ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальная образовательная организация
«Районный центр дополнительного образования» с. Корткерос
Рекомендована методическим советом
Протокол № 5 от «25» мая 2022 г.
Принята
Педагогическим советом
Протокол № 5 от «27» мая 2022 г.
Утверждаю:
Директор
МОО «РЦДО» с. Корткерос
Е.Г. Попова
Приказ № ОД-01/270522 от «27» мая 2022 г.
Дополнительная общеразвивающая программа
«Волшебный пластилин»
Объединение «Волшебный пластилин»
Направленность: художественная
Стартовый уровень сложности
Срок реализации - 1 год обучения
Возраст учащихся 6,5-9 лет
Разработчик:
Брагина Галина Михайловна, педагог дополнительного образования с. Корткерос
2022 год
ДОКУМЕНТ
ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
Сертификат
: 28370B2E12280D3883ECA642BCBF352DFAA1A119
Владелец
:
Попова
Елена
Гелиевна
Действителен
: с
01.02.2022 до
01.05.2023
Комплекс основных характеристик
дополнительной общеразвивающей программы
Пояснительная записка
«Руки учат голову,
затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
И. П. Павлов.
Программа художественной направленности «Волшебный пластилин» направлена на формирование навыков на выполнение объемных изделий из пластилина и рисование картин пластилином - пластилинография.
Программа «Волшебный пластилин» разработана с учетом следующих нормативных
документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением
Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
- Санитарные правила 2.4.3648–20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года № 281;
- Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685–21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 января 2021 года № 2;
- приказ Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г. № 196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых";
- приказ Министерства образования, науки и молодѐжной политики Республики Коми «Об утверждении правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Республике Коми» от 01.06.2018 года № 214-п;
- Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09–3242 «О направлении информации» (Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разно уровневые программы);
- Приложение к письму Министерства образования, науки и молодѐжной политики
Республики Коми от 27 января 2016 г. № 07–27/45 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных
- дополнительных общеразвивающих программ в Республике Коми»;
- Устав МОО «РЦДО» с. Корткерос.
Актуальность программы. Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия учащегося, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его
познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Образовательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребѐнка.
Лепка из пластилина расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений.
Новизна программы состоит в том, что ребенок приобретает новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса.
Пластилинография и объемная лепка — это интересная техника работы с пластилином по созданию объѐмных картин и изделий с применением нетрадиционных техник и материалов.
Чем чаще ребенок моделирует, тем активнее у него развиваются общие и изобразительные задатки.
Программа «Волшебный пластилин» имеет стартовый уровень сложности.
Адресат программы. Программа адресована детям младшего школьного возраста (6,5-9 лет). Набор в группы осуществляется на добровольной основе, т.е. принимаются все желающие заниматься по данной программе. К занятиям допускаются учащиеся на основании личного заявления родителей (законных представителей).
Отличительные особенности.
Программа «Волшебный пластилин» знакомит детей с формой, свойствами предметов, развивают моторику рук и пальцев, а в свою очередь это способствует развитию речи. Дети приучаются более внимательно рассматривать предмет, что развивает в них наблюдательность. Эта работа даѐт простор детской фантазии. Развивает творческие способности.
Занятия по программе «Волшебный пластилин» представляют большую возможность для развития и обучения детей. Они способствуют:
1.Развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения.
2.Развитию творческих способностей.
3.Развитию пространственной ориентации, сенсомоторной координации, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения и развития.
Дети учатся планировать свою работу и доводить еѐ до конца.
4.Развитию мелкой моторики рук: укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Рука ребѐнка подготавливается к освоению такого сложного навыка, как письмо.
5.Работа с пластилином так же способствует снятию мышечного напряжения и расслаблению.
Одним из несомненных достоинств занятий является интеграция образовательных областей
(по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.) .
Основной материал для работы— пластилин, а основным инструментом является рука
(вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Техника работы с пластилином хороша тем, что она доступна детям разного школьного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.
Объем программы: 72 часа, 2 часа в неделю.
Срок освоения программы: 36 недель, 9 учебных месяцев, 1 учебный год.
Формы организации образовательного процесса и виды занятий
Форма обучения – очная, групповая. В период невозможности организации образовательного процесса в очной форме (карантин, актированные дни) может быть организовано
Лепка из пластилина расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений.
Новизна программы состоит в том, что ребенок приобретает новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса.
Пластилинография и объемная лепка — это интересная техника работы с пластилином по созданию объѐмных картин и изделий с применением нетрадиционных техник и материалов.
Чем чаще ребенок моделирует, тем активнее у него развиваются общие и изобразительные задатки.
Программа «Волшебный пластилин» имеет стартовый уровень сложности.
Адресат программы. Программа адресована детям младшего школьного возраста (6,5-9 лет). Набор в группы осуществляется на добровольной основе, т.е. принимаются все желающие заниматься по данной программе. К занятиям допускаются учащиеся на основании личного заявления родителей (законных представителей).
Отличительные особенности.
Программа «Волшебный пластилин» знакомит детей с формой, свойствами предметов, развивают моторику рук и пальцев, а в свою очередь это способствует развитию речи. Дети приучаются более внимательно рассматривать предмет, что развивает в них наблюдательность. Эта работа даѐт простор детской фантазии. Развивает творческие способности.
Занятия по программе «Волшебный пластилин» представляют большую возможность для развития и обучения детей. Они способствуют:
1.Развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения.
2.Развитию творческих способностей.
3.Развитию пространственной ориентации, сенсомоторной координации, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения и развития.
Дети учатся планировать свою работу и доводить еѐ до конца.
4.Развитию мелкой моторики рук: укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Рука ребѐнка подготавливается к освоению такого сложного навыка, как письмо.
5.Работа с пластилином так же способствует снятию мышечного напряжения и расслаблению.
Одним из несомненных достоинств занятий является интеграция образовательных областей
(по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.) .
Основной материал для работы— пластилин, а основным инструментом является рука
(вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Техника работы с пластилином хороша тем, что она доступна детям разного школьного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.
Объем программы: 72 часа, 2 часа в неделю.
Срок освоения программы: 36 недель, 9 учебных месяцев, 1 учебный год.
Формы организации образовательного процесса и виды занятий
Форма обучения – очная, групповая. В период невозможности организации образовательного процесса в очной форме (карантин, актированные дни) может быть организовано
самостоятельное изучение программного материала учащимися с последующим контролем со стороны педагога.
Словесные (рассказ-объяснение, беседа, пальчиковая гимнастика, стихи, загадки);
Наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения детей);
Игры, игровые ситуации (обыгрывание поделок детьми, физкультминутки);
Практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы с бумагой и инструментами);
Проведение выставок детских работ, участие в различных творческих конкурсах.
Режим занятий. Режим занятий может иметь два варианта:
1) 1 раз в неделю -2 занятия, продолжительность одного занятия 30 мин., перерыв между занятиями - 10 мин.
Год обучения
Количество часов в неделю
Количество часов в год
I
2 72
Цель и задачи программы
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами лепки из пластилина.
Программа «Волшебный пластилин» способствует решению следующих задач:
Обучающие:
Знакомить детей с основными видами лепки;
Формировать умения следовать устным инструкциям;
Формировать художественно-пластические умения и навыки работы с пластилином;
Создавать композиции с изделиями, выполненными из пластилина.
Развивающие:
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
Развивать конструктивное мышление и сообразительность;
Формировать эстетический и художественный вкус.
Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Воспитательные:
Вызвать интерес к декоративно-прикладному искусству.
Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Содержание программы
Учебный план
№ п/п
Название разделов и тем
Количество часов
Всего Теория
Практика
1.
Введение в программу. Входной контроль
2 1
1 2.
Дары осени
12 3
9 3.
Забавные животные
4 1
3 4.
Проект «Народный калейдоскоп»
2 1
1 5.
Зимушка-зима. Промежуточная аттестация
14 4
10 6.
Объемная лепка
16 4
12 7.
Весна красна
6 2
4 8.
Фантазеры
6 2
4
Словесные (рассказ-объяснение, беседа, пальчиковая гимнастика, стихи, загадки);
Наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения детей);
Игры, игровые ситуации (обыгрывание поделок детьми, физкультминутки);
Практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы с бумагой и инструментами);
Проведение выставок детских работ, участие в различных творческих конкурсах.
Режим занятий. Режим занятий может иметь два варианта:
1) 1 раз в неделю -2 занятия, продолжительность одного занятия 30 мин., перерыв между занятиями - 10 мин.
Год обучения
Количество часов в неделю
Количество часов в год
I
2 72
Цель и задачи программы
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами лепки из пластилина.
Программа «Волшебный пластилин» способствует решению следующих задач:
Обучающие:
Знакомить детей с основными видами лепки;
Формировать умения следовать устным инструкциям;
Формировать художественно-пластические умения и навыки работы с пластилином;
Создавать композиции с изделиями, выполненными из пластилина.
Развивающие:
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
Развивать конструктивное мышление и сообразительность;
Формировать эстетический и художественный вкус.
Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Воспитательные:
Вызвать интерес к декоративно-прикладному искусству.
Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Содержание программы
Учебный план
№ п/п
Название разделов и тем
Количество часов
Всего Теория
Практика
1.
Введение в программу. Входной контроль
2 1
1 2.
Дары осени
12 3
9 3.
Забавные животные
4 1
3 4.
Проект «Народный калейдоскоп»
2 1
1 5.
Зимушка-зима. Промежуточная аттестация
14 4
10 6.
Объемная лепка
16 4
12 7.
Весна красна
6 2
4 8.
Фантазеры
6 2
4
9.
Летние деньки. Итоговая аттестация
10 2
8
Итого:
72 20 52
Содержание учебного плана
1.
Введение
Введение в программу. Входной контроль. Техника безопасности при работе с пластилином и стеком
Формировать знаний о правилах и технике безопасности при работе с пластилином и стеком на занятиях.
Познакомить с историей создания пластилина, его свойствами.
2.
Дары осени
Осеннее дерево
Подводить к образной передаче явлений и учить передавать образ осеннего дерева посредством пластилинографии.
Формировать умение детей скатывать из пластилина жгутики прямыми движениями, делить еѐ на мелкие равные части при помощи стеки.
Упражнять в скатывании маленьких шариков круговыми движениями, преобразовании их в овальную форму прямыми движениями пальцев рук и сплющивании, стимулируя активную работу пальцев.
Развивать у детей эстетическое восприятие осенней природы, образное и пространственное восприятия.
Закрепить знания об оранжевом, жѐлтом и красном цвете.
Корзинка с плодами.
Формировать умение детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев и жгутики.
Закреплять умение расплющивать шарики пальцем сверху.
Закреплять с детьми знания о красном цвете.
Воспитывать аккуратность.
Чудо грибочки
Закреплять знания детей о времени года и характерных признаках осени, ежах и грибах.
Развивать умение видеть связь между реальной формой и формой изображаемых объектов, передавая характерные природные особенности и цвет.
Развивать креативное мышление детей (путем решения проблемных ситуаций), любознательность, творческое воображение, фантазию, мелкую моторику кистей рук.
Воспитывать любознательность, интерес к познанию живой природы и отражению впечатлений в разных видах художественной деятельности.
Ёжик с грибочками
Закреплять знания детьми овальной формы, приѐмов изготовления такой формы: раскатывание прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание.
Формировать умение использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов.
Упражнять в расплющивании готовой формы на горизонтальной плоскости.
Развивать мелкую моторику.
Воспитывать аккуратность в работе.
Дары осени
Продолжать формировать умение детей передавать в работе форму, строение, характерные части известных фруктов и овощей.
Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями прямыми и круговыми движениями, оттягивать нужные части предметов.
Формировать умение использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов.
Воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином.
Закрепить знания о цвете.
3.
Эти забавные животные
Мышка-норушка
Закрепить приѐмы скатывания, раскатывания, расплющивания, оттягивания, деления пластилина на части при помощи стеки.
Способствовать развитию мелкой моторики рук при создании композиции из пластилина.
Развивать воображение, творческие способности детей, побуждать вносить в работу дополнения, обогащающие еѐ содержание.
Морские обитатели
Развивать умение продумывать композиционное построение изображения: располагать несколько рыбок, плывущих в разных направлениях.
Закреплять знания детьми овальной формы, приѐмов изготовления такой формы: расскатывание прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание.
Формировать умение передаче характерных особенностей рыбок, правильно передавая их форму, хвост, плавники, обозначая стекой чешуйки.
Развивать внимание, наблюдательность, мелкую моторику пальцев рук. Поощрять инициативу и самостоятельность детей, внесение в работу тематических дополнений.
4.
Проект «Народный калейдоскоп»
Проектная работа в технике «Пластилинография» по собственному замыслу, согласно
проектной задаче.
Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины.
Развивать умение решать проектные задачи.
Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия.
Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других.
5.
Зимушка-зима
Снегирь
Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней.
Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путѐм равномерного расплющивания на поверхности основы.
Развивать аккуратность в работе с пластилином.
Воспитывать любознательность, интерес к познанию.
Снежинка
Закрепить умение раскатывать жгутики и комочки из пластилина.
Формировать умение прикреплять готовую форму на плоскость путѐм равномерного расплющивания по поверхности основы.
Развивать мелкую моторику рук.
Развивать эстетическое и образное восприятие.
Снеговик
Формировать умение детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине, создавая образ снеговика посредством пластилина на горизонтальной плоскости.
Совершенствовать умение скатывать комочки пластилина между ладонями, придавая им шарообразную форму.
Упражнять в равномерном расплющивании готовой формы на поверхности основы.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определѐнное время года.
Новогодняя ѐлочка