ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 797
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Уровень D. Кандидат обладает историческими знаниями, необходимыми для использования при управлении проектами, и может применить их на практике.
Основные связи
-
Требования, цели и стратегия проекта, 7. Критерии успешности проекта, 10. Окружение проекта и деловая активность организации, 11. Заинтересованные стороны проекта, 13. Команды проекта, 14. Организационная структура проекта, 16. Вовлеченность и мотивация, 21. Творческий подход, 31. Информация и документы, 36. Внедрение проектного управления, 38. Планирование проекта, 42. Управление предметной областью проекта, 43. Управление проектом по временным параметрам, 44. Управление стоимостью и финансированием проекта, 48. Управление коммуникациями в проекте.
-
Особенности управления проектами в условиях кризиса
Ключевые определения
Управление проектами в условиях кризиса — осуществление проектов в условиях нарастания экономической, политической или социальной нестабильности в стране и в мире, когда окружение проекта и все заинтересованные стороны находятся под воздействием негативных последствий кризисных явлений, сопровождаемых стагнацией или падением производства в подавляющем большинстве отраслей экономики. Управление проектами в таких условиях требует применения специальных методов, средств, инструментов и техник, адаптированных к условиям максимального противодействия последствиям кризиса и преодоления или снижения их воздействия на проект и его окружение.
Кризис (др. греч.) — решение, приговор, перелом, переворот, тяжелое переходное состояние, феномен (нечто непознаваемое), экономический фактор (условие деятельности), политическая, социологическая и экономическая категория.
Кризис — периодическое относительное перепроизводство товаров и услуг, ведущее к расстройству социально-экономической жизни, сокращению производства, росту безработицы, снижению доходов населения и ограничению платежеспособного спроса.
Кризис — состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации и проблемы.
Свод знаний
Этот элемент компетентности охватывает способы и пути преодоления последствий кризисов, которые могут возникнуть как во внешнем окружении, так и во внутренней среде проекта. Кризисы могут распространяться как на весь проект с его дальним и ближним окружением, так и на отдельные его части. Они могут воздействовать на проект в течение всего жизненного цикла или на отдельных его фазах. Воздействие последствий кризиса может проявляться при управлении различными функциональными областями проекта, а также на различных стадиях управления им. При этом различные негативные воздействия испытывают практически все участники и заинтересованные стороны проекта.
Особенно трудно бывает противостоять последствиям системного кризиса, источник которого находится во внешней среде проекта и носит общенациональный или даже общемировой характер. Особенности управления проектами в условиях системного кризиса связаны с возрастанием динамики и турбулентности в окружении проекта, обострением конкуренции, увеличением степени неопределенности и рисков в проекте. Кризис во внешней среде оборачивается для проекта периодом острых проблем, когда решения приходится принимать в экстремальных условиях и в минимальные сроки.
Наиболее опасной является ситуация, когда на системный кризис накладываются локальные кризисы или конфликты, когда источники кризисов находятся как во внешней, так и во внутренней среде проекта.
Искусство управления в условиях кризиса состоит в том, чтобы:
-
оперативно выявлять причины кризиса и возникающих проблем и их возможные последствия; -
собирать всю необходимую для принятия возможных решений информацию; -
правильно оценивать кризисную ситуацию, устанавливать негативные факторы, возможный ущерб, оценивать возникающую неопределенность, риски, их угрозы и возможности; -
выбирать релевантные методы, средства, инструменты и техники проектного управления, адаптированные для снижения негативных последствий кризисных явлений в конкретных условиях; -
осуществлять профилактические шаги в отношении негативного влияния окружения, составлять и реализовывать оптимальные сценарии решения проблем и выхода из кризиса.
Руководитель проекта должен сохранять спокойствие, выдержку и позитивный настрой, работать в постоянном контакте с владельцем проекта и другими заинтересованными сторонами, безотлагательно информируя их обо всех изменениях в проекте. Руководитель проекта должен применять различные методы для оценки влияния турбулентного окружения и последствий кризиса, привлекать к работе необходимых экспертов и консультантов для оказания поддержки проекту по вопросам управления в условиях кризиса.
Все используемые в компании модели и инструменты проектного управления в период кризиса должны быть адаптированы с целью повышения динамических характеристик системы управления.
Среди современных методов проектного управления, обеспечивающих наибольший эффект в условиях кризиса, следует отметить динамическое управление портфелями проектов и программ организации, обеспечивающее непрерывную обратную связь и мониторинг (внешней, внутренней среды и системы управления), постоянную оценку значимости всех проектов и направлений бизнеса в антикризисной стратегии организации, оптимизацию календарных и ресурсных планов.
Для традиционных методов управления проектами, относящихся к таким функциональным областям, как управление по временным и стоимостным параметрам, управление рисками и другим, должен быть радикально повышен уровень оперативности принятия решений и минимизировано время реакции на изменения во внешней и внутренней среде проекта.
В условиях кризиса проекты и проектное управление сами становятся экстренными мерами по снижению последствий кризиса, а может, и спасению самого предприятия. Ниже приводятся возможные основные темы антикризисных проектов:
-
ликвидация, консервация, сохранение бизнеса и организаций; -
слияние, перепрофилирование, развитие организаций; -
сокращение объема производства, численности персонала; -
реструктуризация финансового портфеля, портфеля проектов и программ; -
инновационное развитие, внедрение новых технологий и продуктов, изменение целей и стратегии развития организации; -
внедрение корпоративной системы проектного управления с учетом влияния кризиса.
Возможные шаги процесса
-
Определите проблемные области, порожденные кризисными явлениями, проведите адекватный прогноз развития ситуации и возможных последствий для организации. Выявите и оцените факторы окружения, оказывающие влияние на проектную деятельность. -
Проведите корректировку ценностей, целей, стратегии и форм проектной деятельности в организации в условиях кризиса и согласуйте их с заинтересованными сторонами. -
Скорректируйте планы проектной деятельности с учетом складывающейся обстановки и антикризисной программы. Постарайтесь избавиться от неэффективных проектов, лишних работ, ресурсов и персонала. -
Разработайте антикризисную программу организации и план ее реализации, уведомьте о ней все заинтересованные стороны. -
Определите цели, стратегию, задачи, модели и методы проектного управления применительно к условиям кризиса. Проведите оперативную диагностику системы проектного управления в компании и ее окружении. Проведите адаптацию имеющихся методов и средств проектного управления к условиям кризиса и данной организации. -
Внесите необходимые коррективы в корпоративный стандарт проектного управления в связи с изменением условий и практики проектного управления. Распределите ответственность в системе управления между членами команды и заинтересованными сторонами, инициируйте и проведите необходимую мотивацию, подготовку и тренинг персонала в области проектного управления в условиях кризиса. -
Активируйте антикризисный режим функционирования системы проектного управления, обеспечивающий усиление контроля, сокращение времени реакции, снижение рисков и сокращение расходов. Введите систему мониторинга ключевых событий внешней среды и реализации планов в реальном времени, анализируйте и регулируйте ход выполнения работ, вносите необходимые изменения энергично и системно. -
Контролируйте эффективность применяемых антикризисных методов и средств проектного управления, и вносите в них необходимые изменения. -
Документируйте усвоенные уроки и применяйте их в будущих проектах.
Темы для изучения
® Особенности проектного управления в условиях кризиса
0 Антикризисное управление проектами
а План ответного реагирования на влияние динамического окружения в условиях кризиса
® Резервы времени и средств на смягчение последствий кризисных явлений
® Инструменты и техники снижения влияния динамического окружения в условиях кризиса
® Стратегии и планы ответного реагирования на последствия кризиса
-
Инструменты и техники выявления источников влияния динамического окружения
® Планирование сценариев реакции на последствия кризиса
® SWOT-анализ, анализ достоинств, недостатков, возможностей и угроз
® Системный подход в управлении проектами в условиях кризиса
® Методологический инструментарий управления проектами в условиях кризиса
-
Система коммуникаций и документации в проекте в условиях кризиса
Критерии оценки компетентности по уровням
Уровень А. Кандидат удачно осуществил управление проектами в рамках важных программ и/или портфелей организации или её отдела в условиях кризиса.
Уровень В. Кандидат удачно осуществил управление сложным проектом в условиях кризиса.
Уровень С. Кандидат удачно осуществил управление проектом ограниченной сложности в условиях кризиса.
Уровень D. Кандидат обладает знаниями, относящимися к управлению проектами в условиях кризиса, и может применить их на практике.
Основные связи:
6. Требования, цели и стратегия проекта, 7. Критерии успешности проекта, 9. Фазы и жизненный цикл проекта, 10. Окружение проекта и деловая активность организации, 11. Заинтересованные стороны проекта, 12. Постоянная (родительская) организация, 13. Команды проекта, 15. Руководство и лидерство, 16. Вовлеченность и мотивация, 21. Творческий подход, 22. Ориентированность на результат, 25. Переговоры, 26. Конфликты и кризисы, 28. Понимание ценностей, 29. Этика, 30. Разрешение проблем, 33. Правовое обеспечение проектной деятельности, 34. Особенности проектного управления с позиций различных заинтересованных сторон, 36. Внедрение проектного управления, 37. Инициация проекта, 39. Организация и контроль выполнения проекта, 40. Анализ и регулирование выполнения проекта, 41. Закрытие проекта, 42. Управление предметной областью проекта, 43. Управление проектом по временным параметрам, 44. Управление стоимостью и финансированием проекта, 45. Управление качеством в проекте, 46. Управление рисками и возможностями проектами, 47. Управление человеческими ресурсами в проекте, 48. Управление закупками и контрактами в проекте, 49. Управление изменениями в проекте, 50. Управление безопасностью в проекте.
даний заинтересованных сторон проекта.
МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМА СЕРТИФИКАЦИИ IPMA
IPMA® зарегистрирована в Швейцарии как некоммерческая профессиональная организация, основной функцией которой является содействие развитию и широкому применению на практике методов и средств управления проектами (УП) в разных странах мира. IPMA® создана в 1965 году, как форум для обмена опытом менеджерами проектов, работающих в разных странах мирах. В 1967 году в Вене был проведен первый Международный Конгресс IPMA®. Членами IPMA® являются в основном национальные ассоциации по УП. В настоящее время (2014 год) в ассоциацию входит более, чем 60 стран мира.
Российская национальная ассоциация управления проектами (СОВНЕТ) была создана в конце 1990 года, а в феврале 1991 года вошла в состав IPMA®.
В 1998 году IPMA® утвердила концепцию универсальной четырех уровневой сертификационной программы (IPMA® 4-L-C - IPMA® Four Level Certification), которая получила всемирную известность. Начиная с 1999 года международная ассоциация управления проектами осуществляет сертификацию специалистов по управлению проектами.
СОВНЕТ, как и многие другие национальные ассоциации, на основании двусторонних соглашений с IPMA®, получила право самостоятельно осуществлять сертификацию проектных менеджеров под эгидой IPMA®.
Для подтверждения соответствия сертификационной деятельности, проводимой в национальной ассоциации, установленным международным требованиям программы IPMA® 4-L-C, регулярно проводится валидация представителями (валидаторами) IPMA®
Сертификация IPMA
Национальные требования к компетентности (НТК) специалистов по управлению проектами разработаны в соответствии с требованиями ICB (Версия 3.0) 1РМА.
С того времени, как IPMA начала разработку и внедрение своей универсальной системы сертификации, её основной областью деятельности стало проведение сертификации персонала по управлению проектами на основе признанной во всем мире четырехуровневой (4-L-C) системы сертификации. Данная система может быть использована для развития профессионального менеджера проекта.
-
Проекты
Количество проектов, программ и портфелей проектов растет во всем мире с беспрецедентной скоростью. За последние тридцать лет дисциплина «Управление проектами» получила значительное развитие и приобрела большую отчетливость.
Все большее количество различных проектов управляются профессионалами. В прошлом на этой сцене доминировали строительные и оборонные проекты. Теперь они по-прежнему остаются важными, но не составляют большинство. Сегодня мы имеем дело с проектами в сфере информации и коммуникационных технологий, организационного развития, производства продукции, рыночных изменений, развития производства, научных исследований, проведения мероприятий, а также с политическими, законодательными, образовательными и социальными проектами в различных отраслях экономики.