Файл: Методическая разработка урока однкнр по теме Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методическая разработка урока ОДНКНР по теме «Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния»
Целевая аудитория – учащиеся 5 класса.
УМК: «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 4-5 класс, авторы: Беглов А. Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С
Тема урока: Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.
Тип урока: урок – знакомство с новым материалом.
Цель: способствовать формированию представлений о добре и зле, о появлении этих понятий в мировых религиях.
Задачи: предметные: – определить понятия «добро», «зло»; – на примере христианской религии изучить понятия «грех», «грехопадение», «раскаяние (покаяние)», «спасение», «воздаяние»; метапредметные: – помочь учащимся осознать практическую значимость изучаемого материала; -создать условия для развития у школьников умения формулировать проблему и предлагать пути её решения;– способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы; – способствовать развитию коммуникативных умений: уметь грамотно и доходчиво объяснять свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнёров по общению; – создать условия для формирования умений групповой работы. Планируемые результаты: – понимание светской и религиозной морали для выстраивания конструктивных отношений; – знание и принятие жизненных ценностей. Личностные УУД: формирование познавательных интересов и мотивов к обучению.
Регулятивные УУД: развитие умения ставить учебную задачу, работать в соответствии с поставленной задачей, анализировать, работать в команде
Коммуникативные УУД: умения слушать учителя и одноклассников, участвовать в совместной деятельности, оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
Познавательные УУД: уметь работать с информацией Форма проведения: групповая. Оборудование: карточки со словами «добро», «зло»; карточки-задания для работы в группах; таблицы для индивидуальной работы; рисунок с изображением робота; учебник, презентация.
Ход урока: I. Создание атмосферы психологического комфорта.
-Начнём наш урок с улыбки. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Глубоко вдохните и выдохните вчерашнюю обиду, злобу и беспокойство. II. Актуализация знаний. Зло как снежный ком катилось
И все больше становилось
Тут добро, как будто солнце
Глянуло в своё оконце.
И от Зла не отвернулось
А спокойно… улыбнулось.
Знаете, что вдруг случилось –
Зло исчезло… Растворилось. (Е.Королёва) – Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим, поразмышляем, над чем подумаем на нашем уроке? Притча «О злющей бабе». "Жила-была одна баба злющая-презлющая и померла." И не осталось после неё ни одной добродетели. Схватили её черти и кинули в огненное озеро. А ангел-хранитель её стоит да и думает: какую бы мне такую добродетель её припомнить, чтобы Богу сказать. Вспомнил и говорит Богу: она, говорит, в огороде, луковку выдернула и нищенке подала. И отвечает ему Бог: возьми и ты, говорит, эту самую луковку, протяни её в озеро, пусть ухватится и тянется, и коли вытянешь её вон из озера, то пусть в рай идёт, а оборвётся луковка, то там и оставаться бабе, где теперь. Побежал ангел к бабе, протянул ей луковку: на, говорит, баба, схватись и тянись. И стал он её осторожно тянуть и уж ВСЮ БЫJIО ВЫТЯНУJI, да грешники прочие в озере, как увидали, что её тянут вон, и стали все за неё хвататься, чтоб и их вместе с нею вытянули. А баба-то была злющая-презлющая, и начала она их ногами брыкать: "Меня тянут, а не вас, моя луковка, а не ваша." Только что она это выговорила, луковка-то и порвалась. И упала баба в озеро, и горит по сей день. А ангел заплакал и отошёл." – Сформулируйте тему урока. О чём пойдёт речь на уроке? -У вас на столе два высказывания, прочтите их и попробуйте определить, о чём они? 1.Стремление к бескорыстной помощи ближнему, а также незнакомому человеку, животному и даже растению. Это всегда получает положительную оценку людей, приносит людям счастье и радость. (О добрых поступках, о доброте) (Учитель вывешивает на доску карточку со словом «Добро») 2.Намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий. Это всегда получает отрицательную оценку, приносит людям горе. (о злых поступках, о зле) (Учитель вывешивает на доску карточку со словом «Зло»)
Тема: Добро и зло. (На доске) О чём ещё пойдет речь на нашем уроке? Тема: Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. (На доске) – Какие цели мы поставим для себя на этом уроке?(На доске) – Все ли слова понятны для вас? Объясните понятия. Что, по вашему мнению, выражают понятия: грех, раскаяние, воздаяние? – Сегодня в течении урока мы выясним и дадим определение этим понятиям. -Люди гадают как же появилось на земле добро и зло? IV. Решение учебной задачи. -Представьте, что мама однажды принесла домой красивую шкатулку и сказала: «Чтобы не случилось, никогда её не открывай!» Шкатулку вы видите каждый день, так как она стоит на видном месте. -Как бы вы поступили? Я не буду спрашивать каждого. У вас на столе лежат листочки поставьте на них «+», если открыли бы и «-«, если не открыли бы. Сложите листочки пополам, я пройду и соберу. (Листочки не подписываются) (Изучаем мнение детей) -Древние греки считали, что жила женщина по имени Пандора, из любопытства она открыла ларец, из него в мир вырвалось зло. И с тех пор зло стало жить среди людей. Послушайте притчу о двух волках Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину. — В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, уважение к людям, верность… Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: — А какой волк в конце побеждает? Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. –Что же сильнее в человеке добро или зло? (они равны по силе) -Что же побеждает в человеке и почему? (если мы стараемся делать добрые поступки, то побеждает добро; если часто совершаем плохие поступки, то побеждает зло). -Народы Древнего Востока тоже считали, что добро и зло – равные друг другу силы и появились они одновременно с этим миром.
-В религиях с добром и злом связано ещё несколько понятий. Чтобы лучше в них разобраться, я предлагаю вам заполнить таблицу. Найдите у себя на столе таблицы. Заполнить первую строку нам поможет библейский рассказ о том, как Бог создал первых людей.
Работа с учебником, страница 24 (читаем до слова «грехопадением») –Какова была цель Бога при создании первых людей? (человек будет управлять миром и беречь его) –Что называется грехом в религиях? (непослушание человека Богу) –А в повседневной жизни, что общество считает грехом? (злые поступки)
Основные понятия, связанные с добром и злом | Мнение общества | Мнение религий |
грех | злые поступки | непослушание богу |
–Что называется грехопадением? (первое нарушение заповеди)
–А какую заповедь нарушили первые люди, вы узнаете из статьи «Это интересно» на странице 25.(Чтение статьи)
–Посмотрите на старинную гравюру. Почему Адам и Ева в раю не показывают лицо Богу, не смотрят ему в глаза? (потому что они его ослушались, нарушили заповедь, им стыдно)
–Были угодны Богу злые поступки людей? (нет) Поэтому сегодня эти определения греха слились в одно.
Физминутка Все дружно трудились, наверно устали, Быстро все сразу за партами встали. -Если я назову добрый поступок человека, хлопайте в ладоши, если злой поступок топайте ногами: – защитил слабого; – толкнул ногой щенка; – проведал больного друга; – обидел одноклассника; – нагрубил взрослым; – уступил старушке место в автобусе; – помог маме помыть посуду; – ослушался маму, играл со спичками; – желал всем людям только добра. -Можно ли, совершив грех, это исправить? Учебник(страница25) -Давайте попробуем узнать какими качествами нам надо его наделить, чтобы, совершив плохой поступок, он не стал злым и опасным. Обратимся за помощью к учебнику. (страница 25) – (раскаиваться, так как если человек просит прощение и не признаёт своей вины, то он не сможет измениться к лучшему) –Прочитайте притчу на странице 26 о блудном сыне. Обсудите в группах, почему отец простил сына? (сын раскаялся, признал свою вину и поэтому отец простил его) -Рассмотрите картину Рембрандта «Возвращение блудного сына». Какие краски использовал художник при написании картины? (тёмные, чёрные, красные, золотисто-коричневые) отец не примет и не простит сына, золотисто-коричневый: кажется, что на сына падает свет, он блуждал во тьме (чёрные краски) и нашёл дорогу к свету, к спасению, так как воссоединился со своим отцом)
Основные понятия, связанные с добром и злом | Мнение общества | Мнение религий |
грех | злые поступки | непослушание богу |
раскаяние | признание своей вины | изменение внутреннего мира человека к лучшему |
спасение | чувствовать себя в безопасности | восстановление связи с Богом |
-Продолжим работу с нашей таблицей. Что такое раскаяние и спасение?
Послушайте басню Олеси Емельяновой, которая называется «Добро и Зло», она поможет нам заполнить следующую строку таблицы.
Счастливые, как вешние ветра,
Шли по дороге вместе два Добра.
Но Злу ведь тоже дома не сидится
Настигло их и начало глумиться:
С ног сшибло, сапогами топчет, бьет,
В лицо шипит, смеется и плюет,
Истошно воя сквозь угар кровавый,
Мол, нету на меня нигде управы!
Одно Добро слезами залилось,
Второе, кулаки сжав, поднялось –
Оно со Злом три дня, три ночи билось,
И с той поры зовется – Справедливость!
Зло наказав, она обет дала,
Что будет защищать Добро от Зла.
Чиня Добру обиды, помнить надо,
Что Справедливость тоже где-то рядом.
-Было ли наказано зло? (зло было наказано справедливостью) -Христиане верят, что концом человеческой истории станет победа над грехом, окончательное восстановление связи человека и Бога. Это произойдёт во время Второго пришествия на землю Иисуса Христа. В этот момент человека ждёт суд и воздаяние за его дела, добрые или злые. -Тот, кто не стремился к спасению, совершал дурные поступки, не сможет быть с Богом. –Что же такое воздаяние, по мнению общества и религии?( страница 27)