Файл: Бизнес план Организация тепличного хозяйства Инициатор проекта Каюмова Мухаббат Шахобидиновна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В данном случае наиболее достоверным является расчет емкости рынка исходя из уровня потребления. На рисунке 2 приведен уровень потребления овощей за 2009 год – 73 кг/год на 1 чел., т.е. в среднем 0,2 кг./день. Если потребление составляет 0,05 кг на 1 чел в день, то емкость рынка составит :

17 млн. чел.*0,05 кг*360 дней = 306 тыс. тонн./ год.
При средней урожайности с 1 га теплицы 220-300 тонн/год с учетом выращивания овощей на открытом грунте, необходимо более 500 га теплиц для удовлетворения потребности Казахстана.


    1. Стратегия продвижения продукции на рынок



Схема 1. Основная схема сбыта продукции предполагающая наличие перекупщиков (частные лица (реализаторы)) как основного покупателя во втором звене цепочки. Частные реализаторы транспортируют овощи для последующей реализации на овощные рынки, в ларьки и магазины, то есть розничным реализаторам. Далее продукция покупается частными потребителями. По такой схеме работает большинство теплиц.
Схема 2. Существует также альтернативная схема реализации продукции, когда ее продают напрямую переработчикам овощной продукции, общепиту и госучреждениям. Отличие данной схемы в том, что продукция проходит определенный процесс обработки (изготовление консервов, блюд). Необходимо отметить, что переработчики овощной продукции в основном не закупают продукцию у тепличных хозяйств в силу ее высокой цены. В случае продажи продукции супермаркетам у некоторых тепличных производителей возникает проблема обеспечения высокого качества продукции (товарный вид, лежкость). Зачастую сети розничной торговли выдвигают завышенные требования.
Схема 3. Единичные тепличные хозяйства имеют собственные точки реализации продукции, что по их словам, является наиболее оптимальным с точки зрения сохранения качества продукции и избежание накрутки перекупщиков.

Все многообразие схем продвижения продукции отображено на рисунке.

Рисунок 1. Схема продвижения продукции.



Предполагаемая предприятием схема продвижения продукции наиболее близка к 1 варианту, т.е. реализация продукции через мелкооптовых посредников действующих на этом рынке, что позволит максимально использовать их возможности. Также предполагается реализация продукции крупным конечным потребителям – предприятия общественного питания, супермаркетам.



    1. Ценообразование

У отечественных тепличных комбинатов ценообразование имеет схожую картину. А импортные поставщики имеют большие затраты на доставку продукции, чем отечественные. В связи с вышеизложенным, ожидать существенное снижение рыночной цены на продукцию не приходится.

Ценообразование будет планироваться на основе ориентацией на цены конкурентов При этом во внимание принимается сложившийся уровень цен. Эта система позволяет соответствующим образом формировать цены с учетом конкурентной ситуации и положения компании на рынке.

Себестоимость продукции в зависимости от климатических условий периода производства составит томатов примерно 98,4 тг./кг и огурцов 107,4 тг/кг.

В проекте будет применяться стратегия ценообразования – «ОТ РЫНОЧНОЙ ЦЕНЫ», поскольку доля рынка компании не позволяет самостоятельно влиять на рыночную цену.
Таблица 5. Проект и устанавливает следующие цены:




Наименование продуктов

Ед. изм.

тенге

1

Томаты

кг

500

2

Огурцы

кг

700


Планируемые цены на продукцию проекта учитывают сложившийся их уровень на рынках Туркестанской области.


    1. Конкуренты

По оперативным данным на 1 января 2022 года в области действуют более 2 тыс. тепличных хозяйствобщей площадью 268,36 га. Положительный баланс таблицы указывает на удовлетворение потребностей населения области, а также на экспортный потенциал тепличных культур. Однако средняя урожайность тепличных хозяйств (800 ц/га) не соответствует средней урожайности современных тепличных комплексов (2000 ц/га).

По данным АО «КазАгроМаркетинг», цена помидоров из Узбекистана на рынках складывается следующим образом:  

  • таможенные расходы – 2 %;

  • транспортировка до Астаны – 8 %;

  • расходы на оптовом рынке – 2 %;

  • расходы на розничном рынке – 6 %;

  • наценка розничных продавцов – 27 %;

  • наценка оптовых продавцов – 53 %.  

Здесь видно, что наценка оптовых продавцов составляет большую часть цены, что говорит о том, что овощи в Казахстан поступают уже с 50% накруткой. Что, по мнению специалистов, может быть обусловлено также нехваткой овощехранилищ, роста цен на ГСМ, дороговизной мобильных рефрижераторов, отсутствием системы единой оптовой продажи и логистики продаж. Имеющиеся в городах коммунальные рынки не выполняют своих прямых обязанностей и только вносят элементы недобросовестной конкуренции с частными рынками.


  1. Производственная часть

    1. Технология и технологические процессы

Выращивание овощей в тепличных хозяйствах

Перед началом выращивания проводят защитные мероприятия - обеззараживание теплицы и посевного материала.

В последние время существует устойчивая тенденция к использованию биологических средств защиты в овощеводстве. Так, за 5-6 дней до посева проводят обработку теплицы и используемых материалов биологическим препаратом триходермином (против корневых гнилей и болезней, вызванных грибами).

Предпосевная подготовка семян также проводится в целях обеззараживания посевного материала. Один из эффективных способов - термическое обеззараживание против вирусной инфекции: сначала семена прогревают в термостате в течение 3 суток при +50 °С, затем в течение 1 суток при + 76…78 °С. Это убивает вирусную инфекцию. Семена сортов, устойчивых к вирусам, не прогревают.


Другой метод против вирусов: непосредственно перед посевом семена замачивают на 15-20 минут в 1%-м растворе перманганата калия, потом тщательно промывают.

Для обеззараживания от бактерий и грибов семена обрабатывают биологическим препаратом Фитолавином (предпосевное замачивание в 0,2% растворе в течение 2 ч).

При выращивании томатов также используется рассадный метод. Рассада выращивается в специальных рассадных отделениях и потом выставляется на постоянное место. Делается это для более рационального использования площади теплиц и в связи с тем, что для рассады требуются особые условия выращивания.

В условиях Казахстана посев семян для рассады проводят в первых числах декабря. Сначала семена высевают в "школку". Есть несколько способов посева. Семена могут высеваться непосредственно в грунт, но более современным считается способ, при котором посев проводится не в грунт, а в кассеты. Контейнеры кассет состоят из специальных ячеек из пенопласта, в которые могут быть вложены пластмассовые вставки. Грунт в ячейках часто используют искусственный, например, вермикулит (на фото). Всего для обеспечения рассадой 1 га теплицы нужно примерно 200 г семян.

Для ускорения всходов и поддержания влажности школку после полива укрывают пленкой, которую снимают сразу после появления первых всходов.

Так как томат является теплолюбивой культурой, оптимальная температура для прорастания семян составляет +20…+25 °С. При более низких температурах всхожесть резко падает: при +10 °С всхожесть семян составляет не более 6-10%. Поэтому температура до всходов поддерживают на уровне +24 °С.

После появления всходов в течение первых 4-7 дней температуру снижают: днем +12…15 °С, ночью +6…+10 °С. В первую неделю рост и развитие всходов сильно зависит от температуры, если она будет высокой, то рассада вытягивается и будет слабой.

При появлении всходов включают систему электродосвечивания. Сейчас существует много видов ламп для теплиц, как отечественных, так и иностранных (ртутно-люминесцентные ЛРДФ-400 с облучателями ОТ-400, натриевые ДНАТ-400 и др.). Изменяя высоту подвешивания ламп, их количество и распределение, можно регулировать мощность облучения.

Мощность облучения составляет: в школке - 400 Вт/м2, продолжительность первые 2-3 дня - 24 ч/сутки, затем - 16 ч/сутки; после пикировки - 240 Вт/м2, 16 ч/сутки. Такое снижение электродосвечивания нужно
, чтобы подготовить рассаду к высадке на постоянное место во "взрослую" теплицу, где электродосвечивание не применяют.


    1. Характеристика теплицы

Тепличное хозяйство будет в общем занимать территорию 0,3 га и размещено на земельном участке мерою 5 га, по периметру огражденное забором из шлакоблока.

Верхняя часть теплицы (потолок) состоит:

- металлический каркас из труб d25 мм;

- металлические арки из профиля 40*20 мм;

- 3-х слойная пленка, толщиной 0,1 мкр.

Боковая часть:

- металлические профили из труб 4х2;

- металлический каркас из труб d75 мм;

- 3-х слойная пленка, толщиной 0,1 мкр.

Пленка толщиной 0,1 мкр. состоит из 3-х слоев, пропускает солнечные лучи. Внутри теплицы не потеет, способствует фотосинтезу растений, что повышает урожайность сельхозкультур.

Отапливаться теплица будет при помощи печи, изготовленной из металлических листов. Работа печи будет основываться на газу и угле. Система отопления будет сконструирована из труб d 57 мм.


    1. Месторасположение проекта

Земельный участок общей площадью 0,3 га, на котором планируется реализация проекта, расположен по адресу: Туркестанский область, Сарыагашский р/н, с.о Акжар.


    1. Объем производства

В данном проекте клиент планирует выращивать и реализовывать томаты и огурцы. В зависимости от сорта созревание плодов томата от 80 до100 дней, огурцов 45-50 дней. После этого в течении 3-4 месяцев сбор урожая. С тепличного комплекса мерою 0,9 гектара можно собрать примерно 35 тонны томата и 32,5 тонн огурцов за 1 урожай.

В августе - сентябре месяце будет проводиться посадка овощей, а с ноября по январь месяц будет производиться реализация готовой продукции.
Таблица 6.Объемы производства в натуральном выражении


Строка

2022 г

2023 г

2024 г

2025 г

2026 г

PE_Get( 1,0,-1){Томаты (кг)}

12 000

12 000

12 000

12 000

12 000

Огурцы (кг)

10 500

10 500

10 500

10 500

10 500