не только роль и место руководителей проектов и программ, но и показывает роль руководителей высшего звена, руководителей направлений и функциональных подразделений в развитии компетентности и систем управления проектами, важность их непосредственного вовлечения в управление проектно-ориентированной деятельностью.
Стандарт написан таким образом, что ключевые принципы и рекомендации могут повторяться при описании каждой из компетенций. Это позволяет обращаться к разделам стандарта выборочно, в зависимости от текущих задач и приоритетов. Некоторые термины и понятия являются относительно новыми, и пока еще не имеют широкого применения в профессиональной сфере проектного управления на русском языке. Будем благодарны за отзывы и рекомендации по дальнейшему совершенствованию терминологии в данной области.
Уверен, что данный стандарт является важным шагом в процессе развития профессионального управления проектами. Надеюсь также, что организации, развивающие собственные системы управления проектами, используя рекомендации данного стандарта в качестве методологической основы, достигнут свои цели и добьются конкурентных преимуществ!
Алексей Полковников
Президент Ассоциации управления проектами СОВНЕТ
Член команды разработки стандарта IPMA OCB
Предисловие
6 © 2013 International Project Management Association (IPMA
®
) OCB IPMA 1.0
Предисловие
В последние несколько десятилетий большинство организаций всех размеров и во всех отраслях уделяют особое внимание успешной реализации проектов.
Мир становится все более сложным и динамичным, и организации должны быть готовы оправдывать постоянно растущие ожидания заинтересованных сторон через более эффективное управление проектами, программами и портфелями проектов. И они должны уметь делать это, несмотря на различные ограничения, например, по срокам или бюджету. Кроме того, компании должны уметь реализовывать проекты результативно и эффективно, с оптималь- ным использованием ресурсов. И в то время как они, конечно, должны развивать компетентность отдельных сотрудников, им также следует анализировать и развивать компетентность организации в целом.
During the last few decades, a majority of organisations of all sizes and in all sectors have given emphasis to the successful delivery of projects. An increasingly complex and dynamic world requires organisations to meet the more demanding expectations of their stakeholders through the better management of projects, programmes and portfolios.
These aspirations are despite various constraints such as deadlines or fixed budgets. In addition it is expected that projects should operate effectively and efficiently with optimal use of resources. While it is, of course, necessary to develop the competence of individuals, it is also necessary to analyse and develop the competence of the organisation.
В настоящем стандарте, Требованиях к компетентности организации в области управления проектами
(IPMA
OCB), описывается концепция компетентности организации в управлении проектами. Это целостный подход, позволяющий совершен- ствовать управление проектами, програм- мами и портфелями проектов в организации.
В основе IPMA OCB – опыт и знания
Международной Ассоциации управления проектами (IPMA®), мирового лидера в сертификации компетентности в области управления проектами.
This standard, the IPMA Organisational
Competence Baseline (IPMA OCB), introduces the concept of organisational competence in managing projects. It is a holistic approach for organisations to strengthen their management of projects, programmes and portfolios. IPMA OCB is built on the strong heritage of the
International
Project
Management
Association (IPMA
®
), the global leader in competence certification.
IPMA предлагает широкий диапазон услуг для специалистов, проектов и организаций, в том числе четырехуровневую сертификацию
(4-L-C) в области управления проектами для специалистов и двухуровневую сертифика- цию для консультантов по управлению проектами. Кроме того, IPMA проводит ежегодный конкурс на лучший проект, по результатам которого награждаются проект- ные команды, добившиеся наибольшего успеха в деле управления проектами. «На новый уровень» - это слоган IPMA Delta®, следующей услуги из линейки услуг IPMA.
Оценка
IPMA
Delta® может стать следующим шагом в развитии для организаций, заинтересованных в увеличении эффективности управления
IPMA offers a wide range of beneficial services for individuals, projects and organisations, starting with the Four-Level
Certification (4-L-C) in PM for individuals and the Two-Level Certification for PM
Consultants. In addition, IPMA offers the
IPMA Project Excellence Award which annually honours project teams that achieve top performance worldwide. ‘Up to
the next dimension’, the slogan for IPMA
Delta
®
, is an obvious next step in the service offered by IPMA as well as a next step for all organisations interested in improving their performance in project management. IPMA Delta is a service to assess and certify organisations in a broad and thorough way. It is offered by
M%+)(,1"2(+
© 2013 International Project Management Association (IPMA
®
) OCB IPMA 1.0 7 5%"+-9/:(. IPMA Delta 5%+),9/21#+9 ,"$".
2,+"$V+:1?>;? ,(,9+:; "D+7-( ( ,+%9(@(-
-/D(( "%7(3/D(.. J7/ 285"17#+9,# 7+3/-
2(,(:8:( ,+%9(@(-/D("778:( "%7/:(
/,,"D(/D(. - *1+7"2 IPMA. 4 5%"D+,,+
"D+7-( IPMA Delta (,5"1&3;?9,# 9%(
,9/7)/%9/ - IPMA ICB® )1# "D+7-(
"9)+1&786 ,"9%;)7(-"2, B")+1& ,"2+%A+7-
,92/ 5%"+-9"2 IPMA )1# "D+7-( "9)+1&786 5%"+-9"2 (/(1( 5%"<%/:: ( 7/,9"#>(.
,9/7)/%9 - IPMA OCB - )1# "D+7-(
"%7(3/D(( 2 D+1":. independent Certification Bodies (CB) of
IPMA Member Associations (MA). Three standards are used during the IPMA Delta assessment, the IPMA ICB
®
to assess selected individuals, the IPMA Project
Excellence Model to assess selected projects and/or programmes, and this
IPMA OCB to assess the organisation as a whole.
4 IPMA OCB "5(,82/+9,#, -/- :"C7"
;,"2+%A+7,92"2/9& ;5%/21+7(+ 5%"+-9/:(,
5%"<%/::/:( ( 5"%9@+1#:( 2 "%7(3/D((.
S9/7)/%9 5%+)7/37/*+7
)1#
9"5-
:+7+)C+%"2,
,9/%A(6
%;-"2")(9+1+.,
)(%+-9"%"2 5" ;5%/21+7(? 5%"+-9/:(,
1(7+.786 %;-"2")(9+1+., %/$"9/?>(6 7/
5%"+-9/6 ( 5%"<%/::/6 (1( 23/(:")+.-
,92;?>(6 , 7(:(, -"7,;1&9/79"2, 9%+7+%"2 (
5%+5")/2/9+1+., ( 5%"+-97"<" 5+%,"7/1/.
G%":+ 9"<", (3 ,9/7)/%9/ IPMA OCB
5%+5")/2/9+1(, 9%+7+%8 ( (6 ,9;)+798
;37/?9, -/- )"1C7/ 28<1#)+9& 5%"+-97"-
"%(+79(%"2/77/# "%7(3/D(# ( -/- :"C7"
;1;*A(9& $;);>++ $1/<")/%# $"1++ P@@+--
9(27":; ;5%/21+7(? 5%"+-9/:(.
IPMA OCB offers insights for all people interested in understanding how to improve the way projects, programmes and portfolios are managed in an organisation. The main target audiences are top managers, senior executives, executives directing project management activities, line managers working within or interacting with projects and programmes, consultants, trainers and coaches, and project staff. In addition, IPMA OCB provides teachers, coaches and their students’ insights into how a project- oriented organisation should look and how the future might be improved through better project management.
B8 6"9+1( $8 28%/3(9& $1/<")/%7",9&
-":/7)+ 5%"+-9/ (S+%<+. H;A;+2, B/%9(7
T",)+7, T/7, G7"5@+1&, T+%%(9 G"6, Q%(-
B/7,,"7, W(-,"7 J;, H+2+%1( MP3(P7,
01+-,+. M"1-"27(-"2, B1/)+7 4;-":/7"2(*
( N+.76/%) 4/<7+%) ( *1+7/: <%;558
"55"7+79"2 (I&+%( H"7C;%, S;%/. F/6/1,
X",+ T/%,(#, M"1 T;)C, Q%7+,9" W/ N",/,
FC;%; W;(,9", 41/)(:(%; J$%/)"2(*;, X",+
Q. N+.+,;, Y7;A; S:;%/2/, W+,D+-; S9/,9"
( Y7? S?P) 3/ (6 2-1/) 2 %/$"9;.
We want to thank the project team (Sergey
Bushuyev, Martin Gosden, Hans Knöpfel,
Gerrit Koch, Erik Mansson, Lixiong Ou,
Beverly Pasian, Alexey Polkovnikov,
Mladen Vukomanovic, and Reinhard
Wagner) and sounding board members
(Thierry Bonjour, Suraj Dahal, José
Garcia, Paul Goodge, Ernesto La Rosa,
Jyry Louhisto, Vladimir Obradovi
Z, José E.
Reyes G., Janusz Smurawa, Leszek
Stasto, and Yan Xue) for their contributions.
IPMA OCB
5":"C+9 7/:
;,"2+%A+7,92"2/9& ;5%/21+7(+ 5%"+-9/:(!
N+.76/%) 4/<7+%
4(D+-5%+3()+79 IPMA 5" ,9/7)/%9/:
IPMA OCB will help us move the project management profession forward
Reinhard Wagner
IPMA Vice President for Standards
Краткий обзор
8 © 2013 International Project Management Association (IPMA
®
) OCB IPMA 1.0