Файл: Курсовая работа Особенности организации работы в природном уголке с детьми дошкольного возраста.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 167

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, при которой достигается эффект – очевидные проявления начал экологической культуры у детей дошкольного возраста;
- создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического воспитания;
- создание в дошкольном образовательном учреждении условий, обеспечивающих, реализацию экологического воспитания детей дошкольного возраста;
- систематическое повышение квалификации педагогического персонала: овладение новыми методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;




- осуществление систематической работы с детьми в рамках той или другой технологии, постоянное ее совершенствование;
- выявление у детей дошкольного возраста уровня экологической культуры – реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с окружающим миром.

Рисунок 1 - Задачи экологического воспитания дошкольников

Необходимо отметить, что именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения и представляет, широкие возможности для экологического воспитания детей.

Воспитатель – главная фигура педагогического процесса и решающий фактор в экологическом воспитании. Три аспекта его личности определяют результат его деятельности, а именно формирование у ребенка дошкольного возраста начал экологической культуры [12, с.177]:

- понимание экологических проблем и причин, их порождающих. Ощущение гражданской ответственности за сложившуюся ситуацию, желание и действенная готовность изменить ее;

- профессионализм и педагогическое мастерство: владение методикой экологического воспитания дошкольников, понимание целей и задач экологического воспитания, систематическая реализация конкретной технологии в практической деятельности при работе с детьми, творческий поиск в ее совершенствовании;

- общая ориентация и практикование новой гуманистической модели воспитания: создание благоприятной атмосферы проживания детей в детском саду, забота о физическом и психическом здоровье детей, использование личностно-ориентированных методов воспитания, индивидуализация в работе с детьми и семьями воспитанников.


Кроме того, экологическое воспитание дошкольников — это часть образовательного процесса, которая способствует развитию у детей дошкольного возраста мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, то есть становлению личности в целом. В процессе экологического воспитания дошкольники овладевают нормами экологически грамотного безопасного поведения на основе комплекса элементарных экологических знаний, осознания причинно-следственных связей в природе, бережного отношения ко всему живому. По мнению П. Г. Федосеевой основной целью экологического воспитания в дошкольном детстве является «формирование начал экологической культуры и становление на этой основе у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к природе». Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается в детской душе только в том случае, если дошкольник ежедневно видит примеры внимательного, заботливого отношения к природе со стороны взрослых, воспитателей и родителей.

В авторской концепции С. Н. Николаевой было отмечено, что целью экологического воспитания дошкольников является формирование начал экологической культуры, под которым понимается «становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии; к людям, охраняющим ее и созидающим на основе природы материальные и духовные ценности; к себе, как части природы; понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды». Составные экологической культуры личности дошкольника, по С. Н. Николаевой, — «знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в разнообразной деятельности (в играх, труде, в быту)». На рисунке 2 обозначено, что С. Н. Николаева подразумевает под задачами экологического воспитания дошкольников [18, с.204]:

- в научно-познавательной сфере: формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средства становления осознанного отношения к природе);
- развитие познавательного интереса к миру природы: формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
- в эмоционально-нравственной сфере: воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;






- развитие чувства эмпатии к объектам природы: формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);




- в практическо-деятельностной сфере: формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;




- освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;




- формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
- формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

Рисунок 2 - Задачи экологического воспитания дошкольников по С. Н. Николаевой

Было отмечено, что задачи экологического воспитания дошкольников определяют основные направления этого процесса, главным из которых является формирование экологической культуры детей.

По мнению Н. А. Рыжовой, экологическая культура детей дошкольного возраста характеризуется «определенным уровнем восприятия ребенком природы, окружающего мира и оценки своего положения по отношению к природе и окружающему миру». Усвоение ребенком дошкольного возраста нравственно-экологических норм и правил поведения в природе способствует установлению экологически правильных и безопасных взаимоотношений ребенка с окружающей природной средой, средой города, села, деревни, где он проживает [17, с.219].

Поэтому «при воспитании экологической культуры дошкольников особенно важна эмоциональная насыщенность средств и методов, эффективно влияющих на нравственную и мотивационную сферы личности ребенка». Второе направление экологического воспитания дошкольников — формирование экологических знаний и представлений детей на основе отбора содержания образования. В том случае, когда «экологические знания становятся основой экологического воспитания и экологической культуры детей дошкольного возраста, у ребенка формируется определенная система ценностей, представление о человеке как о части природы, о зависимости своей жизни, своего здоровья от ее состояния».


Экологическое воспитание в этом случае тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботить о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка). При экологическом воспитании детей дошкольного возраста в основном акцент делается на воспитание бережного отношения к природе, выработке трудовых навыков в природных условиях, воспитанию эмоционально-нравственного отношения детей к объектам природы, знакомство детей с рядом животных, растений, уход за ними. Все это, безусловно, играет большую роль в формировании экологически грамотных представлений у детей дошкольного возраста об окружающей среде. Однако этого недостаточно: детям нужен минимум экологических знаний, которые помогут им понять необходимость вести себя экологически грамотно.

Следует также отметить и то, что многие педагоги в процессе обучения обращают внимание детей, прежде всего на живые объекты, особенно животных, крайне мало внимания уделяется объектам неживой природы. Вместе с тем известно, что у детей велик интерес и к объектам неживой природы, и при правильной организации работы (проведении опытов, наблюдений) ребенок легко усваивает знания о неживой природе и ее связи с живой природы. В ходе экологического воспитания дошкольников обязательные встречи с природой расширяют представления детей, совершенствуют их умение внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала.

Экологическое воспитание дошкольников сегодня — это целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, который обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности. Главной задачей экологического воспитания детей дошкольного возраста является воспитание экологической культуры, в рамках которого происходит формирование у детей экологических представлений и знаний, развитие положительных эмоций и чувств по отношению к природе, развитие восприятия природы как ценности, создание устойчивой мотивации к деятельности, направленной на защиту, сбережение и сохранение природной среды обитания, формирование экологических убеждений на основе экологической деятельности.


Формирование основ экологической культуры в условиях дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять через интеграцию экологии во всех образовательных областях и через различные формы работы с детьми дошкольного возраста. В дошкольных образовательных учреждениях необходимо создать целостную систему экологического воспитания через все виды детской деятельности, направленные на решение следующих задач:

- развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм и правил поведения в природе и в обществе.

- воспитание у детей дошкольного возраста этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами природы.

- формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста.

Для успешного решения задач экологического воспитания, необходима реализация в дошкольных образовательных учреждениях воспитательно-образовательной работы. Где особое место занимают занятия интегрированного типа, предусматривающие сочетание различных видов деятельности, в том числе двигательной, игровой и творческой. Интегрированные формы работы позволяют не допустить перегрузки детей в течение дня, повышают заинтересованность детей, создают условия для развития каждого ребенка.
1.3. Методы и приемы экологического воспитания
Основы воспитания ценностного отношения ребёнка к окружающему миру природы составляет его устойчивая потребность в общении и взаимодействии с природой. Реализовать эту задачу можно через использование всего спектра методов и форм работы с детьми по их экологическому образованию.

Методы обучения— это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которой осуществляется формирование представлений, умений и навыков и воспитание отношения к окружающему миру.

В экологическом образовании дошкольников широко используется классификация методов обучения по источникам знаний (см. рисунок 3).


Методы ознакомления дошкольников с природой

Наглядные

Практические

Словесные