ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 800
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Профессиональное управление проектами
Чтобы быть профессиональной, проектное управление должно иметь жесткую систему стандартов и руководств, определяющих требования к работе персонала, задействованного в управлении проектом. Эти требования устанавливаются с помощью сбора, обработки и стандартизации информации по общепринятым и получившим одобрение в проектном менеджменте характеристикам компетентности.
Качество проекта определено как выполнение требований, установленных для проекта. Качество управления проектом определено как выполнение требований, установленных для управления проектом. Оптимальной для проектной организации является ситуация, в которой все люди, проектные команды и поставщики ресурсов, участвующие в управлении проектом, компетентны в осуществлении своей работы и несут персональную ответственность.
-
Основные условия
Основные условия сертификации в сфере управления проектами повторяют положения стандарта ISO/IEC 17024 «Общие требования к органам, осуществляющим сертификацию персонала» и включают следующее:
-
Компетентность — это продемонстрированная способность к применению знаний и/или навыков и личностных качеств, когда это необходимо. -
Схема сертификации содержит специфические требования, предъявляемые к определенным группам лиц, каждая из которых должна подпадать под действие единых для этой группы стандартов, правил и процедур. -
Процесс сертификации должен включать все необходимые действия, на основании которых сертифицирующий орган может установить, удовлетворяет ли конкретный специалист указанным требованиям к компетентности. -
Оценка — это механизм определения соответствия компетентности кандидата установленным требованиям по одному или нескольким результатам, продемонстрированным в письменной и вербальной форме, на практике и в процессе наблюдения. -
Квалификация выявляется путем демонстрации индивидуальных личностных качеств, полученного образования, профессиональной подготовки и/или опыта работы человека.
Оценка не должна ориентироваться на будущие события и прогнозы. В процессе ее проведения на основании доказательств, предоставленных кандидатом и проверенных асессорами, фиксируются и оцениваются полученные ранее и имеющиеся на настоящий момент знания и опыт кандидата. Такая оценка является хорошим индикатором того, что управление будущими проектами будет проведено успешно. Кроме того, она может стать хорошим основанием для планирования профессионального роста.
-
Преимущества сертификации
Программа сертификации побуждает менеджеров проектов, программ и портфелей проектов, а также членов команд по управлению проектами:
-
расширять и совершенствовать свои знания и опыт; -
проходить обучение и профессиональную переподготовку; -
повышать качество управления проектом; -
я более эффективно достигать цели, определенные проектом.
Преимущества сертификации:
-
специалист в области управления проектами становится обладателем признанного во всем мире сертификата, удостоверяющего его компетентность в этой сфере деятельности; -
’ компании — поставщики услуг по управлению проектами получают подтверждение профессиональной компетентности своих специалистов; -
к компании-клиенты приобретают уверенность в том, что услуги по проектному менеджменту, которые им предоставят, будут соответствовать современным требованиям.
-
Фундаментальные принципы IPMA Competence Baseline (ICB)
Международная ассоциация IPMA первоначально разработала ICB на основе Национальных требований по определению компетентности, а затем начала развивать их, превратив эту деятельность в процесс постоянного усовершенствования. Главным преимуществом для потребителей является то, что основы определения компетентности имеют универсальный характер и не зависят от того, в какой именно компании работает специалист, к какой сфере деятельности или к какой отрасли экономики относится эта компания или в какой стране она находится.
При проведении интервью и при оценке отчета кандидата принимается во внимание специфика компаний, организаций, областей деятельности и отраслей экономики, а также специфика культуры организации деятельности и бизнеса в разных странах. Это осуществляется благодаря участию в сертификации двух экспертов- асессоров, один из которых специализируется в соответствующем секторе экономики, а второй представляет любой другой сектор. Кроме того, особенности культуры ведения бизнеса и экономики конкретного государства могут быть учтены в Национальных требованиях к компетентности (National Competence Baseline — NCB).
Официальным языком ICB является английский, и каждая ассоциация — член IPMA вправе принимать решение об использовании ICB для проведения сертификации или о необходимости разработки на его основе собственных Национальных требований к компетентности (NCB).
При разработке NCB следует руководствоваться следующими правилами:
-
соотношение количества элементов в трех группах компетентности в NCB должно быть идентичным ICB; национальная ассоциация может дополнительно включать до 10% элементов компетентности, отражающих специфику экономической ситуации в регионе и методов ведения бизнеса; -
национальная ассоциация может дополнительно включать до 10% элементов компетентности, учитывающих особенности культуры и обычаев региона; -
национальная ассоциация может адаптировать ICB при разработке NCB с учетом ситуации и обычаев региона.
Диаграмма компетентности в виде глаза («Глаз») отображает всю совокупность элементов управления проектом, которую видит менеджер проекта при оценке определенной ситуации. Диаграмма представлена в виде глаза, что символизирует ясность и проницательность (предвидение) — см. рисунок 1.1.
Рисунок 1.1. Диаграмма компетентности в виде глаза
ICB содержит описание сорока шести элементов компетентности, дополненное информацией о том, как они между собой соотносятся, и систематизирует все элементы по трем группам:
-
Техническая компетентность предназначена для описания основополагающих элементов компетентности в сфере управления проектами. Эта группа объединяет элементы, характеризующие саму суть управления проектами, их иногда называют «костяк». ICB включает 20 технических элементов компетентности. -
Поведенческая компетентность предназначена для описания элементов, характеризующих личность специалиста с позиций его компетентности в сфере управления проектами. Эта группа включает элементы, раскрывающие поведение проектного менеджера и его корпо ориентироваться в условиях конкретной ситуации. ICB включает 15 поведенческих элементов компетентности. -
Контекстуальная компетентность предназначена для описания элементов, относящихся к окружению проекта. Это направление включает элементы компетентности, характеризующие умение менеджера проекта выстраивать отношения с линейными менеджерами, а также его способность функционировать в организации, сфокусированной на проекты. ICB включает 11 контекстуальных элементов компетентности.
Описание каждого элемента включает: название, характеристику его содержания, минимум технологических шагов и критерии оценки опыта, необходимые для проведения сертификации специалистов по каждому уровню. Ключевые слова и ключевые связи с другими элементами перечислены в конце описания каждого элемента и предназначены для повторного (ускоренного) чтения. Перечень всех элементов компетентности приведен в таблице 1.1.
Таблица 1.1. Перечень элементов компетентности ICB 3.0
1. Техническая компетентность | 2. Поведенческая компетентность | 3. Контекстуальная компетентность |
1.01 Успешность управления проектом 1.02 Заинтересованные стороны 1.03 Требования и цели проекта 1.04 Риски и возможности 1.05 Качество 1.06 Организационная структура проекта 1.07 Командная работа 1.08 Разрешение проблем 1.09 Структура проекта
| 2.01 Лидерство 2.02 Вовлечение и мотивация 2.03 Самоконтроль 2.04 Уверенность в себе 2.05 Разрядка 2.06 Открытость 2.07 Творчество 2.08 Ориентация на результат 2.09 Продуктивность
| 3.01 Ориентация на проект 3.02 Ориентация на программу 3.03 Ориентация на портфель проектов 3.04 Осуществление проектов, программ и портфелей проектов 3.05 Постоянная (родительская) компания 3.06 Бизнес и предпринимательская деятельность 3.07 Системы, продукты и технологии 3.08 Управление персоналом 3.09 Здоровье, безопасность, охрана труда и окружающей среды
|
-
Национальные требования к компетентности специалистов
-
От ICB к НТК
IPMA на основании двусторонних соглашений с Национальными ассоциациями осуществляет общий контроль и координацию проводимого ими сертификационного процесса. При заключении подобного соглашения Национальная ассоциация получает право самостоятельно осуществлять сертификацию проектных менеджеров под эгидой IPMA, что является гарантией международного признания выдаваемых ею сертификатов. Со своей стороны Национальная ассоциация обязуется разрабатывать и применять собственную программу сертификации в соответствии с основной структурой и принципами сертификационной системы IPMA.
Каждая Национальная ассоциация разрабатывает и утверждает собственную детальную документацию для сертификационной программы и, прежде всего, Национальные требования к компетентности (NCB — National Competence Baseline). Эта документация утверждается для сертификации. Национальным ассоциациям предоставляется определенная свобода действий для учета особенностей национальной культуры и достижений в области управления проектами. С другой стороны, унификация, проводимая IPMA, учитывает требования компаний и организаций, работающих на мировом рынке.
-
Обоснование структуры НТК
Интенсивное развитие управления проектами и все более широкое применение его на практике потребовало создания соответствующей профессиональной инфраструктуры, которая включает такие основные компоненты, как исследования, разработка методов и средств, стандартизация, образование, тренинги и сертификация специалистов и организаций. В связи с тем, что становление и формирование УП и его инфраструктуры происходило в течение 30—40 лет в разных странах, в мире существует несколько центров развития УП с разными методологическими подходами, терминологией и практикой.
Вместе с тем накопленные знания, опыт и практика применения позволяют ставить вопрос о разработке общих фундаментальных основ и принципов УП на базе унифицированных решений, а также единой глобальной инфраструктурной системы УП. Это позволит впоследствии создать в каждой стране национальную инфраструктуру, удовлетворяющую как мировым, так и национальным требованиям.
В основе реализации таких инициатив лежит необходимость принятия единой терминологии, систематизации и структуризации накопленных в мире теоретических и практических знаний, опыта и компетентности специалистов по УП.