Файл: Методические рекомендации по практике в учреждениях образования и социальной сферы для студентов, обучающихся по направлению подготовки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»

ПРОГРАММА ЗАДАНИЙ

и

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО

ПРАКТИКЕ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ

И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ

по направлению подготовки

44.03.02. Психолого-педагогическое образование

профиль

Психология и педагогика начального образования


Тольятти, 2017
Практика в учреждениях образования и социальной сферы

1. Цель и задачи практики
Цель – накопление опыта реализации различных функций в деятельности учителя начальных классов: учебной, воспитательной, методической и др.

Задачи:

  1. Способствовать приобретению студентами опыта осуществления учебной работы по различным предметам в начальной школе: русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, изобразительному искусству, технологии, музыке с применением разнообразных методов, активизирующих познавательную деятельность детей.

  2.  Формировать у студентов аналитические умения (анализировать передовой педагогический опыт, прогнозировать возможные затруднения учащихся, выявлять причины ошибок и т.п.)

3. Подготовить к выполнению функций классного руководителя.

Отработать приемы установления и поддержки постоянного контакта с родителями учащихся, вовлечение их в учебно-воспитательный процесс.

4.Способствовать дальнейшему развитию профессиональных прогностических, организационных и коммуникативных умений.

5. Способствовать овладению умениями научно-исследовательской работы в области педагогики и методики начального образования, в области психологии развития детей младшего школьного возраста.

Студенты-практиканты с первых дней практики должны:

1. Познакомиться со списком учащихся класса, расписанием занятий школьников и внести эти данные в дневник по педпрактике.

2. Проанализировать учебную программу, учебник и дидактическое обеспечение, по которым работает учитель-наставник в закрепленном классе.

3. Составить развернутое тематическое планирование на период педпрактики по одной из схем.


4. В первую неделю просмотреть не менее 8 уроков естествознания, литературного чтения, математики, русского языка, технологии учителя-наставника, а также уроки музыки и изобразительного искусства образовательной области «Искусство», провести методический анализ системы работы учителя начальной школы, а затем приступить к разработке конспектов собственных уроков.

5. Практикант должен разработать и провести зачетные уроки по всем дисциплинам учебного плана, которые проводит учитель начальных классов (математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир, технология) по текущей теме плана учителя, а затем проанализировать систему образовательной деятельности по предложенному плану:

– цели и основные задачи обучения младших школьников на уроках в начальной школе;

– основные методы, приемы, технологии развивающего обучения младших школьников на уроках в начальной школе;

– обоснование логики построения содержания системы уроков в начальной школе (на примере плана работы учителя);

– оптимальные методы и средства обучения в рамках системы уроков;

– эффективность данной системы уроков в целом;

– наиболее удачные уроки;

– основные направления коррекционной работы на уроках в начальной школе.

Присутствие учителя на уроках обязательно. Отметка о каждом проведенном уроке должна быть выставлена в день проведения урока, после самоанализа практиканта и анализа урока учителем-наставником. Конспекты уроков должны быть представлены в отчете по «Практике в учреждениях образования и социальной сферы».

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

ПРАКТИКИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ

И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Студента (-ки) __ курса группы

профиль «Психология и педагогика начального образования»

___________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Место прохождения практики ________________________________________

Сроки практики: с ______________ по ________________ 200__ г.

Руководитель практики_____________________________________________

(должность, фамилия, инициалы)



Дата (период)

Содержание планируемой работы

Отметка руководителя-методиста о выполнении программы практики




Ознакомление с образовательным учреждением и учащимися класса.







Изучение системы планирования учителем начальных классов работы по обучению школьников.







Составить план наблюдения и проведения пробных и зачетных уроков в начальной школе.
















Задание принял _____________________________________

ЗНАКОМСТВО С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ:
ГБОУ Лицей с. Хрящёвка
Руководитель: Мишагина Светлана Александровна.

Местоположение: 445146, Самарская область, Ставропольский район, село Хрящевка, Полевая улица, 7/1.

Лицей осуществляет деятельность в сфере среднего общего образования.

Так же имеется структурное подразделение дошкольного образования.

Реализуется основное общее и дополнительное образование детей от 7 до 17 лет в соответствии с Федеральными Государственными стандартами начального общего образования, а так же адаптированные образовательные программы вариант 7.1 и 7.2.

В Лицее созданы все условия для обучения и воспитания детей.

Школа оборудована 36ю компьютерами, имеется выход в сеть интернет. В рамках модернизации приобретено новейшее оборудование: различные технические средства обучения: интерактивные доски, проекторы, электронные микроскопы, документ-камеры.

Созданы условия в рамках реализации проекта «доступная среда»: имеется пантуз.

Начальное образование осуществляется в рамках общеобразовательного комплекта «Перспектива».
Анализ учебно-методического комплекса
УМК «Перспектива».

Научный руководитель: Л.Г. Петерсон

Обучение строится по диалектическому принципу: сначала материал представляется либо в наглядной форме, либо в виде проблемной ситуации, а лишь потом изучается детально.

Русский язык.
Азбука. Авторы: Климанова Л.Ф., Макеева С.Г.
Русский язык. Авторы: Климанова Л.Ф., Макеева С.Г., Бабушкина Т.В.
Литературное чтениеАвторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А., Бойкина М.В.
МатематикаАвторы: Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н., Бука Т.Б.
Информатика. Авторы: Рудченко Т.А., Семенов А.Л.
Окружающий мирАвторы: Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.
Изобразительное искусствоАвторы: Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В.
ТехнологияАвторы: Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П., Добромыслова Н.В., Шипилова Н.В., Анащенкова С.В.
Физическая культура
Автор: Матвеев А.П.
- Физическая культураАвторы: Винер И.А., Горбулина Н.М., Цыганкова О.Д. 

Каждый представленный в комплекте учебник содержит задания на развитие логического мышления, наглядно-образного представления, к теоретическому материалу предлагается исследовательский, творческий.

Содержание учебных дисциплин соответствует Федеральному Государственному стандарту

Основными методами в рамках реализации УМК «Перспектива» является исследовательский, проблемный метод. Системно-деятельностный подход, неконфликтующие между собой передовые педагогические технологии наряду с лучшими традициями педагогики.

Преобладающими средствами обучения являются учебники.

Для контроля усвоения образовательной программы, авторами так же разработаны контрольно-измерительные материалы к учебникам.

Урок по программе «Перспектива» начинается с постановки вопроса или выделения проблемной ситуации, которую в последствии решают обучающиеся. Преобладают групповые и парные формы уроков, с высокой степенью самостоятельности и активности учащихся.

Календарно-тематическое планирование
УМК: Перспектива

Предмет: математика

Целевая аудитория: обучающиеся 4 класса



Календарно-тематическое планиро

Пробные и зачётные уроки

Анализ урока

Класс: ____1_____
Предмет: __Окружающий мир_____
Тема урока: _____Домашние животные_
Тип урока: ___Комбинированный_
Цель урока: Расширить и обобщить знания детей о домашних животных.

Задачи урока:
дидактические: ___________повторить и обобщить знания о домашних животных
развивающие:__________развивать умения анализировать, обобщать, сравнивать_
воспитательные:___воспитывать бережное отношение к животным___
Ресурсы: Интерактивная презентация, учебник А.А. Плешакова «Окружающий мир», 1 класс, 1 часть._

Характеристика этапов урока

Этап урока

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

+/-

Примечание

  1. Организационный момент

Художественное слово (стихи, пословицы), зрительный ряд,

«Дерево ожиданий»

Активизирует внимание учащихся, создаёт положительный настрой

Готовятся к уроку, слушают учителя, смотрят на экра.

Ф

Презентация

+ Рассадка детей, парты полукругом, + красочная информативная презентация,

+ художественное чтение стихотворения Заходера «Мохнатая азвуба)

+ «Дерево желаний» (внутренняя мотивация)

+




  1. Постановка цели и задач урока. Формулировка темы.

Исследовательско-проблемный подход

Включает аудиозаписи голосов животных и просит детей определить, кто кричит.

Просит найти «лишнего» на изображении.

Так какова тема урока? Можем ли мы двигаться дальше, что мы должны сначала для себя поставить?

С помощью наводящих слов «узнать, развивать


Дети определяют по звучанию, чей голос слышен в презентации. Смотрят на слайд, находят «лишнего»

Формулируют тему урока, цели, задачи.

Ф

Презентация, сигнальные карточки

+ формулирование темы и задач




  1. Лабораторная работа

Исследовательско-проблемный подход

Объясняет детям, кто такие исследователи и исследование

Направляет деетй, задаёт вопросы.


Строят предположение кто такие исследователи.

Дети зачитывают подготовленные раннее доклады.

И,Ф

Презентация

+ дети вовлечены, активны

- деятельностью охвачены не все учащиеся класса

- Нет оценивания работы детей







Работа в группах

Составляет план работы в группе, знакомит с ним учащихся.

Выполняют задания в группах, согласно плану.

«Зазищают» свои плакаты о животном.

Г




+ дети работают слажено, групповая работа соответствует методике проведения групповых работ.

- шум

- не совсем тактично поправляет детей,

Не даёт высказаться, прерывает.




Подведение итогов рефлексия.

Сформулирвоть выводы: кто такие домашние животные?

Спрашивает детей, что нового они узнали, чему научились, как оценивают свою работу на уроке.

Оценивают свою работу на уроке, формулируют выводы, о том, кто такие домашние животные.

Ф

Беседа

+ дети оценивают себя, формулируют выводы.

- учитель не оценивает работу учащихся на уроке.







Вывод: В данном уроке наглядно представлена организация групповой и частично-поисковой деятельности учащихся на уроках. Чувствуется системность применения данной формы в работе учителя с классом. Речь учителя чёткая, не были замечены теоретические неточности либо лексические, орфоэпические ошибки в речи, однако, на наш взгляд, учитель несколько авторитарен с детьми. К сожалению возрастные особенности учащихся в данном уроке не учитываются, в первом классе готовить и представлять доклады могут далеко не все учащиеся, если такие и есть, целесообразнее применять дифференцированный подход. Кроме того не были представлены здоровьесберегающие технологии, что является значительным упущением при настолько насыщенном деятельностью уроке.
Рекомендации учителю: Включить дифференцированный подход в работе с детьми, рассмотреть концепцию личностно-ориентированного обучения и принципа гуманизма, обязательно применять здоровьесберегающие технологии.
Анализ урока

Класс: ____2____
Предмет: __Русский язык_____
Тема урока: «Корень, однокоренные слова»
Тип урока: ___Комбинированный__
Цель урока: Расширить и обобщить знания детей о корне слова.

Задачи урока:
дидактические: ___________повторить и обобщить знания о корнях и орфограммах в корне слова.
развивающие:__________развивать умения анализировать, обобщать, сравнивать
воспитательные:___воспитывать интерес и любовь к родному языку
Ресурсы: ______Интерактивная презентация, учебник Канакина «Русский язык», 2 класс, 1 часть.___________________

Характеристика этапов урока

Этап урока

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

+/-

Примечание

  1. Организационный момент

Художественное слово (пословица)

Активизирует внимание учащихся, создаёт положительный настрой

Проводит пальчиковую гимнастику

Готовятся к уроку, слушают учителя, смотрят на экран

Ф

Презентация

, + красочная информативная презентация,

+ пословица

+




  1. Постановка цели и задач урока. Формулировка темы.

Исследовательско-проблемный подход

На основе фразеологизма «Зри в корень» подводит учащихся к теме урока

Формулируют тему урока и цель

Ф

Презентация, сигнальные карточки

+ формулирование темы и задач


Можно было остановится на понятии «Фразеологизмы», вспомнить, привести примеры.

  1. Минутка чистописания

Ассоциации

Сравнивает элементы чистописания с морозным узором на окне

Прописывают элементы по образцу

Ф.И

Презентация

+ сравнение узоров, предварительная гимнастика

- не даётся показ учителя на доске

- не повторили правила посадки при письме

- учитель не следит за осанкой




  1. Словарная работа

Кроссворд

Предлагает решить кроссворд со словарными словами, проговаривает орфограммы

Называют слова, орфограммы, записывают

Ф,И

Кроссворд

+ заинтересованность детей

+ обращает внимание на орфограммы, требует точных ответов




  1. Изучение нового материала

Исследовательско-проблемный подход

Обращает внимание на то, что все слова в кроссворде имеют общую часть – корень.

Составляют модель определения понятия корню.


Делают вывод о том, что слова имеют один корень, значение и происхождение - однокоренные

И,Ф

Презентация

+ дети вовлечены, активны

- деятельностью охвачены не все учащиеся класса

- Нет оценивания работы детей




  1. Первичное закрепление

Упражнение «разбей на группы»

Предлагает найти «лишние» словва

Выполняют задания

Согласно инструкциям учителя

Ф




+ дети активны

- шум

- хоровые ответы




Подведение итогов рефлексия.

Сформулирвоть выводы: что такое корень, однокоренные слова

Спрашивает детей, что нового они узнали, чему научились, как оценивают свою работу на уроке.

Оценивают свою работу на уроке, формулируют выводы, о том, кто такие домашние животные.

Ф

Беседа

+ дети оценивают себя, формулируют выводы.

- учитель не оценивает работу учащихся на уроке.