Файл: Внутренняя система оценки качества образования как механизм проектирования эффективности образовательных результатов Существует много определений качества образования..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
дома дети выполняют классную работу, а в классе — домашнюю, перевернув тем самым процесс обучения.
Первооткрывателями технологии смешанного обучения считают учителей химии Аарона Самса и Джонатана Бергманна. Чтобы не стоять изо дня в день у доски, объясняя новый материал, они записали и выложили видеолекции и обучающие занятия для учеников старших классов в интернет. Этот формат понравился школьникам, и учителям всего мира, воодушевившись примером коллег, стали записывать свои видеолекции.
Если вспомнить наши обычные уроки, то учитель успевает на уроке дать новые знания, проверить понимание на основе элементарных упражнений и задать домашнее задание, чаще всего это упражнения на применение. Более высокие и самые сложные продуктивные уровни усвоения знаний тоже чаще остаются на дом, либо вообще не применяются. При этом ФГОС требует от нас учителей формирования таких качеств, как самостоятельность, сотрудничество, критическое мышление, поиск и применение информации, решение проблем. При применении модели обучения «Перевёрнутый класс», отдавая на домашнее изучение новую тему, мы получаем возможность организовать на уроке активные формы обучения, которые будут направлены на практическое решение заданий сложного уровня и формирование современных компетенций обучающихся. На уроке освобождается время для большей самостоятельной продуктивной деятельности обучающихся.
Учитель при помощи специальных электронных программ записывает лекцию, размещает её на доступном классу ресурсе, делает рассылку ученикам, «сбрасывает» её на информационный носитель ученика или дает ссылки на материал. К материалу может прилагаться небольшое задание для того, чтобы ученик сам мог себя проверить. Место, время, темп и количество просмотров обучающего видео учащийся определяет сам. В классе на уроке происходи отработка нового материала, с которым дети уже познакомились дома. Преимуществом технологии «Перевёрнутый класс» учителя-практики отмечают возможность организовать работу на уроке так, чтобы мотивированные сильные учащиеся могли идти дальше, а у учителя освобождается время на работу с менее мотивированными учениками. Чаще всего работа строится по группам. Есть, конечно, у данной технологии не только плюсы, но и минусы. (Отличия классического урока от урока по технологии «Перевернутый класс», а также преимущества и недостатки данной технологии в раздатке). Сегодня вы сможете увидеть технологию «Перевернутый класс» в действии.
Отличия классического урока от учебного занятия в формате "Перевернутый класс"
Преимущества и недостатки урока по модели «Перевернутый класс».
Немаловажным компонентом управления является мотивация. Мотивация и интерес поддерживают у ученика желание учиться, а у педагога работать. Если ребенку нравится предмет, а может быть учитель, преподающий его, ребенок с радостью идет на урок, с удовольствием работает на нем, это не может не отразиться на качестве. Настоящий профессионал – знающий, думающий, творческий, заинтересованный в своем деле учитель – всегда сумеет выбрать из множества форм, методов, приемов, программ, учебных пособий те, которые эффективны именно для этого коллектива детей, создать на уроке деловую атмосферу, организовать поисковую деятельность, не только вложить в головы учеников сумму знаний, но и научить детей учиться.
Следующий компонент управления качеством – контроль и оценка. Система оценки достижения планируемых результатов предполагает комплексный подход: оценку достижения учащимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
Для оценки личностных планируемых результатов в нашей организации используются:
Для оценки метапредметных и предметных планируемых результатов используются:
Для оценивания предметных результатов мы используем административные контрольные работы, тематические контрольные работы, тесты. Осуществляя оценивание, необходимо использовать правильный инструментарий. Проверяй так, как проверяют тебя. Где найти эти точки соприкосновения? Прежде чем составить контрольную работу или найти в Интернет готовую и предложить ее детям, необходимо проанализировать ее с точки зрения контролируемых элементов содержания (КЭС). Здесь на помощь приходит электронный журнал и модуль МСОКО (многоуровневая система оценки качества образования).
Многоуровневая система оценки качества образования подразумевает анализ предметных результатов на различных уровнях: уровне учителя, уровне администрации школы, комитета по образованию, рособрнадзора.
Модуль «МСОКО» предоставляет возможность администрации провести комплексный анализ качества образования в организации, выявить проблемные точки, наметить пути решения проблем. Заместитель директора, например, используя модуль МСОКО, может контролировать выполнение стандарта, учебных программ, достижение учащимися предметных планируемых результатов. Соответственно, учитель контролирует тоже самое, но на уровне своего класса и предмета. Конечно, необходимо обучить педагогов работе в этой системе, поэтому вначале мы проводили обучающие семинары для педагогов. Учителя учились составлять протоколы контрольных и тестовых работ в электронном журнале, анализировать их, принимать на своем уровне управленческие решения. Сейчас в нашей школе идет активная работа по созданию фонда контрольно-оценочных материалов с учетом КЭС.
Контрольно-оценочная деятельность учащихся формируется с первого дня обучения. Дети учатся слушать и слышать друг друга, соотносить внешнюю (учительскую) оценку со своей (самооценкой), работать с разными мнениями на уроке, различать коллизии, «ловушки». Особое внимание уделяется коллективному обсуждению детских сомнений. А первом классе вводятся знаки согласия - несогласия «+» и «–», «умный вопрос».
Формируя у детей самооценку, мы соблюдаем следующие условия:
- начинаем с самооценочного суждения ребенка, ведь если оценка взрослого предшествует детской, то ребенок либо некритично принимает ее, либо аффективно отвергает;
- предлагаем оценить только одно усилие;
- при оценивании каждый ребенок имеет право на собственное мнение (учитель знакомит детей с мнениями одноклассников, уважая каждое, не навязывая ни своего мнения, ни мнения большинства, дети учатсяценить достижения другого, проявляя уважение).
Для формирования оценочной деятельности в нашей школе используются, например, шкала успеха, веревочки.
Очень важно, чтобы ученик научился анализировать результаты контрольной или проверочной работы. Мог себе ответить на вопросы: «Что не получилось?», «Почему не получилось?», «Что нужно сделать, чтобы получилось?». Причина ошибки может быть в невнимательном чтении задания, в незнании учебного материала, а может быть, в непонимании самого реального процесса, о котором идет речь в задании. Для преодоления каждого вида ошибок предпринимаемые меры будут различны. Анализу ошибок необходимо ребенка учить. Один из способов: использование оценочного листа.
Таким образом, управление качеством образования представляет собой непрерывный замкнутый процесс, состоящий из взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов. Только планомерная системная работа может обеспечить качественное достижение планируемых результатов.
Первооткрывателями технологии смешанного обучения считают учителей химии Аарона Самса и Джонатана Бергманна. Чтобы не стоять изо дня в день у доски, объясняя новый материал, они записали и выложили видеолекции и обучающие занятия для учеников старших классов в интернет. Этот формат понравился школьникам, и учителям всего мира, воодушевившись примером коллег, стали записывать свои видеолекции.
Если вспомнить наши обычные уроки, то учитель успевает на уроке дать новые знания, проверить понимание на основе элементарных упражнений и задать домашнее задание, чаще всего это упражнения на применение. Более высокие и самые сложные продуктивные уровни усвоения знаний тоже чаще остаются на дом, либо вообще не применяются. При этом ФГОС требует от нас учителей формирования таких качеств, как самостоятельность, сотрудничество, критическое мышление, поиск и применение информации, решение проблем. При применении модели обучения «Перевёрнутый класс», отдавая на домашнее изучение новую тему, мы получаем возможность организовать на уроке активные формы обучения, которые будут направлены на практическое решение заданий сложного уровня и формирование современных компетенций обучающихся. На уроке освобождается время для большей самостоятельной продуктивной деятельности обучающихся.
Учитель при помощи специальных электронных программ записывает лекцию, размещает её на доступном классу ресурсе, делает рассылку ученикам, «сбрасывает» её на информационный носитель ученика или дает ссылки на материал. К материалу может прилагаться небольшое задание для того, чтобы ученик сам мог себя проверить. Место, время, темп и количество просмотров обучающего видео учащийся определяет сам. В классе на уроке происходи отработка нового материала, с которым дети уже познакомились дома. Преимуществом технологии «Перевёрнутый класс» учителя-практики отмечают возможность организовать работу на уроке так, чтобы мотивированные сильные учащиеся могли идти дальше, а у учителя освобождается время на работу с менее мотивированными учениками. Чаще всего работа строится по группам. Есть, конечно, у данной технологии не только плюсы, но и минусы. (Отличия классического урока от урока по технологии «Перевернутый класс», а также преимущества и недостатки данной технологии в раздатке). Сегодня вы сможете увидеть технологию «Перевернутый класс» в действии.
Отличия классического урока от учебного занятия в формате "Перевернутый класс"
Классический урок | «Перевернутый класс» |
Учитель объясняет материал в классе. Учащиеся дома закрепляют новый материал, выполняя домашнее задание. Проблема: обучающиеся часто бывают невнимательны в классе, дома нет никого рядом, кто смог бы помочь. Появляется тревожное состояние школьников на уроке, нежелание отвечать домашнее задание и т.п. | Учитель предлагает домашнее задание в форме учебного видео, давая подробную инструкцию по работе с ним. Учащиесяпросматривают фильм дома, предварительно выполняя задания, необходимые для дальнейшей работы в классе. |
Преимущества и недостатки урока по модели «Перевернутый класс».
Преимущества | Недостатки |
Ученик может спокойно просматривать и прослушивать задание, делать паузу в любом месте или повторять нужный фрагмент в фильме. | Ученик не может непосредственно задавать вопрос учителю, если он у него возник. |
Фильмы доступны для отсутствующих школьников. | Не каждый ученик выполняет домашнее задание. |
Если ученик что-то забыл, он всегда может обратиться к исходному файлу. | Компьютер или другой аппарат должен быть в свободном доступе для школьника, что, к сожалению, не всегда возможно. |
Во время презентации на компьютере можно более доступно преподнести материал. | Речь идет о медиализации «нелюбимой фронтальной работы». |
Внимание учителя сосредоточено на конкретной работе обучающегося (индивидуальный подход). | Ученикам, которые не смотрели фильм, будет неинтересно на уроке. |
Немаловажным компонентом управления является мотивация. Мотивация и интерес поддерживают у ученика желание учиться, а у педагога работать. Если ребенку нравится предмет, а может быть учитель, преподающий его, ребенок с радостью идет на урок, с удовольствием работает на нем, это не может не отразиться на качестве. Настоящий профессионал – знающий, думающий, творческий, заинтересованный в своем деле учитель – всегда сумеет выбрать из множества форм, методов, приемов, программ, учебных пособий те, которые эффективны именно для этого коллектива детей, создать на уроке деловую атмосферу, организовать поисковую деятельность, не только вложить в головы учеников сумму знаний, но и научить детей учиться.
Следующий компонент управления качеством – контроль и оценка. Система оценки достижения планируемых результатов предполагает комплексный подход: оценку достижения учащимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
Для оценки личностных планируемых результатов в нашей организации используются:
-
Наблюдение за учащимся на уроках и во внеурочной деятельности. -
Анкетирование учащихся и их родителей. -
Стартовые, итоговые контрольные работы (анализ выбора заданий различного уровня). -
Подготовка и презентация учащимися личностных собственных достижений и достижений класса как общности (портфолио). -
Самооценка детьми процесса и результатов своей деятельности.
Для оценки метапредметных и предметных планируемых результатов используются:
-
Стартовая психолого-педагогическая диагностика готовности первоклассников к школьному обучению. -
Педагогическая диагностика «Школьный старт». -
Стартовые проверочныеработы. -
Итоговые комплексные проверочные работы. -
Диагностика УУД. -
Проектные задачи. -
Демонстрация достижений обучающихся с предъявлением накопленного в течение года материала, в том числе в форме портфолио. -
Итоговый проект.
Для оценивания предметных результатов мы используем административные контрольные работы, тематические контрольные работы, тесты. Осуществляя оценивание, необходимо использовать правильный инструментарий. Проверяй так, как проверяют тебя. Где найти эти точки соприкосновения? Прежде чем составить контрольную работу или найти в Интернет готовую и предложить ее детям, необходимо проанализировать ее с точки зрения контролируемых элементов содержания (КЭС). Здесь на помощь приходит электронный журнал и модуль МСОКО (многоуровневая система оценки качества образования).
Многоуровневая система оценки качества образования подразумевает анализ предметных результатов на различных уровнях: уровне учителя, уровне администрации школы, комитета по образованию, рособрнадзора.
Модуль «МСОКО» предоставляет возможность администрации провести комплексный анализ качества образования в организации, выявить проблемные точки, наметить пути решения проблем. Заместитель директора, например, используя модуль МСОКО, может контролировать выполнение стандарта, учебных программ, достижение учащимися предметных планируемых результатов. Соответственно, учитель контролирует тоже самое, но на уровне своего класса и предмета. Конечно, необходимо обучить педагогов работе в этой системе, поэтому вначале мы проводили обучающие семинары для педагогов. Учителя учились составлять протоколы контрольных и тестовых работ в электронном журнале, анализировать их, принимать на своем уровне управленческие решения. Сейчас в нашей школе идет активная работа по созданию фонда контрольно-оценочных материалов с учетом КЭС.
Контрольно-оценочная деятельность учащихся формируется с первого дня обучения. Дети учатся слушать и слышать друг друга, соотносить внешнюю (учительскую) оценку со своей (самооценкой), работать с разными мнениями на уроке, различать коллизии, «ловушки». Особое внимание уделяется коллективному обсуждению детских сомнений. А первом классе вводятся знаки согласия - несогласия «+» и «–», «умный вопрос».
Формируя у детей самооценку, мы соблюдаем следующие условия:
- начинаем с самооценочного суждения ребенка, ведь если оценка взрослого предшествует детской, то ребенок либо некритично принимает ее, либо аффективно отвергает;
- предлагаем оценить только одно усилие;
- при оценивании каждый ребенок имеет право на собственное мнение (учитель знакомит детей с мнениями одноклассников, уважая каждое, не навязывая ни своего мнения, ни мнения большинства, дети учатсяценить достижения другого, проявляя уважение).
Для формирования оценочной деятельности в нашей школе используются, например, шкала успеха, веревочки.
Очень важно, чтобы ученик научился анализировать результаты контрольной или проверочной работы. Мог себе ответить на вопросы: «Что не получилось?», «Почему не получилось?», «Что нужно сделать, чтобы получилось?». Причина ошибки может быть в невнимательном чтении задания, в незнании учебного материала, а может быть, в непонимании самого реального процесса, о котором идет речь в задании. Для преодоления каждого вида ошибок предпринимаемые меры будут различны. Анализу ошибок необходимо ребенка учить. Один из способов: использование оценочного листа.
Таким образом, управление качеством образования представляет собой непрерывный замкнутый процесс, состоящий из взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов. Только планомерная системная работа может обеспечить качественное достижение планируемых результатов.