Файл: Методические рекомендации по практике в учреждениях образования и социальной сферы для студентов, обучающихся по направлению подготовки.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
ПРОГРАММА ЗАДАНИЙ
и
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО
ПРАКТИКЕ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ
И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ
по направлению подготовки
44.03.02. Психолого-педагогическое образование
профиль
Психология и педагогика начального образования
Тольятти, 2017
Практика в учреждениях образования и социальной сферы
1. Цель и задачи практики
Цель – накопление опыта реализации различных функций в деятельности учителя начальных классов: учебной, воспитательной, методической и др.
Задачи:
-
Способствовать приобретению студентами опыта осуществления учебной работы по различным предметам в начальной школе: русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, изобразительному искусству, технологии, музыке с применением разнообразных методов, активизирующих познавательную деятельность детей. -
Формировать у студентов аналитические умения (анализировать передовой педагогический опыт, прогнозировать возможные затруднения учащихся, выявлять причины ошибок и т.п.)
3. Подготовить к выполнению функций классного руководителя.
Отработать приемы установления и поддержки постоянного контакта с родителями учащихся, вовлечение их в учебно-воспитательный процесс.
4.Способствовать дальнейшему развитию профессиональных прогностических, организационных и коммуникативных умений.
5. Способствовать овладению умениями научно-исследовательской работы в области педагогики и методики начального образования, в области психологии развития детей младшего школьного возраста.
Студенты-практиканты с первых дней практики должны:
1. Познакомиться со списком учащихся класса, расписанием занятий школьников и внести эти данные в дневник по педпрактике.
2. Проанализировать учебную программу, учебник и дидактическое обеспечение, по которым работает учитель-наставник в закрепленном классе.
3. Составить развернутое тематическое планирование на период педпрактики по одной из схем.
4. В первую неделю просмотреть не менее 8 уроков естествознания, литературного чтения, математики, русского языка, технологии учителя-наставника, а также уроки музыки и изобразительного искусства образовательной области «Искусство», провести методический анализ системы работы учителя начальной школы, а затем приступить к разработке конспектов собственных уроков.
5. Практикант должен разработать и провести зачетные уроки по всем дисциплинам учебного плана, которые проводит учитель начальных классов (математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир, технология) по текущей теме плана учителя, а затем проанализировать систему образовательной деятельности по предложенному плану:
– цели и основные задачи обучения младших школьников на уроках в начальной школе;
– основные методы, приемы, технологии развивающего обучения младших школьников на уроках в начальной школе;
– обоснование логики построения содержания системы уроков в начальной школе (на примере плана работы учителя);
– оптимальные методы и средства обучения в рамках системы уроков;
– эффективность данной системы уроков в целом;
– наиболее удачные уроки;
– основные направления коррекционной работы на уроках в начальной школе.
Присутствие учителя на уроках обязательно. Отметка о каждом проведенном уроке должна быть выставлена в день проведения урока, после самоанализа практиканта и анализа урока учителем-наставником. Конспекты уроков должны быть представлены в отчете по «Практике в учреждениях образования и социальной сферы».
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
ПРАКТИКИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ
И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Студента (-ки) __ курса группы
профиль «Психология и педагогика начального образования»
___________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Место прохождения практики ________________________________________
Сроки практики: с ______________ по ________________ 200__ г.
Руководитель практики_____________________________________________
(должность, фамилия, инициалы)
Дата (период) | Содержание планируемой работы | Отметка руководителя-методиста о выполнении программы практики |
| Ознакомление с образовательным учреждением и учащимися класса. | |
| Изучение системы планирования учителем начальных классов работы по обучению школьников. | |
| Составить план наблюдения и проведения пробных и зачетных уроков в начальной школе. | |
| | |
Задание принял _____________________________________
ЗНАКОМСТВО С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ:
ГБОУ Лицей с. Хрящёвка
Руководитель: Мишагина Светлана Александровна.
Местоположение: 445146, Самарская область, Ставропольский район, село Хрящевка, Полевая улица, 7/1.
Лицей осуществляет деятельность в сфере среднего общего образования.
Так же имеется структурное подразделение дошкольного образования.
Реализуется основное общее и дополнительное образование детей от 7 до 17 лет в соответствии с Федеральными Государственными стандартами начального общего образования, а так же адаптированные образовательные программы вариант 7.1 и 7.2.
В Лицее созданы все условия для обучения и воспитания детей.
Школа оборудована 36ю компьютерами, имеется выход в сеть интернет. В рамках модернизации приобретено новейшее оборудование: различные технические средства обучения: интерактивные доски, проекторы, электронные микроскопы, документ-камеры.
Созданы условия в рамках реализации проекта «доступная среда»: имеется пантуз.
Начальное образование осуществляется в рамках общеобразовательного комплекта «Перспектива».
Анализ учебно-методического комплекса
УМК «Перспектива».
Научный руководитель: Л.Г. Петерсон
Обучение строится по диалектическому принципу: сначала материал представляется либо в наглядной форме, либо в виде проблемной ситуации, а лишь потом изучается детально.
Русский язык.
Азбука. Авторы: Климанова Л.Ф., Макеева С.Г.
Русский язык. Авторы: Климанова Л.Ф., Макеева С.Г., Бабушкина Т.В.
- Литературное чтение. Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А., Бойкина М.В.
- Математика. Авторы: Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н., Бука Т.Б.
- Информатика. Авторы: Рудченко Т.А., Семенов А.Л.
- Окружающий мир. Авторы: Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.
- Изобразительное искусство. Авторы: Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В.
- Технология. Авторы: Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П., Добромыслова Н.В., Шипилова Н.В., Анащенкова С.В.
- Физическая культура
. Автор: Матвеев А.П.
- Физическая культура. Авторы: Винер И.А., Горбулина Н.М., Цыганкова О.Д.
Каждый представленный в комплекте учебник содержит задания на развитие логического мышления, наглядно-образного представления, к теоретическому материалу предлагается исследовательский, творческий.
Содержание учебных дисциплин соответствует Федеральному Государственному стандарту
Основными методами в рамках реализации УМК «Перспектива» является исследовательский, проблемный метод. Системно-деятельностный подход, неконфликтующие между собой передовые педагогические технологии наряду с лучшими традициями педагогики.
Преобладающими средствами обучения являются учебники.
Для контроля усвоения образовательной программы, авторами так же разработаны контрольно-измерительные материалы к учебникам.
Урок по программе «Перспектива» начинается с постановки вопроса или выделения проблемной ситуации, которую в последствии решают обучающиеся. Преобладают групповые и парные формы уроков, с высокой степенью самостоятельности и активности учащихся.
Календарно-тематическое планирование
УМК: Перспектива
Предмет: математика
Целевая аудитория: обучающиеся 4 класса
Календарно-тематическое планиро
Пробные и зачётные уроки
Анализ урока
Класс: ____1_____
Предмет: __Окружающий мир_____
Тема урока: _____Домашние животные_
Тип урока: ___Комбинированный_
Цель урока: Расширить и обобщить знания детей о домашних животных.
Задачи урока:
дидактические: ___________повторить и обобщить знания о домашних животных
развивающие:__________развивать умения анализировать, обобщать, сравнивать_
воспитательные:___воспитывать бережное отношение к животным___
Ресурсы: Интерактивная презентация, учебник А.А. Плешакова «Окружающий мир», 1 класс, 1 часть._
Характеристика этапов урока
Этап урока | Методы и приёмы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | +/- | Примечание |
| Художественное слово (стихи, пословицы), зрительный ряд, «Дерево ожиданий» | Активизирует внимание учащихся, создаёт положительный настрой | Готовятся к уроку, слушают учителя, смотрят на экра. | Ф | Презентация | + Рассадка детей, парты полукругом, + красочная информативная презентация, + художественное чтение стихотворения Заходера «Мохнатая азвуба) + «Дерево желаний» (внутренняя мотивация) + | |
| Исследовательско-проблемный подход | Включает аудиозаписи голосов животных и просит детей определить, кто кричит. Просит найти «лишнего» на изображении. Так какова тема урока? Можем ли мы двигаться дальше, что мы должны сначала для себя поставить? С помощью наводящих слов «узнать, развивать | Дети определяют по звучанию, чей голос слышен в презентации. Смотрят на слайд, находят «лишнего» Формулируют тему урока, цели, задачи. | Ф | Презентация, сигнальные карточки | + формулирование темы и задач | |
| Исследовательско-проблемный подход | Объясняет детям, кто такие исследователи и исследование Направляет деетй, задаёт вопросы. | Строят предположение кто такие исследователи. Дети зачитывают подготовленные раннее доклады. | И,Ф | Презентация | + дети вовлечены, активны - деятельностью охвачены не все учащиеся класса - Нет оценивания работы детей | |
| Работа в группах | Составляет план работы в группе, знакомит с ним учащихся. | Выполняют задания в группах, согласно плану. «Зазищают» свои плакаты о животном. | Г | | + дети работают слажено, групповая работа соответствует методике проведения групповых работ. - шум - не совсем тактично поправляет детей, Не даёт высказаться, прерывает. | |
Подведение итогов рефлексия. | Сформулирвоть выводы: кто такие домашние животные? | Спрашивает детей, что нового они узнали, чему научились, как оценивают свою работу на уроке. | Оценивают свою работу на уроке, формулируют выводы, о том, кто такие домашние животные. | Ф | Беседа | + дети оценивают себя, формулируют выводы. - учитель не оценивает работу учащихся на уроке. | |
Вывод: В данном уроке наглядно представлена организация групповой и частично-поисковой деятельности учащихся на уроках. Чувствуется системность применения данной формы в работе учителя с классом. Речь учителя чёткая, не были замечены теоретические неточности либо лексические, орфоэпические ошибки в речи, однако, на наш взгляд, учитель несколько авторитарен с детьми. К сожалению возрастные особенности учащихся в данном уроке не учитываются, в первом классе готовить и представлять доклады могут далеко не все учащиеся, если такие и есть, целесообразнее применять дифференцированный подход. Кроме того не были представлены здоровьесберегающие технологии, что является значительным упущением при настолько насыщенном деятельностью уроке.
Рекомендации учителю: Включить дифференцированный подход в работе с детьми, рассмотреть концепцию личностно-ориентированного обучения и принципа гуманизма, обязательно применять здоровьесберегающие технологии.
Анализ урока
Класс: ____2____
Предмет: __Русский язык_____
Тема урока: «Корень, однокоренные слова»
Тип урока: ___Комбинированный__
Цель урока: Расширить и обобщить знания детей о корне слова.
Задачи урока:
дидактические: ___________повторить и обобщить знания о корнях и орфограммах в корне слова.
развивающие:__________развивать умения анализировать, обобщать, сравнивать
воспитательные:___воспитывать интерес и любовь к родному языку
Ресурсы: ______Интерактивная презентация, учебник Канакина «Русский язык», 2 класс, 1 часть.___________________
Характеристика этапов урока
Этап урока | Методы и приёмы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | +/- | Примечание |
| Художественное слово (пословица) | Активизирует внимание учащихся, создаёт положительный настрой Проводит пальчиковую гимнастику | Готовятся к уроку, слушают учителя, смотрят на экран | Ф | Презентация | , + красочная информативная презентация, + пословица + | |
| Исследовательско-проблемный подход | На основе фразеологизма «Зри в корень» подводит учащихся к теме урока | Формулируют тему урока и цель | Ф | Презентация, сигнальные карточки | + формулирование темы и задач | Можно было остановится на понятии «Фразеологизмы», вспомнить, привести примеры. |
| Ассоциации | Сравнивает элементы чистописания с морозным узором на окне | Прописывают элементы по образцу | Ф.И | Презентация | + сравнение узоров, предварительная гимнастика - не даётся показ учителя на доске - не повторили правила посадки при письме - учитель не следит за осанкой | |
| Кроссворд | Предлагает решить кроссворд со словарными словами, проговаривает орфограммы | Называют слова, орфограммы, записывают | Ф,И | Кроссворд | + заинтересованность детей + обращает внимание на орфограммы, требует точных ответов | |
| Исследовательско-проблемный подход | Обращает внимание на то, что все слова в кроссворде имеют общую часть – корень. Составляют модель определения понятия корню. | Делают вывод о том, что слова имеют один корень, значение и происхождение - однокоренные | И,Ф | Презентация | + дети вовлечены, активны - деятельностью охвачены не все учащиеся класса - Нет оценивания работы детей | |
| Упражнение «разбей на группы» | Предлагает найти «лишние» словва | Выполняют задания Согласно инструкциям учителя | Ф | | + дети активны - шум - хоровые ответы | |
Подведение итогов рефлексия. | Сформулирвоть выводы: что такое корень, однокоренные слова | Спрашивает детей, что нового они узнали, чему научились, как оценивают свою работу на уроке. | Оценивают свою работу на уроке, формулируют выводы, о том, кто такие домашние животные. | Ф | Беседа | + дети оценивают себя, формулируют выводы. - учитель не оценивает работу учащихся на уроке. | |