Файл: Внутренняя система оценки качества образования как механизм проектирования эффективности образовательных результатов Существует много определений качества образования..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Трухан Е. В.,
заместитель директора
МБОУ «Центр образования № 1»
г. Новомосковска Тульской области
Внутренняя система оценки качества образования как механизм проектирования эффективности образовательных результатов
Существует много определений качества образования. Мы воспользуемся определением, которое дано в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»: «Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы».
В связи с этим, становится все более осознанной и актуальной необходимость управления качеством образования. Данный процесс будет наиболее эффективен, когда он не спонтанен, а систематичен.
Можно выделить следующие уровни управления качеством образования:
-
Государственно-общественный -
Региональный -
Муниципальный -
Административный (администрация ОО) -
Управление на уровне учителя -
Управление на уровне ученика (как субъекта).
Первые три уровня управления относятся к внешней оценке качества образования, а остальные – к внутренней. Именно о внутренней системе оценки качества образования и пойдет речь.
В каждой образовательной организации разработано и реализуется Положение о внутренней системе оценки качества образования. Наша школа не исключение.
Целью внутришкольной системы оценки качества образования для нас является получение объективной информации о состоянии качества образования, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень.
Основными задачами внутришкольной системы оценки качества образования являются:
• формирование единого понимания критериев качества образования и подходов к его измерению;
информационное, аналитическое обеспечение мониторинга школьной системы образования;
• определение форматов собираемой информации и разработка технологии её использования в качестве информационной основы принятия управленческих решений;
• обеспечение функционирования школьной образовательной статистики и мониторинга качества образования;
• выявление факторов, влияющих на повышение качества образования;
• реализация механизмов информационной открытости и коллегиальности при принятии стратегических решений в области оценки качества образования;
• оказание помощи в определении повышающего коэффициента стимулирующего характера для выплаты педагогам за высокое качество образования из фонда выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Все перечисленное приводит нас к понятию управление качеством образования.
Обратимся к словарю. Википедия дает следующее толкование слова «управление»:
«Управление — это процесс прогнозирования, планирования, организации, мотивации, координации и контроля, необходимыйдля того, чтобы сформулировать и достичь цели», т. е. управление – некая деятельность для достижения цели, а цель – стремление к определенному результату. А к какому? ФГОС предъявляет требования к результатам освоения образовательной программы. Требования представлены описанием предметных, метапредметных и личностных результатов и конкретизируются в примерных основных образовательных программах в виде планируемых результатов по учебным предметам, результатов освоения междисциплинарных программ (программы развития универсальных учебных действий, программы «Работа с текстом» и др.). Если под метапредметными результатами в начальной школе подразумевались освоенные универсальные учебные действия, ключевые компетенции и межпредметные понятия, то в основной и старшей школе добавляется способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельно планировать, осуществлять учебную деятельность, строить индивидуальную образовательную траекторию. В дошкольном образовании планируемые результаты – ценностные ориентиры.
В виде схемы этот процесс можно представить следующим образом:
Планирование
Организация
Мотивация
Контроль и оценка
Планируемые результаты
(личностные, метапредметные, предметные)
Планирование на уровне администрации включает разработку образовательной программы, плана работы, расстановку кадров.
На уровне учителя - это составление календарно-тематического планирования по предмету, планирование конкретного урока, внеурочной деятельности, планирование воспитательной работы с классом, взаимодействия с родителями (законными представителями). Насколько цель, которую учитель ставит перед каждым уроком, соответствует ожидаемым результатам? Если цель провести урок, то результат – урок прошел. Чем конкретнее цель, тем более осязаемый результат, тем проще его проанализировать и оценить, т. е. поставленная цель урока должна быть адекватна его результату, следовательно, учителю нужно четко понимать, что он формирует на каждом конкретном уроке. В этом учебном году все школы нашего города начали работу по включению в календарно-тематическое планирование контролируемых элементов содержания (КЭС) и контролируемых предметных умений (КПУ). Что это дает учителю? Прежде всего, понимание, какому предметному содержанию и умению нужно уделить большее внимание, так как именно оно будет затем проверено, в том числе в ходе независимой оценки качества образования.
На уровне ученика планирование – формулировка и осознание цели и задач урока, нахождение и понимание границ собственного знания – незнания («знаю», «не знаю» «хочу узнать»), планирование своей деятельности, в том числе за пределами школы.
Следующий компонент управления – организация деятельности по достижению цели. Без качественного процесса невозможен качественный результат.
На уровне администрации – это организация работы школы как единого механизма, т. е. создание оптимального режима работы, методическая помощь педагогам посредством организации повышения квалификации (курсы, вебинары, семинары, мастер-классы, педагогический совет, работа школьных кафедр и т. д.).
На уровне учителя – это проведение урока, внеурочного мероприятия, работа с родителями (родительское собрание, консультации, совместные мероприятия и т. п.).
На современном этапе образования приоритетом является формирование у школьников умения учиться, создание условий, способствующих реализации потенциальных возможностей детей, обеспечивающих их личностный рост. Следовательно, более актуальным становится использование в образовательном процессе технологий, приемов и методов, которые формируют умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения, т. е. технологии, приемы и методы, реализующие системно-деятельностный подход. Следует отметить, что в полном объеме реализуется системно-деятельностный подход только в парадигме развивающего образования.
Все начальные классы нашей школы обучаются по системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова, технология развивающего обучения применяется и в основной, и старшей школе. Обучение ведется в «зоне ближайшего развития», т.е. ребенку предлагается решение учебных задач, которые он еще не может решить самостоятельно, но уже решает с помощью взрослого. Ученическая работа строится как поиск и проба средств решения учебной задачи. Следование указанному способу организации учебного процесса позволяет достичь планируемых результатов. Ученик научается определять возможности и ограничения своих действий и искать ресурсы их осуществления.
Способы действий на уроках и во внеурочной деятельности:
- различение объектов на основе их отличительных признаков;
- определение объекта по его качественной характеристике;
- представление свойств объектов в виде модели;
- подбор объектов к модели;
- сравнение объектов, анализ, группировка, классификация;
- формулирование вывода;
- действие по образцу;
- решение различных учебных задач с опорой и без опоры на модели;
- использование учебного материала при работе со справочной литературой и другими источниками информации, в том числе средствами Интернет;
- актуализация известного об объекте;
- рефлексия собственной речевой и мыслительной деятельности;
- составление информации в виде текста, моделей, схем, ее презентация.
На уроках и во внеурочной деятельности используются фронтальная, групповая, индивидуальная формы работы, работа в парах. Это является основой для формирования личностных результатов, а также коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий, прежде всего - умения донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого.
На уроках и во внеурочной деятельности мы уделяем большое внимание проектной и исследовательской деятельности детей, что также способствует достижению планируемых результатов. Воспитательный процесс главным образом направлен на вовлечение учеников в практическую деятельность, в практику больших и малых добрых дел. Задача учителя как воспитателя поддерживать хорошие инициативы детей и обеспечивать возможности для их осуществления. Примеры внеурочной деятельности, связанной с предметным содержанием учебных предметов:
Экскурсии, в том числе виртуальные.
Конкурсы.
Тематические внеклассные занятия.
Практические исследования.
Составление летописи класса.
Составление родословного древа.
Классные часы.
Межпредметные модули и проекты.
Тематическая выставка плакатов.
Межвозрастные проекты.
Общешкольный однодневный пеший поход.
Создание книги.
Драматизация.
Презентация.
Подготовка выставок
Подготовка портфолио.
Нынешние дети — люди сетевого века. Переломным моментом в технологиях стало появление личных мобильных образовательных устройств ребенка — айпадов, планшетов и смартфонов. «На первом уроке в 1-м классе учительница выдала Вовочке букварь, тетрадки, кассу с буквами, счетные палочки и карандаши. Тот осмотрел все это хозяйство, вспомнил об оставленных дома компьютере с айпадом и горько вздохнул: «Предки, как всегда, обманули. Обещали 1-й класс, а запихнули в эконом».
С каждым годом всё актуальней в системе образования становится применение технологий смешанного обучения, в том числе технологии «Перевёрнутый класс» (или «Перевернутый урок»). На протяжении последних 10 лет во всём мире популярна эта технология. Мы также начали апробацию технологии «Перевёрнутый класс» (или «Перевернутый урок»).
Перевёрнутое обучение подразумевает, что вместо традиционного домашнего задания учащиеся смотрят видеолекции в сети, то есть самостоятельно проходят тот материал, который должны были бы пройти в классе. А на уроке вместе с учителем выполняют практические задания, закрепляя теоретические знания. Иными словами,